Обсуждаемое
Опрос
Популярное
Куля kurrrwaaa! просм. 14638 Куля kurrrwaaa!
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Рейтинг
Видео

Создание нового двигателя для Су-57 ломает недобрую традицию советского времени

Создание нового двигателя для Су-57 ломает недобрую традицию советского времени

Pavelvosolok / Shutterstock.com

Россия доказала, что способна создавать сложнейшие технические системы, – именно это продемонстрировал первый полет истребителя пятого поколения Су-57 с двигателем «Изделие-30». Разработка данного двигателя не только стала крупной инженерной победой, но и позволила говорить о том, что Россия преодолевает одну из самых негативных тенденций советского самолетостроения.

В среду были опубликованы кадры первого полета истребителя пятого поколения Су-57 (известного как ПАК ФА и Т-50) с новым двигателем «Тип-30» (или «Изделие-30»). Полет продолжительностью около четверти часа совершил накануне шеф-пилот фирмы «Сухой», летчик-испытатель, Герой России Сергей Богдан. Сообщалось, что полет прошел штатно.

Двигатель «Тип-30» для истребителя Су-57 называют полностью новой разработкой. У него много преимуществ, главным из которых стала усиленная тяга при уменьшенном расходе топлива и новые электронные системы.

В результате инженерам удалось увеличивать маневренность самолета. Благодаря этому двигателю самолет сможет совершать длительные полеты на сверхзвуковой скорости без форсажа. Именно отсутствие нового современного двигателя было одним из аргументов тех, кто отказывался называть истребитель Су-57 машиной пятого поколения.

Теперь в правительстве уверены, что успешный полет с новым двигателем «придает дополнительный импульс программе истребителя пятого поколения». «Это доказательство высокого потенциала российского авиастроения, способного создавать высокоинтеллектуальные передовые системы – уникальный планер, инновационная цифровая начинка, новейшие двигатели», – заявил накануне министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

Чем новый двигатель поможет новому истребителю

Первый полет Су-57 состоялся еще в 2010 году, но тогда он происходил с двигателем «первого этапа» («Изделие-117») – модернизированной версией двигателя АЛ-41Ф1С от истребителей четвертого поколения Су-35С. Он существенно уступал его американским аналогам.

Новый двигатель – «Изделие-30» – разрабатывался в кооперации всех конструкторских бюро Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), в частности ППО «Сатурн». При его создании инженеры применили не только новые материалы, но и технологии. В результате появился уникальный компрессор высокого давления.

Одним из российских ноу-хау стала крайне сложная конструкция лопатки турбины. Ее сделали из уникальных жаропрочных никелевых сплавов. Ничего подобного в двигателе первого этапа не было. В американской прессе местный аналог российского двигателя называли «вершиной инженерной мысли».

«Именно новый двигатель должен уместить самолет Су-57 в заявленные характеристики, которые его делают в полной мере истребителем пятого поколения», – подчеркнул в комментарии газете ВЗГЛЯД эксперт в области авиастроения, исполнительный директор портала Aviaport.ru Олег Пантелеев. Собеседник пояснил: по параметрам, во-первых, крейсерского сверхзвука в бесфорсажном режиме и, во-вторых, сокращения заметности в различных диапазонах новинка дает серьезные преимущества по сравнению с двигателем первого этапа.



Дальше начинают работать такие факторы, как повышенные удельные показатели: удельный вес и удельная тяга – все это дает лучшие характеристики с точки зрения того, что специалисты называют «тяговооруженностью». «Один из основных параметров, который характеризует техническое совершенство двигателя для истребителя, – это отношение его тяги к весу. Чем это отношение лучше, тем самолет в целом получается с лучшими характеристиками», – пояснил в комментарии газете ВЗГЛЯД председатель редакционного совета журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Комаров.

«Этот двигатель отличается тем, что коэффициент его полезного действия должен быть выше, если говорить обывательским языком, – отметил эксперт. – Есть требования по более высокой надежности, по более длительному жизненному циклу. Совокупность этих параметров и характеризует двигатель более нового поколения».

Соответственно, повышается маневренность, есть возможность увеличить полезную нагрузку и так далее. По всем основным характеристикам изделие второго этапа является заметным шагом вперед по сравнению с предыдущим, отмечают специалисты.

Преодолевая негативную традицию

По мнению экспертов, успешные испытания двигателя «Тип-30» позволяют России преодолеть недобрую традицию советского времени. Например, при создании стратегического бомбардировщика М-50 конструкторам так и не удалось довести до кондиции турбореактивный двигатель М16-17, поэтому испытания проводились с двигателем ВД-7, но в начале 1960-х проект досрочно закрыли, как не показавший требуемых характеристик.

«К сожалению, дурной традицией советских времен было недооценивать сложность создания авиадвигателя, – отмечает Олег Пантелеев. – Как правило, мы спохватывались, что нужно сделать новый двигатель, тогда, когда конструкторы самолета уже начинали обещать заказчику новые характеристики. В итоге «двигателистов» в срочном порядке дергали: мол, что вы можете нам предложить, они закладывали повышенные обязательства. Были прецеденты, когда проекты из-за отсутствия подходящего двигателя не взлетали», – рассказал Пантелеев.

С этим соглашается и Алексей Комаров. «Раньше очень многие характеристики двигателей, материалов и так далее получались такими, какими получались. То есть конструкторы что-то закладывали, но дальше был очень важный этап доводки и совершенствования. И в некоторых случаях достичь тех параметров, которые задавались при проектировании, не удавалось», – рассказал он.

«Сейчас наука проектирования ушла сильно вперед, она базируется на мощных компьютерных расчетах и моделировании, – указал собеседник. – И поэтому степень достоверности того, что получится относительно того, что хотели сделать конструкторы, намного выше. Поэтому я предполагаю, что таких провалов не может быть на данном этапе».

«Еще предстоит долго работать»

Первый полет с новым двигателем – очень важный этап, уверен Комаров. «На прототип ставится двигатель уже после того, как он прошел достаточно длительный цикл испытаний и на наземных стендах, и на летающих лабораториях», – подчеркнул собеседник, добавив, что это уже более серьезный прототип.

«Двигатель – одна из важнейших систем, требующих самых больших вложений по деньгам и по времени», – объяснил он. В то же время все равно еще предстоит долго работать, прежде чем он будет полностью готов, указал Комаров.

«Боевая единица, которой является фронтовой истребитель, помимо планера включает элементы, связанные с системой управления оружием, двигатель, систему вооружения. Только когда все эти элементы будут отработаны полностью, можно говорить, что самолет полностью соответствует тому заданию, которое ставилось перед разработчиками, – подчеркнул эксперт. – Пока что на этапе испытаний, на этапе доводки разные системы и подсистемы, в том числе и двигатель, могут еще не соответствовать необходимым параметрам».

Но «первый полет с новым двигателем приближает момент завершения создания всего самолета и систем вооружения. Помимо самолета это и авиационные средства сопровождения, которые впервые применяются на этой машине, и наземные системы, комплексы диагностики и так далее», – указал Пантелеев.

«В общем, для отечественных ВКС это переход на новую ступень. Сейчас с точки зрения двигателя есть уверенность, что все характеристики будут на высочайшем уровне», – резюмировал Пантелеев.

Текст: Никита Коваленко, Андрей Резчиков
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
Тэги: # политика
43 мнения. Оставьте своё
№1 Archfiend 7 декабря 2017 10:41
+10
А где испытывать будем ? Пора шарахнуть "коалицию", во время их очередной бомбежки экскаваторов... Нечаянно...
----------
Всех слушаю, все запоминаю, записываю и передаю в ФСБ.
№2 =volkovpower= 7 декабря 2017 15:12
+4
Первый полет Су-57 состоялся еще в 2010 году, но тогда он происходил с двигателем «первого этапа» («Изделие-117») – модернизированной версией двигателя АЛ-41Ф1С от истребителей четвертого поколения Су-35С. Он существенно уступал его американским аналогам.??????

И в чем же еще отстает Су-35С?
№3 Гагарин77 7 декабря 2017 10:42
+9
Честно говоря не верил, тем более в такие сроки. Но осилили. Гора с плеч.
№4 anykin 7 декабря 2017 10:57
+22
Некорректное название статьи. Социализм и капитализм тут не при чём. Банальный технический пргресс.
«Сейчас наука проектирования ушла сильно вперед, она базируется на мощных компьютерных расчетах и моделировании, – указал собеседник. – И поэтому степень достоверности того, что получится относительно того, что хотели сделать конструкторы, намного выше."
№5 nvn 7 декабря 2017 14:09
+13
Я с Вами полностью согласен о некорректности заголовка статьи. Думаю, что опираясь на опыт конструкторов СССР, смогли разработать и изготовить двигатель.
С нуля поднять такое изделие требует мноооого времени. Здоровья и творческих успехов коллективу - разработчику.
№6 VSZ 7 декабря 2017 12:06
+20
"По мнению экспертов, успешные испытания двигателя «Тип-30» позволяют России преодолеть недобрую традицию советского времени. Например, при создании стратегического бомбардировщика М-50 конструкторам так и не удалось довести до кондиции турбореактивный двигатель М16-17, поэтому испытания проводились с двигателем ВД-7". «К сожалению, дурной традицией советских времен было недооценивать сложность создания авиадвигателя, – отмечает Олег Пантелеев. – Как правило, мы спохватывались, - «Сейчас наука проектирования ушла сильно вперед, она базируется на мощных компьютерных расчетах и моделировании,
И апофеоз - «Двигатель – одна из важнейших систем, требующих самых больших вложений по деньгам и по времени», – объяснил он. В то же время все равно еще предстоит долго работать, прежде чем он будет полностью готов, указал Комаров."
Поплевали на своих предшественников, основателей школы двигателей и скорее всего учителей. Господа начали разработки с нуля? А мы еще осуждаем каянье за Катынь и победу в ВО, олимпиаду... Вот так и рождаются "иваны своих корней не помнящие", да простят меня Иваны на которых держится Страна.
Вы сначала доведите до конца движок, а потом хвалитесь.
№7 realman 7 декабря 2017 12:18
+27
Что-то подсказывает мне, что воспользовались заделом с советских времен, проектировали инженеры с образованием и опытом, полученным в советские времена.
Ну а Олег Пантелеев, 1974 года рождения, прошедший большой авиационный путь от корреспондента газеты до исполнительного директора интернет портала, все это аккуратно обгадил.
№8 neskolkoslov 7 декабря 2017 12:59
+7
целиком поддержу - Пантелеев, это говорящая голова забитая мусорными клише, шаблонами и ярлыками... типичный провокатор, ничего не имеющий общего с создателями двигателя
№9 grayling 7 декабря 2017 13:01
+1
Доведенных до конца движков не существует
№10 Полковник Иванов 8 декабря 2017 03:33
+5
Кахы-Кахы.."Недобрая Советская традиция"- говорите господин как его там..Назовем его "Недалёков..."

Так вот обьясню для особо одаренных:

1.Так называемый "НОВЫЙ русский Т-50 или СУ-57", уже был в чертежаж в СССР в конце 80-х.. Извлекли из архивов,чуток дорабртали под новое АО и РЭО и назвали "новым"
2. Об Сушках 35 вообще промолчу ибо это чисто Советский 27, слегка модернизированный..
3. Двигатель (изделия 30) это модификация Советского люлкинского движка..
4.Вся вертолетная авиация летает на Советских двигунах Климова и ничего в капиталистической России жертвами ЕГЭ нового не придумано..


ДБ!!!!!!Зато наплодили 182 тысячи долларовых миллионеров с вкладами за бугром. У меня стойкое ощущение ,что народ ещё не проснулся и не осознал,что вообще-то на улице происходит и где народ будет через 20 лет, когда количество миллионеров увеличивается в среднем на 10% в год,а остальная масса нищает..
№11 Волдай Очупынкин 8 декабря 2017 08:42
+3
Вы абсолютно правы.
№12 игово 7 декабря 2017 12:07
+16
ГЛАВНОЕ сейчас защитить изобретателей, а то у нас последние 25-30 лет они как-то странно погибают.
№13 горизонт 7 декабря 2017 12:40
+10
Гибель, "внезапная смерть" русских ученых и изобретателей - стали в последние годы чьей-то хорошо спланированной "случайностью".
Думал, что эту тревожную теденцию замечаю только я.
Оказывается - это уже проблема.
№14 игово 7 декабря 2017 15:02
+4
Ну хоть я не один.
№15 Михаил1962 7 декабря 2017 15:19
+1
На эту тему даже целая передача была. Кажется, по "Звезде", точно не помню
№16 Гагарин77 7 декабря 2017 10:43
+2
Цитата: Белобог
А где испытывать будем ? Пора шарахнуть "коалицию", во время их очередной бомбежки экскаваторов... Нечаянно...

Для этого нужны ракеты. А их пока нет.
№17 Archfiend 7 декабря 2017 10:49
0
Уверен - ракеты есть. Только пока не время...
----------
Всех слушаю, все запоминаю, записываю и передаю в ФСБ.
№18 shax 7 декабря 2017 11:54
+2
Есть ракеты,новейшие,специально для него,семь типов.
№19 grayling 7 декабря 2017 13:07
0
РВВ-АЕ, РВВ-БД,РВВ-СД,РВВ-ДД не подходят? Они превосходят американские AIM-ы.
№20 politik 7 декабря 2017 10:50
0
Эксплуатация в войсках покажет на сколько он хорош.
№21 S3H 7 декабря 2017 10:55
0
Осталось дело за малым. Забрать рынок у F-35
№22 comandаnte 7 декабря 2017 12:52
+12
И на кой нам тот рынок? Вам не приходит в голову мысль, что иногда самый лучший друг становится злейшим врагом? Зачем вооружать потенциальных противников? Опять погоня за баблом в ущерб Будущему? Надо просто иметь то, чего нет у противников, явных, тайных и потенциальных. Причем желательно в тайне от таковых.
----------
Alejandro Castro Ruz
№23 С Марса 7 декабря 2017 22:04
0
Цитата: S3H
Осталось дело за малым. Забрать рынок у F-35


Да чего уж рынок, заберите ларек, точку на базаре и мастерскую в подвале.

Вы детей тоже ради бабок выращиваете?
№24 Г.Алексей 7 декабря 2017 11:04
0
Не совсем понимаю... Ожидал увидеть плоские сопла..
№25 politik 7 декабря 2017 11:29
0
Зато нарезали зубцы на срезе.
№26 Максим-ка 7 декабря 2017 12:00
+1
А чем Вам круглые не угодили?
№27 Китайский пионэр 7 декабря 2017 12:08
+6
За плоскими соплами-это Вам к пендосам!!!)) Они к сожалению все ни как не могут спионерить у нас технологию круглых сопел со 180 градусным вектором, а потому используют то на что способны!!!)))
----------
"Создадим себе трудности, что бы потом их героически преодолеть!!!"
№28 Bayard 7 декабря 2017 14:00
+4
У плоских сопел более низкое КПД , больший вес , меньшая управляемость по вектору тяги . Экспериментировали и у нас , признали неперспективным . Впрочем и амеры отказались - у Ф-35 сопло - круглей небывает .
№29 shax 7 декабря 2017 11:57
+6
Плоские сопла допускают отклонение только вверх-вниз,
эти куда угодно.
№30 Г.Алексей 7 декабря 2017 12:16
0
Понятно
№31 Максим-ка 7 декабря 2017 11:59
0
В добрый путь!
№32 Блэк Джек 7 декабря 2017 12:19
+10
Подумалось, а что бы сказал Жуковский, покажи ему такую "птичку"... Просто красиво и ведь еще сто лет назад на фанере летали...
----------
Для меня, как психиатра, минусы несут гораздо больше информации о человеке, пациенте, чем слова или плюсы.
№33 petrmv 7 декабря 2017 12:31
0
Цитата: Гагарин77

Для этого нужны ракеты. А их пока нет.

А вы с какой целью интересуетесь?
№34 Spheroid 7 декабря 2017 12:33
+8
Я честно так и не понял, что вменили в вину советским конструкторам. Что они не все
доводили до расчетных характеристик? Ну, жессссссть! Учтите сколько военных разработок вводилось В СССР ЕЖЕГОДНО. Какими сжатыми были сроки на разработку и доводку. А главное все делалось массово ,а не единичными количествами ,как сейчас.
Я просто уверен ,что например, в СССР была бы уже ни одна сотня тех самых Су-57 к настоящему времени.
----------
Убедит судью любого,
даже полк отборных судей,
ослепительно сурова,
правда башенных орудий.
№35 Михаил1962 7 декабря 2017 15:23
+4
Скажу больше. В СССР создали такой технологический задел, что до сих пор мы им пользуемся и еще лет 50 пользоваться будем, доводя гениальные идеи до "железа"
№36 comandаnte 7 декабря 2017 12:47
+1
Россия доказала, что способна ... Хм...
Считаю что и Россия, и СССР, и вновь Россия - одна страна (не путать с государством!) !!!

Так вот, Россия давным-давно доказала! Многим и многое! А то что способна - так тому и доказательств не требуется! Просто окиньте взором Историю нашей страны, лет этак на 500 назад.
----------
Alejandro Castro Ruz
№37 Bekar48 7 декабря 2017 13:16
+2
Цитата: S3H
Осталось дело за малым. Забрать рынок у F-35


Забрать рынок у F-35 - это невозможно, ибо его сейчас приобретают те страны, которые инвестировали немалые средства в его создание.И теперь просто вынуждены приобретать это создание.
№38 Михаил1962 7 декабря 2017 15:24
0
это убогое создание
№39 Bekar48 7 декабря 2017 13:17
+1
Цитата: Г.Алексей
Не совсем понимаю... Ожидал увидеть плоские сопла..


Напильники только круглые в инструменталке оказались biggrin
№40 Юрий_Михайловский 7 декабря 2017 14:03
+1
Шампанское и радостные крики после начала поставки в войска...
№41 Бармалей57 7 декабря 2017 14:35
0
Хохлы ахуе
№42 comandаnte 7 декабря 2017 17:08
0
Кстати о хохлах:

----------
Alejandro Castro Ruz
№43 Князь Владимир 7 декабря 2017 17:24
+1
Ватники и есть ватники. Лучше бы делом занимались, флаг метров 300 сшили, или герб сеном выложили, тогда было бы чем гордиться....)