Обсуждаемое
Опрос
Популярное
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Рейтинг
Видео

Наше все

Наше все

Итак — А.С. Пушкин.

Почему именно ОН — «наше все»?

Он создал современный литературный русский? Я не лингвист, но по-моему «Горе от ума» (1822-24) написано вполне современным языком — и едва ли под влиянием Пушкина. Тютчев (1803-73) писал параллельно с Пушкиным и тоже на вполне современном русском. Да, мутация — вместо языка Ломоносова и Державина язык 19-20 веков — случилась именно «при Пушкине». Конечно, заслуга А.С. в этом велика, но даже приведенные выше простейшие примеры говорят, что создано «при Пушкине» и «создано Пушкиным» — не одно и то же.

Конечно, в отличие от Грибоедова, Тютчева, Баратынского (1800-44) Пушкин писал гораздо больше и во всех жанрах — стихи, поэмы, сказки, повести, драмы… И все одним своим летящим пером, с безупречным, абсолютным чувством меры, гармонии. Идеальные, действительно «греческие» пропорции. Он задал РИТМ словесному дыханию. Так что если не рождение литературного языка, то рождение ЛИТЕРАТУРЫ как Целого, как Мелодии — это, конечно, Пушкин и только он.

Да, Золотой век, счастливое, умное, теплое, сказочное Лицейское детство русской литературы.

У Пушкина не было массового читателя. Вообще «европейская литература» пишет о «среднем классе», часто и людьми, к нему принадлежащими (тот же Гоголь). Интересно, кстати, что когда весь мир стал Средним Классом и литература стала уж «очень среднего класса».

Так вот. Среднего класса, тем более грамотного, в России во время Пушкина почти не было. Но «Повести Белкина» — именно о нем, к нему обращены, хоть им и не прочитаны. Понятно, что в «Белкине» во многом условно средний класс, почти как «крестьянка» в «Барышне-крестьянке», но так или иначе этот класс впервые «попал в русскую литературу». Пушкин создавал читателя «из своего пера»…

Больше того.

Европейская литература почти не писала о низших классах. Дальше порога «кушать подано» они в литературную гостиную пройти не могли. Черный ящик в лохмотьях или лаптях — писатели хоть из высшего общества, хоть из среднего класса не могли их понять, как энтомолог не может понять бабочку. Даже нищий студент Раскольников — это средний класс, даже Оливер Твист — выходец «из благородных». Можно по пальцам перебрать книги действительно о НИЗШИХ классах: «Гекльбери Финн», «Левша», «Крестьяне» (Бальзак), «Мартин Иден», конечно же, «На дне», несколько рассказов Чехова…

Пушкин не писал о крестьянах и солдатах. Но он написал «Сказки» — «равноудаленные» от высших, средних и низших, СПЛАЧИВАЮЩИЕ их всех в один Народ. В «Сказках», отчасти в «Капитанской дочке» (речь о Пугачеве) Пушкин находил общий знаменатель для разных сословий. И впервые от литературы — придворной, дворянской и т.д. — переходил к литературе НАЦИОНАЛЬНОЙ. А в России это значило еще и ФОРМИРОВАНИЕ Нации. Нет, не «гражданской», но «литературной Нации».

Но и еще гораздо, гораздо больше того.

У всякой нации есть свой Миф, свои Мифы.

Какие-то основные сюжеты, которые постоянно воспроизводятся, в каждом поколении по-новому, но одни и те же. Они и образуют «дней связующую нить» — внутреннюю, духовную, интеллектуальную логику национальной Истории. Образуют «национальные сюжеты», которые вечно повторяются. Есть такая теория, что человек в жизни постоянно повторяет — на свой лад — какую-то сказку из своего детства.

Так вот, в этом смысле тоже есть «Сказки Пушкина» для России. Он задал основные вопросы, в трех соснах которых 200 лет ходит наша мысль, чувство. Задал Систему духовных координат русского пространства, как ОСОБОГО пространства. Такой «духовный суверенитет».

Ясно — мифы нельзя «придумать». Их можно УСЛЫШАТЬ. Услышать — в шуме листвы, в песнях, в молчании, в том самом «Народ безмолвствует». Услышать это безмолвие — и высказать словами.

Что Пушкин и сделал.

Достоевский говорил о «всемирной отзывчивости» Пушкина (т.е. «всеевропейской», о Китае Пушкин вроде бы помалкивал). Что ж — Ф.М. виднее эта черта А.С. Зато вот ОБЩЕРУССКАЯ отзывчивость Пушкина очевидна всем — чтоб ее увидеть, не надо быть Достоевским.

Я возьму только одну, не самую важную, но, может быть, самую острую и отчетливую ось координат Русского Пространства Пушкина.

Политическая ось.

Здесь уж точно — НИЧЕГО не удалось за 200 лет добавить к Пушкину. НИЧЕГО.

Даже персонально… До анекдота! Вот — дихотомия русских царей.

Вот что Пушкин написал об Александре Горбачеве:

Властитель слабый и лукавый/ Плешивый щеголь, враг труда/ Нечаянно пригретый славой,/ Над нами царствовал тогда.

А вот — о Николае Путине:

Его я просто полюбил/ Он бодро, честно правит нами,/ Россию вдруг он воскресил - / Войной, заботами, трудами.

А вот — те же две колеи, та же «двойная спираль», Свободы-Несвободы, но уже в более обобщенном виде:

В его «Истории» изящность, простота/ Доказывают нам, без всякого пристрастья/ Необходимость самовластья/ И прелести кнута. (Это, если кто забыл, про «Историю Государства Российского» Карамзина).

Школьная классика:

Товарищ, верь: взойдет она/ Звезда пленительного счастья,/ Россия вспрянет ото сна,/ И на обломках самовластья/ Напишут наши имена!

Ага, верь больше, держи карман шире, когда сам А.С. ни черта себе не верит:

Паситесь, мирные народы!/ Вас не разбудит чести клич./ К чему стадам дары свободы?/ Их должно резать или стричь./ Наследство их из рода в роды/ Ярмо с гремушками да бич.

Дался ему этот бич! То кнут, то бич… Значит, дался…

Ну, вот…

Пафосный призыв к Свободе — НЕ ВЕРЯЩИЙ САМ СЕБЕ, отрицающий сам себя! Это ли не Вечный вопрос, национальная Матрица, парадигма?

Народ безмолвствует — после того, как сам, фактически, уничтожил Годуновых и привел Лжедмитрия. Интеллигент говорит о том, как же он сам себе не верит… Может, вечное САМООТРИЦАНИЕ — то, что объединяет ту и другую «пушкинскую Россию»?

Наконец, А.С. — абсолютно точно автор неизменного Государственного, Державного Мифа.

Невы державное теченье,/ Береговой ее гранит.

Державное течение его строк и образовало этот гранит. Рукотворно-нерукотворный Столп Империи.

Пушкин — ну, не Михалков же! — автор Государственного Гимна. В котором раз навсегда —минимум на 200 прошедших с тех пор лет — изложена ВСЯ русская Имперская Идеологема.

Клеветникам России.

1831 г. В Польше (тогда принадлежит России) очередное восстание против русского господства. В Европе (особенно в Англии и Франции) поддерживают поляков — в парламенте, газетах и т.д. Впрочем, дальше слов дело, понятно не пошло.

Теперь посмотрим текст Пушкина.

Во-первых, он вообще игнорирует Польшу, к ней даже не обращается:

Оставьте: это спор славян между собою,/ Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою.

Впрочем, А.С. все же одной фразой говорит о том, ЧТО лежит на весах:

Славянские ль ручьи сольются в русском море? / Оно ль иссякнет? Вот вопрос.

Т.е. без Польши (как и других «славянских стран») Россия ИССЯКНЕТ. Вопрос стоит не о сохранении захваченной Польши, а о сохранении САМОЙ РОССИИ.

Но весь пафос направлен не на «неразумных хазаров» (поляков), а только против Главврага, Запада.

В самом Западе Пушкин четко обозначает «сердцевину врага» — парламент. «О чем шумите вы, народные витии?» Парламентским «народным витиям» противопоставлена Россия.

Иль русского Царя уже бессильно слово?/ Иль нам с Европой спорить ново?/ Иль русский от побед отвык?

Итак — «у них» витии, а у нас — Царь и Народ.

Ну, а основной текст — величавый и крайне агрессивный «разбор полетов».

«И ненавидите вы нас…» — т.е. Украина… тьфу… Польша… — только ПРЕДЛОГ. Ненависть к России для Европы, Запада ОРГАНИЧНА, сущностна.

Но — почему?

И Пушкин дает ответ — это ЗАВИСТЬ. И НЕБЛАГОДАРНОСТЬ ТРУСОВ.

Итак, ЗА ЧТО ж Европа ненавидит Россию?

За что ж? ответствуйте: за то ли,/ Что на развалинах пылающей Москвы/ Мы не признали наглой воли/ Того, под кем дрожали вы?/ За то ль, что в бездну повалили/ Мы тяготеющий над царствами кумир/ И нашей кровью искупили/ Европы вольность, честь и мир?

Ну и финал:

Так высылайте ж к нам, витии,/ Своих озлобленных сынов:/ Есть место им в полях России,/ Среди нечуждых им гробов.

Тут не аллюзии — ясно видно, что вся сегодняшняя официальная российская идеология, пропаганда и политика — есть пересказ (очень плохими, беспомощными словами, хотя и близко к тексту!) Пушкина. Как и вся ситуация есть повторение 200-летних событий (и Чехословакии 1968-го, скажем). Не изменилось — до смешного! — НИЧЕГО.

Ни в сюжетах, ни в чувствах, ни в мыслях.

Да, как кот ученый Россия ходит вокруг Пушкина, на златой цепи его мыслей и слов.

Само собой, идеологию европофобии (западофобии) «придумал» не Пушкин, для которого, в соответствии с традициями ХIХ века, «Европа», в конце концов, всегда означала «свет», а «Азия» — тьму. Эту Государственную Идеологию придумало Правительство России («первый европеец» по словам Пушкина), правительство немца Николая Павловича — граф Нессельроде, граф Бенкендорф, граф Клейнмихель «и примкнувшие к ним» граф Уваров и князь Орлов. Пушкин лишь ОТЧЕКАНИЛ раз и навсегда эту Идеологию. И стала она —

НАШЕ ВСЕ.

Публицист Леонид Радзиховский
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
61 мнение. Оставьте своё
№1 samarii 12 декабря 2014 20:25
+14
applodisment applodisment applodisment
№2 Секхмет 12 декабря 2014 20:37
+6
Ай,да Пушкин!
Вот он и есть Наше Все.
----------
- Я добрая фея!
- А почему с топором?
- Вы мало знаете о добрых феях.
№3 виктоор 12 декабря 2014 22:28
0
Хочешь быть - НАШЫМ ВСЕМ - напиши лучше.Это в продолжение.
№4 Мишаня 12 декабря 2014 20:54
+3
Его няня, была из тех, кто учила его русской самобытности. Говорят к нему волхвы приходили и няня за ним присматривала после того. Не знаю может враньё. Книгу, писание оставили ему.
№5 Татиана 12 декабря 2014 21:07
+11
Не говорить о Пушкине нельзя.
Он, как звезда вселенского начала,
Которая плывёт, меж звёзд скользя,
От Божьего Священного причала

И озаряет светом мрачный мiр,
Как Бог своим неповторимым Словом.
Он был из тех мятежников-задир,
Что старое преображали в новом,

Писали кровью чаще, чем пером,
Переполняя чувственностью строки,
И поражали страстью, словно гром,
Ища в себе небесные истоки,

Его запомнят многие народы,
Кто был в эпоху лидерства рождён.
Когда менялись даже генов коды,
Он был в российской силе убеждён,

Он верил в дух великого народа,

Который миллионом разных лиц
Писал судьбу и племени, и рода
В большой главе из собственных страниц.
Ольга Безымянная


Из письма Александра Пушкина Петру Чаадаеву:

«Хотя, лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора — меня раздражают, как человек с предрассудками — я оскорблён, — но, клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог её дал».
№6 Хаким_Боголюб 12 декабря 2014 22:04
+3
:applodisment applodisment applodisment
"И поражали страстью, словно гром,
Ища в себе небесные истоки," - класс
№7 Tamara 13 декабря 2014 04:25
+3
когда плохо на душе, когда охватывает отчаянье, когда раздражают окружающие, читаю АСП, успокаивает, подбадривает, вселяет надежду.
№8 Ольга_Любимовамакарова 12 декабря 2014 20:35
+3
applodisment applodisment applodisment
№9 gallija 12 декабря 2014 20:37
+5
Браво,блестяще !

Спасибо.

Это всё,что я тоже хотела сказать. smile
№10 Тайанне 12 декабря 2014 20:39
+17
Если не ошибаюсь, Твардовский сказал: "У каждого из нас свой Пушкин, остающийся один для всех".
Мне очень нравится из "Евгения Онегина":
В Коране много мыслей здравых,
Вот например: "Пред каждым сном
Молись; беги путей лукавых,
Чти правду и не спорь с глупцом".
№11 Надя 12 декабря 2014 20:44
+10
А вот еще об этом:

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспаривай глупца.
№12 Надя 12 декабря 2014 20:41
+1
applodisment applodisment applodisment
№13 opri4nik 12 декабря 2014 20:41
+10
изумительная статья,исчерпывающий философский обзор противостояния европы(запада)против России(востока)на примере короля поэзии,гения А.С.Пушкина,как и Достоевский,Ильин и другие тонко чувствовашие течение жизни,(гео)политику(хотя раньше и понятия такого не было),душу русскую,славянский менталитет и вековечную зависть и вражду западных славян и наглосаксов.... applodisment
№14 Татьяна_Матвеева 12 декабря 2014 21:05
+3
Как легко паразитировать на великом. Дешёвый популизм! Сам-то Радзиховский ни на что не способен, так хоть оторваться на русском гении. Мелко!
№15 gallija 12 декабря 2014 20:45
+8
А ещё он проложил для нас дорогу в будущее.
№16 alcalini 12 декабря 2014 20:47
+5
Какая разница, кто придумал идеологию- Пушкин или Правительство России в лице немца Николая Павловича — граф Нессельроде, граф Бенкендорф, граф Клейнмихель «и примкнувшие к ним» граф Уваров и князь Орлов. Главное, что она отражала и отражает извечное поползновение Запада на Россию. Вот этого Л. Радзиховский ну, никак признать не желает.
----------
Всего одна деталь меняет ВСЁ:)
№17 Laris 12 декабря 2014 20:48
+4
Спасибо огромное!!!
№18 Просто шел мимо 12 декабря 2014 20:48
+12
Н. ГОГОЛЬ
При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нём, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более пока всё его пространство.
Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.

А. ГЕРЦЕН
Пушкин как нельзя более национален и а то же время понятен для иностранцев. Он редко подделывается под народный язык русских песен, он выражает свою мысль такой, какой она возникает у него в уме. Как все великие поэты, он всегда на уровне своего читателя: он растёт, становится мрачен, грозен, трагичен; его стих шумит, как море, как лес, волнуемый бурею, но в то же время он ясен, светел, сверкающ, жаждет наслаждений, душевных волнений. Везде русский поэт реален, - в нём нет ничего болезненного, ничего из той преувеличенной психологической патологии, из того абстрактного христианского спиритуализма, которые так часто встречаются у немецких поэтов. Его муза - не бледное существо, с расстроенными нервами, закутанное в саван, это - женщина горячая, окружённая ореолом здоровья, слишком богатая истинными чувствами, чтобы искать воображаемых, достаточно несчастная, чтобы не выдумывать несчастья искусственные.

И. ТУРГЕНЕВ
Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого; он отозвался типическими образами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни.

Н. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Значение Пушкина неизмеримо велико. Через него разлилось литературное образование на десятки тысяч людей, между тем как до него литературные интересы занимали немногих. Он первый возвёл у нас литературу в достоинство национального дела, между тем как прежде она была, по удачному заглавию одного из старинных журналов, "Приятным и полезным препровождением времени" для тесного кружка дилетантов. Он был первым поэтом, который стал в глазах всей русской публики на то высокое место, какое должен занимать в своей стране великий писатель. Вся возможность дальнейшего развития русской литературы была приготовлена и отчасти ещё приготовляется Пушкиным.

Л. ТОЛСТОЙ
Чувство красоты развито у него до высшей степени, как ни у кого. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения. Мы читаем у Пушкина стихи такие гладкие, такие простые, и нам кажется, что у него так и вылилось это в такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда для того, чтобы вышло так просто и гладко...

А. ПЛАТОНОВ
Пушкин - природа, непосредственно действующая самым редким своим способом: стихами. Поэтому правда, истина, прекрасное, глубина и тревога у него совпадают автоматически. Пушкину никогда не удавалось исчерпать себя даже самым великим своим произведением, - и это оставшееся вдохновение, не превращенное прямым образом в данное произведение и всё же ощущаемое читателем, действует на нас неотразимо. Истинный поэт после последней точки не падает замертво, а вновь стоит у начала своей работы. У Пушкина окончания произведений похожи на морские горизонты: достигнув их, опять видишь перед собою бесконечное пространство, ограниченное лишь мнимой чертою...
№19 Виктор Алешин 12 декабря 2014 23:24
+2
Прекрасные цитаты, спасибо! Это ответ всем либеральным карликам, которые во все времена пытались атаковать ненавистного им гиганта русского духа А,С,Пушкина.
№20 Eprinter 14 декабря 2014 06:12
0
Добавил бы ещё несколько отзывов, или точнее толкований произведений Пушкина.
Сразу предупрежу - не всё там однозначно, эзотерика в чистом виде, но очень много интересного и здравого:
первая
вторая
третья
№21 Ольга65 12 декабря 2014 20:48
+10
Ху из Леонид Радзиховский? Я так понимаю, что очередной либерал. Чувак из контекста вырывает строки великого поэта и дает пояснения, близкие его собственной прозападной позиции. Основной посыл - Пушкин любит просвященный запад (просто не может не любить), но почему-то придерживается идеологии правительства Российской Империи. И всё это привело к тому, что мы и по ныне следуем в этом фарватере. Вот незадача! А что у "ентого публициста" со стилем? Зачем вообще разместили эту статью?
№22 Ольга65 12 декабря 2014 20:53
+7
Я отвлеклась, пока писала комментарий. Сейчас смотрю тут столько восторженных откликов. Ребята, а вы внимательно читали статью? Или я не на тот форум попала?
№23 Татьяна_Матвеева 12 декабря 2014 21:01
+8
Согласна! Самый настоящий наезд на наше всё - Пушкина и Путина.
И всё с вывертом, сарказмом. Кто есть Радзиховский? Либеральный жид!
№24 vasyatka.plodozhorka.80 12 декабря 2014 21:34
+4
Статья полезна,хотя бы тем,что напоминает забывчивым россиянам - им есть кем гордиться. Пушкин - наш,он с нами одной крови и думал тогда над судьбой России,как и мы сейчас. Он с нами всегда !!! Восторженные отклики объясняются просто - в людях говорит любовь... А статья - это дело десятое,каждый видит в Пушкине отражение своих мыслей,пытается заручиться его неоспоримым авторитетом. И,Радзиховский здесь не является исключением из общего правила. Пушкин для россиян - солнце,а мы живём под его лучами...
----------
Васятка Яблочный Мышь
№25 Ольга65 12 декабря 2014 21:52
+7
Так разве я спорю? Для меня Пушкин не просто великий поэт, он светлая личность (что редко бывает среди литераторов) , мыслитель и пророк!!! Только вот автор сей статьи всё переиначил, причем подленько так!
№26 Eneus 13 декабря 2014 23:28
+2
Ах, Ольга! Можно я Вас расцелую! yes
№27 anna_ni 13 декабря 2014 04:09
+2
Вот именно! Это не похвала Пушкину, а критика и Пушкина и российские власти и нас с вами- европофобия-де у нас
№28 anko49 12 декабря 2014 22:26
+5
Само собой, идеологию европофобии (западофобии) «придумал» не Пушкин, для которого, в соответствии с традициями ХIХ века, «Европа», в конце концов, всегда означала «свет», а «Азия» — тьму.(Л.РАДЗИХОВСКИЙ)
=============================================
Собственно,так оно и есть:Европа-это свет,свет науки,культуры.И Россия стремилась
к этому свету.Но есть и другой европейский свет:свет пожарища Пскова,времен тевтонцев,свет горящего Смоленска,подожженного пОляками,свет пылающей Москвы 1812 года,свет от сполохов нефти на Волге в 42-ом году.Россия доверчиво,с надеждой шла на свет с Запада,а ее по сусалам факелом,как тут не стать еврофобом?Ну а о азиатской "тьме",так у России свой свет:свет знаний и умений,врученный в 50-ые
году Китаю,факел,зажегший домны в индийском Бхилаи в 58-ом,свет свободы,осветивший
небо Пхеньяна в 52-ом,свет,указавший путь дядюшке Хо Ши Мину и его стране в 60-ые.
Так что свет он разный:один сжигающий,опаляющий,другой-освещающий,греющий.
Первый,это точно, не наш,не российский.
=================
Л.Радзиховский решил подкузьмить своим сарказмом,связав 19 век и век 20- 21:как была Россия,со свернутой в сторону ненавистного запада шеей,так и осталась такой.
А зря,многое изменилось в мире,как писал советский украинский поэт:
Не тот теперь Миргород,
Хорол-речка не та.
Леня-это не Шендерович и не Каспаров,прущие буром,он тонкий,изящный "противленец"
и пути России,и Путина.Так мне видится и думается. dumaet
№29 Лавр 13 декабря 2014 03:35
+5
А кто сам Лёня Радзиховский - просто тонкий шельмовальщик и мелкий завистник. Современный вариант поэта Рюхина из Мастера и Маргариты: «Вот пример настоящей удачливости… - тут Рюхин встал во весь рост на платформе грузовика и руку поднял, нападая зачем-то на никого не трогающего чугунного человека, - какой бы шаг он ни сделал в жизни, что бы ни случилось с ним, всё шло ему на пользу, всё обращалось к его славе! Но что он сделал? Я не постигаю… Что-нибудь особенное есть в этих словах. "Буря мглою…"? Не понимаю!.. Повезло, повезло! - вдруг ядовито заключил Рюхин и почувствовал, что грузовик под ним шевельнулся, - стрелял, стрелял в него этот белогвардеец Дантес и раздробил бедро и обеспечил бессмертие...». Но автор публикации sakh60 дал нам всем прекрасный повод поговорить о Пушкине, и выразить великому поэту нашу любовь и признательность
№30 Eneus 13 декабря 2014 23:30
+2
applodisment Не в бровь,а в хитрый глаз!
№31 teslanetr 12 декабря 2014 20:49
0
Пушкин был живой!

У него были разные стихи...в т.ч. и такие:

Орлов с Истоминой в постеле
В убогой наготе лежал.
Не отличился в жарком деле
Непостоянный генерал.
Не думав милого обидеть,
Взяла Лаиса микроскоп
И говорит: «Позволь увидеть,
Чем ты меня, мой милый,ёб».

1817г.
№32 кузьма 12 декабря 2014 21:10
+7
К вашему подловатенькому сведению - данные вирши великий наш поэт отнюдь не для печати предназначал. И если вы выставляете это на публичное обозрение, то рекомендуете себя, как золоторя, даже и в груде сокровищ пытающегося отыскать толику фекалий
№33 vasyatka.plodozhorka.80 12 декабря 2014 21:21
+3
Минусующие очень мало знают о Пушкине и из Пушкина. Микроскоп просто врос в их голову. Пушкин был и есть, для нас живущих,живой и земной человек. Кстати,пользовался русским языком во ВСЕЙ ЕГО ШИРОТЕ И МНОГООБРАЗИИ. Хотите узнать не кастрированного Пушкина,тогда почитайте академическое собрание сочинений,узнаете много нового (да хоть бы и про царя Никиту). biggrin
----------
Васятка Яблочный Мышь
№34 наблюдатель 12 декабря 2014 20:53
+1
Название не понять, ,,наше все,, или ,, наше всё,,.
№35 Просто шел мимо 12 декабря 2014 20:59
0
Если бы всЕ - то нашИ. Учите великий и могучий!
№36 Татьяна_Матвеева 12 декабря 2014 21:02
+3
Вообще ничего не понять! Словоблудие либеральное.
№37 dm98900 12 декабря 2014 20:56
+6
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель... popcorm
№38 Просто шел мимо 12 декабря 2014 20:57
+5
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
№39 Olrg 12 декабря 2014 20:58
+3
Он улетел. Усталая Мария
Подумала: «Вот шалости какие!
Один, два, три! — как это им не лень?
Могу сказать, перенесла тревогу:
Досталась я в один и тот же день
Лукавому, архангелу и богу».

А.С. Пушкин ("Гавриилиада")

№40 Лавр 13 декабря 2014 03:00
+2
Это тоже игрушка поэта, не самая лучшая. Подражание Эваристу Парни ( Друзья, найду ли в наши дни. Перо, достойное Парни?). Это по мотивам "Войны богов", есть прекрасный перевод В.Г. Дмитриева, в серии литературные памятники
№41 dzhef56 12 декабря 2014 21:00
+1
Я только не понял, кто такой Николай Путин?
№42 Замполит 12 декабря 2014 21:02
+1
К теме о Пушкине, когда пытались снести памятник Ленину и в виду того, что не получилось, кто то из толпы крикнул - "Пошли на проспект Пушкина, там коммуниста скинем". И представ те пошли, к счастью одна молоденькая девушка год прочла-ему крупно повезло, что жил раньше.....
№43 А.Роман 12 декабря 2014 21:03
+6
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.

Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.

Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага —
И ненавидите вы нас...

За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?..

Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..
Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.
№44 Зароков Михаил 12 декабря 2014 21:04
+2
Спасибо за статью. Хотя не со всем согласен. Государственность, не есть самодержавие...
Проблемы те же у России,И круг врагов неистребим,Пусть хватит мудрости и силы,
Её сынам! И Веры, им!))
----------
Развалинами Рейхстага - удовлетворён! (с)

СЛИВ - Сборище Лжецов И Воров. Негодные потомки Народа-Победителя в Великой Отечественной.
№45 волдырь 12 декабря 2014 21:04
+2
Спасибо за статью.Давно я не читал таких комментариев ,просто спасибо. russian
№46 nuBaHgep 12 декабря 2014 21:04
+1
В Европе (особенно в Англии и Франции) поддерживают поляков
а когда-нить у них дальше слов шло ?? smile
Если не чужими руками (русские вдруг отказались) то вся эта западная европа, отмазываясь высокомерными и пафосными речами "обосновывает" неучастие, несмотря на все свои обязательства и договора, переводя стрелки на кого угодно
№47 azzim 12 декабря 2014 21:08
+1
Цитата: teslanetr
Пушкин был живой!

У него были разные стихи...в т.ч. и такие:

Орлов с Истоминой в постеле
В убогой наготе лежал.
Не отличился в жарком деле
Непостоянный генерал.
Не думав милого обидеть,
Взяла Лаиса микроскоп
И говорит: «Позволь увидеть,
Чем ты меня, мой милый,ёб».

1817г.


Я помню чудное мгновенье

Передо мной явилась ты

Как мимолетное виденье

Как гений чистой красоты

(Строки из письма к Вяземскому о героине стиха цитировать не буду)
№48 azzim 12 декабря 2014 21:10
+1
Цитата: dzhef56
Я только не понял, кто такой Николай Путин?

Я так понял, это параллель м/д Николаем1 и ВВП.
№49 dzhef56 12 декабря 2014 21:32
+2
azzim. Идиотская параллель.
№50 Вито 12 декабря 2014 21:19
+9
Пушкин, для которого, в соответствии с традициями ХIХ века, «Европа», в конце концов, всегда означала «свет», а «Азия» — тьму.

Автор статьи должно быть очень остроглаз, если увидел в творчестве Пушкина особую любовь к Западу.
Вот как ее найти хотя бы здесь:

«У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух... там Русью пахнет!»
№51 inanna.vinogradova 12 декабря 2014 21:31
+2
К поэзии вообще и к поэтам в частности я отношусь... ну, как бы это помягче... с предубеждением некоторым...
Не поймите меня превратно.. Вообще, на мой взгляд, для сочинения рифмованных текстов человеку нужно иметь три способности: хорошо знать язык, иметь чувство словестного ритма (или хотя бы музыкального), понимать суть описываемого явления... Остальное - дело техники в совмещении слова, ритма и смысла... Сама я это делать умею, поэтому пишу этот критический коммент не вследствие зависти к "пиитам"...
Будучи в своё время в составе редколлегии одного журнала, я просто замучилась давать отвороты доморощенным поэтам... Журнал тот, кстати, совсем не литературный, а ВАКовский... т.е. публикации в нём идут в зачёт для соискания званий кандидатов и докторов наук... И всё равно - несли туда свои стихи и до сих пор несут... Лишь бы опубликовать... мрак...о качестве этой поэзии умолчу - она разная: от нудной глупости до вполне зрелого уровня... Ну что за навязчивая идея - опубликоваться несмотря ни на что? Конечно, я смотрю со своей колокольни - сама имею кучу опубликованных статей, оценённых престижными дипломами... Написанных, кстати, по просьбе, а не по личной инициативе... Сама я как то не стремлюсь особо в этот литературный бомонд... как-то неуютно там себя чувствую... не люблю слишком пристального внимания... да вообще - таланта не хватает, скорее всего...
А когда на каких-нибудь застолиях кто-нибудь предлагает почитаь свои собственные стихи - я стараюсь на это время куда-нибудь смыться... или уши заткнуть...просто отключаюсь от восприятия звуков... facepalm
А вот Пушкина Александра Сергеевича и ещё немногих Поэтов от Бога - просто обожаю... love
№52 PlanetA13 12 декабря 2014 21:34
+2
Заметил и за собой и за другими
странную особенность одну
в минуту скорби, в момент когда идешь ко дну
когда опасности тревожное дыхание
в затылок ощущаешь ты или
когда ты счастье затылком ощущаешь ^_^
по памяти читаю про себя я
стихи ПОЭТА нашего
Александра Сергеевича Пушкина
№53 moltstina 12 декабря 2014 21:37
+9
Да ! Пушкин наше все ! Не сочтите за труд , повеселитесь !

Кот ученый
Речь о тех временах, когда русскоговорящих интервьюеров в израильских военкоматах еще не было, а русские призывники уже были. Из-за того, что они в большинстве своем плохо владели ивритом, девочки-интервьюеры часто посылали их на проверку к так называемым "офицерам душевного здоровья" (по специальности - психологам или социальным работникам), чтобы те на всякий случай проверяли, все ли в порядке у неразговорчивого призывника. Кстати, офицер душевного здоровья - "кцин бриют нефеш" - сокращенно на иврите называется "кабан". Хотя к его профессиональным качествам это, конечно же, отношения не имеет.
Офицер душевного здоровья в военкомате обычно проводит стандартные тесты - "нарисуй человека, нарисуй дерево, нарисуй дом". По этим тестам можно с легкостью исследовать внутренний мир будущего военнослужащего. В них ведь что хорошо - они универсальные и не зависят от знания языка. Уж дом-то все способны нарисовать. И вот к одному офицеру прислали очередного русского мальчика, плохо говорящего на иврите. Офицер душевного здоровья поздоровался с ним, придвинул лист бумаги и попросил нарисовать дерево.
Русский мальчик плохо рисовал, зато был начитанным. Он решил скомпенсировать недостаток художественных способностей количеством деталей. Поэтому изобразил дуб, на дубе - цепь, а на цепи - кота. Понятно, да?
Офицер душевного здоровья придвинул лист к себе. На листе была изображена козявка, не очень ловко повесившаяся на ветке. В качестве веревки козявка использовала цепочку.
- Это что? - ласково спросил кабан.
Русский мальчик напрягся и стал переводить. Кот на иврите - "хатуль". "Ученый" - мад'ан, с русским акцентом - "мадан". Мальчик не знал, что в данном случае слово "ученый" звучало бы иначе - кот не является служащим академии наук, а просто много знает, то есть слово нужно другое. Но другое не получилось. Мальчик почесал в затылке и ответил на вопрос офицера:
- Хатуль мадан.
Офицер был израильтянином. Поэтому приведенное словосочетание значило для него что-то вроде "кот, занимающийся научной деятельностью". Хатуль мадан. Почему козявка, повесившаяся на дереве, занимается научной деятельностью, и в чем заключается эта научная деятельность, офицер понять не мог.
- А что он делает? - напряженно спросил офицер.
(Изображение самоубийства в проективном тесте вообще очень плохой признак).
- А это смотря когда, - обрадовался мальчик возможности блеснуть интеллектом. - Вот если идет вот сюда (от козявки в правую сторону возникла стрелочка), то поет песни. А если сюда (стрелочка последовала налево), то рассказывает сказки.
- Кому? - прослезился кабан.
Мальчик постарался и вспомнил:
- Сам себе.
На сказках, которые рассказывает сама себе повешенная козявка, офицер душевного здоровья почувствовал себя плохо. Он назначил с мальчиком еще одно интервью и отпустил его домой. Картинка с дубом осталась на столе.
Когда мальчик ушел, кабан позвал к себе секретаршу - ему хотелось свежего взгляда на ситуацию.
Секретарша офицера душевного здоровья была умная адекватная девочка. Но она тоже недавно приехала из России.
Босс показал ей картинку. Девочка увидела на картинке дерево с резными листьями и животное типа кошка, идущее по цепи.
- Как ты думаешь, это что? - спросил офицер.
- Хатуль мадан, - ответила секретарша.
Спешно выставив девочку и выпив холодной воды, кабан позвонил на соседний этаж, где работала его молодая коллега. Попросил спуститься проконсультировать сложный случай.
- Вот, - вздохнул усталый профессионал. - Я тебя давно знаю, ты нормальный человек. Объясни мне пожалуйста, что здесь изображено?
Проблема в том, что коллега тоже была из России...
Но тут уже кабан решил не отступать.
- Почему? - тихо, но страстно спросил он свою коллегу. - ПОЧЕМУ вот это - хатуль мадан?
- Так это же очевидно! - коллега ткнула пальцем в рисунок.- Видишь эти стрелочки? Они означают, что, когда хатуль идет направо, он поет. А когда налево...
__________________
----------
"Я человек весьма терпимый, могу выслушать и чужие мнения." Гашек
№54 Алла.К 13 декабря 2014 01:08
+3
Ржака... замечательная история...
№55 Kosogor 12 декабря 2014 22:12
+9
Видишь это стрелочки ? Они означают, что когда хатуль идёт направо...

Ну, moltstina! Спасибо! biggrin Распотешили! biggrin
----------
Мы должны рассматривать ЛЮБУЮ информацию, получаемую из СМИ, как ЗАВЕДОМУЮ ЛОЖЬ, если нет специальных оснований считать иначе. (Стейнзальц)
№56 Лавр 13 декабря 2014 03:12
+3
Да, очень смешно, но тем не менее стили о хатуль мадане - это для всех нас русскоговорящих дверь в сказку. И лучше чем у лукоморья сказать невозможно. Это абсолютные стихи
№57 Kosogor 13 декабря 2014 08:45
+5
Цитата: Лавр
Да, очень смешно, но тем не менее стили о хатуль мадане - это для всех нас русскоговорящих дверь в сказку. И лучше чем у лукоморья сказать невозможно. Это абсолютные стихи

Согласен!
Но я хохотал над историей, поведанной moltstina, ещё и потому, что увидел в ней второй смешной подтекст.
Как -то, во время визита в Москву, министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман назвал А.С. Пушкина величайшим еврейским поэтом. Считать его лжецом у меня не было оснований.Но, даже, если сделать поправку на его желание сказать приятное нам, россиянам, то, все равно - его слова давали основания предполагать, что Пушкин в литературном переводе на иврит должон быть - включая и стих про хатуль мадана!
Я читал эту забавную историю, помня это. И, получалось, что израильский военный психоаналитик по своему кругозору - духовный брат нашего, российского "товарища прапорщика".
И это было самое смешное!
----------
Мы должны рассматривать ЛЮБУЮ информацию, получаемую из СМИ, как ЗАВЕДОМУЮ ЛОЖЬ, если нет специальных оснований считать иначе. (Стейнзальц)
№58 Гуго Пекторалис 12 декабря 2014 22:54
+4
слушая иногда этого типа на всяких либерастических каналах трудно представить, что он мог хорошего написать о "нашем все". не стал даже читать.
желчный и злобный человечек, этот радзиховский.
№59 Алла.К 13 декабря 2014 01:13
+3
Поддерживаю... статья мне совсем не понравилась - вот так просто взял и между прочим сразу "всё разложил" и про Пушкина и про современную политику...
Статейка-то с душком...
№60 Mixa 12 декабря 2014 23:11
+3
Что-то Радзиховский накинулся на Пушкина, на отработку похоже.
Очень советую почитать Ефимова В.А.
https://efimov.spbgau.ru/node/9
В книге "Концептуальная Власть. Просто о сложных механизмах разорения России" Ефимов постоянно цитирует Пушкина А.С. Она (книга) и вам поможет понять Пушкина.
Не плохо было бы познакомиться и с другими книгами и видеолекциями Ефимова.
№61 vasilevs 13 декабря 2014 11:25
0
Уж как любят некоторые авторы побивать придуманных оппонентов. Повесят мешок с песком, напишут на нём «Тайсон» и ну молотить. А потом гордо вскидывают руку: - Победил й-й-й-я-а-а-а.
Вот и Радзиховский усомнился, что Пушкин это «наше всё».
Этот мем, «наше всё», придуманный Аполлоном Григорьевым и замусоленный журнализдами, к Пушкину давно уже не имеет никакого отношения. Мне, например, ближе «солнце русской поэзии». Это на так пафосно, как «наше всё», но более соответствует истинному положению вещей. Когда закатилось светило, все вдруг увидели, как много на небе звёзд.
Радзиховский пишет.
«Я не лингвист, но по-моему «Горе от ума» (1822-24) написано вполне современным языком — и едва ли под влиянием Пушкина. Тютчев (1803-73) писал параллельно с Пушкиным и тоже на вполне современном русском».
А мы ему не поверим и проверим.
Время создания «Горе от ума» 1822-1824 гг.
А вот что было написано Пушкиным в эти годы.
Руслан и Людмила (1817—1820)
Кавказский пленник (1820—1821)
Гавриилиада (1821)
Вадим (1821—1822)
Братья разбойники (1821—1822)
Бахчисарайский фонтан (1821—1823)
Цыганы (1824)
Нет, Александр Сергеевич Грибоедов не ставил задачу создать новый литературный русский язык, просто он не мог после Пушкина писать языком Катенина и Шаховского.
Так во французской живописи, после «Салона отверженных» и выставки 1874 года в мастерской фотографа Надара, навсегда умер классицизм и появилась современная живопись.
«Тютчев (1803-73) писал параллельно с Пушкиным и тоже на вполне современном русском».
Конечно он писал не на старославянском, а на современном ЕМУ русском. Но и Державин писал на современном ЕМУ русском языке. А Пушкин создавал новый, современный НАМ русский язык.

Вот Тютчев. 1820г.

Открылось! — Не мечта ль? Свет новый! Нова сила
Мой дух восторженный, как пламень, облекла!
Кто, отроку, мне дал парение орла! —
Се муз бесценный дар — се вдохновенья крыла!
Несусь — и дольный мир исчез передо мной, —
Сей мир, туманною и тесной
Волнений и сует обвитый пеленой, —
Исчез! — Как солнца луч златой,
Коснулся вежд эфир небесный…
????И свеял прах земной…
Я зрю превыспренних селения чудесны…

Вот Пушкин. 1820 г.

Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный…

Только безнадёжный тупица не уловит, что это разные русские литературные языки.
Как пейзажи до Моне и после.

Не могу себе отказать в удовольствии, процитировать ссылку на Лотмана.

«Согласно Юрию Лотману, составляющее немногим более 400 стихотворений творчество Тютчева при всём его внутреннем единстве можно разделить на три периода:
1-й период — начальный, 1810-е — начало 1820-х годов, когда Тютчев создаёт свои юношеские стихи, архаичные по стилю и близкие к поэзии XVIII века.
2-й период — вторая половина 1820-х — 1840-е годы, начиная со стихотворения «Проблеск», в творчестве Тютчева заметны уже черты его оригинальной поэтики. Это сплав русской одической поэзии XVIII века и традиции европейского романтизма.»
Википедия.

Все остальные «изыски» Радзиховского можно охарактеризовать популярным в рунете
термином – наброс дерьма на вентилятор.
Конечно, Пушкин для радзиховских не «наше всё». Во первых – патриот, во вторых - не втиснуть ни в какие рамки и самое главное, нет у него правильной крови. Ни половинки, ни четвертушки. Поэтому не сравняться ему с Быковыми, Улицкими и прочими Гроссманами.

Перефразируя Бориса Леонидовича:

Кому быть живым и хвалимым,
Кто должен быть мертв и хулим,
Известно у нас радзиховским
Влиятельным только одним.