Обсуждаемое
Опрос
Популярное
Рейтинг
Видео
Че Гевара остается символом борьбы с американской гегемонией
Полвека назад в Боливии был убит Эрнесто Гевара – человек, ставший одним из символов XX века и революционного движения как такового. Но и сейчас команданте Че не растворился в истории и не стал просто «иконой стиля» в супермаркете общества потребления. Его образ продолжает вдохновлять тех, кто борется с глобальным диктатом.
Аргентинец по рождению, кубинец по месту революции и латиноамериканец по амбициям, Эрнесто Че Гевара был убит 9 октября 1967 года в боливийской глуши – на следующий день после его пленения. Его маленький партизанский отряд был разбит, а самого команданте расстреляли по приказу президента Боливии. Че не было и сорока лет, но сразу после гибели он стал символом революционной, антиимпериалистической борьбы. И остается им уже полвека.
Че был последним всемирно известным революционером
– Мао прославился задолго до него, хотя и пережил команданте на девять лет. Че погиб накануне 1968 года, одним из символов которого он тут же и стал. Тогдашний бунт западной молодежи, волнения в США и Европе оказались последним всплеском популярности марксизма на Западе. Последним при жизни СССР – потому что в нашей стране, «оплоте коммунизма», попытались реформировать практику и идеологию, да и сломали всю конструкцию. СССР упал, китайская компартия повела свою страну по капиталистическому пути, Куба и Северная Корея держались островками коммунистического сопротивления в мире победившего капитализма, конца истории и неминуемой глобализации – так казалось большинству в 90-е.
И именно тогда из Че стали делать коммерческий бренд – на Западе его попытались превратить в часть массовой культуры: фильмы, книги, постеры, майки. Автор «Партизанской войны» уже не воспринимался как опасный идеологический противник или кумир потенциальных восставших – напротив, как некий революционный романтик, воевавший за права бедных, убитый безжалостными милитаристами. Победивший, как ему казалось, в мировом масштабе, либеральный глобализм нуждался в некоторых иконах из числа героев поверженного марксизма – и Че вроде бы подходил на эту роль.
Действительно, у него было все, чтобы стать посмертным героем для широких потребительских масс: симпатичная внешность, романтические истории из жизни, верность идеалам, ранняя гибель. Ну и что, что он был марксистом, партизаном, противником капитализма и антиимпериалистом – оставим лишь то, что был романтиком, защищал бедных. Этакий новый Робин Гуд, с внешностью Христа эпохи рок-н-ролла. Такой Че Гевара вполне устраивал Запад – но вскоре выяснилось, что он не влезает в прокрустово ложе глобализации.
Потому что Че остался кумиром для всех революционеров той же Южной Америки. Там он постепенно занимает место символа борьбы за независимость континента, став в один ряд с «освободителем» Боливаром. Да, Че освободил от неоколониализма только Кубу, но его последователи постепенно пришли к власти во всех странах Латинской Америки. Не партизаны из его отрядов (так произошло в Африке, где в Заире в 90-е годы победил воевавший еще в 60-е вместе с Че Лоран Кабила), а антиимпериалисты и марксисты. Да, они не столь радикальны, как Че – но их антиамериканизм и антикапитализм все равно питается его энергией.
Че стал провозвестником освобождения Латинской Америки от господства янки, борьба с которым и была главным делом его жизни. Ведь весь 19-й и первую половину 20-го века Штаты вели себя к югу от своих границ и как империалист, то есть колониальная держава, и как эксплуататор, то есть главный капиталист. Местные элиты, продажные и несамостоятельные, в большинстве стран не удержались бы у власти – если бы не помощь, а то и прямое военное вмешательство США.
Куба стала первой страной, навсегда вырвавшейся из-под американского диктата. А Че, оставивший спустя шесть лет после победы кубинской революции свое кресло одного из руководителей страны, и уехавший в джунгли Африки, а потом и Латинской Америки на партизанскую войну – человеком, бросившим вызовов хозяевам мира, американскому и глобальному капиталу. И хотя Че был убит спустя два года после начала его «освободительного похода», сейчас, спустя полвека, в мире не только продолжается, но и набирает силу борьба именно против тех сил, с которыми он бился.
В кабинете президента Боливии Моралеса висит портрет команданте, в Бразилии правила марксистская Партия трудящихся, а в Венесуэле пытаются построить «боливарианский социализм 21-го века». И при всех трудностях реформирования социального устройства в этих странах они становятся самостоятельными государствами, обретают реальный суверенитет, освобождаются от американского ошейника. Для Латинской Америки Че останется несомненным кумиром – но и для остального мира он не просто персонаж прошлого.
Че, несомненно, был романтиком – причем его революционность была не слишком удобна даже для тогдашнего советского руководства. Дело в том, что Че, как и Мао, обличал СССР как страну, перерождавшуюся в капиталистическую. То есть отказавшуюся от постоянной борьбы с мировым империализмом и глобальным капитализмом по всему фронту – от идеологического до партизанского. О чем писал тогда Че?
«Раз империалисты шантажируют все человечество угрозой развязывания войны, верным ответом на этот вызов будет перестать бояться войны. Общей тактикой народов должны стать постоянные и решительные атаки на империалистов везде, где наблюдается конфронтация.
...Обобщим наш план достижения победы: необходимо уничтожить империализм посредством разрушения его главной основы – имперского господства Соединенных Штатов Америки. Тактическим путем к этому является последовательное освобождение наших народов, одного за другим или целыми группами, с одновременным принуждением противника к невыгодной для него борьбе за пределами его территории, с тем чтобы лишить его баз снабжения – зависимых стран.
Это предполагает длительную войну. И, повторим еще раз, войну ожесточенную. Не следует обольщаться на этот счет, начиная ее, но в то же время не следует и колебаться, начинать войну или нет – колебаться, страшась ее последствий. Эта война – единственная наша надежда на победу».
Те, кто говорит сейчас, что Че был кровожадным, забывают о том, какая ситуация была в мире в то время, когда он это писал. Это было время страшной вьетнамской войны, когда США бомбили и уничтожали эту азиатскую страну. СССР и Китай всячески поддерживали Вьетнам – но Че предлагал идти дальше и устроить США несколько Вьетнамов:
«Каким близким и сияющим стало бы будущее, если бы на планете возникло два, три, много Вьетнамов – пусть с их квотами смертей и безмерными трагедиями, но и с каждодневным героизмом, непрерывными ударами по империализму: ударами, заставляющими его распылять свои силы и мешающими укрываться от ненависти народов всего мира!».
К поддержке такой линии был готов Китай – как раз в 1966 году власть там в ходе «культурной революции» взяли левые радикалы, выступавшие за мировую революцию. Но у Китая не было ни сил, ни позиций в мире для ее продвижения. А в СССР, у которого были и силы, и возможности, руководство страны думало в первую очередь о геополитических интересах государства, а не о судьбах мировой революции. Такая позиция Москвы не устраивала радикальных революционеров. Они считали, что в 60-е годы сложилась революционная ситуация, способная привести к глобальному поражению капитализма. Процесс деколонизации стран Африки и Азии, то есть уход европейских держав из т. н. третьего мира, действительно давал шансы на приход к власти социалистов и коммунистов.
Но у мирового коммунизма в 60-е годы не оказалось единого управляющего центра, единой воли. СССР больше занимался своими интересами как государства, ссора между Москвой и Пекином развела две крупнейшие «красные» страны. И революционеры, которых вдохновлял пример Че, могли рассчитывать на внимание к себе только в качестве тех, кто способен взять власть в своей стране (то есть привести ее в лагерь союзников СССР), но не как бойцов «всемирной революции».
Именно поэтому дело Че тогда проиграло. Но после гибели СССР и перерождения «красного Китая» его антиимпериалистические взгляды вновь стали весьма актуальны.
Потому что с начала 21-го века все больше стран мира стали осознавать необходимость всеми силами противостоять т. н. атлантической глобализации – проекту, выросшему из американского империализма, с которым героически боролся Че Гевара. Если не остановить каток глобализации, то он подомнет под себя все мировые цивилизации, все маленькие и большие страны, уничтожит все разнообразие и уникальность разных народов. И сам проект глобализации, и хаос и войны, которые сеет глобальный империализм по всему миру, рожден той силой, на бой с которой поднимал всех самый знаменитый революционер второй половины 20-го века:
«Все наши действия – боевой клич в войне против империализма, призыв к объединению народов для борьбы с крупнейшим врагом человечества – Соединенными Штатами Америки...
В конце концов, мы должны помнить, что империализм, последняя стадия капитализма – это мировая система, и для победы над ней необходима конфронтация мирового масштаба. Стратегическая цель нашей борьбы – уничтожение империализма. Участие наших народов, народов отсталых и эксплуатируемых стран, должно неизбежно вылиться в разрушение баз снабжения империализма, в пресечении его контроля над нашими угнетенными странами: странами, откуда империализм сегодня черпает свои капиталы, черпает дешевое сырье и дешевых специалистов, где есть дешевая рабочая сила и куда направляются новые капиталы – как орудие господства, направляются оружие и прочие средства, призванные содействовать сохранению нашей тотальной зависимости...
И если мы поставили себе целью уничтожение империализма, мы должны четко усвоить, что руководящей силой империализма являются Соединенные Штаты Америки».
Текст: Петр Акопов
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
Тэги: # политика
Внимание! Мнение авторов и комментаторов может не совпадать с мнением Администрации сайта
5 мнений. Оставьте своё
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться
или восстановить пароль от аккаунта, если Вы его забыли.
Упустили время, блин ...
Памяти Команданте. Без сомнения лучшая песня о Че Геваре в исполнении Натали Кардоне, сильный видеоряд:
Nathalie CARDONE Hasta Siempre Comandante CHE GUEVARA
https://www.youtube.com/watch?v=3AEeYTUoveU
VIVA LA REVOLUCION!
Nathalie CARDONE Hasta Siempre Comandante CHE GUEVARA
https://www.youtube.com/watch?v=3AEeYTUoveU
VIVA LA REVOLUCION!
----------
Убедит судью любого,
даже полк отборных судей,
ослепительно сурова,
правда башенных орудий.
Убедит судью любого,
даже полк отборных судей,
ослепительно сурова,
правда башенных орудий.
Тема кровожадности Че не раскрыта. Неприятно, когда автор держит читателей за болванов. Известный, но не слишком чистоплотный приём - нужное, иллюстрирующее авторскую концепцию, вытаскивается на поверхность, неудобное и не слишком вписывающееся опускается или упоминается парой слов. Если взял тему, раскрывай по-полной или чем ты лучше шлюхи?
Светлая память, Эрнесто!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.