Обсуждаемое
Опрос
Популярное
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Рейтинг
Видео
Бiль 27-04-2024 Бiль

10 февраля 2015 года - 125 лет со дня рождения Бориса Пастернака

10 февраля 2015 года - 125 лет со дня рождения Бориса Пастернака

10 февраля 2015 года исполняется 125 лет со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака, лауреата Нобелевской премии по литературе 1958 г.,автора нашумевшего в свое время в СССР романа "Доктор Живаго".

Сам Пастернак называл этот роман - "вершиной своего творчества как прозаика". До момента перестройки, на образ Б.Л. Пастернака выливалось огромное количество грязи со стороны оппонентов в связи с "антисоветчиной" романа, который был отвергнут к печати в СССР из-за неоднозначной позиции автора к Октябрьской революции и последующим изменениям в жизни страны. Его исключили из союза писателей СССР.

Однако, в 80-хх годах, после смерти Пастернака - он все же был признан одним из величайших поэтов-прозаиков XX века. Первое издание "Доктора Живаго" в СССР состоялось только в 1988 году. Через 34 года от момент его создания.
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
93 мнения. Оставьте своё
№1 fiona 11 февраля 2015 00:01
+16
Гамлет


Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске
Что случится на моём веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва, Отче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идёт другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.
№2 Лавр 11 февраля 2015 00:11
+2
Борис Леонидович один из блестящей плеяды больших русских литераторов, тех, чьими глазами мы видим Вильяма нашего Шекспира.
№3 Лавр 11 февраля 2015 00:14
+8
А про февральский юбилей -
...Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
№4 scroller 11 февраля 2015 06:20
0
2Лавр:
А Лозинский так, рядом постоял?
№5 topdon 11 февраля 2015 02:37
+3
Да...
И просто

Мело, мело по всей земле, во все пределы.
Свеча горела на столе, свеча горела.

Но согласитесь, роман у него вышел никакой. И премию ему дали как игрушке
в руках пиндосов проклятых.
№6 Андрей Владимиров 11 февраля 2015 04:17
+4
Я смог прочитать роман "Доктор Живаго" с третьего раза. Вроде и язык хороший, и сюжет есть, но депрессняк какой-то от него... А пиндосы фильм по роману сняли такой, что лучше бы не снимали.
№7 ВеНо 11 февраля 2015 09:38
+4
роман настолько никакой, что совершенно в памяти не сохранился. вывод - значит можно было и не читать.
№8 Andrey 11 февраля 2015 10:01
+4
В ЦРУ признали, что поддерживали издание романа «Доктор Живаго» Бориса Пастернака
https://russian.rt.com/article/69326
№9 реалист 12 февраля 2015 14:59
0
Что же получается?
Пастернака поддерживало ЦРУ,и он,понимая это,или догадываясь,не стал,как Солженицын,клеветать на свою Родину в угоду Западу?
По моему,это нормально,что тут героического?
Высоцкого тоже они пытались вербовать,так он чётко дал понять,что в эти игры не играет:"Да,у меня есть много претензий к моей Родине,но с вами я это обсуждать не буду".
Мы же не за это ценим Высоцкого,а за его творческий талант и принципиальную гражданскую позицию".Он был наш,свой парень,не отделявший себя от народа,мол,вы быдло,а я интеллигенция.
А если говорить про талант Пастернака,то возможно,он был неплохой переводчик чужих произведений,но как самостоятельный автор написал слишком мало,и его труды бледноваты,если опустить раскрутку и шумиху вокруг его имени.
А на фоне яркой русской-советской литературы,так бледноваты вдвойне.
Я,конечно не берусь утверждать,как некоторые,что:"Овощ пастернак знаю,писателя Пастернака не знаю".Но периодические обострения кампаний по его раскрутке,смотрятся странно,когда есть столько гораздо более достойных внимания объектов в нашей литературе.
Из современников,например,на те же темы,и того же уровня,у нас есть Юрий Поляков и Захар Прилепин.
----------
Сделаем Америку вновь колонией!
№10 Заря 11 февраля 2015 00:02
+6
Спасибо, Фиона! Именно это сразу вспомнилось ))
----------
Когда дует ветер перемен, ставь не стены, а паруса
№11 Иван Малышев 11 февраля 2015 00:05
+8
и че?, да, красивый, слащавый роман, очень похож на украинские мелодрамы. А сам Пастернак, что он за человек? Из богатой семьи, учился за границей, там осталось полно друзей и родни, которые ему и преподнесли нобелевскую премию. А Пастернак, когда от него любимая женщина уходила - напился йода - и - она не ушла. Он, йод выпил, чтоб не умереть, а только напугать ее. Мне кажется, что он - пятая колонна, но талантливый.
№12 Карамзин 11 февраля 2015 00:21
-7
Экранизации хорошей не было. Украинские мелодрамы - это только телефильмы. Вещь несравнимая. А этот роман гениален уже своими стихами.
№13 topdon 11 февраля 2015 12:22
+2
Может Вы знаете. Когда- то Пастернак дал на одну ночь молодому Евтушенко почитать свой роман. Тот взял с удовольствием.
На следующий день Пастернак звонит
- Ну как Вам роман?
- Стихи хорошие,- уклончиво ответил Евтушенко.

Стихи- да, согласен. Но причем тут роман? Что он обязательно должен идти в комплекте со стихами? Откуда это следует?
№14 Карамзин 11 февраля 2015 12:48
0
Это стихи идут в комплекте с романом. Стихов - пруд пруди, и хороших, и гениальных. Но в основном они все остаются безвестными широкой публике. А так - в романе - эти стихи запомнятся многим. Если бы роман был плох, стихи никто бы не заметил. Образно выражаясь, чтобы Вам было понятнее, роман - красивая золотая оправа для стихов-бриллиантов.
№15 topdon 11 февраля 2015 14:55
0
Никогда не соглашусь с Вашим последним утверждением о том,
"что роман- золотой". Далеко этому роману, как земле до неба, до
золота. Думаю, что и многие другие разделяют мое мнение об этом.

Вот например до Шолохова (думаю, сравнение правомерно- оба лауреаты) плыть и плыть, и не доплыть... (Я вешенский и много знаю о Шолохове, и не хотел бы с кем бы то ни было вступать в бесплодную полемику об авторстве.)
№16 Карамзин 11 февраля 2015 15:07
0
Пастернак и Шолохов получили нобелевку, то есть им присвоили нобелевку, Шолохов получил, а Пастернак - отказался. Шолохов - жил на Дону и писал о казаках, о своём. Пастернак - подозреваю, тоже писал о своём, о пережитом. Вы вёшенский, Вам импонирует роман земляка, и это нормально (Тихий Дон написал Шолохов, не спорю). Доктора Живаго лучше сравнивать с романом Алексея Толстого "Хождение по мукам". И в этом сравнении Доктор Живаго выглядит не хуже, а, на мой взгляд, и лучше.
№17 topdon 11 февраля 2015 15:13
+1
Почти. Мне больше нравится "Хождение по мукам", но тут уж, действительно, вопрос спорный.
№18 Коля Коля 11 февраля 2015 00:22
+2
Я вот тоже Брокгауза и Эфрона читал.
2 тома прочёл.
Читаешь, читаешь, слова лёгкие.
Мечислав, Богуслав и, убей Бог,
не помню, какой кто.
Книжку закроешь, всё вылетело!
Помню, помню одно, Мандриан.
Какой, думаю, Мандриан?
Нет там никакого Мандриана.
Там с левой стороны 2 Бронецких.
Один господин Андриан, другой Мариан.
А у меня Мандриан.
А у меня Мандриан.(с)
№19 Rodnik13 11 февраля 2015 15:55
0
Помню, в 1980 году дала мне подруга прочитать (привезли нелегально из Франции) с комментариями, что это что-то выдающееся. Прочитала, потом мама моя прочитала... что-то неприятное в душе осталось. И мы поняли, что всё подано в чёрно-сером цвете, никакой радости, никакой надежды. Всё, что автор прогнозировал для Советской России, реальная жизнь опровергла. Этот роман получил шНобелевскую премию только в пику нам.
№20 Коля Коля 11 февраля 2015 00:27
0
а Гоголь - вообще хохол, И Булгаков - из Киева - родом. И Тургенев- пол жизни в Париже - творил- НЕ НАШИ это люди - ЭТО пятая колонна
№21 Бурцов 11 февраля 2015 00:34
0
Точно! Горький тоже, гад, на Капри ошивался, Алексей Толстой ваще гнида эмигрантская, Ленин тоже из заграниц не вылезал, а Сталин и подавно - зычара-рецидивист biggrin
----------
Империя - это мир.
Имперiя - это мiръ.
№22 Коля Коля 11 февраля 2015 00:43
0
И Толстой Лев Николаевич - пол Войны и мира - по французски - написал, ЧТОБЫ - МЫ ни хрена не поняли - Сноб, одним словом.Не нашчеловек - пятая колонна - строго
№23 Бурцов 11 февраля 2015 00:47
0
Да и у Пушкина крепостные были - к ногтю его!
----------
Империя - это мир.
Имперiя - это мiръ.
№24 Коля Коля 11 февраля 2015 00:50
0
И Лермонтов - гад, -против хороших чеченов на Кавказе - служил
№25 Бурцов 11 февраля 2015 00:52
+1
Да уж, "злой чечен ползёт на берег, точит свой кинжал" biggrin
----------
Империя - это мир.
Имперiя - это мiръ.
№26 Ард 11 февраля 2015 02:21
+1
"Бежали робкие грузины!" biggrin
№27 Андрей Владимиров 11 февраля 2015 04:21
+1
Ну тогда это было совершенно обычным говорить по-французски в обществе. Я вот, например, в школе французский учил, поэтому мне читать "Войну и мир" было вполне комфортно, ибо его французский был безупречен, изыскан и понятен, не хуже его русского.
№28 Иван Малышев 11 февраля 2015 00:44
+1
Да, читал я у Горького: про демонстрантов пишет - какие они молодцы - при приезде солдат на место демонстрации начинают кидать в армейцев кирпичами, а потом сам убежал от этих революционеров.
№29 Коля Коля 11 февраля 2015 00:48
+4
Уважаемый Иван,Позвольте поинтересоваться...
А переписку Энгельса с Каутским - давно перечитывали?
№30 КЛЕСТ 11 февраля 2015 08:39
+1
rtfm biggrin
№31 Бурцов 11 февраля 2015 00:49
+1
К буре призывать и в буре жить это "две большие разницы"
----------
Империя - это мир.
Имперiя - это мiръ.
№32 Ba33y33a 11 февраля 2015 01:01
+9
Цитата: Бурцов
Алексей Толстой ваще гнида эмигрантская,
И тем не менее егойное "Хождение по мукам" куда как сильнее схожего по тематике Живаги.

Ну а по поводу переводов. По-мне дык Маршак куда как значимее.

Корочь, обычный литератор, которых не мало, а заслуги преувеличены.
----------
Умение быстро бегать спасло несравнимо больше жизней, чем умение боксировать.
№33 Бурцов 11 февраля 2015 01:09
+4
Кстати - да, гораздо сильнее. Толстой через эти круги ада сам прошёл, да и в прозе талантливее он был, чем Пастернак, тут уж от Бога - кому сколько даст.
----------
Империя - это мир.
Имперiя - это мiръ.
№34 Пчелка 11 февраля 2015 06:17
0
А вот Варлам Шаламов думал по другому. Алексей Толстой для него, “вовсе не русский писатель”. Например, в “Хождении по мукам” — “можно удивиться гладкости и легкости языка, гладкости и легкости сюжета, но эти же качества огорчают, когда они отличают мысль. “Хождение по мукам”, — продолжает Шаламов, — роман для трамвайного чтения, — жанр весьма нужный и уважаемый. Но при чем тут русская литература?”
№35 Андрей Владимиров 11 февраля 2015 04:26
0
А его "Похождения Невзорова или говорящий череп Ибикус"? Читал с наслаждением, хотя и вещи вроде бы серьезные и драматические описывал...
№36 topdon 11 февраля 2015 02:42
+1
Ну ты и мелешь, паря!

Сталин из ссылок не вылезал. Жалко тебя,
очень мало читал, видимо.
№37 Бурцов 11 февраля 2015 02:52
0
В следующий раз специально для Вас поставлю знак <ирония>содержание</ирония>
----------
Империя - это мир.
Имперiя - это мiръ.
№38 topdon 11 февраля 2015 14:57
0
а-а, простите, не понял спросонья.
№39 Пров Фомич 11 февраля 2015 02:07
+9
и поэты того времени были получше , а уж писателей лучше было целая плеяда. выбрали сидельца , выдали премию и назначили главным гениальным писателем - борцом с системой. а роман - тоска, стишки так себе , короче солженицын №2.
№40 Nikolo56 11 февраля 2015 00:07
+17
Когда роман был у нас опубликован я его сразу же прочел. Может для Пастернака он и вершина творчества, но я ничего в нем особенного не нашел. Зря роман запрещали, совершенно пустая вещь. Разочаровал, как и ГУЛАГ Солженицина.
----------
Созерцаю...
№41 Алиса 11 февраля 2015 00:15
+10
до сих пор не могу понять, почему им восторгаются на Западе - как говорила моя бабушка: "То за руку, то за ногу".
№42 Алиса 11 февраля 2015 00:15
+4
до сих пор не могу понять, почему им восторгаются на Западе - как говорила моя бабушка: "То за руку, то за ногу".
№43 Lubava 11 февраля 2015 00:17
+20
Как сейчас выяснилось, что "великим" его делали наши враги, и просто так они свои нобелевские премии никому не дают. Мне лично не понравился его роман, удивило почему запрещали. Вот переводы он делал неплохие.
№44 berd71 11 февраля 2015 13:26
+1
Это тоже из-под его пера перл:

Ты лежишь в гробу,
Я тебя @бу.
Нравится, не нравится -
Спи, моя красавица.

За то и запрещали.
№45 Пчелка 11 февраля 2015 06:21
-5
Господи вас тут 18 уродов плюсы поставили Николе. Как же я вас глубоко презираю, пустоголовые!!!!!!!!!!!!!!!!!!
№46 LORD-13 11 февраля 2015 00:13
+17
ВАШИНГТОН, 16 янв — РИА Новости. Центральное разведывательное управление США (ЦРУ) частично опубликовало и рассекретило материалы, из которых следует, что управление поддерживало издание романа Бориса Пастернака "Доктор Живаго" и других писателей из "советского блока".
В одной из директив ведомства, датированной декабрем 1957 года, ЦРУ рекомендует уделить обнародованию книги Пастернака большее значение, чем другим произведениям, которые поступят в "советский блок". "Доктор Живаго" должен быть опубликован максимальным тиражом, в максимальном количестве редакций для последующего активного обсуждения мировой общественностью, а также представлен к Нобелевской премии", — говорится в директиве.
"Что касается изданий на других языках, они должны быть поддержаны крупнейшими общественными издателями", — отмечается в документе. В других материалах ЦРУ говорится, что авторы с активной творческой позицией, подобно Борису Пастернаку, будут способствовать разрушению "железного занавеса".
Ранее ЦРУ в Twitter анонсировало проведение в Центре Вудро Вильсона в Вашингтоне конференции "План Маршалла для ума", на которой речь шла о секретной программе ЦРУ по распространению книг в годы холодной войны. В ее рамках было объявлено, что мотивационная часть революций в странах бывшего Советского блока была подготовлена именно творческой интеллигенцией, произведения которой активно публиковались при поддержке ЦРУ.
№47 Птеридактель 11 февраля 2015 01:15
+7
Все верно. Автор водил в "команду по расшативание лодки" как их в этом ведомстве говорилось.
Сам роман никаких чуств не вызвал. Писанина...Но это мое субьективное мнение.
----------
Летание было бы полностью безопасным при отсутствии земли...
№48 Птеридактель 11 февраля 2015 03:18
+2
Все верно. Автор входил в "команду по расшативание лодки" как их в этом ведомстве называли. Сам роман никаких чуств не вызвал. Писанина...Но это мое субьективное мнение.
----------
Летание было бы полностью безопасным при отсутствии земли...
№49 Milochka 11 февраля 2015 13:15
0
И мое субъективное мнение такое же, хотя стихи в этом романе люблю
№50 Иван К 11 февраля 2015 00:14
+10
Антисоветчик этот Пастернак.
№51 Карамзин 11 февраля 2015 00:38
-7
Да почти вся современная проза антисоветская, прославляет богатство и эпатаж. Зачем так на Пастернака кидаться? Если его использовали как орудие, это всё равно гениальное орудие. Как раз его роман и был примирением красных и белых, что сейчас очень важно для народного единства. Поэтому, если его и использовали 50 лет назад против советской власти, сейчас роман несёт положительное значение. Роман поднимает русскую культуру и противопоставляет её западной поп-культуре. Поэтому ругайте сначала Властелина Колец, Гарри Поттера, 99 процентов западного кинематографа, дом 2, Улицкую, Устинову. Потом дойдёт очередь и до Доктора Живаго.
№52 Коля Коля 11 февраля 2015 00:46
0
Верещагин - УХОДИ с баркаса, уходи.
№53 Ba33y33a 11 февраля 2015 01:04
-1
Цитата: Карамзин
Поэтому ругайте сначала Властелина Колец, Гарри Поттера, 99 процентов западного кинематографа, дом 2, Улицкую, Устинову. Потом дойдёт очередь и до Доктора Живаго.
Ну эти то и ругани то не стоят. Щлак. А Пастернак, хоть и особо не примечательный, но литератор.
----------
Умение быстро бегать спасло несравнимо больше жизней, чем умение боксировать.
№54 Андрей Владимиров 11 февраля 2015 04:28
+2
Поэт из Пастернака получился лучше, нежели романист, мое мнение.
№55 Milochka 11 февраля 2015 13:20
+1
А Властелина Колец за что - хорошее фэнтези.
№56 Карамзин 11 февраля 2015 13:31
0
Как за что? Сплошная антисоветчина. Понятие "Империя зла", моральная правота запада перед страшным Мордором. Всё хорошее против всего плохого.
№57 Пчелка 11 февраля 2015 06:14
0
А ты придурок Ваня!!!!
№58 Коля Коля 11 февраля 2015 00:15
+1
......На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.........
№59 Виктор ЕКБ 11 февраля 2015 00:17
+3
Говорят что Борис Пастернак
Посещал по субботам бардак
Только всё это враки
Пастернаки в бардаки
По субботам не ходят ни как .
№60 Птеридактель 11 февраля 2015 01:18
+2
На недругов работал я....
В неведеньи мои друзья.
Писал роман, стихи писал.
И Нобеля в гробу достал...
----------
Летание было бы полностью безопасным при отсутствии земли...
№61 paveldruzin 11 февраля 2015 00:18
+4
Обратите внимание на рубашку - явный посыл: я узник, узник совести.
№62 inanna.vinogradova 11 февраля 2015 00:23
+7
У него переводы Шекспира хорошие... остальное не осилила ввиду несовпадения моих литературных ритмов с ритмами Пастернака... winked
№63 Водавоз 11 февраля 2015 00:41
+7
О,о, почти Солженицин bad

А так конечно, такие как он, нам "глаза и открыли" ...
Ждем развернутого телесериала от Сванидзе о наследии Пастернака - плакать и каятся - наше все.
Если ЦРУ с 50-х заведует "Нобелевской кассой" - не стоит удивляться, когда будущие военные преступники получают "премии мира" diablo
№64 Dominanta 11 февраля 2015 00:41
+12
Стихи хорошие, но на уровне бардовских песен, цепляют и остаются в памяти лишь отдельные разрозненные строчки.
А вот проза.... - заумно, плоско, коряво.
Несколько раз прочитала роман, но так и осталось загадкой, что же здесь такого гениального?
Не Булгаков, уж точно.
Кстати, и фильмы-экранизации так же невозможно скучны. Из памяти выветривается и сюжет, и идея фильма, только и вспоминается что красавец Омар Шариф.
Не было бы ажиотажа вокруг его имени со стороны западных СМИ, никто в наши дни и не знал бы о таком писателе.
№65 19buran 11 февраля 2015 00:41
+6
Переводы и поэзия прекрасны, но этот "Доктор Живаго", как какое то слепое пятно, сколько раз брался читать... С фильмами та же жесть, ну не могу я его воспринимать чисто на физиологическом уровне hang
№66 PeterNOR 11 февраля 2015 00:47
+6
Показательный пример того, как по политическим мотивам конструируют Ноб. лауреатов.
Пастернак - отличный переводчик. Хороший поэт, как мне кажется... хотя спецы считают по другому.
"Доктор Живаго" - это, по мнению литераторов, вещь совершенно малоинтересная.
Тем не менее, Пастернак - часть нашей истории.
----------
PeterNOR
№67 daulow 11 февраля 2015 00:51
+3
Вы че политикус недавно тока всем сказали что цру призналось что они продвигали этого агента на нобелевку
№68 эстонка 11 февраля 2015 00:52
+1
Друзья, дорогие друзья, пожалуйста прочтите роман (о котором выше некоторые высказались жёстко и нелицеприятно, что местами и временами понятно) ещё раз. Если возможно. Если сможете - без предубеждений. Там не всё так просто. Честное слово...
Это - сильейшее описание тех страшных времён. Честно. На своей шкурке проверено.
Да, кто-то скажет: "Антисоветчик этот Пастернак." И такое мнение имеет место и право быть.
И всё же... знаете, ну не всё так просто. Особенно для тех, чьи предки были примерно в той же ситуации - когда - не понять толком, кого принять, кого отринуть, кто прав, кто виноват, кого помиловать, котого казнить, и главное: как ПРАВИЛЬНО поступить в той, дикой ситуации - страшный, судьбоносный выбор для многих...
Примерно такое же сейчас там, в страшной ситуации Новороссии. Подумайте, ведь и там не всё однозначно.
Это - непростой выбор. И тогда. И теперь.
Но Пастернаков роман, как бы страшен (или непончтен для многих?) он ни был, он лишь слабая попытка понять, осознать - что и как было. И что невозможно было переменить/переварить простому смертному - каток истории шёл цунами. Как такому воспрепятстовать обычному человеку?..
Нам не дано перевернуть историю, переписать её, перемонтриовать, перезаписать на новый красивый прянично-сладкий файл. Возможно же: осознать, что и так гнусно бывает! - и - возможно - постараться не повторить прошлых ошибок той исторической гнустности.
Об этом, собственно, тот самый Доктор Живаго.

Поростите. Я не очень умею сформулировать, наверное. Только ощущения, боль от прошлого моей семьи/рода, чувства от истории моих предков, память генетическая от неназслуженной погибели пращуров в той давней/недавней дикой мясорубке.

И об одном прошу: постарайтесь не спешить с оценками. Пропустите через себя ту память своих предков.
Не всё так просто в нашей общей истории, ох, не всё, и не так просто...
№69 LORD-13 11 февраля 2015 00:59
+5
Читал ещё при Союзе... Но, позвольте "пропустить через себя память предков" без посредников... Они в этом не нуждаются.
№70 Коля Коля 11 февраля 2015 01:01
0
Какой роман? Вы что. Я вот намедни новую серию Ворониных посмотрел - вот это класс. А Вы со своим Пастернаком.
Небольшой совет - дабы представить того, к кому обращаетесь - просто прокрутите все комменты к статье - и выберите - САМЫЙ большой рейтинг. А потом уж советуйте. (басинга)
№71 Бурцов 11 февраля 2015 01:17
+1
Правда Ваша, и вообще - книжки читать это только глаза портить зазря, никакой от них пользы нету... tarakan
----------
Империя - это мир.
Имперiя - это мiръ.
№72 Кира Киралина 11 февраля 2015 01:31
+7
Вы знаете, вот мне все равно, антисоветский или не антисоветский роман, но прочтя его один раз, взяться еще раз за него, у меня желания не появилось.
Гениальным или мудрым я этот роман не нахожу. Существуют куда более интересные книги, писатели, воспоминания...Даже не поняла, почему его запрещали?
№73 teslanetr 11 февраля 2015 01:36
+1
Александр Галич

Памяти Б.Л. Пастернака

Разобрали венки на веники,
На полчасика погрустнели…
Как гордимся мы, современники,
Что он умер в своей постели!

И терзали Шопена лабухи,
И торжественно шло прощанье…
Он не мылил петли в Елабуге
И с ума не сходил в Сучане!

Даже киевские письмэнники
На поминки его поспели.
Как гордимся мы, современники,
Что он умер в своей постели!..

И не то что бы с чем-то за сорок —
Ровно семьдесят, возраст смертный.
И не просто какой-то пасынок —
Член Литфонда, усопший сметный!

Ах, осыпались лапы ёлочьи,
Отзвенели его метели…
До чего ж мы гордимся, сволочи,
Что он умер в своей постели!

«Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…»

Нет, никакая не свеча —
Горела люстра!
Очки на морде палача
Сверкали шустро!

А зал зевал, а зал скучал —
Мели, Емеля!
Ведь не в тюрьму и не в Сучан,
Не к высшей мере!

И не к терновому венцу
Колесованьем,
А как поленом по лицу —
Голосованьем!

И кто-то, спьяну, вопрошал:
— За что? Кого там?
И кто-то жрал, и кто-то ржал
Над анекдотом…

Мы не забудем этот смех
И эту скуку!
Мы — поимённо! — вспомним всех,
Кто поднял руку!..

«Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку…»

Вот и смолкли клевета и споры,
Словно взят у вечности отгул…
А над гробом встали мародёры
И несут почётный ка-ра-ул!

<4 декабря 1966>, Переделкино
№74 teslanetr 11 февраля 2015 01:42
0
Это для вас, сегодняшних, - строки А.Галича...
№75 scroller 11 февраля 2015 06:30
+3
Сложное у меня отношение к Галичу.
P.S. А если в стихотворении заменить несколько цитат на цитаты из Макаревича?
№76 Москвич с Курбатовского пер. 11 февраля 2015 02:20
0
Друзья! Отмечается годовщина великого русского поэта нашей Родины! Не надо споров о романе. Лучше почитайте стихи, а если никогда не читали стихов Бориса Леонидовича -начните сегодня, в феврале.
"Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною чёрною горит."
Надеюсь, найдете это стихотворение и дочитаете. Кстати, автор не прав в том, что Б.Л.Пастернак открылся советскому читателю в 80-е годы. Передо мной томик стихов, изданный издательством "Художественная литература" в 1967 году. А роман "Доктор Живаго", на мой взгляд, хорош, но поставить в один ряд с потрясающей поэзией Б.Л.Пастернака невозможно. Всех с праздником - днём рождения Б.Л.Пастернака!
№77 Пчелка 11 февраля 2015 05:57
-1
Спасибо Москвич, хоть один человеческий голос среди воя друзей. Вспоминается травля Пастернака, через сколько унижений он прошел из-за всяких недоумков, подлецов и бездарей.И вот теперь потомки этих недоумков кишат на сайте. Могли бы просто пройти мимо и не лить свои помои и день рождения ВЕЛИКОГО ЧЕЛОВЕКА. Если вы ни черта не мыслите в поэзии и литературе читайте газеты.
№78 Maple 11 февраля 2015 03:09
+4
помню он был очень популярен на радиостанции "Голос Америки"
№79 Титанин 11 февраля 2015 03:27
+3
Обидно, что интеллектуально развитые люди, живя и творя на своей Родине, исполняли (и не важно - волей или неволей)заказ чужой страны. Интересно, что их побудило "...реальная подоплёка..." или...
№80 Пчелка 11 февраля 2015 06:03
-2
Ну как вы можете писать такую херню, какой заказ. Роман не антирусский он антивоенный. Осильте хоть одну главу Лесное воинство(Часть одиннадцатая). События до боли перекликаюся с тем, что происходит сегодня.
№81 Анастас 11 февраля 2015 07:28
+9
ежики, пугливо озираясь по сторонам:

Французов тут не пробегал? Нет? Ну, тогда ладно, а то сейчас как понесется...

Если серьезно, то мы... как бы это правильно сформулировать, прохладно относимся к творчеству Бориса Леонидовича Пастернака. Что-то из его стихов нам нравится, но к фанатам себя не причисляем. Ахматова, к примеру, нам нравится гораздо больше.

Про "Доктора Живаго" скажем следующее. Читали мы этот роман, когда были глупыми, одурманенными нашей собственной "революцией гидности" ежатами (недолго были одурманены, но из песни слов не выкинешь). Сейчас не можем вспомнить из этого гениального произведения ни кусочка. Все как-то расплывается как кисель в сознании, помним общее ощущение тоски, безысходности, метаний от берега к берегу. И вроде бы с этой точки зрения оно похоже на "Тихий Дон" Михаила Шолохова, но ведь совсем-совсем разные ощущения. "Тихий Дон" мы отлично помним - и содержание, и отдельные "куски", и героев этого романа, и даже второстепенные персонажи...

Не претендуем в данном случае на истину в последней инстанции, говорим только о себе. На наш взгляд, если прочитанное забывается с такой скоростью, с которой мы забыли "Доктора Живаго", значит, произведение не удалось. Почему? - Ну, это другой вопрос, со своей колокольни мы пришли к выводу - потому, что не всем интересны метания тонко чувствующей интеллигенции в эпоху революций. Ну, мечется она себе болезная, и хрен с ней - когда происходят тектонические сдвиги, сложно интересоваться судьбой всяких "накликальщиков бурь".
№82 Пчелка 11 февраля 2015 17:57
+1
Настя, как я вас уважала и как вы меня страшно разочаровали. Вы можете как угодно относиться к творчесву Пастернака, но если б у вас было чувство такта, меры и вкуса вы бы не посмели писать в такой форме ваше мнение в день памяти этого человека.
Фу больше не читаю комментарией на политикус, свидомых здесь навалом!!!
№83 Анастас 11 февраля 2015 18:02
0
ежики невозмутимо:

Ваш выбор.

Мы поделились своим мнением о творчестве Пастернака, мнение это сформировалось у нас давно, и не зависит от того, день рождения сегодня Бориса Леонидовича, или день его смерти.

И причем тут свидомизм, нам не очень понятно. А, впрочем, ладно...
№84 Влад Войце 11 февраля 2015 08:04
+3
"Доктора Живаго" - аналог фильма Звягинцева "Левиофан". Во всех смыслах и одинаковой судьбой.
А Пастернак, - ну, дело вкуса, по мне так это человек гниловатый, среднего таланта.
----------
Нет рабства безнадежнее, чем рабство тех рабов, себя кто полагает свободным от оков.
(Гете)
№85 Ba33y33a 11 февраля 2015 09:00
0
Цитата: Пчелка
А вот Варлам Шаламов думал по другому. Алексей Толстой для него, “вовсе не русский писатель”. Например, в “Хождении по мукам” — “можно удивиться гладкости и легкости языка, гладкости и легкости сюжета, но эти же качества огорчают, когда они отличают мысль. “Хождение по мукам”, — продолжает Шаламов, — роман для трамвайного чтения, — жанр весьма нужный и уважаемый. Но при чем тут русская литература?”
Мелкая зависть неудачника к более таланьлтвому коллегк. Не более.
----------
Умение быстро бегать спасло несравнимо больше жизней, чем умение боксировать.
№86 Пчелка 11 февраля 2015 20:59
0
Вам будет трудно поверить, что есть люди лишенные чувства зависти.
№87 Ba33y33a 11 февраля 2015 09:01
+3
Цитата: Влад Войце
"Доктора Живаго" - аналог фильма Звягинцева "Левиофан". Во всех смыслах и одинаковой судьбой.
А Пастернак, - ну, дело вкуса, по мне так это человек гниловатый, среднего таланта.
Именно что.
----------
Умение быстро бегать спасло несравнимо больше жизней, чем умение боксировать.
№88 Ябывдул 11 февраля 2015 10:56
+2
Цитата: Титанин
Обидно, что интеллектуально развитые люди, живя и творя на своей Родине, исполняли (и не важно - волей или неволей)заказ чужой страны. Интересно, что их побудило "...реальная подоплёка..." или...

Так и пишите, что обидно когда интелектуально развитые люди оказываются моральными уродами.
№89 Ябывдул 11 февраля 2015 11:06
+1
Переводы и стихи - хорошие, роман - говно, как и человек, его написавший.
№90 teslanetr 11 февраля 2015 15:02
0
Небеса, похоже, голубые.
Мягкий снег под солнцем спёкся в наст...
Впрочем, комбинации любые
Нынче принимаются у нас.

Даже небо каждый час другое,
Что уж говорить о всём земном?..
Сколько тел готовы для убоя,
Сколько душ горят одним костром.

Это ли не смена поколений?
Каждый за себя и против всех.
В Мавзолее улыбнулся Ленин,
В Вашингтоне сатанинский смех.

В зеркало смотрю - и вижу деда.
Вот оно, смещенье всех времён...
Это ли, ребята, не Победа?
Под покровом власовских знамён.
№91 Пчелка 11 февраля 2015 17:50
0
Евгений Евтушенко
Памяти Пастернака

Он шел,
другим оставив суетиться.
Крепка была походка и легка
серебряноголового артиста
со смуглыми щеками моряка.
Пушкинианец, вольно и велико
он и у тяжких горестей в кольце
был как большая детская улыбка
у мученика века на лице.
И знаю я — та тихая могила
не пристань для печальных чьих-то лиц.
Она навек неистово магнитна
для мальчиков, цветов, семян и птиц.
Могила,
ты ограблена оградой,
но видел я в осенней тишине:
там две сосны растут, как сестры, рядом —
одна в ограде и другая вне.
И непреоборимыми рывками,
ограду обвиняя в воровстве,
та, что в ограде, тянется руками
к не огражденной от людей сестре.
Не помешать ей никакою рубкой!
Обрубят ветви —
отрастут опять.
И кажется мне —
это его руки
людей и сосны тянутся обнять.
Всех тех, кто жил, как он, другим наградой,
от горестей земных, земных отрад
не отгородишь никакой оградой.
На свете нет еще таких оград.
№92 Пчелка 11 февраля 2015 17:52
0
Анна Ахматова
Памяти Пастернака

Умолк вчера неповторимый голос,
И нас покинул собеседник рощ.
Он превратился в жизнь дающий колос
Или в тончайший, им воспетый дождь.
И все цветы, что только есть на свете,
Навстречу этой смерти расцвели.
Но сразу стало тихо на планете,
Носящей имя скромное.. . Земли.
№93 Пчелка 11 февраля 2015 21:01
0
Белла Ахмадулина
Памяти Пастернака

Начну издалека, не здесь, а там,
начну с конца, но он и есть начало.
Был мир как мир. И это означало
все, что угодно в этом мире вам.

В той местности был лес, как огород, —
так невелик и все-таки обширен.
Там, прихотью младенческих ошибок,
все было так и все наоборот.

На маленьком пространстве тишины
был дом как дом. И это означало,
что женщина в нем головой качала
и рано были лампы зажжены.

Там труд был легок, как урок письма,
и кто-то — мы еще не знали сами —
замаливал один пред небесами
наш грех несовершенного ума.

В том равновесье меж добром и злом
был он повинен. И земля летела
неосторожно, как она хотела,
пока свеча горела над столом.

Прощалось и невежде и лгуну —
какая разница? — пред белым светом,
позволив нам не хлопотать об этом,
он искупал всеобщую вину.

Когда же им оставленный пробел
возник над миром, около восхода,
толчком заторможенная природа
переместила тяжесть наших тел.

Объединенных бедною гурьбой,
врасплох нас наблюдала необъятность,
и наших недостоинств неприглядность
уже никто не возмещал собой.

В тот дом езжали многие. И те
два мальчика в рубашках полосатых
без робости вступали в палисадник
с малиною, темневшей в темноте.

Мне доводилось около бывать,
но я чужда привычке современной
налаживать контакт несоразмерный.
в знакомстве быть и имя называть.

По вечерам мне выпадала честь
смотреть на дом и обращать молитву
на дом, на палисадник, на малину-
то имя я не смела произнесть.

Стояла осень, и она была
лишь следствием, но не залогом лета.
Тогда еще никто не знал, что эта
окружность года не была кругла.

Сурово избегая встречи с ним,
я шла в деревья, в неизбежность встречи,
в простор его лица, в протяжность речи...
Но рифмовать пред именем твоим?
О нет.
Из леса, как из-за кулис актер,
он вынес вдруг высокопарность позы,
при этом не выгадывая пользы
у зрителя — и руки распростер.

Он сразу был театром и собой,
той древней сценой, где прекрасны речи.
Сейчас начало! Гаснет свет! Сквозь плечи
уже мерцает фосфор голубой.

— О, здравствуйте! Ведь дело к ноябрю —
не холодно ли? — вот и все, не боле.
Как он играл в единственной той роли
всемирной ласки к людям и зверью.

Вот так играть свою игру—шутя!
всерьез! до слез! навеки! не лукавя! —
как он играл, как, молоко лакая,
играет с миром зверь или дитя.

— Прощайте же! — так петь между людьми
не принято. Но так поют у рампы,
так завершают монолог той драмы,
где речь идет о смерти и любви.

Уж занавес! Уж освещает тьму!
Еще не все: — Так заходите завтра! —
О тон гостеприимного азарта,
что ведом лишь грузинам, как ему.

Но должен быть такой на свете дом,
куда войти — не знаю! невозможно!
И потому, навек неосторожно,
Я не пришла ни завтра, ни потом.

Я плакала меж звезд, дерев и дач —
после спектакля, в гаснущем партере,
над первым предвкушением потери
так плачут дети, и велик их плач.