Обсуждаемое
Опрос
Популярное
Свиней корёжит просм. 18432 Свиней корёжит
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Рейтинг
Видео

Последствия лунной гонки США и СССР

Последствия лунной гонки США и СССР

Конкретные достижения в любой области технического прогресса всегда дают весомые конкретные последствия и для этой области, и для многих других. И с этой точки зрения уместно посмотреть, что осталось человечеству от «лунных» побед США и от «лунных» усилий СССР.

«Ворсовые застёжки – «липучки», тефлоновое антипригарное покрытие – вот только наиболее известные её бытовые результаты…» — так пишут о техническом наследии программы «Аполлон» разнообразные авторы. Этот аргумент идёт за №1 у всех защитников, когда дело касается «лунного наследия» США. Слов нет – липучки и тефлон удобные вещи в быту, но почему на этом перечисление обрывается, и нужно ли было тратить на это 25 млрд.$? Не слишком ли дорого за такой мизерный, в общем-то, выхлоп?

А вот насчёт выхода «лунных» технологий США в космическую технику картина неутешительная.

Исчезла ракета «Сатурн-5» вместе с её «замечательными» двигателями F-1. Забыт даже её предшественник «Сатурн – 1Б», «молча» уступивший более практичному и более мощному нашему «Протону».

Забыт корабль «Аполлон». После единственного совместного с иностранцами (советскими космонавтами) полёта «Союз-Аполлон», состоявшегося в 1975 году (и по поводу которого есть серьезные сомнения), он исчез навсегда.

А вот что осталось после завершения лунной гонки у СССР: Ракеты «Протон» и «Союз», созданные 40 лет назад, до сих пор состоят на службе российских и международных программ. «Протон», в частности, использовался для вывода модулей «Заря» и «Звезда» — основополагающих элементов МКС. Ракета «Союз» выводит на орбиту корабли «Союз» и «Прогресс», обслуживающие МКС.

С 1970 г., после полётов «Зондов-7 и 8» Россия (тогда — СССР) способна осуществить пилотируемый облёт Луны с помощью ракет «Протон» и кораблей «Союз». А у США такой техники до сих пор нет. Правда, можно ожидать, что, благодаря постановке советских (российских) двигателей на американские ракеты, необходимый носитель у США всё-таки скоро появится. Но это будет, опять же, наследство от СССР.

«Корабли «Союз» ныне известны всему миру. А ведь их первоначальной задачей был именно облет Луны с человеком на борту, а не околоземные полёты. Создание корабля заложило основу для развития космонавтики на десятки лет вперёд. «Союзы» и «Прогрессы» на практике доказали свои преимущества». Так говорят наши специалисты.

Так отзываются о них и титулованные иностранные специалисты. Недавно «руководитель NASA Чарльз Болден признал ракету «Союз» и одноименный корабль самыми надежными в мире. Он заявил, что «Союзы» должны быть для россиян предметом национальной гордости. Ч.Болден забыл при этом напомнить, что шаттлы стали могилой для 14 американских космонавтов. На «Союзах» погибли 4 человека.

А двигатели НК-33, якобы «гнилые» по выражению тех, кто «топил» Н1, какова их судьба? Оказывается, НАСА оснащает ими свои современные ракеты.

Последствия лунной гонки США и СССР

В середине 1990-х Aerojet уже купила около 40 двигателей. Сейчас у нее 30 двигателей. Еще 20 потребуются для 10 запусков NASA к МКС. В 2016-2020 годах им понадобится 71 двигатель. На этом красивая легенда о превосходстве США в космосе заканчивается.

В лунное наследство СССР можно включить и ракету «Энергия», а, точнее, то, что от неё осталось – её двигатели. Эту ракету можно назвать последним эхом советской лунной программы. Вот что рассказывает Б.Е. Черток о своей первой беседе с Глушко в его новой должности:

Глушко: Работы над H1 будут прекращены, (надо) быстро создать семейство новых носителей… высаживать одного человека на Луну через десять лет после американцев, глупо. На Луне должна быть постоянная база со сменяемым составом ученых. Для этого нужны другие носители.

Под другими носителями Глушко понимал свою будущую ракету «Энергия». То есть, «Энергия» создавалась тоже «под Луну», правда, уже с замахом на постоянно действующую лунную базу.

И что же вышло в итоге в плане «быстро» и «лунной базы». 10 лет шла ракета Н1 к своим испытаниям с усовершенствованными двигателями, которые были остановлены решением Политбюро и руками Глушко. И 11 лет прошло от обещания Глушко «быстро создать новые носители» до успешного старта «Энергии». И денег ушло в три раза больше: на Н1 – 5 млрд. руб, на «Энергию» — 15. На два проекта ушли в итоге 21 год и около 20 миллиардов рублей. И всё впустую, потому что, несмотря на смену целого ряда генсеков с 1982 по 1985 г.г. (Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачёв), общая линия Политбюро в отношении Луны оставалась прежней. А именно — не жалеть денег на новые разработки, демонстрируя таким образом свою мощь, но не делать ничего, что могло бросить тень на блеск американской лунной победы.

Сверхмощная «Энергия» вполне могла обеспечить высадку человека на Луне. А отсюда недалеко и до контроля мест высадок «Аполлонов». Она полетела с первого раза. Но ей повезло ещё меньше, чем Н1. Та хотя бы была закрыта на пороге своего успеха. «Энергию» же новый генсек М.С.Горбачёв прикрыл уже после второго успешного полёта. «Энергия» так же, как и Н1, была, по существу, запрещена к использованию. Можно придумать много объяснений в обоснование закрытия «Энергии», но то, что это соответствовало американским интересам, сомнению не подлежит. Тем более, что уникальные двигатели от «Энергии» пошли в розничную продажу тем же американцам.

Какие-то очень разномасштабные следы в истории технического прогресса остались после лунной гонки от победителя и от проигравшего. Это ещё раз говорит о том, что советские специалисты успешно справлялись со всеми кардинальными задачами, которые поставила лунная гонка. Они её выигрывали.

Окончательный успех советской лунной программы был предотвращён решениями Политбюро. Сначала это была отмена уже полностью подготовленного облёта Луны, затем — срочное запрещение ракеты Н1 накануне её планового пятого испытания, затем окончательное закрытие проекта Н1 и прекращение полётов АМС на Луну. Эти действия были подкреплены планомерной кампанией по профилактике, а при необходимости и прямому подавлению инакомыслия среди советских специалистов в отношении американских полётов на Луну. Политический характер подоплёки такого хода событий очевиден.

«Мы можем, если будет принято решение на уровне правительства, осуществить облет Луны с использованием модернизированного пилотируемого корабля «Союз» к 2012 году», — сказал глава РКК Севастьянов в 2007 году. По-существу, Севастьянов призвал возродить и довести до логического конца программу 40-летней давности.

Естественно, он был немедленно освобожден от занимаемой должности. Не летали российские космонавты вокруг Луны, хотя и могли. Ни одна российская АМС с 1976 года не посетила окрестности Селены, хотя туда уже потянулась цепочка АМС из самых разных стран.

Почему же ЦК КПСС убило советскую лунную программу?

В начале 70-х годов советским руководством была провозглашена политика «разрядки международной напряжённости». Предполагалось жёсткое противостояние с США заменить некоей системой взаимоприемлемых соглашений. Реалистична или нет была такая идея, показали дальнейшие события. А тогда она была тепло встречена в советском народе, который недавно пережил тяжелейшую войну, а потом жертвовал материальным благополучием в угоду гонке вооружений.

Накануне политики разрядки наши космические специалисты многое сделали во славу своей страны и к большому огорчению Америки. Чего стоили только две такие эпохальные пощёчины, как Спутник и Гагарин. А были и «пинки» помельче: первое попадание ракетой в Луну, первый облёт АМС Луны, первая мягкая посадка АМС на Луне, первый спутник Луны и многое другое. А тут вместе с разработкой Н1 готовилась третья оплеуха – высадка советского человека на Луне. Такая перспектива не вписывалась в идиллию политики разрядки. «Пусть у Вас были Спутник и Гагарин, а за нами пусть будет записана Луна. За это мы вам…» — примерно так, по мнению автора, прозвучало со стороны американцев требование к СССР свернуть свою лунную программу. А то, что эта программа была СССР по силам, американцы знали – Политбюро ведь не напрасно доводило все этапы этой программы почти до завершения.

Первые признаки разрядки можно угадать ещё в 1967-69 годах, но расцвела она в 1972 году, когда в Москву прибыл президент США Р. Никсон. Это был первый официальный визит действующего президента США в Москву. Во время визита и несколько позже были подписаны 12 соглашений между СССР и США. Никогда (ни до, ни после) за такой короткий срок между США и СССР не подписывалось и близко такое количество соглашений. Среди них были важнейшие соглашения в области ограничения стратегических вооружений и средств ПРО. Только это снижало бремя гонки вооружений на десятки миллиардов рублей в год.

Было снято эмбарго на поставки советской нефти и газа в Западную Европу. В 1968 году «газ поступил в Австрию. Середину 60-х — конец 70-х гг. можно назвать периодом завоевания европейского газового рынка. Вслед за Австрией в 1969 г. начались поставки в Италию, в 1970 г. — в ФРГ, в 1971 г. — в Финляндию и Францию». Начались поставки зерна в СССР по таким низким ценам, что это негативно отразилось на благосостоянии самих американцев. Вот что пишет об этом американский исследователь Р.Рене:

Если мы на самом деле никуда не летали, то почему Советский Союз не заметил подлога? Или не хотел замечать? На этот счёт у меня есть соображения. Пока наша армия сражалась с коммунизмом во Вьетнаме, мы мегатоннами продавали Советскому Союзу зерно по сверхнизкой цене. 8 июля 1972 года наше правительство шокировало весь мир, объявив о продаже Советскому Союзу примерно четверти нашего урожая по фиксированной цене $1,63 за бушель (36,4л). Следующий урожай русские получали бы ещё на 10-20% дешевле. Зерно внутри страны сразу подорожало с $1,50 до $2,44. Подскочили цены на хлеб и мясо, отражая неожиданно возникший дефицит. В какую же копеечку нам влетела эта Луна?

Были построены химические заводы в обмен на готовую продукцию этих же заводов, то есть СССР получил современные предприятия, не вложив от себя ни копейки. С активным американским участием построен КАМАЗ. И многое другое. Миллиарды долларов потекли в СССР. Перед ними меркли те 0,5 млрд. рублей, которые СССР тратил на Н1 в год. Так что, её выброс «в мусорную корзину» окупался стократно, если иметь в виду ближний (на несколько лет) экономический интерес.

Вершиной «разрядки» стал Хельсинкский акт (1975 г.), утверждавший нерушимость границ, установившихся в Европе после войны. К сожалению, члены Политбюро забыли, что «вечные миры», подкреплённые разными актами и трактатами, провозглашались в Европе примерно раз в 50 лет.

Автор данной статьи ни в коем случае не претендует на то, что он перечислил все основные экономические и политические выгоды, которые получило или рассчитывало получить в результате состоявшейся сделки Политбюро. Цель данной статьи не в том, чтобы максимально точно восстановить этот список, а в том, чтобы постараться убедить читателя в самом факте этой необыкновенной по своему содержанию, по своим масштабам и последствиям сделки.

Что же продало Политбюро в ответ на полученные посулы и выгоды? Казалось бы, ничто – пустую каменную планету. Луну, от которой простому человеку, как говорится, «не жарко, не холодно».

Увы, это далеко не так. Политбюро продало честь страны — иными словами то, что называется международный престиж. Чтобы осознать и сам этот факт, и его огромную значимость для судеб страны, не надо уставать учиться у наших противников. Пренебрежение умом противника – почти верный залог собственного поражения.

Советские руководители продали не просто Луну, они продали лидирующее положение страны в космосе, они продали первое место, которое СССР занимал в битве за умы. А в битве за умы второго места не бывает: проигравший выбывает.

Действительно, по итогам сделки получалось так, что США смогли решить очень трудную задачу высадки на Луне, а СССР – нет. Сейчас с экранов ТВ многие представители нашей интеллигенции – современники тех событий рассказывают, что они от души радовались за успех Америки. Может быть, они действительно тогда радовались, но хорошо скрывали свои чувства. А в целом, насколько помнит автор (тогда ещё студент), разочарование охватило самые широкие круги советского общества.

И куда должно было развернуться мировое и наше общественное мнение после «поражения» СССР в лунной гонке, если на любые последующие достижения советской науки и техники следовал комментарий – «Американцы были на Луне, а СССР не смог»?

После проигрыша битвы за умы политический конец СССР был лишь вопросом времени.

Впрочем, Уинстон Черчилль как-то сказал:

«Никакой успех – не окончателен, никакие неудачи — не фатальны: в конечном счете, значимо лишь мужество продолжать».

Но эта мысль полезна только тем, у кого это мужество есть.
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
Тэги: # история
45 мнений. Оставьте своё
№1 Борислав 7 ноября 2015 15:10
+3
"полёта «Союз-Аполлон», состоявшегося в 1975 году (и по поводу которого есть серьезные сомнения)"

Никогда не слышал о сомнениях по поводу совместного полёта "Союз-Апполон". Если не трудно, скиньте ссылку.
№2 Анахорет 7 ноября 2015 15:16
+7
https://www.manonmoon.ru/ Вот здесь прочтите.
№3 Вито 7 ноября 2015 15:50
+16
Цитата: Борислав
Если не трудно, скиньте ссылку.

«Полет “Союз-Аполлон”- последнее звено лунной эпопеи?»
№4 Борислав 8 ноября 2015 12:21
+1
Спасибо! smile
№5 Борислав 8 ноября 2015 12:11
0
Нет, я не про Луну.
В статье подвергается сомнению факт совместного полёта "Союз-Апполон".
№6 ATech 8 ноября 2015 15:42
+3
А какие сомнения? Наши лежат на носилках после приземления. Никаких интервью, но "космонавты чувствуют себя удовлетворительно". Амеры - бодро машут ручкой через час после "приземления" и поют соловьиные песни. Им что - укол "животворящий вкололи"? Или они отвергают наработанные данные по налету Союзов и остальному в части самочувствия космонавтов после 3-5 суток полета в невесомости и гиподинамии?
Да у них место для астронавта было чуть больше места в гробу. В пресловутом Апполоне. Не говоря уже о Джемини.

НЕ, если есть желающие поспорить - опровергните для начала материалы вот эти - https://www.manonmoon.ru/articles/st80.htm

Космонавты, да, разных стран.
№7 gravitonus2000 7 ноября 2015 16:56
+7
"Аполлон" вообще не приспособлен к пребыванию в космосе. Пиндосы впервые вышли в космос только с появлением "Шаттлов". До этого - сплошной Голливуд. Они проиграли нам в космической гонке целых 20 лет.
На эту тему был замечательный фильм, по-моему - "Козерог 1". biggrin
----------
DEBES, ERGO POTES
№8 Delayed 8 ноября 2015 19:08
0
Они месяц назад с трудом в португалии высадились :)
№9 Анахорет 7 ноября 2015 15:18
+16
Мне кажется что амеры подобным образом сейчас и к Марсу летают, когда нибудь их поймают и здесь на брехне. biggrin
№11 GreatFF 7 ноября 2015 16:39
+1
Если у них нет двигателей разогнать до 2-ой космической - как они до 1-ой разгоняються?
№12 kursk-444 7 ноября 2015 18:34
+3
Как можно достичь второй космической скорости?
Нажать на тормоз при полёте на ТРЕТЬЕЙ космической скорости.
biggrin
№13 Вито 7 ноября 2015 15:52
+17
А где Андрейка и прочая защитники НАСА?
Сейчас начнут доказывать, что нельзя сомневаться в словах джентльменов из-за океана.
№14 Димдим 7 ноября 2015 16:06
+6
Джентльмен - хозяин своему слову. Захотел- дал, захотел- взял взад...
№15 Анахорет 7 ноября 2015 17:22
+5
Да слово джентельмена великая сила! Джентельмен сказал - сделал, не сделал, снова сказал! biggrin
№16 kursk-444 7 ноября 2015 18:34
+2
"И тут мне карта попёрла..."
№17 Belck 7 ноября 2015 22:16
+2
Джентльмен джентльмену верит на слово.... biggrin
№18 ЛЯЛЯ ФА 7 ноября 2015 16:11
+8
Перед теми, кто решил осваивать Луну, стоят вполне конкретные задачи. Нужно готовить научные и технические кадры для этой работы, создавать не уникальные, а серийные лаборатории-луноходы и спутники связи для их обслуживания. Нам нужны грамотные специалисты для исследования планет. Нужно готовить качественные учебники и научно-популярные книги, расширять олимпиады и конкурсы для школьников и студентов, готовить радио- и телепередачи по этой научной тематике, а не мракобесные "Битвы экстрасенсов"
Освоение новых континентов всегда притягивало к себе людей активных, талантливых, авантюрных по складу характера, попутно давая большой толчок новым открытиям в науке и технике. Освоение новой планеты открывает перед нами те же перспективы. Пора заняться Луной всерьёз!
№19 Михаил 7 ноября 2015 16:27
+2
Статья интересная.
Однако, здесь неточность:
10 лет шла ракета Н1 к своим испытаниям с усовершенствованными двигателями, которые были остановлены решением Политбюро и руками Глушко.

Глушко останавливал не испытания Н1, а закрыл "лунный проект" (операция Союз-Аполлон). Причём с самого начала "лунного проекта" Глушко наотрез отказался в нём участвовать, даже, возможно, поссорился со своим лучшим другом Королёвым. А начался "лунный проект" не только с ракеты Н1, но и с нелепых смертей Королёва... (а закончился странной смертью фон Брауна). Возможно, Глушко согласился возглавить космонавтику в России (СССР) при условии закрытия "лунного проекта".
Умер Глушко через 2 месяца после успешного старта "Энергии". В НАСА и не только хорошо поняли, что такое "Энергия". russian
№20 Вот Вам Пу 8 ноября 2015 14:48
0
по выражению тех, кто «топил» Н1,


Никто эту ракету не "топил". Двигатель нк-33 уникален спору нет! Но 30, всего 44(!!!) стартовые камеры на Н-1, против 5 стартовых, всего 8(!!!) на Сатурне, это — надругательство над теорией надёжности. Создание надёжной системы управления работой 30 -ти одновременно работающих двигателей в то время было бы достойно работе целой отрасли кибернетики и автоматики, тогда ещё не существовавшей в помине. Из 4 стартов, все кончились катастрофой. Хотя на этот компромисс пришлось пойти по причине безнадёжного отставания в создании водородно-кислородного двигателя.
№21 Михаил 8 ноября 2015 19:18
+1
Двигатель нк-33 уникален спору нет! Но 30, всего 44(!!!) стартовые камеры на Н-1, против 5 стартовых, всего 8(!!!) на Сатурне, это — надругательство над теорией надёжности.
Надругательством над надёжностью является ЖРД Ф-1 и 5-ти кратным надругательством над надёжностью является Сатурн-5. Поэтому невозможно "повторить" ЖРД Ф-1 и США лихорадочно скупают и воруют у России технологии ЖРД РД-170.
Хотя на этот компромисс пришлось пойти по причине безнадёжного отставания в создании водородно-кислородного двигателя.

От кого отставание? Мощный ЖРД РД-0120 создан в 76г. А с мелочовкой работали ещё 80 лет назад.
Создание надёжной системы управления работой 30-ти одновременно работающих двигателей в то время было бы достойно работе целой отрасли кибернетики и автоматики

О чём это Вы? Ракета-носитель "Энергия.
"Энергия"
№22 Вот Вам Пу 9 ноября 2015 12:50
0
Первый пуск Н-1 был в 1969 году, а "Энергия" стартовала в 1988 году! Разница в годах составляет более без малого 20 лет! Как вы сами признали, на момент создания Н-1 отставание в создании водородного-кислородного двигателя составило почти 20 лет.

Но вы лукавите насчёт РД-0120! В 1976 году он только начал создаваться, а полетел соответственно через 20 лет!!!
№23 Михаил 9 ноября 2015 15:26
-1
Но вы лукавите насчёт РД-0120! В 1976 году он только начал создаваться, а полетел соответственно через 20 лет!!!
Повторюсь: официально ЖРД РД-0120 создан в 76 году. Испытания водород/кислород ЖРД проводились ещё 80 лет назад. Эти двигатели имели ряд важных минусов, которые вынуждали не использовать их на 1-ой ступени. И до сих пор предпочитают обходиться без них.
То, что "Энергия" полетела в 88 связано с ЖРД РД-170. В принципе на "Энергию" можно не ставить РД-0120 или заменить другим не водород/кислород ЖРД, но без РД-170 "Энергия" не существует. yes
№24 Вот Вам Пу 9 ноября 2015 15:35
-1
Официально - это значит приведите ссылки на официальные документы. Я ссылаюсь на статью в Википедии которая составляется в соответствии с библиографией в конце любой статьи.РД-0120
№25 Михаил 9 ноября 2015 18:04
-1
В Википедии по Вашей ссылке написано: "Время создания: 1976 год" smile
Если Вас интересуют кислородно-водородные ЖРД посмотрите, например, здесь. yes
№26 Вот Вам Пу 9 ноября 2015 20:53
-1
Там написано дословно, цитирую : Читайте внимательнее пожалуйста:Двигатель РД-0120 начал разрабатываться в 1976 году в КБ химической автоматики (г. Воронеж), группой конструкторов под руководством А. Д. Конопатова. Позднее главным конструктором проекта становится В. С. Рачук.
Как видите слово "начал разрабатываться" существенно отличается от того что пишите вы.
№27 Михаил 9 ноября 2015 22:14
-1
Если Вы пытаетесь поймать меня на слове, то это пустое: по Вашей же ссылке буквально мои слова -" ЖРД РД-0120 создан в 76 году". smile
А по факту - Вы обронили фразу: "безнадёжного отставания в создании водородно-кислородного двигателя". От кого отставание? Если посмотреть материалы по моей ссылке, то понятно, что водородно-кислородные двигатели в России (СССР) были давно. Вопрос лишь стоял как и где их использовать. Например, ещё Королёв 50 лет назад планировал их использовать в Н-1.
В 74 г. Глушко возглавил отрасль и приступил к созданию "Энергии". Обобщив опыт всей космической отрасли, он набрасывает свой план создания будущей тяжёлой ракеты на основе своих идей будущих ЖРД. К 76 году у него уже "нарисовался" ЖРД РД-0120 и он закрывает Н-1. Осталось самое сложное - пакет мощных ускорителей из ЖРД РД-170. yes
№28 vasilisa mikullishna 7 ноября 2015 16:43
+2
Странно, а почему ничего нет по нашему "Бурану", ведь это корабль типа шаттла. Почему дальше не стали развивать этот проект?
----------
Все что ни делается, все к лучшему
№29 Eprinter 7 ноября 2015 17:06
+4
По тому же поводу, по которому свернули лунную программу. Ну и видимо не зря всё-таки амеры свернули шаттл, не окупал он себя на нынешнем этапе развития техники, и мы не стали продолжать. Думаю, спустя какое-то время вернётся эра челноков.
№30 gravitonus2000 7 ноября 2015 17:14
+11
Еще и меченая сволочь подсуетился.
----------
DEBES, ERGO POTES
№31 Rose_Slon 7 ноября 2015 18:07
+2
Вывозить челнок ракетой наверное все-таки дорого. Но слышал что была идея старта челнока "со спины" самолета. Не зря же к этому проекту "Мрию" сделали. dumaet
№32 NOD 9 ноября 2015 12:15
0
да, была такая тема - Лозино-Лазовский Глеб ее разработал МАКС, называлась - многоразовая аэро-космическая система.... и завернули ее,.. а Мрия была переработана из Руслана специально для перевозки Бурана, ибо для Атланта ноша не удобная
----------
я NOD с 1996 года, и к Федорову отношения не имею ни какова!!
№33 Михаил 7 ноября 2015 17:13
+6
"Буран" так же, как планер у Space Shuttle, являются челноками. Но несмотря на внешнюю похожесть, "Буран-Энергия" и Space Shuttle принципиально разные. И если у Space Shuttle в космонавтике уже нет перспектив, то "Энергия" возит и будет возить людей на орбиту и Луну. smile
№34 valeris 7 ноября 2015 20:45
+6
Михаил, я так давно и хорошо не смеялся.Извините, что пишу у вас, но попробую ответить и товарищу чуть выше. Н1 закрыли не потому, что так захотело Политбюро. Лунную гонку мы проиграли. Н1-это был фальстарт. Во первых, конструкция с подвесными баками изначально была ошибочной-вес!!!!Во-вторых, не было нужных двигателей. И на первой ступени ставили , по-моему, 32 НК-33.Это безумное осложнение конструкции первой ступени. Довести эту машину до ума было невозможно,поскольку ее концепция уже была устаревшей на момент принятия решения. "Буран" и Спейс-шаттл внеше похожи, аэродинамика для всех одна, но на самом деле, это абсолютно разные машины. Система "Энергия"-"Буран"- это сверхтяжелая ракета-носитель со спускаемым планером.Сама РН "Энергия"-построена по классической схеме. Спейс-шаттл- воздушно-космическая система,где в качестве первой ступени двигатели челнока и боковых ускорителей. Конструкция "Энергии" позволяла цеплять сбоку любой груз, кроме челнока ( ГТК 14С70), а спейс-шаттл-нет, поскольку основные двигатели стоят именно на челноке. В этом идея НАСА и состояла-возвращать дорогостоящие двигатели и использовать их многократно.Кстати, первый пуск РН "Энергия" был с макетом боевого изделия.Проект "Энергия"-"Буран" не закрыт, но приостановлен. То, что он будет приостановлен, знали все те люди, которые встречали "Буран" на полосе.Одна из главных причин-отсутствие полезных нагрузок.Может быть , я выдам служебный секрет, но прошло много времени.Приостановка этой замечательной программы в первую очередь произошло именно потому, что в структурах, занимающихся космосом, шла бешеная грызня за бюджетные деньги. И некоторые организации, занимающиеся проектированием и производством полезных нагрузок по заданиям МО и народного хозяйства,просто не верили в программу "Энергия"-"Буран" после катастрофы Н1. Я видел 4 "Бурана" в разной комплектации. Хотя, если копнуть в темные глубины прошлого, СССР мог бы запросто стать первой страной, запустившей челнок на орбиту, задолго до американцев. Поищите проект "Буря". Проект был в гораздо более доработанном варианте, чем Н1. Но денег не хватало, и выбирая между С.П. Королевым и Лозино-Лозинским, военные выбрали Королева и Н1, имея в виду конкретный успех программы "Восток".Много чего было сделано, и приостановлено.И влияние американцев здесь ни при чем. Амбиции людей, получивших власть, и не сумевших совладать с этими амбициями.Если захотите, найдете все эти истории. Я не могу называть даты и фамилии.

Источник: https://politikus.ru/articles/62299-posledstviya-lunnoy-gonki-ssha-i-sssr.html
Politikus.ru
№35 alex4310 7 ноября 2015 21:11
0
Спасибо. Прекрасный ответ. Детальный и точный.
№36 Dir_Asmundson 7 ноября 2015 23:50
0
Только что сам хотел написать, что при внешнем сходстве, сравнивать шатл с Бураном- все равно, как Оку с Камазом...
№37 NOD 9 ноября 2015 12:19
0
не поленитесь, ознакомьтесь,..10-15 минут- не зря пропадут, поверьте,
там хронология есть тех событий, и куча ссылок на первоисточники...

и весьма убедительная версия по поводу лунной программы и Н1
https://www.manonmoon.ru/articles/st30.htm
----------
я NOD с 1996 года, и к Федорову отношения не имею ни какова!!
№38 NOD 7 ноября 2015 17:52
+1
с Бураном - показали что тоже можем, а посчитали денег - сказали спасибо, одноразовые дешевле и надежжнее
----------
я NOD с 1996 года, и к Федорову отношения не имею ни какова!!
№39 ATech 8 ноября 2015 16:14
+1
Очень хотелось бы ознакомиться с выкладками соответствующих ведомств. Не подскажете - где посмотреть упоминаемый Вами "подсчет денег", а также насчет стоимости "одноразовых" и "многоразовых" - типа калькуляции. Ведь Вы же обладаете этими цифрами, чтобы заявлять подобное - не так ли?

ЗЫ. Или это все так - журналисты на ухо нашептали, да?
№40 NOD 8 ноября 2015 22:35
0
нет не обладаю, цифры на память,.. когда лет 15 назад сравнивали СССР/Россию и США, были цифры по доставки 1 кг грузана орбиту. Так вот, на низкую опорную орбиту чтото около 2,5-3 тыс долл на Прогрессах и Зенитах,4-4,5 тыс долл. на Союзах, 13-15 тыс на Шаттлах, Ариан-5 - 10-13 тыс, а конверсионный Днепр и вовсе 1,5 тыс!!! а на геопереходную: Протон - 13 тыс долл, Ариан5 15 тыс долл, эээ а про Шаттл - забыл, 20 с чемто....
Гугл в помощь!...а мне и памяти хватает!
----------
я NOD с 1996 года, и к Федорову отношения не имею ни какова!!
№41 Аленка 7 ноября 2015 22:13
+6
Не были США на Луне, иначе они б на наших двигателях не летали. И станцию Мир по надуманной причине потопили, думаю, предатели Родины. ИМХО.
№42 NOD 8 ноября 2015 22:41
0
Станцию Мир рассчитывали срок эксплуатации 3-5 лет, и на его основе должен был появиться МИР 2 более длительный,... но Мир отпахал 15, а на технологиях МИР-2 появился МКС, спасибо горбатому - народное достояние(технологии) досталось амерам!!
ПС: на откуп врагу, больше чем Горбатый из персоналий не сделал никто за всю историю не только нашей страны, а и вообще мировой,..... такую Страну слил в унитаз, ссука меченая!!!...а ведь Бог шельму метит...
----------
я NOD с 1996 года, и к Федорову отношения не имею ни какова!!
№43 Kutukita 8 ноября 2015 09:27
+3
Вспоминается фраза из статьи в Washington Post начала 1980х: мы (американцы) потратили миллион долларов на шариковую ручку, которой можно писать в невесомости, а русские дали своим космонавтам карандаши.
----------
Боги – суть предки наши
№44 ATech 8 ноября 2015 16:26
0
С одной стороны - описаться можно. С другой стороны - "гелиевая ручка" или как там ее - вполне неплохая замена шариковой ручке и фломастеру. Но карандаш - в космосе вне конкуренции. Разве что затачивать его надо - но цанговые карандаши с грифелем - не новость, никто не отменял.
№45 ATech 8 ноября 2015 15:59
0
Сверхмощная «Энергия» вполне могла обеспечить высадку человека на Луне. А отсюда недалеко и до контроля мест высадок «Аполлонов». Она полетела с первого раза. Но ей повезло ещё меньше, чем Н1. Та хотя бы была закрыта на пороге своего успеха. «Энергию» же новый генсек М.С.Горбачёв прикрыл уже после второго успешного полёта. «Энергия» так же, как и Н1, была, по существу, запрещена к использованию.


Мне любопытно. Кто-либо ответит за эти действия путем суда и отправки в солнечный Магадан косить рожь в три обхвата? Или все как обычно спустится на "тормозах", найдется стрелочник - вовремя не переложивший документ из одной папки в иную, но он на следующий день ушел на пенсию? И через пять дней просто умер. Дело сдано в архив.