Обсуждаемое
Опрос
Популярное
Куля kurrrwaaa! просм. 14741 Куля kurrrwaaa!
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Рейтинг
Видео

Николай Гастелло: родился, чтобы совершить бессмертный подвиг

Николай Гастелло: родился, чтобы совершить бессмертный подвиг

Сегодня 110 лет со дня рождения легендарного летчика Николая Гастелло.

Николай Гастелло принимал участие в боях на Халкин-Голе, в советско-финской войне, в операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к Советскому Союзу, но его имя в историю вписал подвиг, совершенный им в первые дни Великой Отечественной войны.

Николай Францевич Гастелло родился 6 мая (нового стиля) 1907 года в Москве в семье рабочего, который семью годами ранее приехал в Москву на заработки из белорусской глубинки.

Трудовую деятельность Николай начал в шестнадцатилетнем возрасте, уже тогда про него, рабочего завода говорили: «Куда ни поставь, всюду – пример». Это замечательное качество, быть всегда примером, раскрылось в подвиге, о котором знают все, — подвиге капитана Гастелло.

Еще в 1932 году Московский городской комитет партии направил Николая по специальному набору в 11-е Луганское летное училище, и уже через полтора года тот стал пилотом самолета ТБ-3. Следует отметить, что из стен этого училища вышло семь Героев Советского Союза, четверо из которых – дважды Герои, и один Герой России!

Боевое крещение молодой летчик получил в 1939 году на Халхин-Голе, где он командовал эскадрильей, а серьезный опыт приобрел во время советско-финской войны.

Великую Отечественную войну летчик встретил в чине капитана эскадрильи, первый боевой вылет совершил 22 июня в 5 утра.

Николай Гастелло: родился, чтобы совершить бессмертный подвиг

Капитан Николай Гастелло. Художник Яков Левинштейн

26 июня в районе дороги Молодечно-Радошковичи, звено из двух бомбардировщиков ДБ-3Ф выполняло боевое задание – бомбило механизированную колонну врага. После сброса снарядов на скопившиеся на заправке танки, самолет Гастелло принялся расстреливать колонну из пулеметов, было подбито несколько машин противника.

После короткого замешательства немцы пустили в ход зенитные орудия. Один из снарядов попал в самолет. Командир мог катапультироваться, но принял решение уничтожить максимально возможное число фашистов. Гастелло, как об этом сообщает наградной лист, основываясь на свидетельстве пилотов второго самолета, который был в составе звена, «развернул горящий самолет и направил его в самую гущу танков».

Вместе с капитаном погибли штурман лейтенант Анатолий Бурденюк, стрелок-радист старший сержант Алексей Калинин и стрелок лейтенант Григорий Скоробогатый, посмертно они были награждены орденом Отечественной войны 1-й степени, а Николаю Гастелло посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

«Мы помним имя героя — капитан Николай Францевич Гастелло. Его семья потеряла сына и мужа, Родина приобрела героя. В памяти навсегда останется подвиг человека, рассчитавшего свою смерть как бесстрашный удар по врагу», - писала газета «Правда» в июле 1941 года.

Подвиг Николая Гастелло в тяжелейший начальный период войны стал для советских людей символом мужества и героизма.

Кирилл Брагин
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
Тэги: # политика
30 мнений. Оставьте своё
№1 боРодион 6 мая 2017 11:09
+13
Спасибо,Автор! Имя!Гастелло на слуху,а про Подвиг уже позабылось..... Спасибо,до Слез! С Наступающим! Всех!:-)
№2 Тимоха 6 мая 2017 11:11
+19
Герои не умирают.
№3 gypsi 6 мая 2017 11:15
+17
мне кажется в каждом городе есть улица имени Гастелло, этот Подвиг я не забуду никогда, жаль что теперешняя молодежь практически не знает этого да и многих других Подвигов наших Героев...
Но тем кто еще помнит нужно рассказывать детям об этом!
С наступающим всех, спасибо автору!
----------
Ложь изо всех вреднейших есть порок.
А.В.Суворов
№4 MeN-TOR 6 мая 2017 11:25
+5
Да, Луганский ВВАУШ.. закрыт укропами в 1996..Сейчас на его базе казачий кадетский корпус ЛНР в настоящее время.
№5 Филимон 6 мая 2017 11:58
+6
Блин - "мог катапультироваться"! Коробит от школотных подходов!
№6 Сантехник 6 мая 2017 12:02
+3
После сброса снарядов
Что за сброс снарядов? Надо быть повнимательнее.
№7 Галина_Хохлова 6 мая 2017 12:16
+7
Цитата: Филимон
Блин - "мог катапультироваться"!

Согласна с вами полностью!!! Написали бы про парашют, было бы правильно....
Но мне понравилось, что в этой статье не забыли и об экипаже, который находился вместе с Гастелло в самолёте, они ведь тоже могли выпрыгнуть с парашютом, но приняли вместе решение...
Светлая память всем, погибшим!!!!
№8 Сантехник 6 мая 2017 12:40
+4
Первый воздушный таран совершил русский летчик Петр Нестеров ещё в 1914 году. Всего за период Великой Отечественной войны советскими летчиками было совершено 595 воздушных таранов (самолётом самолёта), 506 таранов самолётом наземной цели, 16 морских таранов и 160 танковых таранов.

В таранных атаках погибло более 1000 советских летчиков. Таран принял такой массовый характер, что командующему ВВС СССР пришлось издать приказ: Применение «тарана» в воздушном бою с самолетами противника нецелесообразно, поэтому «таран» надо применять только в исключительных случаях».
№9 димка вьюгин 6 мая 2017 12:45
0
Слава Богу у нас его не декоммунизировали ! Может быть пока,не знаю? Просто ,наверноп фамилия их сбивает,наших декоммунизаторов!!!!!
№10 Фэркаджамрея 6 мая 2017 12:47
+4
Просто дыхание перехватывает от пронзительной боли, когда думаешь о всех людях, отдавших жизнь за нас.
Огромная просьба к администрации - организовать цикл статей о Героях Великой Отечественной Войны.
№11 Uralochka 6 мая 2017 13:24
+7
Огромная просьба к администрации - организовать цикл статей о Героях Великой Отечественной Войны.


А пусть, здесь, на Politikus каждый напишет о своих отцах, дедах, прадедах и ближайших родственниках, которые героически выстояли в столь трудные годы войны.
Вот и получится у нас своя "летопись".
Вот у меня сын никогда стихи не писал. А тут, смотрю: слезы у него на глазах.
"Конечно - говорит - "не поэт, но написал от души".

Дед.
Ты родился в селе под Полтавой
В двадцать третьем не лёгком году
Только школу закончил в семнадцать,
Когда всем огласили беду.

Год прибавив себе, ты вписался
За родную свою сторону,
Чтоб с фашистами смело сражаться
Как и три старших брата ушедших,
Защищать хутор свой и страну.

По дороге от военкомата,
Ты соседа услышал призыв:
«Якимко, умирать рановато,
То судьбы лишь наивный каприз.

Нас ещё не вписали и в роту,
И военный не дали билет,
Можем мы потихоньку «отъехать»,
Не торопимся мы на тот свет.

Пусть они порешают: - «Кто лучше,
Кто тут прав, кто не прав – разберись…
Только в хате и печка согрета,
А без нас смогут тут обойтись.»

Ты ответил, что честь – не обмылок,
Что, страны своей верный ты сын
И пошел дальше, выпрямив спину,
За Москву, за Одессу, в Берлин!

Был контужен, ранения были,
Но не бросил ты Родину-мать.
После госпиталя снова и снова
Шел на фронт, чтоб её защищать.

Есть медаль у тебя «За отвагу»,
орден Славы сверкал на груди.
Но не смог ты дойти до Берлина
В двадцать лет уже стал инвалид.

Ты спроси меня, дед, что же стало,
С Украиной твоею родной.
Я отвечу, заплакав, отвечу: -
«Больше нету страны таковой».

Там, похожие, на соседа,
Недолюди своих убивают.
И за русский язык, слышишь, деда,
Избивают, и даже сажают.

И хоть плохо тебя я запомнил,
Но твой подвиг ничто не затмит!
Ведь не зря мы всегда повторяем:
В нашем сердце никто не забыт!

В День Победы портрет твой возьму я,
Гордо снова в строю ты пройдешь,
И за мужество, честь и отвагу
Помнить будет всех вас молодёжь!
№12 Фэркаджамрея 6 мая 2017 13:41
+2
Хорошая идея. Можно создать в шапке сайта тему "Бессмертный полк", где каждый сможет выложить в комментариях фото своих родственников, воевавших в ВОВ, с кратким описанием их подвигов
№13 AlexSouth 6 мая 2017 14:08
+5
Мой отец, по национальности якут (я полукров, мать русская) начал войну в феврале 1942г. В первом же бою чуть не погиб, слава Богу, дошел до Берлина, расписался на Рейхстаге! Орденоносец (Ордена Отечественной и Красной звезды), многочисленные медали, дважды ранен, один раз очень тяжело в голову, еле оклемался! Я в детстве своем не засыпал без очередного рассказа про войну, многие помню и сейчас, столько было и героического и просто бытового! Поэтому та война МОЕЙ РОДИНЫ и моего отца для меня, как будто бы и моя тоже! Память про славные дела наших предков, это жизнь настоящая и будушая для их потомков!
№14 Саша с Южмаша 6 мая 2017 15:19
0
Прошу прощения, но как принимать вот эту информацию?
"В 1951 году, по случаю 10-летия подвига Николая Гастелло (белоруса по национальности), братская республика решила увековечить память своего великого земляка, поставить ему в посёлке Радошковичи памятник. И перезахоронить его останки вместе с членами экипажа (штурманом Скоробогатым, воздушным стрелком Бурденюком и стрелком-радистом Калининым) в братскую могилу в сквере Радошковичей. До 1951 года их тела покоились в том самом месте, где героически погибли, останавливая колонну немецких танков — в деревне Декшняны. Тогда, в 41-м в деревне уже хозяйничали немцы, останки экипажа ночью похоронили местные жители — наспех завернув их в парашюты. (Кстати, послевоенное расследование подвига показало, что советский бомбардировщик таранил не колонну танков, а немецкую зенитную батарею: он упал в 180 метрах от дороги, где шла техника. Но это, естественно, нисколько не умаляет самого подвига.)

Всю процедуру по торжественному перезахоронению праха героев должен был проделать радошковичский райвоенком подполковник Котельников. 26 июня 1951 года при огромном стечении народа вскрыли старую братскую могилу. В сохранившейся планшетке пилота, которую сразу открыл райвоенком, он обнаружил… документы на имя капитана Александра Спиридоновича Маслова. А также чудом уцелевшие лётные очки и расчёску. Ещё в могиле был найден медальон на имя стрелка-радиста Григория Реутова, члена экипажа капитана Маслова.

Мозг военкома работал чётко. Получалось, что вражеские войска таранил не всенародный герой капитан Гастелло, а капитан Маслов и его экипаж. Не бомбардировщик Маслова «ушёл в неизвестном направлении», как считалось до сих пор, а самолёт Гастелло! Ведь ДБ-3Ф Воробьёва в тот день благополучно вернулся на свой аэродром.

О найденных документах и о появившихся сомнениях подполковник Котельников на церемонии рассказывать не стал. «Отважный экипаж Гастелло» со всеми воинскими почестями торжественно перезахоронили в сквере посёлка Радошковичи. А самому Николаю Гастелло открыли бронзовый памятник.

Но вечером того же дня под грифом «Секретно» подполковник отправил письмо в ЦК КП(б) Белоруссии. Видимо, он понимал, что обращение в Минобороны СССР никаких результатов не даст, там просто «похоронят» его письмо. В нарушение воинской этики Котельников о находках проинформировал ЦК: что делать? Вскоре оттуда (также под грифом «Секретно») за подписью зав. административным отделом ЦК Перепелицына поступил ответ: обращайтесь в отдел по учёту потерь Советской армии.
https://www.k2x2.info/istorija/100_velikih_tain_vtoroi_mirovoi/p30.php
№15 Фэркаджамрея 6 мая 2017 15:39
0
В таком случае должны быть документы о дальнейшем участии Гастелло в боевых действиях, и опровержение участия в дальнейших боевых дествиях Маслова, так как он по вашей инфе погиб или кто-то действовал под его именем.
В противном случае вся данная информация является вбросом и дезой.
№16 Саша с Южмаша 6 мая 2017 15:46
0
Ещё один момент. Какое-то время у памятника Гастелло была братская могила. Сообщалось, что там похоронен сам Гастелло, и назывались фамилии экипажа. Только фамилии эти были — Маслов, Балашов, Реутов, Бейскбаев. Ни одной из экипажа Гастелло там не значилось.
№17 Фэркаджамрея 6 мая 2017 15:51
0
Ссылки на первоисточники, пожалуйста. В век пропаганды и перекраивания истории нельзя доверять ни одному голословному заявлению. Либо должны быть ссылки на оф. сайт минобороны, либо, хотя бы, фото памятников и ссылки на оф. документы об их установке.
№18 K67 6 мая 2017 21:09
0
Да, это известный факт, что "таран" скорее всего совершал не гастелло (оба экипажа были сбиты). Но ответ на это (по моему матери Маслова) дал маршал А.М.Василевский, который возглавлял комиссию по расследованию. "какая по сути разница, когда оба честно выполнили свой долг". И это правильно.
№19 Саша с Южмаша 6 мая 2017 15:52
0
Для Фэркаджамрея .

Прочитайте всю статью по ссылке. Маслов был объявлен без вести пропавшим. Его семья не имела никаких льгот и пенсии. То, что самолёт вёл Маслов стало известно только через десять лет, при перезахоронении. А о том, что таран совершил Гастелло сообщил командир третьего бомбардировщика, вернувшегося на аэродром.
№20 Фэркаджамрея 6 мая 2017 15:59
0
Данная статья не является первоисточником. Предоставьте ссылку на приказ об объявлении Маслова пропавшим без вести (с датой).
Кроме того, это не дает право считать, что Маслов пропал без вести именно во время этого боя. Так же, раз Гастелло выжил в том бою, то должна быть инфа о его дальнейшей судьбе.
№21 Просто врач 6 мая 2017 16:04
+1
Откровенно говоря, всегда думал, что Гастелло пилотировал самолет один...
Оказывается там было еще трое.
Мне сложно понять командира, который решает жить или не жить его экипажу.
№22 Фэркаджамрея 6 мая 2017 16:10
0
Я не знаю конструкцию ДБ-3Ф, но была ли в нем предусмотрена возможность катапультирования других членов экипажа?
№23 Просто врач 6 мая 2017 21:13
0
дб-3-ф это ил-4.
Статью писал дилетант, который не понимает о чем пишет. Первые катапультные кресла появились после войны в 50-х годах.
№24 Калиновский.С 7 мая 2017 07:05
0
Вот ДБ-3Ф
№25 Саша с Южмаша 6 мая 2017 16:10
0
Самолёт Гастелло был тоже подбит, упал скорее всего в безлюдном месте, экипаж тоже погиб. В отличии от экипажа Маслова, их видимо не похоронили и не опознали.
№26 Фэркаджамрея 6 мая 2017 16:15
0
В таком случае, что это меняет?
№27 Саша с Южмаша 6 мая 2017 16:40
+2
Конечно же ничего не меняет! Даже вылет на боевое задание был героизмом! Во время боевых действий, особенно в первые дни войны, было очень много неизвестных героев, имена которых не знает никто, и никогда уже не узнает.
№28 Фэркаджамрея 6 мая 2017 16:56
0
Вот теперь я полностью с Вами соглашусь!
Поэтому, информация (особенно не проверенная или не меняющая сути событий), ставящая под сомнение героические подвиги всех наших предков, мне видится осквернением их памяти.
№29 ygmeh 6 мая 2017 20:30
+4
Посмотрите фильм "Торпедоносцы" там подробно показана работа экипажей и конструкция самолёта на Севере.
№30 Согласный 7 мая 2017 10:19
+1
Все равно ни кто ни когда не узнает как было на самом деле. И как погибли летчики. Поэтому считаю нужно оставить все как есть и не надо ворошить прошлое.С дивана всегда проще рассуждать.