Обсуждаемое
Опрос
Популярное
Куля kurrrwaaa! просм. 14730 Куля kurrrwaaa!
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Рейтинг
Видео

Звезда на «Волге». Как и за что травили Марка Бернеса

Звезда на «Волге». Как и за что травили Марка Бернеса

Фото: © РИА Новости/Георгий Тер-Ованесов

21сентября исполнилось 105 лет со дня рождения певца и актёра Марка Бернеса. В конце 1950-х кумир миллионов жителей СССР пережил один из самых драматичных периодов в своей жизни. Ему фактически запретили появляться на сцене и сниматься в кино, а песни в его исполнении перестали звучать на радио, пишет life.ru

В один из холодных зимних дней 1928 года на Курский вокзал, как обычно, прибыл поезд из Харькова. Из поезда вышел 17-летний юноша в длинной шубе с воротником от дамского пальто и с кожаной комиссарской фуражкой на голове. По его несколько растерянному виду было понятно, что в Москве он впервые. Он подошёл к первому попавшемуся носильщику и спросил: "Где здесь Малый театр?".

Это был Марк Нейман, сын служащего по сбору утильсырья и домохозяйки. Он сбежал от родителей из Харькова в Москву, мечтая найти работу в театре. Спустя 15 лет Марка, взявшего псевдоним Бернес, будут заваливать письмами поклонники со всех уголков Советского Союза, выражая благодарность актёру за роль Аркадия Дзюбина в фильме "Два бойца" и исполнение песен "Любимый город", "Тёмная ночь", "Шаланды, полные кефали", "Журавли".



Но ни всенародная любовь, ни уважение, завоёванное Бернесом выступлениями на фронте во время Великой Отечественной войны, не оградили его от жестокой травли. Она началась в тот же год, что и травля Пастернака — 1958-й. К этому времени Бернес уже два года был вдовцом, похоронив свою жену Паолу, с которой они прожили вместе 26 лет, и растил один пятилетнюю дочь Наташу.

Повод для начала травли оказался довольно необычным: на Бернеса пытались завести уголовное дело за якобы нарушение правил дорожного движения, оказание сопротивления сотруднику Отдела регулирования уличного движения (ОРУД). Об инциденте общественность узнала из фельетона "Звезда на "Волге", опубликованного в "Комсомольской правде", где в издевательской форме пересказывались события, причём за основу была взята версия "пострадавшего" сотрудника ОРУДа Бориса Аксёнова.

"Кинозвезда смекнул, что дело может кончиться плохо. Он помчался в ОРУД, принёс извинения инспектору Аксёнову и пожелал, чтобы на этом инцидент был исчерпан. Но, вопреки ожиданиям Марка Наумовича, водительских прав ему не вернули. Больше того, работники ОРУД решили впредь не допускать Бернеса к рулю: слишком наглым, возмутительным, даже преступным было его поведение на улице. Кинозвезда бушевал. Он требовал к себе уважительного отношения как к звезде первой величины. Марк Наумович претендовал на снисходительность в силу его особых заслуг перед советской кинематографией"

В постановлении зампрокурора Москвы были подробно описаны события: 11 сентября Марк Бернес ехал по центру Москвы на своей чёрной "Волге" и не остановил машину около трамвайной остановки, хотя там стоял трамвай, а рядом был знак "Остановка транспорта во время посадки и высадки обязательна". Обвинение строилось на показаниях сотрудника ОРУДа Бориса Аксёнова. Он заявил, что лицо водителя было красным, поэтому он решил, что водитель пьян, и стал преследовать машину. Он догнал Бернеса, когда тот уже остановил машину.

"Ко мне подошёл сотрудник милиции и в грубой форме потребовал документы. Я объяснил ему, что никаких нарушений не делал, но он не хотел слушать и, кроме того, стал стучать железом по машине. Она была только выкрашена. Меня это взорвало. Сейчас я понимаю, что поступил нехорошо, но тогда я разволновался".

Звезда на «Волге». Как и за что травили Марка Бернеса

Кадр из кинофильма "Ночной патруль", 1957 год. Режиссер Владимир Сухобоков. Киностудия имени М.Горького. Павел Обручев ("Огонек") - артист Марк Бернес (слева), комиссар милиции Кречетов - артист Лев Свердлин.
Фото: © РИА Новости

В итоге Бернес отказался предъявлять документы, сел обратно в машину и поехал дальше. Но Аксёнов снова поехал за ним, догнал и стал заявлять, что Бернес пьян. Разъярённый актёр предложил Аксёнову проехать на Петровку, 38, чтобы оба они прошли экспертизу. Сотрудник ОРУДа не стал садиться в машину, хотя Бернес ему предлагал, и поехал на подножке. В своих показаниях Аксёнов заявил, что Бернес специально поехал, когда он был снаружи, и даже пытался намеренно задавить его.

Но в итоге показания Аксёнова были признаны недостоверными, поскольку его слова не подтвердила медицинская экспертиза и рассказы других свидетелей. Дело на Марка Бернеса возбуждено не было. Но следствие заявило, что актёр вёл себя недостойно, за что он "привлечён к строгой партийной ответственности и привлекается к дисциплинарной ответственности".

17 сентября в один день с фельетоном "Звезда на "Волге" в газете "Правда" опубликовали статью "Искоренять пошлость в музыке" композитора Георгия Свиридова, который в тот момент был членом правления Союза композиторов.

— Пластинки широко пропагандировали несколько "подновлённую" пошлость вроде развязной песенки "Мой Вася" или некоторых слезливых романсов в исполнении киноактёра Марка Бернеса. Пластинки, "напетые" им, распространены миллионными тиражами, являя собою образец пошлости, подмены естественного пения унылым говорком или многозначительным шёпотом. Этому артисту мы во многом обязаны воскрешением отвратительных традиций "воровской романтики" — от куплетов "Шаланды, полные кефали" до слезливой песенки рецидивиста Огонька из фильма "Ночной патруль". В народе всегда считали запевалой того, кто обладает красивым голосом и истинной музыкальностью. Почему же к исполнению эстрадных песен у нас всё чаще привлекают безголосых актёров кино и драмы, возрождающих к тому же пошлую манеру ресторанного пения? — задавался вопросом в статье Свиридов.



Многие зрители и слушатели не обращали внимания на публикации, порочащие Бернеса, а некоторые даже писали письма его обидчикам. Например, Свиридов получил обращение из Одессы от инженерно-технических работников и служащих Черноморского морского пароходства, в котором заявлялось, что данная композитором "на редкость необъективная оценка творчества Марка Бернеса, одного из наших любимых артистов кино, показалась нам очень странной".

— "Любимый город может спать спокойно…" — слушая музыку и слова этой песенки, мы с законной и понятной гордостью вспоминаем наших славных лётчиков, оберегающих сон наших детей. "Тёмная ночь", "Полевая почта", "Далеко от дома" — разве вы забыли, как часто в этой песне находили отдых люди, утомленные тяжёлым многочасовым боем? А ведь их мы впервые услышали в далеко не пошлом исполнении Марка Бернеса. А как вы думаете, какая другая песенка дала бы больше для раскрытия характера парня, выросшего в Одессе на Пересыпи, юность которого прошла среди рыбаков и матросов Арбузной гавани, кроме песенки "Шаланды, полные кефали"? Все одесситы влюблены в моряка Костю и рыбачку Соню, — писали поклонники Бернеса.

Писатели, в том числе Самуил Маршак, тоже высказались в защиту Бернеса. Они направляли письма в прокуратуру, в Министерство культуры, в которых говорили о том, что приписываемое поведение не свойственно Бернесу, что на него клевещут. Но это мало помогло. 18 ноября коллегия Минкультуры выпустила текст "Держать в чистоте звание артиста", в котором Бернеса обвиняли чуть ли не во всех смертных грехах.

— В погоне за "длинным рублём" при попустительстве концертных организаций Марк Бернес стал чрезмерно увлекаться эстрадными выступлениями, не заботясь о качестве репертуара и художественном уровне исполнения. В 1958 году он выступил в 127 концертах. Поступки Марка Бернеса, граничащие с хулиганством, низкое качество его концертного исполнения и крайняя ограниченность репертуара вызвали законное и справедливое осуждение общественности — только в редакцию "Комсомольской правды" поступило свыше 300 писем по этому поводу. Партийная организация Студии киноактёра, рассматривавшая вопрос о недостойном поведении Марка Бернеса, наложила на него строгое взыскание, — говорилось в постановлении коллегии Минкультуры.

В итоге Марк Бернес сдался и решил опубликовать письмо-раскаяние, в котором он признавал, что ему "давно следовало бы критически отнестись к моему исполнительскому творчеству". Его он отправил главному редактору "Комсомольской правды" Алексею Аджубею.

"Как исполнитель я был обязан пересмотреть весь цикл исполняемых мною песен, в котором, наряду с хорошими песнями, прозвучали и песни невысокого уровня. Я должен был вместе с поэтом и композитором создать новые вещи, созвучные времени. Я этого не сделал и в этом моя ошибка. Что касается моего общественного поведения, то возможно, что и были какие-то моменты, которые могли бы служить основанием для критики. Наш зритель взыскателен и строг. Он чутко реагирует на всё легковесное и не прощает актёру, который на него работает, ни малейшего проявления нескромности. Поэтому я хочу заверить читателей вашей газеты, моих зрителей-слушателей, которым я посвятил всю свою жизнь и мнение которых мне дороже всего, что ошибки будут исправлены и, как в лучших своих работах, я все свои силы и способности отдам моему любимому делу".

Но Аджубей отказался публиковать обращение Бернеса. Не отреагировал он и на повторную просьбу артиста. Отчаявшийся Бернес написал письмо замминистра культуры Владимиру Сурину, в котором пытался в очередной раз доказать, что, поработав в искусстве 30 лет, он "всегда и всюду во всей своей работе, как актёр кино и театра, свято соблюдал честь советского искусства и никогда, нигде не получал упрёка в недисциплинированности и недостойном поведении". Но Сурин не ответил.

3 марта 1959 года Бернес написал напрямую министру культуры Екатерине Фурцевой, которую просил о помощи. Обращение он начал словами: "Я коммунист, актёр, десятки лет работавший активно и отдавший всего себя советскому искусству, вот уже около полугода нахожусь в положении человека, общественно изолированного, зачумлённого — иначе не скажешь. Вот почему я и решаюсь обратиться в ЦК КПСС, к вам за помощью".

"Всё это сократило мою жизнь на несколько лет. Как всякий человек, я имею недостатки, быть может, совершал ошибки. Мне необходимо понять истинные причины моего творческого и морального уничтожения. Находиться в таком состоянии невыносимо тяжело. Я честно рассказал вам обо всём, что может вместить короткое письмо. Моя просьба состоит в том, чтобы мне была дана возможность трудиться в меру моих сил на пользу родному искусству"

Видимо, письмо Фурцевой сыграло свою роль в этой истории — с 1960 года голос Бернеса вновь зазвучал на радио и телевидении. Он записал заглавную песню для радиопередачи "С добрым утром", написанную композитором Оскаром Фельцманом на стихи Ольги Фадеевой, а также исполнил в "Лужниках" песню "Враги сожгли родную хату", ставшую одним из символов Великой Отечественной войны, а для Бернеса — окончания его травли.



Ольга Завьялова
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
Тэги: # политика
37 мнений. Оставьте своё
№1 vikont 21 сентября 2016 21:04
+17
В те времена никто и не думал,что он еврей!
№2 Леший 21 сентября 2016 21:55
+21
Это просто Советский человек ,со всеми своими слабостями и БОЛЬШИМ талантом.
Как раз тот самый правильный еврей ,в одном ряду с Васерманом, Перельманом ....
----------
Качество градуса тупизны населения , в псако-пикселях ,зависит от % скидок, которыми торгаши-барыги заманивают лохов на распродажу .
№3 Партизан Иванович 22 сентября 2016 13:20
+2
Я что-то не понял фразу: "...Сотрудник ОРУДа не стал садиться в машину, хотя Бернес ему предлагал, и поехал на подножке". Откуда у "Волги" взялась подножка?
№4 Chuv_007 21 сентября 2016 21:13
+29
Замечательный голос у Марка Бернеса. И замечательный актер и певец своего времени. applodisment
№5 Victor Z. 21 сентября 2016 23:37
+3
Замечательный голос, замечательный актёр. Как человек - нам уже не узнать. А органы наезжали на него, может быть, ещё и потому, что имела место быть спекуляция/перепродажа автомобилей. В то время это расценивалось как измена. Очень предприимчивый человек он был. Слышал версию его современника на ТВ.
Хотя, что бы говорить более предметно - нужно в архивах покопаться.
№6 Romashkin 21 сентября 2016 21:14
+4
он большой человек а нация это так для галочки
№7 metelica 21 сентября 2016 21:16
+12
Буквально месяц назад по российскому каналу была передача о том с чего началась эта травля.Вроде как был концерт М.Бернеса на котором был хрущев.Хлопали на бис,но Бернес по какой-то причине не вышел."Кукурузник" оскорбился,при первой же оплошности Бернеса ,Аджубей раскрутил в прессе и пошло поехало.
Твари,какого ЧЕЛОВЕКА затравили...
№8 Кузьмич Кузьмичёв 21 сентября 2016 22:46
+24
Это был сборный концерт (я эту историю знаю ещё от московской родни) на фестивале молодёжи и студентов в 1957 году. Бернес выступал в ряду других артистов и положено было исполнять только 1 песню. Хрущёву понравилось и он передал просьбу о второй песне, Бернес пошёл на сцену, но его не пропустили организаторы. Хрущев сказал свите, что-то типа "звезда слишком возгордилась" и понеслось.... С милиционером чистая подстава,- кто-то решил потешить Никитку травлей. Подло и низко, как многое, что сделал Хрущёв.
В наших песнях важнее смысл стихов,а потому актёры, поющие такие песни, это фактически чтецы под музыку глубоких и важных мыслей в стихотворной форме.
Товарищи! Сегодня же ещё и 100 лет Зиновию Герду - великому актёру и фронтовику!
№9 metelica 21 сентября 2016 23:03
+7
Да,все верно,интервью в передаче давала дочь М.Бернеса,так все и рассказала, как Вы написали.
Полюбил песни М.Бернеса с детства.Мой покойный отец крутил его пластинки каждый день)), часто пел за столом "Враги сожгли родную хату" и "Журавли".
Зиновию Герду -Вечная Память и Уважение.
№10 Bizones 21 сентября 2016 23:55
+1
Напишите правильно фамилию актера Гердт!
№11 Цэдэнбал 21 сентября 2016 21:18
+11
...обожаю все его песни...особенно, "Хотят ли русские войны?"..
№12 газпопредоплате 21 сентября 2016 21:21
+13
То, что отдельные артисты, познавшие славу и признание публики, начинают считать себя вне рамок не только общепринятых норм морали, но и законов, для меня лично неудивительно. Приведенный инцидент разве не напоминает недавний с артистом Николаевым? Возможно, через 60 лет николаевский будет приведен в такой же трактовке.
№13 Spheroid 21 сентября 2016 21:29
+8
Ну, прямо, уж травля - это слишком громко сказано. Впал в немилость, так вернее сказать, на год с небольшим (с сентября 1958 - 1960 год). Через подобное проходят практически все крупные деятели искусства. fellow
У М.Бернеса была удачная в целом творческая судьба, и умер он в зените славы, всенародно любимым.
----------
Убедит судью любого,
даже полк отборных судей,
ослепительно сурова,
правда башенных орудий.
№14 mindful 21 сентября 2016 21:42
-5
Ах да, он же "элллита". Никакой жалости, сыт нашей "элллитой" и знаю, чего они стоят. Думаю, те ничем не отличались. Больше никаких кумиров, так легче этих "чудаков" мокать, не скажу куда, как только им станет казаться, что они есть пуп земли...
№15 Mitrich 21 сентября 2016 21:42
+16
Странно мы рассуждаем.
Вот сейчас есть звезды, которые позволяют себе непотребное поведение. И мы возмущаемся, что управы на них нет. Власть плохая.
Вот и Бернес так же зазвездился. Но на него быстро нашли управу. Опять власть плохая.
Да на вас не угодишь...
№16 Chuv_007 21 сентября 2016 21:48
+3
Когда Марк Бернес тяжело заболел и он был при присмерти он попросил чтобы исполнили его песни .Это Журавли и Я люблю тебя жизнь.
№17 Юрбан 21 сентября 2016 21:49
+14
Прочитал и чёт так грустно стало...Как быстро всё-таки проходит жизнь! Ещё казалось вчера мы с отцом на 50-летие Великой Октябрьской Революции шли в колонне демонстрантов (шахтёры с семьями...) и пели "Я люблю тебя жизнь", а Марк Бернес был просто частью нашей жизни. А вот сегодня ему уже 105 лет...А "Журавли" и "Враги сожгли родную хату" до сих пор без слёз слушать не могу...
№18 газпопредоплате 21 сентября 2016 23:06
+7
И все-таки, проблема: чей вклад весомей, что песня становится народной - поэта и композитора или певца, который, пусть и талантливый, но транслятор идей и переживаний авторов? Интересно, кто сможет без вики-подсказки назвать авторов Журавлей? Честно скажу: я не смог, хотя песню помню, чуть ли, не наизусть.

Так вот, поэзия - Расул Гамзатов в переводе Наума Гребнева. Музыка - Ян Френкель. Наум Гребнев - заслуженный фронтовик, встретивший войну под Брестом и закончивший в январе 1944 после тяжелого ранения. Ян Френкель приписал себе 5 лет, чтобы попасть на фронт, окончил Оренбургское зенитное училище, воевал, закончил войну тоже после тяжелого ранения. Может поэтому Журавли стали народной песней, заставляющей нас плакать и сегодня? Может потому она актуальна и вчера, во времена Афгана, и в 90е в Чечне и сегодня на Донбассе и в Сирии? Труд и подвиг Солдата -Защитника Отечества не подвластен времени. Он трагичен и светел во все времена. И кстати, газмановские "Офицеры" чем-то перекликаются сюжетно.
№19 Serg2016 22 сентября 2016 06:29
0
В оригинале у Гамзатова не солдаты а "джигиты превратились в журавлей ..."
Так что перевод - это всё.
№20 vaka 22 сентября 2016 13:38
+3
Я не знала, кто переводчик.
Про вклад, в целом, соглашусь. Только с одной ремаркой: немалое значение имеет и исполнитель.
Мне ближе исполнение Френкеля (не только "Журавлей", но и других своих песен), хотя и Бернес в нее душу вкладывал. Но это вопрос вкуса , не более того.
№21 Oleg Lvov 21 сентября 2016 21:54
-11
А я согласен со Свиридовым.
Голоса у Бернеса НЕТ! Он не поёт, а говорит. Да, тембр голоса приятный, но не более того. Песня "Журавли есть в более мелодичном исполнении, чем у М.Бернеса
№22 Кузьмич Кузьмичёв 21 сентября 2016 22:51
+12
У оперных певцов лучшие (с точки зрения вокально искусства) голоса,- сильные и мощные.
Вы представляете "Журавли" в их исполнении?
Я нет.
№23 Oleg Lvov 21 сентября 2016 22:57
+1
Кузьмич, не надо оперных певцов. Мне лично не нравится как исполняет "Журавлей" Д.Хворостовский. А вот неплохое исполнение: https://youtu.be/dpcB6y8ALLo
№24 vaka 22 сентября 2016 13:42
+3
Да, голос Бернеса вряд ли можно назвать певческим. Но он душой пел. Может, этим и был ценен?
№25 Spheroid 21 сентября 2016 21:57
+18
Самые великие песни Бернеса были ,как раз записаны после опалы : "Журавли", "С чего начинается Родина", "Враги сожгли родную хату".
"Журавли" в исполнении Бернеса - была любимая песня моего деда летчика-истребителя. Он, помню, не мог сдержать своих слез под нее на 9 мая. Слушал и слушал старую шипящую пластинку, тогда я не понимал по малолетству, почему он ее так любит...
Летит, летит по небу клин усталый —
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый —
Быть может, это место для меня!

Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.
----------
Убедит судью любого,
даже полк отборных судей,
ослепительно сурова,
правда башенных орудий.
№26 шпилька 21 сентября 2016 22:05
+14
Конечно, голоса у Бернеса нет. Но исполнение песни - это не только вокальные данные, она должна за душу брать. Бернес за душу брал.
№27 vuko 21 сентября 2016 22:09
-10
Таки не понятно кто травил холокостника, горский еврей отославший подальше в сибирь концертить в ВОВ или полу-еврей (по потомству) Попкорн?
№28 passant 22 сентября 2016 00:39
0
В семье есаула чёрной сотни Петренко родился еврейский ребёнок.
Мальчик чувствует себя отвратительно.
№29 pegosya 21 сентября 2016 22:14
+5
Против одного артиста была применена сила государственных структур и общественных организаций. (Справедливости ради, не только против его одного, другим тоже доставалось.) Эх, сколько бы работы было сегодня у этих структур и только в нашем шоу-бизнесе. Работали бы без выходных, по 24часа в сутки.
№30 Klim Podkova 21 сентября 2016 22:25
+25
У Бернеса не было голоса? Совершенно правильно, не было. А у Высоцкого, что, был голос? Да не смешите вы меня. Может скажете, что Окуджава был редким вокалистом?
Но как сказал тот же Утесов (еще один обладатель редкого голоса?), "петь надо не глоткой, петь надо сердцем". Бернес и пел сердцем, оно у него большое, его на всех хватало.
№31 Patriot-separatist 21 сентября 2016 22:39
+5
Подписываюсь под Вашим словом. Для меня все перечисленные Вами личности- Люди, Личности. Кстати Бернеса не очень привечали одесситы (коренные), он в отличие от Леонида Утесова "Одессу" называл "Одэссой". Одесса- всё -таки Одесса. Я "тудой" как-нибудь приеду, на 16- "Фонтана".
№32 Случайно зашла 22 сентября 2016 00:12
+5
Обычная история для артиста. Такие периоды в жизни каждого случаются - когда кажется, что весь мир против тебя. "Травили" его не так уж и долго, а вообще жизнь сложилась хорошо - из нормальной семьи, не бедствовал, удачливый, всенародно любимый - не знаю, почему в статье эту историю преподнесли как трагедию.
№33 АннаИ 22 сентября 2016 00:38
+8
Я ездила в начале сентября в Одессу.Не та...Хоть были солнечные дни,жарко,но мне Одесса показалась серой,мрачной,много приезжих,балакающих на мове.Была я всего неделю - больше не выдержала,тяжело было видеть другую Одессу.Слава Богу,что мои знакомые,родня остались нормальными людьми.А Бернеса с детства помню по пластинкам,которые слушал мой отец.Душевно он пел,пожалуй тогда так,как он,никто не пел.
№34 АннаИ 22 сентября 2016 00:45
+10
Да,еще мне довелось пообщаться в Одессе с теми,чьи знакомые пострадали 2 мая на Куликовом поле,впечатление удручающее - люди запуганы,замкнулись в своих домах,почти ни с кем не общаются - боятся.Когда узнали,что я из России,то согласились встретиться,но почти ничего не рассказывали о тех событиях,говорили о повседневности.Жаль этих людей.
№35 газпопредоплате 22 сентября 2016 01:19
+6
Обычно плюсы не требуют комментариев, но здесь другой случай. Само бытовое наблюдение рука не поднимется плюсовать, но все-таки - плюс за Вашу душевность и сопереживания. С надеждой, что все лучшее еще вернется.
№36 platantera 22 сентября 2016 05:02
+5
Эпоха Хрущёва и эти всё сказано.
№37 vasilisa mikullishna 22 сентября 2016 14:11
+3
Не знаю как кому, а я до сих пор с большим удовольствием слушаю песни в исполнении Марка Бернесом, и смотрю фильмы с его участием.
----------
Все что ни делается, все к лучшему