Обсуждаемое
Опрос
Популярное
Едина краина просм. 16036 Едина краина
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Рейтинг
Видео

Сегодня Курилы — завтра Вильнюс и Львов: пересмотр границ откроет «ящик Пандоры» в Восточной Европе

Сегодня Курилы — завтра Вильнюс и Львов: пересмотр границ откроет «ящик Пандоры» в Восточной Европе

Фото: Natalia_Kollegova / pixabay

В среде медиа раскручивается миф о том, что территориальная принадлежность Курильских островов всерьез обсуждается на переговорах Японии и России об условиях мирного договора. В Восточной Европе очень надеются на передачу Курил Японии, потому что это станет доказательством слабости России. Однако радоваться им нечему: Москва никогда не откроет «ящик Пандоры», потому что передача Курил станет сигналом к пересмотру всех послевоенных границ. Аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался, принадлежность каких территорий оказалась бы под вопросом, если бы мечта кое-кого из прибалтов и украинцев сбылась и в Восточной Европе начали бы перечерчивать границы.

1. Вильнюс и Клайпеда

Потенциально спорные территории — это треть всей Литвы. Речь идет о «сталинских подарках», которые, по мнению историка Александр Золова, были чересчур щедрыми.

Клайпедская область была выделена из состава Калининградской и передана Литовской ССР только в 1950 году. «Ради этого даже пошли на формальное нарушение Конституции СССР, в соответствии с которой территория союзной республики — в данном случае РСФСР — не могла быть изменена без ее согласия, — отмечает писатель и журналист Владимир Нырко. — На передачу территории от одной республики другой требовалось согласие Верховных Советов двух республик, утвержденное указом того же Президиума ВС СССР. В результате так и не был оформлен юридический акт о передаче Клайпедского края Литве».

По такой же схеме чуть позже Украине передали Крым. Литовский драматург и член «Саюдиса» Арвидас Юозайтис находит еще одну аналогию с Крымом:

Присоединение полуострова к России ничем не отличается от присоединения Клайпеды к Литве в 1923 году, когда регион находился под контролем Лиги Наций.

История с Вильнюсом, пожалуй, еще более сложная и запутанная. На литовскую столицу могут претендовать сразу два соседних государства: Беларусь и Польша.

Белорусские националисты полагают, что «под оберткой одной из столиц Евросоюза скрывается город с белорусской душой и белорусской же генетической памятью», а Москва в 1939 году просто выменяла Вильню на право разместить в Прибалтике военный контингент. Поляки, в свою очередь, владели городом в межвоенный период, подавляя деятельность литовского национального движения (временной столицей Литвы тогда был Каунас).

Учитывая обстоятельства приобретения Клайпеды и Вильнюса, литовцам следовало бы вообще не поднимать тему компенсаций за «советскую оккупацию».

Если дело когда-нибудь дойдет до возвращения долгов, прибалтийская республика рискует намного больше потерять, чем приобрести…

2. Закарпатье

Закарпатская область (наряду с Крымом и Донбассом) в независимой Украине стала одним из центров «автономизма». Проживающие здесь русины еще до распада СССР начали грезить об автономной республике, а на референдум 1 декабря 1991 года по их инициативе был вынесен дополнительный вопрос об особом статусе Закарпатья в составе единой Украины (за такую формулировку проголосовали 78% населения).

Общество подкарпатских русинов даже направляло петицию правительству Чехословакии с предложением включить регион в ее состав. Разумеется, ответа не последовало. Лишенным международной поддержки русинам сегодня можно только посочувствовать.

Зато у другого национального меньшинства в Закарпатье есть заступник. После принятия скандального украинского закона об образовании Будапешт продемонстрировал, что мириться с притеснением закарпатских венгров не намерен.

Демонстративный конфликт между двумя странами обострился до такой степени, что разговоры о притязании венгров на Закарпатье уже не кажутся преувеличением. А как иначе расценивать, к примеру, появление в Венгрии должности министра по делам Закарпатской области?

3. Львов

Разговоры об исторической принадлежности этого города тоже активизировались на фоне принятия Верховной радой закона об образовании. По мере ухудшения отношений между Киевом и Варшавой польские националисты все чаще напоминают, что отказываться от Львова, который в составе Украины оказался по воле случая, они не собираются.

Конечно, это не показатель — националисты с экспансионистскими замашками есть в любой стране. Но в Польше их нарратив по поводу Львова разделяют широкие массы населения.

Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить скандал по поводу графического проекта польского заграничного паспорта, который разрабатывался к столетнему юбилею независимости страны. Изображения выбирали обычные граждане. И что они выбрали?

Одним из самых популярных вариантов оказалась иллюстрация Кладбища защитников Львова. Тех самых защитников, которые в 1918 году противостояли штурмовавшим город подразделениям Западно-Украинской народной республики (ЗУНР).

Словом, на заграничном паспорте Польша захотела увековечить память своих бойцов, которые защищали Львов от украинских националистов.

«Речь идет не об изменении границ, а о том, что частью польской культуры и польского самосознания выступают как силезская или гданьская традиции, так и традиция Вильнюса или Львова, — комментировал ситуацию ксендз Тадеуш Исакович-Залесский. — Совсем другой вопрос состоит в том, что эти города без согласия Польши (ведь решение принимали наши союзники) оказались сейчас на территории других государств».

Комментарий тоже довольно красноречивый. Границы мы не пересматриваем, но давайте не забывать, что Львов оказался украинским без согласия Польши…

4. Калининград

Самый западный регион России со всех сторон окружен странами — членами НАТО, причем в одной из них периодически доносятся призывы пересмотреть его территориальную принадлежность.

Речь идет о Литве, где эта тема стабильно популярна. Власти прибалтийской республики не первый год кричат о ракетах в Калининграде, угрожающих национальной безопасности соседних государств. Потому, дескать, и не мешало бы отобрать у России ее европейский плацдарм.

Калининград в соседнем государстве называют Караляучусом, пытаясь доказать, что, если этот регион является колыбелью литовской нации, то на его территорию имеет право претендовать Литовское государство.

В ход идет откровенно нелепый исторический миф: по Потсдамскому договору СССР якобы получил Восточную Пруссию на 50 лет. Срок давно истек, так что участники конференции — Великобритания и США — могут напомнить об этом России.

Примерно так рассуждают, к примеру, депутаты Сейма Литвы от партии «ландсбергистов».

Поляки в заявлениях куда более аккуратны, но тоже не скрывают, что хотели бы видеть Калининград в статусе вольного города, обладающего правами проводить суверенную и независимую политику.

5. Гданьск

Выдвигая Германии требование выплатить репарации, Польша наступает на те же грабли, что и ее соседи. Многие эксперты уверены, что Германии есть чем ответить. Например, задуматься о возвращении Гданьска (Данцига) — еще одного города с непростой судьбой.

После войны побежденная Германия уступила Польше целый ряд территорий: часть Западной Пруссии и Силезии, Восточную Померанию и Восточный Бранденбург, Штеттин (Щецин). Польские СМИ уже не первый год трубят о том, что немцы обиды не прощают.

Политик Януш Корвин-Микке и вовсе напоминает, что Германия не заключила с Польшей мирный договор — формально страны до сих пор находятся в состоянии войны. Следовательно, «Германия не признает аннексию западных земель».

Российский историк и публицист Игорь Шишкин тоже отмечает, что немцы ничего не забыли. Именно поэтому поляки так хотят разместить на своей территории американскую военную базу (даже готовы сами за нее заплатить). По мнению Шишкина, «российская агрессия» здесь ни при чем: постоянное присутствие натовских войск будет гарантировать Варшаве, что на ее «трофейные» территории не позарится Германия.

Алексей Ильяшевич
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
39 мнений. Оставьте своё
№1 S3H 26 января 2019 20:52
+10
Алкаш ЕБН не рискнул отдать Курилы.... Путин не отдаст. Пора закрыть эту тему.
№2 tatra 26 января 2019 21:14
+15
Весь вопрос в том ,за каким чертом Путин открыл эту тему .
№3 Александр.Г 26 января 2019 21:32
+11
Цитата: tatra
Весь вопрос в том ,за каким чертом Путин открыл эту тему .

А эта тема никогда япошками не закрывалась. Они к этому вопросу возвращаются постоянно..!
№4 tatra 26 января 2019 21:45
+9
Это понятно ,но речь в данной ситуации имеено об абсурде ,который создал Путин . Сначала за каким -то чертом предложил АБЭ подписать мирный договор ,прекрасно зная ,что японцы его не подпишут без передачи им островов ,потом Путин ,Лавров ,Песков ,вместо того ,чтобы прямо ответить на вопросы по этим островам "не отдадим "-мямлили что-то непонятное ,а японцы в это время вели себя так ,как будто им уже обещаны острова ,потом во время переговоров российский МИД выступил с ТРЕБОВАНИЕМ к японцам признать острова российскими . Естественно , переговоры закончились пшиком . Все осталось -как и было до всей этой шумихи ,созданной Путиным .
№5 Dimmer 27 января 2019 20:50
0
НУ типа троллил.
№6 Валерич 29 января 2019 07:33
+1
Отсылаю к книге "Пятнадцатый камень сада Рёандзи". Многое поймете: про японский национализм, клановость, "потерю лица" и "возможность сохранить лицо", про "мы подумаем" как "нет" и про "да" как "мы подумаем", и т.д.
----------
Мы - не Запад и не Восток. Мы - СЕВЕР! (с) М. Задорнов
Мы русские - какой восторг! (с) А. Суворов
№7 S3H 26 января 2019 22:05
-1
вопрос только в том почему вы такая тупая...
№8 maxe365 27 января 2019 13:44
+3
Хорош вопрос! ...а как ответ?ответ--чтобы Абэ подставить hangну и вопрос раз и навсегда закрыть..
№9 take5 26 января 2019 21:17
0
По словам премьера Японии, этот давний территориальный спор нужно разрешить так, чтобы не пострадали люди. В частности, живущие на островах россияне. Передача Курильских островов Японии должна проходить так, чтобы с ней согласились россияне, проживающие на этой территории, подчеркнул японский премьер-министр.

"Подчеркну, впереди длительная кропотливая работа... Разумеется, решение, которое предложат переговорщики, должно быть приемлемо для народов России и Японии, поддержано общественностью обеих наших стран," - Путин.

Как я понимаю, вопрос только в том, чтобы уговорить граждан России. facepalm
Политический дискурс, похожий на виляние жопой, уже становится фирменным знаком нынешней российской дипломатии. А помните, недавно здесь был опубликована беседа Сталина с Мацуоко относительно территориальных требований японцев? Тов. Сталин отвечает, что взять Северный Сахалин — значит мешать Советскому Союзу жить.

Интересно, если провести опрос "Сталин vs Путин", чья позиция в большей степени соответствует мнению россиян. Я свой голос отдал бы Сталину.
№10 Северянинко 26 января 2019 22:55
+4
Почему вы тут выкладываете вырванное из контекста? 2 первых абзаца меж собой никак не связаны и взяты из разных заявлений в разное время. Батенька, вы провокатор наиподлейший. На чьей зарплате сидите?
"Задача - обеспечить долгосрочное и всестороннее развитие российско-японских отношений на качественном уровне. И, разумеется, решение, которое предложат переговорщики, должно быть приемлемо для народов России и Японии, поддержано общественностью обеих наших стран", - заявил российский руководитель.
№11 take5 26 января 2019 23:19
-7
Северяненко, а ты - простодушный ДБЛ. Все фразы сказаны недавно в контексте переговоров по мирному договору. В Японии уверены, а недавно это было подтверждено и нашей стороной, что мирный договор должен рассматриваться на базе совместной декларации 1956 года. Читай ст. 9 данного соглашения, а потом ярлыки навешивай.

А по факту, само подтверждение того, что Россия согласна рассматривать проблему заключения мирного договора с Японией на базе упомянутого соглашения - грубейшая дипломатическая ошибка, которая может иметь неприятные последствия в будущем.
№12 Ставр Годинович 27 января 2019 00:08
-5
Декларация 1956 года не подразумевала отторжения в пользу Нипонии островов курильской гряды, там чётко сказано, что сначала заключаем мир, а потом так уж и быть поговорим и об этом(не отдадим, а просто поговорим об этом).

Фактически что тогда что сейчас заключение мирного договора не подразумевает никаких контрибуций с нашей стороны, Если нипошкам нужна война - пусть нападают, откалибруем им хонсю по полной.

А слова Путина по островам относились к их развитию, без нипошек развивать острова курильской гряды тупо некому. Наши жители там - бедные и сами развивать ничего не хотят, а потому самый реалистичный вариант развития - привлечь нипошек с их капиталами на нашу землю и создать им условия позволяющие развивать эти территории.

Никто у нас во власти не собирается передавать япошкам ничего. Максимум что они получат - это аренду участков земли под нашей юрисдикцией на 49 лет. А это и налоги нам и законы наши и язык наш и море остаётся у нас. Хотят жить на островах - никто им не препятствует, но нипонии там не будет, придётся учить русский язык.
№13 take5 27 января 2019 09:51
+2
Блин, до чего ж вы ура-патриоты такие протодушные и незатейливые. Напоминаете жену из старого анекдота "Маша, ты же - умная женщина, придумай, хоть, что-нибудь" Вашу фантазию толмачить любое заявление Путина направить бы на мирные цели.

Ст. 9
При этом Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией.


Где тут - "потом поговорим"? Тут даже нет ссылки на то, что передача невозможна, если на территории Японии будут находится военные базы третьих стран. Прямое действие: подписываем - передаем. Кстати, интересно бы узнать у японистов, каков смысл фразы в японском варианте соглашения, нет ли в нем еще большей определенности по обязательствам передать острова. Кто хотя бы раз сталкивался с составлением двуязычных соглашений, знает, насколько сложно бывает сделать их одинаковыми по смыслу. Кроме того, всегда указывается, текст на каком языке имеет преимущественное значение при возникновении споров.

Я не говорю, что Кремль уже завтра готов отдать острова, но то, что он вступил на зыбкую почву - определенно. Вести переговоры на основе данного Соглашения - слабая позиция. И это - дипломатическая и политическая ошибка, которая может привести к поражению или создаст много сложностей в будущем.
№14 Ставр Годинович 28 января 2019 22:32
-2
Ты вообще мозги имеешь?
сейчас уже 2019 год, декларация 1956 года была в 1956 году, а острова курильской гряды всё ещё наши.

Если это ура-патриотизм, тогда почему острова всё ещё России принадлежать? Почему не пиндосам?

Нипошки до сих пор мир не заключили, так что забудь, сейчас уже не 1956 год, но мирный договор до сих пор япошки не заключили. Такими темпами они до этой 9 статьи не скоро дойдут.

СССР в 1991 году распался, как по твоему нипошки мирный договор с СССР заключат согласно этой декларации? - это уже история.

Декларация между СССР и Японией, а острова курильской гряды принадлежат РФ. Прочитай 7 статью, нипошки её благополучно провалили...
№15 Dimmer 27 января 2019 20:53
0
Ну каждый читает по своему разумению тексты. Тут главное понять где точка.
№16 трастовый 26 января 2019 22:06
+7
полностью согласен.СКОЛЬКО могут сми елозить по этой теме?..она существует только в воспаленном воображении всяческих уродов!!!
№17 take5 26 января 2019 22:51
+6
Очень интересно послушать советы человека, который уже просрал свою страну, в которой до власти дорвались эпические уроды типа вальцмана, парубия, пашинского в окружении таких ублюдков, как корчинский, ярош, фарион и прочая шваль. Надо было не на жопе многовекторной сидеть, а, используя терминологию трастового, елозить. Сопротивляться, как делали это Крым и Донбасс.

И вообще, займитесь своей страной, где до сих пор армия убивает мирных жителей, где ублюдки, сжигавшие людей, заседают в парламенте, где не раскрыто ни одно политическое убийство, где открыто натравливают весь мир против России и скатываются к вооруженным провокациям. Поелозьте у себя. Поверьте, на Украине проблем намного больше, чем на Курилах.
№18 трастовый 27 января 2019 01:04
+7
2 таке 5..а я Русский..и проблемы Курил меня интересуют так же как и укрины!..а ..вы жалкий демагог!..живите в своей скорлупе и радуйтесьи не фиг мне указывать!..вы были на Донбассе,вы были в Крыму????..вы хотите ,что бы я сам собою ВЫСТУПИЛ в Одессе как выступил контингент Российской базы в КРЫМУ численностью около 18 000 чел?..вы хотите,чтобы я заменил своим никчемным старым телом танки и БТР,которые участвуют в войне ЛДНР против киевской хунты?.......Я лучше..буду делать,то,что у меня получается--скажу тебе,жалкий демагог,что ты просрал Российскую Империю!! и не смей разделять ,урод ,Россию на "твою" страну,,и не .."твою" страну!!!..Новороссия--это часть России!!..мразь!!
№19 take5 27 января 2019 10:08
-5
Чего разорался? Или не просрал свою страну? Или не правят в ней уроды? Или сегодня перед выборами даже не знаешь, какое говно, лезущее в местные презики, по сорту лучше?

Про Российскую Империю насмешил. Во-первых, не настолько я стар) Во-вторых, как мило звучит этот хохлизм: жили в Российской Империи мы вместе, а просрали ее только русские))

И чтобы было понятно. Я никогда не отказывался от мнения, что потеря Новороссии и Украины в целом, - тяжелейшая ошибка, если не преступление кремлевской власти. Соплежуи всегда проигрывают циникам. Хотя, от власти, руководство которой имеет лежбища на Западе, чьи дети учатся там, деньги олигархов при власти находятся тоже там, иного ожидать не приходится.
№20 Чужак в чужой стране 27 января 2019 10:43
-8
Сделай хоть что нибудь, кроме говорильни, хоть насри на коврик местной бандеровской власти, так нет проще насрать всем здесь, на сайте. Самое лучшее что ты можешь сделать, найди Ирину Владимировну и выплеснете друг другу, посильно. (с) biggrin И её от кошаков отвлечешь и свой квасной патриотизм сольешь. Борцуны @^$#$@.
----------
Не важно, какой оттенок кожи или разрез глаз - для врагов мы все русские.
№21 трастовый 27 января 2019 15:50
+5
сиди там пиво пей патриот картонный!!где ты щас в англии ?или в Латвии? или еще где шляешься?..ты ваще не имеешь права тявкать за Россию)))..перекати-поле )))человек без Родины))...а таке 5--я свою страну не просирал!..я русский и родился в семье Советского офицера в военном городке..и я не делю на "твоя страна-моя страна",как ты это делаешь! одни люди "приростали землями"..а таке5--делит земли!..сотрудничай с Чужаком--он ваще свою Родину на пиво поменял)))))..
№22 MeN-TOR 26 января 2019 21:10
+2
А Аляска?
№23 СТБ 26 января 2019 21:13
+2
Мне насчет Закарппатья и Львова тема нравится...
№24 dracon 26 января 2019 21:34
+6
Просто так японский премьер не приехал бы. Встречаются главы государств для подписания предварительных договоренностей.
И второе- общественность Японии на 80% за передачу всех 4 островов.
В России митинг против передачи островов был моментально подавлен силовиками. Скрутили даже депутатов.
Делайте выводы.
№25 Valkoinen 26 января 2019 21:42
+8
Цитата: dracon
В России митинг против передачи островов был моментально подавлен силовиками. Скрутили даже депутатов.
Делайте выводы.


Уже сделали выводы) biggrin

Партия «сдачи Курил» - это партия СУГС: Сёмин, Удальцов, Гиркин, Сулакшин. Цирк угрюмых клоунов)
№26 трастовый 26 января 2019 22:10
+4
эта тема подогревается искусственно!!..сдачу Курил никто не рассматривает всерьез!!!все ЭТО--повод возбудить либерастов-презервативщиков!..а то ,они от морозов скукожились)))
№27 Kmotr 26 января 2019 21:59
-1
"В России митинг против передачи островов был моментально подавлен силовиками. Скрутили даже депутатов." Наш человек - россиянин никогда-бы не написал "...в России..." Ошибочка по Фрейду , господин dracon . Откуда фейкомет вещаещь ? biggrin
№28 take5 26 января 2019 22:04
+2
Неужели - "на России"?
№29 Северянинко 26 января 2019 22:57
-3
Россиянин не напишет "в России", а "у нас". Тупить изволите-с.
№30 take5 26 января 2019 23:27
+1
Отвечу словами Сталина: "Уймись, дурак!" "В России" - вполне приемлемый оборот в данном случае. Его употребление не несет никакой смысловой нагрузки, кроме указания места, где происходило событие. Такое выражение часто употребляет даже Президент.

Не дуркуй, северяненко.
№31 трастовый 27 января 2019 01:11
+3
твой пост..НЕ НЕСЕТ НИКАКОЙ СМЫСЛОВОЙ НАГРУЗКИ!!)
№32 Северянинко 26 января 2019 22:59
+1
В Госдуму внесен проект закона «О территориальных претензиях к Российской Федерации со стороны Японии». В нем указывается, что Курильские острова принадлежат России по итогам Второй мировой войны на основании Каирской декларации от 1 декабря 1943 года и Потсдамской декларации от 26 июля 1945 года и «являются неотъемлемой частью Российской Федерации, в составе Сахалинской области».
№33 Dimmer 27 января 2019 20:58
0
Ну думать мы можем как угодно, фактически о чём шла речь мы не знаем.
№34 Alex7381 26 января 2019 22:37
-1
Вилку в левую руку, нож в правую и начинаем резать географический стейк с кровью.
№35 artemon13 26 января 2019 23:14
+1
Цитата: tatra
Весь вопрос в том ,за каким чертом Путин открыл эту тему .


Частично соглашусь с Пякиным: тут процесс первичнее, чем результат "где останутся Курилы".
Япония:
- не субъектна (до сих пор объект оккупации)
- под тем или иным "соусом" пиндосы японские острова покинут
- Японии НУЖЕН(!) как воздух хоть кто-то в союзниках/покровителя, с которым Китай будет считаться (после ухода пиндосов)
- сейчас японцы с одной стороны "отрабатывают команды из за лужи" + ... держат диалог
№36 Athwart 27 января 2019 04:20
+1
Виноват-с, братцы!
Скажу тищайшим шеплтком: "Вообще-то, Президент Путин обсуждает с Премьером Японии тему мирного Договора между странами, а не передачу Японияи части Курил"
№37 Александр65 27 января 2019 06:41
+2
При чем тут медиа, если сами правители нашей страны эту тему не закрывают, а будируют.
№38 pastuh 27 января 2019 08:11
+4
Многие до сих пор не могут понять. Что дальний восток России это атомная бомба, заложенная в 1945 году. Да в сентябре СССР одержало победу над Японией. И было заключено перемирие. Не мирный договор, а просто перемирие, которое может, нарушено в любое время. Чтобы наступил мир. Нужен юридический документ международного права. Который этот мир сделает законным. США слабеет. И Японцы как любой нормальный человек, хотят выйти из-под влияния США. И когда будет подписан мирный договор с Россией. Япония может сказать США пошли вон с нашей земли. У нас наступил МИР с Россией. И мы не нуждаемся в ваших базах, и в вашей охране.
А для России, закрыт дальний восток, всё мир. Можно наступать на оборзевшую Европу.
Это как 1941 году Рихард Зорге передает из Японии, что Япония на дальнем востоке наступать не будет. И Сталин 30 Сибирских дивизий снимает с Дальнего Востока, и переводит в наступление под Москвой.
Поэтому мирный договор это очень важно, и нужно делать. Война пока ещё торговая, экономическая, идёт уже давно. И Россия должна восстать, что в ближайшие годы и будет сделано.
№39 shax 27 января 2019 11:43
+4
Острова были переданы в обмен на признание Японией
прав России на Сахалин.Согласно всем международным
правилам и законам,война 1904 и захват Сахалина
полностью аннулировал этот договор.Польша,Финлян-
дия,Германия,прибалтийские шакалы,даже Тайвань
имеют территориальные притязания к России.Уступив
Японии действительно откроем ящик Пандоры.Так что
чужой земли мы не хотим,но и своё надо вернуть.