Обсуждаемое
Опрос
Популярное
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Рейтинг
Видео

Поборники прав человека качают права и забывают о человеке

Поборники прав человека качают права и забывают о человеке

Россия все активнее противопоставляет западным институтам альтернативы в рамках союза стран БРИКС. Собственный банк в противовес МВФ, свои рейтинговые агентства взамен американской «большой тройке», а на днях глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков рассказал о создании новой парламентской ассамблеи, которая сможет конкурировать с ПАСЕ и ОБСЕ.

Причем в отличие от последних, парламентская площадка БРИКС не станет уделять внимания правам человека, а сконцентрируется на вопросах, табуированных на Западе. «Не только США и Евросоюз, но и страны БРИКС тоже имеют свою систему ценностей, и они отличаются от евро-атлантических. Это, скажем, недопущение «оранжевых революций», то есть смены правительств и власти, в других странах через внешнее влияние», - рассказал Пушков.

Прозападные СМИ сразу сделали вывод, что Россия ставит на правах человека крест, а «недопущение «оранжевых революций» превратится в попрание свобод наших граждан. А давайте-ка разберемся, действительно ли права человека в их западной подаче соответствуют нашим ценностям и идут исключительно на пользу как государству, так и народу.

Мы привыкли к постулату, что человек обладает неотъемлемыми правами и свободами по факту своего появления на свет. Но откуда постулат этот появился? Ведь были времена сословного превосходства, рабского труда и так далее. Когда и как на смену им пришли современные понятия о правах отдельного индивидуума?

Корни принято искать во временах буржуазных революций. Первой предпосылкой к всемирному распространению прав человека стала Декларация независимости США 1776 года. «Все люди сотворены равными, и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью», - гласили ее строки. Однако первым документом, закрепившим права человека на государственном уровне, является французская Всеобщая Декларация прав человека и гражданина 1789 года. Личная неприкосновенность, единство закона для всех и отсутствие его обратной силы, презумпция невиновности, свобода взглядов и убеждений – все это утверждалось статьями принятого документа.

В 1791 году французскому примеру последовал американский Конгресс, принявший Билль о правах. Но о всеобщем распространении прав человека, как юридической нормы, говорить было рано. Лишь в начале 20-го века при создании предшественницы ООН - Лиги Наций – было предложено включить в ее базовые документы пункты о правах человека. Однако поддержки предложение не нашло.

Все изменилось после Второй мировой войны. Созданная по ее окончанию Организация Объединенных Наций, насмотревшись на преступления фашизма, поставила перед собой главную цель: разработать Всеобщую декларацию прав человека.

Стоит отметить, что ее подготовка велась консолидировано, и между отдельными государствами возникли определенные разногласия. Оказалось, что разным странам и права человека видятся по-разному. Запад ставил во главу угла личные и политические свободы, соцстраны же настаивали на первостепенности социально-экономических прав. Итоговый же документ получился достаточно однобоким.

«Вместо рекомендательного, манифестационного характера она принимает характер обязательный, во-первых. И во-вторых, обращать стали внимание только на определенные статьи Декларации прав человека. Те же статьи, которые были привнесены советской стороной, нивелированы. Посмотрим, что в действительности написано в Декларации прав человека и на что обращается внимание в меньшей степени. Говорится о свободе слова, о некоторых других политических и гражданских свободах, но не обращают внимание на другое. Если мы читаем преамбулу Декларации прав человека, то ее нельзя назвать чисто либеральной, многие компоненты совершенно в другом ракурсе представлены — в ракурсе социального государства. Говорится о человеческом достоинстве, о единой человеческой семье, говорится о том, что она принимается, исходя из принципа, чтобы человек был свободен от страха и нужды. Статья первая, показательна: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства". "В духе братства" — это совершенно не в традиции либеральной трактовки прав человека. Что происходит дальше? Акценты смещаются на одни составляющие при нивелировке других. В 1966 году происходит знаменательная вещь — принимается Международный пакт о гражданских и политических правах. Он уже трактует как обязательное соблюдение прав человека, во-первых, и он уже развивает уже исключительно либеральную, индивидуумную трактовку определения человека. Даже предусматривается возможность вмешательства государств в дела других государств, если те не соблюдают права человека», - отслеживает постепенную подмену понятий эксперт Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Вардан Багдасарян.

С помощью всех этих пактов и международных договоров Запад юридически возложил на себя миссию отстаивания прав человека по всему миру и наделил себя полномочиями вмешиваться в дела суверенных государств. Одновременно с этим понимаемые им свободы людей, первоначально призванные блюсти равноправие, трансформировались в интересы весьма узких групп. «По сути дела сегодня права человека стали правом на грех, сегодня права человека защищают права маргиналов, права извращенцев, права различных меньшинств, права богатых. Права человека превратились в свою прямую противоположность, чем это было первоначально. Сегодня права человека оторвались от самого человека. Надо вернуться к пониманию того, что есть такое человек в его категориальном смысле, в его категориальном значении, а уже затем говорить о том, каковы его права и каковы его обязанности», - призывает Багдасарян.

Значит ли это, что права человека – это нечто исключительно плохое и вредное? Вовсе нет. Но нужно отчетливо понимать, что международные нормы, их описывающие – это лишь попытка перевести в юридическую плоскость понятие гуманизма. Но разве для гуманизма действительно необходим страсбургский надсмотрщик в лице Европейского суда по правам человека? Ведь существует масса альтернатив юридически оформленным стандартам.

Каждой культуре свойственно свое собственное понимание, что такое человек, какова его роль в обществе, на какие права он может претендовать и какие обязанности несет. Однако главные догмы (многие из которых описаны и в международных соглашениях) схожи повсюду. Возьмите основные мировые религии. Если отставить в сторону теологический аспект, то мы увидим, что все они представляют собой некий свод норм поведения, основанный, в первую очередь, на гуманистических ценностях. Людям верующим, стало быть, юридическое закрепление гуманизма вообще ни к чему. Но что мешает внедрять те же ценности - ценности имманентной (а не юридически предписываемой) значимости человека и его достоинства - и среди нерелигиозных людей без оглядки на международные договоры? Светской культуре Советского Союза это прекрасно удавалось.

Так называемый марксистский гуманизм, лежавший в основе советского строя, серьезно отличался от общепринятых сегодня прав человека, трактуемых через призму демократии. Политических свобод было куда меньше, зато намного больше ответственности государство брало на себя в сфере экономического и социального обеспечения своих граждан.

Но одним из главных минусов прав человека, закрепляемых на международном уровне, является то, что описывают они исключительно взаимоотношения гражданина и государства. Идеи гуманизма впихнули в область юриспруденции, оставив за бортом все, что не влезло. А это, в том числе, такие немаловажные вещи, как поведение людей по отношению друг к другу, их ценностная и духовная ориентация. Предписать эти вещи нельзя (в чем и состоит ограничению подхода, апеллирующего к юриспруденции), а вот предложить, воспитать и культивировать - можно. Но для этого нужна культура, в которой в принципе есть место концепции "ценностной и духовной ориентации человека". А в концепции прав человека об этом речи не идет.

Что мы имеем в итоге с правами человека? Из существовавших в различных формах идей гуманизма были надерганы отдельные позиции, закреплены юридически и навязаны в этом виде странам, в том числе тем, культуре которых они не слишком подходят исторически. Учитывая взятый Россией курс на традиционные ценности (взятый не по прихоти, а потому что без этих ценностей общество начало разлагаться), нам следует пересмотреть свое отношение к правам человека. Многое из продвигаемого Западом откровенно чуждо нашей стране, а порой пунктов, перечисленных в международных договорах, для выражения свойственного России понимания гуманизма откровенно не достаточно. Быть может, пришло время перестать воспринимать права человека, как набор юридических норм и вспомнить об изначальном смысле этих слов?
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
19 мнений. Оставьте своё
№1 Правдоруб 10 марта 2015 04:21
+9
Витиевато как то написано. Вспомнился мне Егор Гайдар когда он что то говорил (а говорил он на русском) ничего понятно не было, говорил долго и нудно. Нельзя ли "товорищ" попроще изьяснятся, например как Путин кратко, четко, доходчиво может за это его и уважают россияне.
№2 нирбок 10 марта 2015 04:30
+2
Да.написано для количества написанного.Краткость-сестра таланта.
№3 Leman Russ 10 марта 2015 12:40
+1
Заранее простите.Сейчас похулиганю.Ужмем ка пару томов старика Ницше.
Мир Говно.Потому что люди Говно.Хочешь изменить мир измени людей.
Сижу наслаждаюсь манией величия.Я талант. lols biggrin
№4 ZERG73 10 марта 2015 15:03
+1
Точнее, если хочешь что то изменить надо сначала самому меняться, и потом может говно превратится в удобрения для чего то полезного
№5 Leman Russ 10 марта 2015 15:07
0
applodisment applodisment applodisment Тоже интересная трактовка.
№6 нирбок 10 марта 2015 16:14
0
Ура!Я Гений!Даёшь восторги,лавры и цветы! Я ВСПОМНИЛ ЭТО ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ,КОГДА ПЕРЕДО МНОЙ ЯВИЛАСЬ ТЫ! /В.Высоцкий/
№7 NickMakK 10 марта 2015 16:37
+1
Кратк. сестр. тал.
№8 нирбок 10 марта 2015 16:38
0
КСТ
№9 Leman Russ 10 марта 2015 12:46
+6
Ладно ужмем.Группа стран БРИКС имеет мнение что если меньшая часть населения считает что его права нарушаются и пытается силой навязать свое мнение большинству то таких борцов нужно бить возможно ногами может быть даже по голове.
№10 Prov 10 марта 2015 04:26
+11
"...трактуемых через призму демократии."
Трактуемых через призму того, чего нет. Демократия, на самом деле, архаичная система работавшая в обществах в несколько тысяч человек, где выбирали лично знакомого человека.Типа новгородского вече. Современная "демократия", это способность вертеть головы толпы в нужную сторону с помощью СМИ и технических средств. Какая там призма и права человека? Или это права человеков которые сумели сколотить денежку в период развала империй?
№11 karatek 10 марта 2015 13:59
0
Полностью согласен
Например в моем понимании самая демократическая страна - это Швейцария. Любое решение, касающиееся населения, решается на всенародном референдуме.

Однако для большого населения, это сложнее
№12 Зелёный 10 марта 2015 04:48
+7
Красивые словеса и, якобы, благородные мотивы западных демократов, это те же одеколоны и духи предназначенные для сокрытия зловония духовного и морального.
№13 Лобарик 10 марта 2015 06:45
+1
Либеральный дух, это по сути своей - смердение кладбища с его разложением основ, принципов и плоти, с его все-примиренчеством, с его безволием. Европа - пантеон кладбищ, место, куда умирать приходят. По временному и географическому расположению, глядя из России, она - закат, пред-ночная прорва, вечернее затухание, смерть.
Давно пора отбросить диктат всех её траурных институтов, учесть все её агрессии, все её идейные вирусы... относиться к ней с жалостью... и не более.
Призывая Великий Полдень, Ницше обращался к России.
Есть и начало дня - потенция, пробуждение - Сибирь, Восток. Горы дел, моря возможностей...
Если Россия развернётся лицом к Восходу, то евробсье окажутся, представьте где. В самом достойном их месте.
№14 Благород 10 марта 2015 09:32
+2
Теория прав человека это всего лишь масонский инструмент разрушения государств. Инструмент этот появился в феодальное время, когда у разных сословий были разные права и обязанности, и тогда это было вполне позитивно ибо создавало социальные лифты между сословиями. Когда было провозглашено равенство, то теория прав стала абсолютно деструктивной, особенно в его "естественном" аспекте...
Ну например "право на жизнь" есть абстракция, человек либо жив, либо мёртв и единственное следствие этого права стало отмена смертной казни, что является абсурдом, который лицемерно заменён правом человека на самозащиту, правом полиции на защиту своих граждан, правом армии на защиту своей страны, где убийство стоит во главе закона, и только судьям запрещено выносить приговор... Это "право" используется лишь как аргумент давления извне против государства, для его ослабления. Вот недавний случай: майдан, который запрещали разгонять и применять силу, а после сразу стали поощрять применение силы вплоть до ликвидации народа целых областей...
Вся теория прав человека есть лицемерие, очень вредное для самих людей и просто должна быть выкинута на свалку истории... facepalm
----------
Начало Неба на Земле!
№15 Lisjukoff 10 марта 2015 09:38
0
Надо первым делом присвоить агентству S&P рейтинг "мусорное", "мерзкое" - "лузга"!
№16 SAG 10 марта 2015 12:25
0
Права каждого человека всегда будут ограничиваться правами другого - в этом смысле, полного правового раскрепощения в человеческом обществе никогда не произойдет.
№17 VIK1951 10 марта 2015 14:02
0
Больше всех возмущается тот , кто сам хотел стырить, но руки не доходили...

Всегда так: как оргазм - так во сне, а как понос - так наяву

Забавно, но скажешь правду и одни будут хвалить тебя за прямоту, а другие будут ругать за прямолинейность.
----------
Приходи-вовремя,говори-коротко, уходи-быстро.
Не сдавайся и увидишь как сдаются другие...
№18 М.Карабас 10 марта 2015 14:57
0
Демократия в современном обществе есть чистый обман. Результат выборов почти всегда предопределен информационным фоном, который генерируется и контролируется совершенно недемократически, и способом учета и подсчета голосов, который также не регулируется демократическим путём. Я уже не говорю о том, что сама идея демократии ущербна. Принимается решение большинством, а решаются вопросы, в которых большинство некомпетентно. При этом мы всегда хотим положительного для себя результата, и нам совершенно всё равно, каким путем этот результат достигнут. Например, мы хотим порядка на улице, и нам все равно, кто его навел: демократически выбранный мэр или назначенный губернатор. Опыт, в том числе, исторический, показывает, что на назначенных больше управы, чем на выбранных.
№19 ZERG73 10 марта 2015 15:11
0
В руководящих институтах святых нет, тут скорее другая сторона потемнее рулит поэтому отсюда все проблемы и будут без конца. Хотя бы пришли к пониманию что силой продвигать свои подчас греховные желания в современном мире чревато большими потрясениями