Обсуждаемое
Опрос
Популярное
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Рейтинг
Видео
Так и було 28-11-2024 Так и було

10 принципов работы по-советски

10 принципов работы по-советски

Иллюстрация: OpenClipart-Vectors / pixabay

Выросло целое поколение взрослых людей, которые никогда в СССР не работали, а потому они часто принимают за чистую монету различные клеветнические антисоветские байки, поддерживаемые современной пропагандой.

Поэтому я хотел бы рассказать, чем в принципе отличалась работа по-советски от работы в современной России.

Живу я всю жизнь в Саратове и сравнивать буду провинциальные условия для работы. Размер средней зарплаты в советское время был разным, при этом все годы стабильно рос, поэтому конкретные цифры размера советских зарплат я оставлю за скобками.

Принципы работы в СССР, скажем, в 1950 году и в 1985 году были примерно одинаковы, а вот от современных условий они отличаются разительно.

Итак, по пунктам:

1. Работа по-советски была всегда.

В СССР не просто не было безработицы, в СССР в принципе всегда были свободные вакансии со средним и выше среднего заработком.

2. Работа по-советски чаще всего была рядом с домом.

В городах большинство рабочих мест — это места на крупных промышленных предприятиях. А они, как правило, строили дома для своих работников в прилегающих районах. Скажем, мои родители на обед одно время ходили домой оба. Хотя мама до этого работала на предприятии, куда надо было ехать десяток остановок, а потом она устроилась на военный завод с доставкой транспортом предприятия. Там она обедала в столовой. Завод был рядом, рабочий день заканчивался в 16.50, в 17.00 отходили автобусы, в 17.15 мама была дома.

Надо еще понимать, что оклады по одним и тем же специальностям были примерно одинаковы, поэтому просто не было смысла ехать на другой конец города работать табельщицей или сварщиком, если можно было устроиться около дома.

3. Работа по-советски часто шла вместе с жильем.

Ну то есть, если вам негде было жить, скажем, вы — молодой специалист, желающий переехать от родителей, то вам почти автоматом давали место в общаге, молодые семьи ставили в очередь на жилье. Среднее число лет ожидания в такой очереди было 6-8, но были остродефицитные специальности, где могли дать квартиру сразу.

Мой друг детства получил диплом инженера-автодорожника и ему дали трехкомнатную квартиру в центре города при устройстве на его первое рабочее место. Ну не модны тогда были такие специальности. Пару мальчиков ему жена тогда уже родила.

Понятно, что были какие-то конторы без общаги. Но это было редкостью, найти работу с жильем не стоило никаких усилий.

4. Работа по-советски оплачивалась в размере, который гарантировал вам решение всех базовых жизненных потребностей.

На среднюю советскую зарплату можно было раз 15-20 заплатить все коммунальные платежи. Свою первую полную зарплату я получил еще студентом, за голую ставку учителя с неполным высшим — 110 руб. Она составляла 55% от тогдашней средней. Как раз во столько мне обошлась поездка на юг под Сочи с друзьями. За трешку родителей я мог внести коммуналку на 7 месяцев вперед. Набор 1 кг картошки — 1 л молока — буханка хлеба я мог купить дней на 200-250. Медицина — образование шли бесплатным правом каждого советского гражданина.

5. Работа по-советски шла всегда с очень приличным, как сейчас говорят, соцпакетом.

Только советский соцпакет был раз в двадцать больше самого хорошего современного. Тут даже сравнивать смешно. Квартиры, путевки в пионерлагеря, дома отдыха, санатории, часто своя медицина, бани, спортивные секции, кружки, помощь профкома. Больничные, оплачиваемые отпуска, пенсии — как гарантия, а не как сегодня — редкая удача.

6. Работа по-советски, как правило, имела бонусом недорогое и очень качественное питание в столовой и доставку транспортом предприятия.

Транспорт предприятия часто выделялся также для доставки работников на дачи, в дома отдыха, в пионерлагеря, на пикники и сбор грибов, на похороны.

7. Работа по-советски часто имела бонусом внутреннюю торговлю предприятия.

Цель — чтобы работники не тратили время на беготню по магазинам после работы. Как правило, там можно было купить все базовые продукты. Плюс к этому предприятие получало собственные фонды более дефицитных продуктов. Например, родители каждый месяц приносили с работы по два кило мяса на каждого по госцене. Это 48 кг в год. Плюс каждое уважающее себя предприятие собственным транспортом привозило для своих работников осенью овощи и зимой мясо с окрестных колхозов. У меня отец работал водителем. Так все время возил арбузы, картошку, капусту, мясо.

8. Работа по-советски означала гарантированную охрану прав работника государством, парткомом, профсоюзом, комсомолом, женскими организациями, медиками, внутренней службой охраны труда.

От продолжительности рабочего дня и размеров зарплаты до процедуры увольнения только с согласия профсоюза. Сегодня любой рабочий — бесправное и безгласое быдло рядом с рабочим советским. Плюс обязательно спецодежда. Многие граждане зимой ходили в натуральных овчинных полушубках, – так это тоже была бесплатная спецодежда для некоторых специальностей. У меня отцу было положено, я сам в таком и ходил.

9. Работа по-советски означала соучастие в общенародном проекте развития.

Потому — взаимопомощь, шефство, передача секретов мастерства, соцсоревнование. Потому — осознание смысла собственного труда для всего общества. Потому — почет и награды, от банальных премий и упоминания в СМИ до самых высоких государственных.

10. Работа по-советски была стабильной и легко планируемой.

Вы получали специальность, зная, что легко найдете такую работу. Многие устраивались на предприятия и работали там всю жизнь, имея за это дополнительные бонусы за стаж работы. С каждым годом ваш фактический заработок уверенно рос при сохранении розничных цен. Предприятие и профком помогало вам при всех сложных жизненных ситуациях. На любой работе для вас открывалось несколько карьерных вариантов, по производственной линии, по общественной, по профсоюзной, по партийной.

Если в целом подытожить все мои пункты, то становится ясным, что в СССР к работникам относились по человечески.

Люди ценились.

Собственно для этого и делалась революция. Собственно поэтому и проблемы все решались, а страна богатела. Страна создавала тебе условия – ты трудился на благо страны.

«Широка страна моя родная…», – пели советские люди. Они действительно жили в родной стране.

Алексей Сергеев
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
85 мнений. Оставьте своё
№1 loaaol 15 мая 2019 20:42
+21
Да, примерно так.
Но, что имеем не храним. Раздражали очереди в магазинах буквально за всем. Продавцы и официанты хамили. Хотя, справедливости ради, стоило сказать "жалобную книгу" и они начинали лебезить.
Скуден был ассортимент товаров, дефицит всего и вся бесил, слово "достать" было популярнее слова "купить".
Некоторые шаги Андропова порадовали, но прожил он недолго...
№2 Тутошний 15 мая 2019 21:59
+51
№3 AMPLIFIER 16 мая 2019 04:25
+4
Вот уж точно так... biggrin
----------
"Теория-это когда вы знаете всё, но ничего не работает. Практика-это когда всё работает, но никто не знает почему"

Теория без практики слепа, практика без теории глупа.
№4 Александр65 16 мая 2019 16:38
+1
это относится больше к Брежневскому времени
№5 kislitsyn53 15 мая 2019 20:46
+45
В 70- х, будучи студентом мехфака, я получал степуху в 40 рэ. А плюс ещё и летний приработок в стройотряде позволял вообще учиться без напрягов (забот о том, во что одеться и что поесть-попить). При СССР ПЛАТИЛИ студентам. Сейчас же - наоборот. Мы и наши дети прос..ли великую страну, но многое из того, что было раньше, можно и нужно вернуть.
№6 protos48 16 мая 2019 01:39
+10
Да,пора уже и сделать это! Слишком много появилось тунеядцев. которые делают деньги из воздуха и тех, которые живут за счет других. Закон о тунеядцах и психах надо бы вернуть.
№7 неугодный человек 16 мая 2019 12:06
+8
Самый справедливый строй в мире,но барыги забрали власть и грабят народ.
№8 СергейПеров 16 мая 2019 12:52
+12
А помните - что такое стройотряд? Я помню... Это прежде всего романтика. Не работа в поте лица, до изнеможения, а времяпровождение с такими же, как ты студентами... Костры, песни под гитару, новые знакомства, новые места на нашей НЕОБЪЯТНОЙ, современный туризм отдыхает... Как я завидовал своему брату-стройотрядовцу.... После стройотряда мой брат - студент-медик полстраны туристом объехал. Был на Алтае, Байкале, Урале. И все на заработанные там деньги.
А сейчас, я - предприниматель этим похвастаться не могу, хотя приходится пахать по 14 часов в сутки... Мда... Капитализм, мля...
№9 kosintsevv 16 мая 2019 16:06
+3
Несколько не правы... Это прежде всего романтика, но и работа в поте лица, до изнеможения (никто не заставлял, сами так работали, ибо - аккорд) и при всем этом, вы правы - "Костры, песни под гитару, новые знакомства, новые места на нашей НЕОБЪЯТНОЙ, современный туризм отдыхает..." Молодые, сил на все хватало.
№10 Лекса 15 мая 2019 20:52
+27
В школе мечтали приобрести профессию по душе. Сейчас мечтают хорошо устроиться.
№11 kislitsyn53 15 мая 2019 21:05
+35
Вряд ли кому сейчас, в эпоху великого Преображения, удастся "хорошо устроиться". Как сказал один сибирский крестьянин (фермер) - "Плохо не то, что мы все оказались в глубокой за...це, а то плохо, что мы обустраиваться в ней начинаем" russian ((.
№12 Olga S 15 мая 2019 20:58
+42
Мои знакомые, очень не жаловавшие советскую власть, после распада СССР не один раз сказали: " Мы жили при коммунизме, но не знали этого."
№13 Truth seeker 15 мая 2019 22:04
-23
У меня был друг, сын директора по снабжению района (не помню как точно должность называлась)- его семья точно при коммунизме жила, как и другие похожие ДОЛЖНОСТИ. А большинство других жило при отсталом, загнивающем социализме, где на заводах читаешь газеты 25 из 30 дней, а потом аврал для выполнения месячного плана на 5 оставшихся дней; где за опоздание одного идиота лишали премии всю бригаду; где на демонстрациях нахрюкивались до поросячьего визга еще до ее начала (в отличии от вышесказанного); где не было никакой техники безопасности, чтобы помнить- у меня на глазах убило 19 летнего мальчишку балванкой сорвавшейся с цепи, а другого ковшом экскаватора, который сорвался. Не надо лепить ностальгический бред! Если у кого-то отшибло память или "помнит все что было не со мной", то у меня память того идеотизма свежа.
№14 Нерусский россиянин 15 мая 2019 22:47
+20
Истина, как это частенько бывает, где-то посередине. В статье многое - правда, но слишком идеализировано. Ну а то, сто среднестатистический работяга при "застое" жил существенно лучше, чем сейчас, с эти спорить не приходится. feel
№15 andr66z 15 мая 2019 22:59
+2
А где твой друг свою яхту держал, в Глазго или в Марселе?
№16 Truth seeker 16 мая 2019 00:51
+2
В экслузивном месте на Волге, где за забором была турбаза для парт/торговой элиты. Это имеет значение?
№17 Саныч 16 мая 2019 00:18
+31
Цитата: Truth seeker
где не было никакой техники безопасности, чтобы помнить- у меня на глазах убило 19 летнего мальчишку балванкой сорвавшейся с цепи, а другого ковшом экскаватора, который сорвался. Не надо лепить ностальгический бред!

Это у кого не было техники безопасности? Такие выражения, как : "Не стой под стрелой", вбивались с самого начала работы под краном. Сдача норм по ТБ - каждый год. Ерунду не порите.
----------
«Всё кажется хорошим, что было прежде»
Лев Николаевич Толстой
№18 Truth seeker 16 мая 2019 00:53
-25
А, ну если "не стой под стрелой", тогда, конечно, техника безопасности на высшем уровне...
ДБ
№19 mastodont 16 мая 2019 08:38
+17
Вы, Сикер, несчастная жертва пропаганды. Вас пожалеть нужно. Вам полностью промыла мозги многолетняя антисоветская антикоммунистическая государственная пропаганда. И всё, что не согласуется с догматикой этой пропаганды, для вашего сознания ложно. Ведь так?
№20 Боксер 16 мая 2019 09:18
+3
Цитата: mastodont
Вы, Сикер, несчастная жертва пропаганды. Вас пожалеть нужно. Вам полностью промыла мозги многолетняя антисоветская антикоммунистическая государственная пропаганда. И всё, что не согласуется с догматикой этой пропаганды, для вашего сознания ложно. Ведь так?

Вы поинтересуйтесь из какой страны вещает данный персонаж)) Вопросы сами собой отпадут.
№21 СергейПеров 16 мая 2019 16:37
+7
Цитата: Truth seeker
У меня был друг, сын директора по снабжению района (не помню как точно должность называлась)- его семья точно при коммунизме жила,

В свое время мне довелось в детстве отдохнуть на облисполкомовской даче отца девочки с которой я дружил. Было это в г. Перми в 1978-79 годах. Так вот, разговоры о том, что партноменклатура СССР жировала, очень несправедливы. Дачи были государственными, без так называемого "евроремонта", обычные щитовые домики на несколько комнат, правда с туалетом и душем. Территория дач была огорожена, и охранялась милицией. Питались в обычной столовой (не на золотых приборах и форфоровых тарелках, и не икрой). Единственно, что мне запомнилось, так это то, что отечественный кинофильм "Дикая охота короля Стаха" показали в дачном клубе за месяц до премьеры в обычных кинотеатрах Перми. Естественно бонусом была природа и удивительно красивое место!
Сделайте вывод и сравните с тем, как сейчас живет "управленческая элита" борца с привилегиями Б.Н.Ельцина!
А по вашему отцу друга, директору по снабжению района, думаю ОБХСС плакал!
№22 Александр65 16 мая 2019 16:42
+1
о опять трус сикель, чи то бишь трусливый клитор со свои высером.
№23 Лют 15 мая 2019 21:01
+26
Н-да... В советское время рабочие коллективы бригадами шли на демонстрацию, в местах сбора стояли буфеты и запросто можно было тяпнуть рюмашку с бутербродом и никто не позволял себе лишнего, вернее бригада и честь рабочая не позволяла. Но зато все на демонстрации шли весёлые и румяные и "ура" орали так, что стёкла в домах дрожали...
№24 kislitsyn53 15 мая 2019 21:09
+12
А на майские праздники всеми предприятиями (с семьями) выезжали на маёвки. Но май у нас тогда в Крыму был тёплый).
№25 Brownbear 15 мая 2019 21:25
0
Советская система - это система жесткого усреднения.
Да, все эти, как выразился автор, "бонусы" имели место, но я точно знаю, что построить баню (сам строил, не миллионер), было нельзя, полноценный и отапливаемый второй этаж на даче - низзя, теплицу - низзя, застеклить балкон - низзя, сильно умный - унизят, оболгут и морально уничтожат. Кирпич купить - только по справке из сельсовета. Помню, малым с бабушкой семечки продавал, так её забрали за это в милицию, какой-то там протокол составляли. В церковь на Пасху можно было зайти только по пропускам - как же комсомолец. Чтобы поехать за рубеж, даже в сраный соцлагерь, нужно было маразматику парторгу рассказать, что великий, орденоносный, САМ Леонид Ильич произнес на двадцать каком-то съезде КПСС, сколько запланировано вырастить зерна и надоить молока и прочую хрень (обязательно с цифрами). За то, что сам в институт поступил мама купила по-знакомству американские джинсы Левайс, отдала за них 350 рублей, что составляло 2,5 её зарплаты. В институт, если не комсомолец, не брали. Чтобы купить бритвенный станок, типа современного Жилета, перед Новым Годом за универмагом Украина 4 часа в очереди отстоял. Всё более менее приличное - дефицит, женские сапоги, мужские туфли, костюмы, магнитофоны (в том числе качественные советские), средненькая румынская и польская мебель, да, извиняюсь, трусы не до колен, - всё дефицит. Причем всё это на складах было в огромных количествах. Но, везде завскладом сидел лысый и потный еврей, который "делал навар". Потом когда Союз рухнул и из-за заграницы начали завозить нормальный товар, всё это стало никому не нужным, и продавалось в каждых культоварах за копейки.
В общем, была куча идиотский и маразматических перегибов. Советский Союз представлял собой жесткую систему, в которой основное население выращивалось послушным и работящим стадом. Если ты средний уровень - дальнейшая жизнь у тебя как по накатанной колее. А вот если нет, то пеняй на себя - всё что торчит выше среднего обрезалось нещадно. В общем, да, это была наша молодость и то было прекрасно, но не нужно так уж идеализировать всё советское.
№26 Геннадий.Д 15 мая 2019 21:47
+25
Эх отписался!Гневно обличил.Стакан семечек не дали продать.Ему о жизни,отсутствие безработицы,Медицине а что знает-стакан семечек.Интересно была или есть в истории страна где всех не устраивала откровенная мелочь а остальное ну лучше не придумаешь.Уверен что нет.
№27 romeomio 15 мая 2019 21:53
-2
Во многом соглашусь, но не с всем.

Стипуха в 40 руб. понятно, что ни о чем в конце 80-х. Хватало только на обеды и сигареты. Если на покупку 4-х аудиокассет уходила вся стипендия, а видеокассеты в комках стоили 80 руб. Купить видемагнитофон за 6000 руб. Было тогда сложнее чем сейчас айфон.
Насчет храма первый раз слышу.
Хотя когда в 85 вступал в Комсомол, сам слышал как ребята в райкоме говорили, что теперь нам дорога в институт открыта.
----------
Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов.
№28 Нерусский россиянин 15 мая 2019 22:52
+21
Опачки! А разве стипуху давали, чтобы собрать на "Жигули"?
№29 Герасимова 16 мая 2019 07:47
+9
Да не,.... просто некоторым студентам хотелось иметь стипендию на уровне зарплаты, тогда и диплом не нужен бы был, учись до самой пенсии. Можно подумать, что сейчас справедливостью так и прёт. Коммуналку платили 8-10% от дохода, и всё более-менее соблюдалось чтобы западенцам не было возможности сказать как в СССР принижали народ. "Расцвет" наступил при Горбачёве, тогда, ещё при работавших предприятиях умудрились создать голодуху и перейти на выдачу продуктов по КАРТОЧКАМ. Вспоминаю ОГРОМАДНЕЙШИЕ очереди возле хлебозавода за хлебом, чего не было до него.
№30 AMPLIFIER 16 мая 2019 04:47
+14
Один вопрос biggrin -Стипендию для каких нужд выплачивали? mosking yes
----------
"Теория-это когда вы знаете всё, но ничего не работает. Практика-это когда всё работает, но никто не знает почему"

Теория без практики слепа, практика без теории глупа.
№31 СергейПеров 16 мая 2019 17:08
+1
Цитата: romeomio
Если на покупку 4-х аудиокассет уходила вся стипендия, а видеокассеты в комках стоили 80 руб. Купить видемагнитофон за 6000 руб. Было тогда сложнее чем сейчас айфон.

Ну Вы батенька аристократ... Кто ж тогда видики то покупал? Фарцовщики и спекулянты, но никак не студенты... Вы еще про персональные компьютеры вспомните, которых не было ни у нас, ни в штатах.
"Эпл" эту хрень в каком году в сарае собрал?
№32 Тутошний 15 мая 2019 22:04
+23
Все эти мелочи - не повод, чтобы крушить систему, корректировать - да, но не рушить всё "до основания, а затем... " - полная ж...па!!
№33 kofesan 16 мая 2019 06:41
+9
Было в "советском" много хорошего, и было плохое. Так что советский советскому - большая рознь. А разрушился он (строй) от несовпадения декларируемого и реальности. Народ-люди устали жить в сюрреализме. Но по сравнению с теперешним застоем и социальным расслоением прежнее "зло" - уравниловка покажется аленьким цветочком. А ведь было когда-то и так ... :

№34 Сергей_Варакин 16 мая 2019 11:28
+2
Глупости, СССР развалили руководители собравшие огромные ценности которые не могли реализовать.
№35 СергейПеров 16 мая 2019 17:18
+4
Уважаемый, kofesan, после Вашего рассказа о Сталине, только больше стал его уважать! Либо шмотье, либо уважение! Кстати в СССР нематериальная мотивация была развита повсеместно! Человек Труда имел почет и уважение, а хапуги и тунеядцы преследовались!
№36 Сергей_Варакин 16 мая 2019 11:26
+4
Знаете как работают в Китае, 12 часовой рабочий день, ехать домой далеко, при предприятиях есть общежитие комната как купе поезда, четыре койки, поспал, поел, пос...л и на работу и так до выходного. Зато в Китае первая экономика в мире. СССР в первую очередь было для людей. У меня специальное и два высших образования, получите их сейчас и найдите работу по специальности.
№37 СергейПеров 16 мая 2019 17:03
+6
Уважаемый, Brownbear! Никто и не говорит, что советская система была идеальной, но это не означает, что она была плохой!!! Сравнивайте все вцелом, а не по отдельности. За джинсы Левис тогда переплатили 2,5 зарплаты? Так они официально не завозились! А вот зато сейчас есть идиоты, которые за Айфон последней модели готовы почку продать! Это, что лучше?
Усреднение было - соглашусь, но то что сейчас так называемые ТОП-манагеры получают на предприятиях получку в 1000-10000 раз больше, чем рабочие и инженеры, это Вы считаете правильным? Причем - именно получают (не зарабатывают в большинстве своем). Блат из магазинов перекачивал в работу! Если ты сын когото, то сразу тебе стартовая ступень в высший класс!
Народ разделили на "быдло" и "правящую элиту". За исключением "быдла" про правящую элиту уже пишут в школьных учебниках!
Поверьте - моя заработанная плата выше средней по стране и я много чего могу себе позволить, но я считаю, что если бы можно было вернуться назад в СССР - ушел бы не задумываясь!
Советский Союз НЕОБХОДИМО было сохранить и просто реформировать по образцу Китая!
№38 Штирлец 15 мая 2019 21:43
+9
Цитата: Brownbear
Советская система - это система жесткого усреднения.
Да, все эти, как выразился автор, "бонусы" имели место, но я точно знаю, что построить баню (сам строил, не миллионер), было нельзя, полноценный и отапливаемый второй этаж на даче - низзя, теплицу - низзя, застеклить балкон - низзя, сильно умный - унизят, оболгут и морально уничтожат. Кирпич купить - только по справке из сельсовета. Помню, малым с бабушкой семечки продавал, так её забрали за это в милицию, какой-то там протокол составляли. В церковь на Пасху можно было зайти только по пропускам - как же комсомолец. Чтобы поехать за рубеж, даже в сраный соцлагерь, нужно было маразматику парторгу рассказать, что великий, орденоносный, САМ Леонид Ильич произнес на двадцать каком-то съезде КПСС, сколько запланировано вырастить зерна и надоить молока и прочую хрень (обязательно с цифрами). За то, что сам в институт поступил мама купила по-знакомству американские джинсы Левайс, отдала за них 350 рублей, что составляло 2,5 её зарплаты. В институт, если не комсомолец, не брали. Чтобы купить бритвенный станок, типа современного Жилета, перед Новым Годом за универмагом Украина 4 часа в очереди отстоял. Всё более менее приличное - дефицит, женские сапоги, мужские туфли, костюмы, магнитофоны (в том числе качественные советские), средненькая румынская и польская мебель, да, извиняюсь, трусы не до колен, - всё дефицит. Причем всё это на складах было в огромных количествах. Но, везде завскладом сидел лысый и потный еврей, который "делал навар". Потом когда Союз рухнул и из-за заграницы начали завозить нормальный товар, всё это стало никому не нужным, и продавалось в каждых культоварах за копейки.
В общем, была куча идиотский и маразматических перегибов. Советский Союз представлял собой жесткую систему, в которой основное население выращивалось послушным и работящим стадом. Если ты средний уровень - дальнейшая жизнь у тебя как по накатанной колее. А вот если нет, то пеняй на себя - всё что торчит выше среднего обрезалось нещадно. В общем, да, это была наша молодость и то было прекрасно, но не нужно так уж идеализировать всё советское.


Знаеш, что я тебе скажу для тебя, / на всём свете ,)))) нет страны гдбы- ты не вонял !
№39 Любопытный 15 мая 2019 22:59
+11
Зачем Вы так набросились на человека. Не все же как один подкопирку жили. Действительно всякое было. Я лично доволен. Спортивная секция, кружок, пионерские лагеря, игры во дворе, стройотряды – красота!
Но помню случай. Класс примерно 2-3 й. Я в гостях у одноклассника Саши. Его родители всегда на работе. У него еще братья и сестры. Весело. Играем в карты. Радиоточка рассказывает о благополучном завершении полета в космос. И вдруг я вижу, что сестра Саши слушает внимательно новости и плачет. Мы к ней. «В космос летаем, луноходы запускаем, а у меня сапог нет чтобы в школу пойти. Были одни на двоих с сестрой (разные смены в школе) и те совсем порвались». Карты бросили. Думаем. Решили, что в Москве не знают о людях, которым совсем плохо. Написали письмо Брежневу. Дошло ли оно до Москвы не знаю. Но пришло в школу. Всем детям из их семьи не только сапоги купили, но и новую школьную форму. А если бы не написали?
№40 ирландец О^Майнготт 15 мая 2019 21:48
-3
Добавлю принципов работы по советски.
1. На работе ты не гость, уноси хотя бы гвоздь.
2. Домашняя еда вкуснее общепитовской.
3. Сделано на совесть, как для себя! (т.е. не для себя можно не на совесть)
----------
You are not so daring knight if You can't crush down the hedgehog with your bare arse
№41 Truth seeker 15 мая 2019 22:08
+4
Это ты мягко сказал, Ирландец- общепит в Москве был приличный, а в Саратове, как и автор я оттуда, говно последнее- быстрый путь к язве желудка. Все крали до того, как продукты пришли в холодильник.
№42 Ptiburdukov 16 мая 2019 10:40
+3
Таки да, что-то "с3,14здить" у Вас на первом месте! Стиль жизни от холдинг-центра.
№43 Solar wind 15 мая 2019 22:35
+21
До армии работал на заводе в советское время.
Получал 220-240 рублей в месяц.
Комплексный обед в столовке, дай Бог памяти, стоил вроде 90 копеек.

Если к фото ниже ещё добавить стаканчик сметаны, помню что обед стоил тогда чуть дороже, 1 руб. 10 копеек.
Но это была уже обжираловка.

№44 Ptiburdukov 15 мая 2019 22:43
+25
Где-то столовка лучше, где-то хуже, дефицит по некоторым позициям тоже был и бардаку хватало, но не в этом дело. Тогда было чувство уверенности в завтрашнем дне. Ты знал, что если будешь иметь специальность, нормально работать, а не пьянствовать, ты будешь жить нормально. Ты получишь квартиру, построишь дачку, выйдешь на пенсию, которой тебе будет хватать, даже на помощь детям и внукам хватало.
Это чувство нынешней молодежи не понять - это как по Жванецкому, давайте спорить о вкусе кокосов с теми, кто их ел.
№45 AMPLIFIER 16 мая 2019 05:00
+14
Полностью согласен!Недостатки были,кто спорит.НО,как правильно сказано,Была Уверенность в завтрашнем дне!-\- Это только сейчас начали понимать-тогда было как должное (не задумывались)
----------
"Теория-это когда вы знаете всё, но ничего не работает. Практика-это когда всё работает, но никто не знает почему"

Теория без практики слепа, практика без теории глупа.
№46 Ptiburdukov 16 мая 2019 10:28
+5
Я вот с детьми (по два высших, корочки переводчика, МВА и всё такое,... сейчас по контракту в Австралии на 5 лет) разговариваю на эту тему... Не понимают о чем вообще речь. Не пробовали они кокосов и их вкус обсуждать с ними бесполезно. Ну, вот как описать словами вкус кокосов?!
Но о своей пенсии думают и чего-то решают регулярно (им немного за 30).
Я им говорю, что мы в их годы вообще не задумывались о пенсии, мы просто жили и работали и у нас впереди была целая жизнь.
Нихьт фэрштэйн...
Плохо то, что у них нет чувства потери чего-то. Это понятно, увы. Как ты можешь потерять то, чего у тебя никогда не было.
Не знаю, не простой вопрос.
№47 AMPLIFIER 16 мая 2019 13:09
+2
Пусть живут своей жизнью.Будет желание узнать,поинтересуются сами.Нам есть с чем сравнить день сегодняшний,поэтому и пишем здесь для тех кому интересно знать.Всегда живу как Владимир Высоцкий написал в песне "Кругом пятьсот":

Я вышел ростом и лицом -
Спасибо матери с отцом.
С людьми в ладу, не понукал,
Не помыкал,
Спины не гнул, прямым ходил,
Я в ус не дул и жил, как жил,
И голове своей руками помогал.
----------
"Теория-это когда вы знаете всё, но ничего не работает. Практика-это когда всё работает, но никто не знает почему"

Теория без практики слепа, практика без теории глупа.
№48 Ptiburdukov 16 мая 2019 17:29
0
Нехай живут. Я не против. Только жаль, что не пробовали.
№50 Ptiburdukov 16 мая 2019 10:33
+1
...рАсстрэлать...
№51 Ржевский 15 мая 2019 22:56
+11
Очень хочется в Советский Союз!
№52 Данилович 16 мая 2019 00:22
+8
Очень хочется в Советский Союз!


Невозможно войти в одну реку дважды. Нам хоть есть что вспомнить, а нынешнее поколение уже воспринимает этот паскудный строй как норму...
Американская мечта, опять таки маячит во всех мыльных опереттах на ТВ, там обязательно все золушки, доярки из Хацапетовки, выходят замуж за олигархов, а молодые выпускники ВУЗов устраиваются на работу в крупнейшую компанию, или на худой конец, открывают свой охренительно успешный бизнес.
№53 Truth seeker 16 мая 2019 00:55
+2
Это там же где и прокурор...В шестой палате...
№54 Котдик 15 мая 2019 23:36
+5
"какхреновобылофсёвСССР"....и пейзажисто в западном полушарии...
https://d.radikal.ru/d22/1905/f4/168ef861b7fb.jpg
mosking
№55 СергейПеров 16 мая 2019 00:31
+25
Скажу прямо - в СССР жизнь была лучше! А главное - люди! Да, жили беднее , не было такого изобилия, как сейчас , НО... у всех все, необходимое для безбедной жизни, было. Никто не голодал! Все одевались - просто, но со вкусом! И все были СВОБОДНЫ!!! СВОБОДНЫ от вещизма, погони за брендами, шопинга. Хватало времени на отдых, учебу, хобби, секции... Люди умели мечтать - не о том, что бы, купить себе новую модель айфона, а о том, что не будет на Земле войн, голода, болезней, не у нас (у нас то этого не было), а где то там, далеко... за границей. Да... как все обернулось? И еще - у всех была УВЕРЕННОСТЬ в своем будущем! О том, что ты никогда не потеряешь работу, собственное жилье, тебе не нужно будет искать деньги на операцию , ее и так сделают бесплатно...
Да, были и недостатки.... Не буду сейчас о них говорить. Но они ни коем образом не перекрывали достоинства социализма.
№56 Хищник 16 мая 2019 01:58
+10
Надо взять из СССР лучшие моменты - эталон отношения между людьми, идею ориентации на человека и его место в обществе, гарантированный соцпакет, и вообще все, что приятно вспомнить. Идеала не бывает, и дефицит с очередями тоже имел место, равно как и возможность наплевательского отношения к работе. Так ведь никто и не призывает ломануться "назад в будущее" и восстанавливать в точности как было. Посмотрели в 90-е, как оно бывает, посмотрели на Украину, как оно может быть. Сделали выводы. Ну и давайте теперь делать Россию без очередей в магазинах, с гарантированными соцпакетами и без потребительского отношения к жизни.
№57 Котдик 16 мая 2019 03:51
+2
Цитата: Хищник
Ну и давайте теперь делать Россию


№58 acho 16 мая 2019 03:27
-5
Интересный вопрос. Браво за его постановку.
Рискну представить себя исследователем, который предпочитает идти от частного к общему, и вот что у меня получилось для частных случаев Бродского и моего:

1. Работа по-советски была всегда.
В СССР не просто не было безработицы, в СССР в принципе всегда были свободные вакансии со средним и выше среднего заработком.

Мой комментарий -- Бродский был великим поэтом, не соответстующим канонам советского поэта. И у него не было свободной вакансии и заработка выше среднего.

2. Работа по-советски чаще всего была рядом с домом.

Автор что -- дурак?
В советское время не было интернета. Дистанционной работы в принципе не могло быть.
У всех до появления интернета работа была рядом с домом.
У рабов. У крепостных. У итальянцев. У англичан. И даже у советских людей, хотя они не были ни рабами, ни крепостными, итальянцами, ни англичанами. У всех людей в 20-м веке была работа рядом с домом.
А на зароботки на Север вдали от родного дома ездили и в советское время.

3. Работа по-советски часто шла вместе с жильем.

Я вот считаю, что работал вполне по-советски, но мне никакое жильё не светило.
Это было бы классно. Но работали мы все по-советски, а жилья, таки, БОЛЬШИНСТВУ не светило. Даже для тех, кто ехал в глубинку, это Ваше "часто" превращалось в годы ожидания.

4. Работа по-советски оплачивалась в размере, который гарантировал вам решение всех базовых жизненных потребностей.

Соглашусь, если бы не пункт 3. Была такая базовая проблема -- своё жильё. И ещё была такая базовая проблема, чтобы сантехник их жека вам не хамил. Давольно, таки, принципиальная проблема. Такое ощущение, что 10 принципов работы по-советски на сантехников не распространялись. У них определённо были какие-то нерешённые базовые проблемы.
№59 acho 16 мая 2019 03:54
-4
5. Работа по-советски шла всегда с очень приличным, как сейчас говорят, соцпакетом.

Соглашусь. Но этот пакет и сейчас предлагается.

6. Работа по-советски, как правило, имела бонусом недорогое и очень качественное питание в столовой и доставку транспортом предприятия.

Что-то я не припомню, чтобы цены в нашей столовке на предприятии сильно отличались от цен в городских столовках.

И ещё, как-то я был на экскурсии в Лихтенштейне. И у нас в автобусе была девушка, работающая в Люфтганзе. Нас всех попросили оплатить дополнительно поездку на туристическом поезде, который объезжал всё могучее и необъятное государство Лихтенштейн за двадцать минут. Девушка из Люфтганзы поинтересовалась, а нет ли для сотрудников Люфтганзы бонуса. Как результат -- таки, она прокатилась на игрушечном поезде по Лихтенштейну бесплатно.
№60 acho 16 мая 2019 04:06
-4
7. Работа по-советски часто имела бонусом внутреннюю торговлю предприятия.

Цель — чтобы работники не тратили время на беготню по магазинам после работы. Как правило, там можно было купить все базовые продукты. Плюс к этому предприятие получало собственные фонды более дефицитных продуктов. Например, родители каждый месяц приносили с работы по два кило мяса на каждого по госцене. Это 48 кг в год. Плюс каждое уважающее себя предприятие собственным транспортом привозило для своих работников осенью овощи и зимой мясо с окрестных колхозов. У меня отец работал водителем. Так все время возил арбузы, картошку, капусту, мясо.

Мой ответ -- вот тут пошла уже откровенно чушь голимая. В моё время не только ВСЕХ базовых продуктов там нельзя было купить -- там можно было купить сахар и табак и то только, когда чубайсики с гайдарчиками замутили свой шухер-мухер. Ну, если базовыми продуктами считать сахар и табак, то да, по талонам получить -- но не купить -- было можно.

Автор почему-то считает, что Гайдар и Чубайс работали не по-советски. А давайте посмотрим, может, они были ударниками советского труда.
№61 acho 16 мая 2019 04:15
0
8. Работа по-советски означала гарантированную охрану прав работника государством, парткомом, профсоюзом, комсомолом, женскими организациями, медиками, внутренней службой охраны труда.

Согласен на сто процентов. Вот это то, что мы потеряли.
Вот тут у нас на чубайсят и гайдарчат пока нет управы.

И вот это то, на что автор должен был бы поставить ударение и бить-бить-бить без конца. А он скатился на советские пайки, соцпакеты.

10 принципов как нам обуздать гнилостный дух гайдарочабайсизма -- вот чем должен был озаботиться автор.
№62 acho 16 мая 2019 04:23
-3
9. Работа по-советски означала соучастие в общенародном проекте развития.

Вот тут я должен признаться, что у меня в 80-х никакого соучастия в общенародном проекте развития не проклюнулось. Возможно, это случилось потому, что к моменту моего развития общенародный проект в 80-х скукожился как шагреневая кожа до нуля.
№63 acho 16 мая 2019 04:32
-5
10. Работа по-советски была стабильной и легко планируемой.
Вы получали специальность, зная, что легко найдете такую работу.

Так предполагалось и планировалось, но, к сожалению, и в советское время так сладко тоже не получалось.
№64 NYO 16 мая 2019 04:55
0
Цитата: Любопытный
Зачем Вы так набросились на человека. Не все же как один подкопирку жили. Действительно всякое было. Я лично доволен. Спортивная секция, кружок, пионерские лагеря, игры во дворе, стройотряды – красота!
Но помню случай. Класс примерно 2-3 й. Я в гостях у одноклассника Саши. Его родители всегда на работе. У него еще братья и сестры. Весело. Играем в карты. Радиоточка рассказывает о благополучном завершении полета в космос. И вдруг я вижу, что сестра Саши слушает внимательно новости и плачет. Мы к ней. «В космос летаем, луноходы запускаем, а у меня сапог нет чтобы в школу пойти. Были одни на двоих с сестрой (разные смены в школе) и те совсем порвались». Карты бросили. Думаем. Решили, что в Москве не знают о людях, которым совсем плохо. Написали письмо Брежневу. Дошло ли оно до Москвы не знаю. Но пришло в школу. Всем детям из их семьи не только сапоги купили, но и новую школьную форму. А если бы не написали?

Вранье какое-то
№65 Любопытный 16 мая 2019 15:07
+1
Могу даже дополнить. Отец как парторг получил выговор. А деньги на покупку одежды были выделены предприятием, которое шефствовало над школой. Мама завуч в школе, поэтому я и в курсе как было. Отец так и не узнал, что и я принимал участие в составлении письма. Сам смеюсь какие наивные были.
№66 zan_parti 16 мая 2019 06:31
+4
Всё, что было хорошего при союзе - выкинуто на свалку. Всё, что можно было взять плохого из опыта наших "друзей" капиталистов - аккуратно подбирается и используется.

Но странная вещь - когда я задаю себе вопрос, "а хочу ли я вернуться обратно в то время?", то не спешу ответить "да". Есть много вещей, которые хотелось бы вернуть, но многое из того, что мы имеем сегодня, тоже хотелось бы оставить.

А главный вопрос, на который хотелось бы ответить - в каком из вариантов страны было бы жить лучше простому человеку:

вариант а:
в более усовершенствованном варианте СССР, с элементами капитализма

вариант б:
В нашей сегодняшней стране, но с взятыми из СССР элементами социальной защищённости

И ещё интересно, если оба эти варианта развития сравнить между собой, то в чем состояла бы принципиальная разница между ними? Был бы СССР привлекательнее?
№67 Nahabit 16 мая 2019 07:13
0
Скажите плиз, почему в пос.Княжьи горы твер.области за годы ссср не построили асфальтовой дороги? Леспромхоз был и есть сейчас, построено несколько домов да, блочные двухэтажки, но дороги от м9 до села Кучино как в войну так и после и сейчас нет! Лишь поганая пгс укатанная. 150км от москвы всего. И тесть говорит что княжки всегда жили бедно , кроме леса ничего не было и магазин был 1 размером с лифт, сам он из более крупного села рядом.
№68 avrora2015 16 мая 2019 07:37
-4
ах, как прекрасно было в СССР, поэтому прекрасные советские люди его развалили на отдельные плохие государства biggrin biggrin biggrin
№69 TolicSKLW 16 мая 2019 11:12
+1
Уважаемый Крейсер,
Вы не путайте Красных Директоров с инженерами и рабочими,
первичные парт.организации с парт.номеклатурой.
Рыба гниёт с головы но чистят её всегда с хвоста.
№70 comandаnte 16 мая 2019 07:51
+6
уточню: прекрасные "советские" люди
----------
Alejandro Castro Ruz
№71 zan_parti 16 мая 2019 07:57
-4
Цитата: comandаnte
уточню: прекрасные "советские" люди

Не соглашусь.
Не просто советские, а Советские с большой буквы. Всё как на подбор - истинные коммунисты, знающие систему изнутри.
№72 Владислав Викторович 16 мая 2019 08:26
+5
Родился в 1948 г. (помню растерянность окружающих и гудки в день похорон И.В.Сталина)
Прошёл все периоды жизни в СССР(на Украине)...
И жизнь равных после Победы и восстановления страны: это 1950-1970, плавно перешла в гонку личной бытовухи с общественным, где победила бытовуха: это 1971-1985, а дальше пошёл в разнос весь Союз....
Да, не всё так однозначно, и если базовые ценности преобладали в 1-м периоде, то при пустых полках после 85-го многие хотели идти на войну(если нападут...) что бы сдаваться.... Вот Украина и сдалась...........
№73 Яна Игнатова 16 мая 2019 09:36
+3
И не поспоришь. Жаль все это кануло в прошлое.
№74 дядя Толя 16 мая 2019 09:54
+12
Можно спорить, с идеалистической картиной советского бытия. Бесспорно одно - плюсы во сто крат перевешивали минусы. А это главное. Нет идеальных систем, нет абсолютно довольных и всегда есть недовольные. Но для простого человека труда, благо советского строя было несомненным.
№75 sanych 16 мая 2019 09:56
+5
Цитата: AMPLIFIER
Один вопрос biggrin -Стипендию для каких нужд выплачивали? mosking yes

На степендию прожить было вполне можно. А если хотелось чего-то менее спартанского - стройотряды никто не отменял тогда. Я за сезон получал около 1000 руб. И жил весь год, можно сказать небедно.
№76 Lexx Bereza 16 мая 2019 10:09
+3
Главный девиз в СССР: КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ, тогда работал. К сожалению сейчас он почти не актуален. Капиталисту сегодня нужна прибыль и раб. сила подешевле.
Самое интересное, что те кто прос..ал СССР, сейчас жалуются, что у них маленькие пенсии))) и с ностальгией вспоминают те времена. Для меня, СССР умер вместе с вождём И.В.Сталиным, так как после его смерти, ( как он говорил будет уничтожено его детище СССР) его социалистическая модель, была заменена на переходную партийно- номенклатурную модель, готовившую переход к капитализму.
----------
Что нашим врагам нравится, то нам вредно.
№77 Хищник 16 мая 2019 11:22
+2
Цитата: Lexx Bereza
Главный девиз в СССР: КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ, тогда работал. К сожалению сейчас он почти не актуален.

Именно. Социализм - это от слова "социум", и именно про организацию труда, при которой главная ценность - это люди. И развитие технологий рано или поздно вынудит переходить на социалистическую систему, банально потому, что помахать пачкой денег будет уже недостаточно, чтобы со всех сторон набежали уникальные специалисты. России сейчас нужна ориентация на образование и повышение квалификации в массовом порядке. Тогда ценный работник сможет диктовать условия работодателю, а не клянчить подачки, параллельно угрожая "всех раскулачить". А когда Россию призывают превратить в огромный собес, проедающий доходы от продажи природных ресурсов - это ни разу не социализм. Это будет просто питательная среда для номенклатурщиков и новой волны рлигархов.
Я в совке жил и мне не понравилось.
В нынешних реалиях мне жить интереснее.
Кто страдает по совку может смело переезжать в Уругвай.
Там конечно не развитой социализм, но много схожих моментов.
№79 ирландец О^Майнготт 16 мая 2019 13:58
0
Цитата: Души прекрасные порывы
Кто страдает по совку может смело переезжать в Уругвай.

Оригинально.
----------
You are not so daring knight if You can't crush down the hedgehog with your bare arse
№80 Викторук Николай 16 мая 2019 12:47
0
Пожил и при социализме и при этом гребаном капитализме, сказать что при СССР все было хорошо это конечно соврать, но все же плюсов больше и их больше чем минусов
№81 Ходит дурачек 16 мая 2019 13:33
-1
Тащи с работы даже гвоздь - ты здесь хозяин, а не гость!
Вот основной принцип работы по-советски. В разных маштабах, от работяг до партноменклатуры.
----------
сегодня я воздушных шариков купил,
полечу на них над расчудесной страной...
№82 Ходит дурачек 16 мая 2019 14:00
-1
Еще бухали страшно на работе прямо и после. Сейчас пьют меньше намного.
----------
сегодня я воздушных шариков купил,
полечу на них над расчудесной страной...
№83 Котдик 16 мая 2019 15:22
+1
Забугорные патриоты, не забывайте указывать страну из которой пишите и что вы там делаете после распада ненавистного СССР. Казалось бы, вы обязаны жить в прекрасной капиталистической новой демократической России, к которой так стремились и своим существованием укреплять страну не идиотоболтологией, а трудом, умом и крепким рублём. Ан нет. Было бы аналогично мне, живя в России, обожествлять капитализм, буржуев, две партии и президентов США, как это делаете вы. Смешно читать и воспринимать ваши мемуары серьёзно не представляется возможным, особенно когда некоторые балваны сравнивают 20-й век с 21-м. Я знаю, что такое фасад и реальность, туризм и ПМЖ.
https://c.radikal.ru/c32/1905/0d/0cd43432adc8.jpg
Касательно темы скажу так: люди были взаимосвязанопомощны и в СССР, лично мне, не было надобности в деньгах, зарплате, власти и иных доходов, в принципе.
Почитайте письма патриотов-нытиков из других стран, что бы ясно понимать картину происходящей реальности тогда и сейчас. mosking
"Только ничтожные бывшие советские люди "патриоты" будут обсуждать, высмеивать, унижать.
Главное пройти мимо них. Пусть гниют дальше в своих европах и америках."
№84 папакарло 20 мая 2019 09:15
0
Цитата: Души прекрасные порывы
Я в совке жил и мне не понравилось.
В нынешних реалиях мне жить интереснее.
Кто страдает по совку может смело переезжать в Уругвай.
Там конечно не развитой социализм, но много схожих моментов.

А моменты какие? Бесплатное образование? Или жильё молодым специалистам вне очереди? Бесплатные путёвки для рабочих в дом отдыха на берегу моря? А может путёвка за 10 рублей на целый месяц в пионерский лагерь на озере в сосновом лесу для ребёнка? Нет? Ну тогда может проезд за 3 копейки в транспорте? Или хотя бы гарантированное рабочее место на всю жизнь? Вы бы уточнили что ли...по поводу Уругвая...
№85 папакарло 20 мая 2019 13:36
0
Цитата: Ходит дурачек
Еще бухали страшно на работе прямо и после. Сейчас пьют меньше намного.

Это потому, что давно поумирали как мухи, кто был склонен, и остались трудиться не склонные к регулярному пьянству. В СССР боролись за каждого алкоголика, брали на поруки, лечили в ЛТП, отогревали в вытрезвителях. Кому они теперь нужны в обществе, где и здоровых то стараются побыстрее на тот свет отправить?