Обсуждаемое
Опрос
Популярное
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Рейтинг
Видео

Русский Ужас и Русская Мечта. Почему их уже не надо искать

Русский Ужас и Русская Мечта. Почему их уже не надо искать

Уважаемые читатели! Российское государство рухнуло в течение трех первых суток после начала Международными Миротворческими Силами операции «Свобода России». Куда-то делись президент и премьер. Ракеты при этом так и не взлетели. Никто не объявил, что власть передается такому-то человеку, Генеральному штабу, какому-нибудь чрезвычайному комитету — но ее просто не стало. По городам тут же появились мародёры. Колонны натовской бронетехники рвутся к Смоленску и Москве… И в этот момент Россия начала просыпаться: на планете Земля нет ничего более страшного, чем разъяренный русский человек.

Вышеприведённые цитаты — надёрганы мной из свежей книги в жанре боевой фантастики. Книжка (очень хорошо написанная, кстати) была завершена осенью прошлого года. Писатель — 40-летний питерский врач — детально нарисовал атаку цивилизованного мирового сообщества на нашу страну 17 марта 2013-го.

Поскольку этого нападения в реальности пока не произошло, давайте используем время с толком и поговорим о двух очень важных вещах — о Русской Мечте и Русском Ужасе.

...Есть такая штука, как русская боевая фантастика нулевых. Жанр это сверхпопулярный, но по коллективному бессознательному решению т.н. Культурных Кругов признанный мусорным, несерьёзным. Культурные Круги предпочитают захватывающие бытовые драмы из жизни столичного миддл-класса. Я говорю о серьёзной литературе, в которой все эпические битвы происходят в школьном детстве, все трагедии — в кухне и на шашлыках, все смерти — инфантильные суициды, а виноватым оказывается почему-то государство.

Словом, это всё литература серьёзная. А боевая фантастика — литература несерьёзная. Этого понять нельзя, это нужно запомнить.

Но нам с вами отечественной боевой фантастике нулевых, уважаемый читатель, надо низко поклониться. Всей: и хорошо написанной, и плохо написанной, и написанной просто ужасно.

Низко надо поклониться авторам всех Древних, всех майоров Бывалых, всех героев-попаданцев. Создателям образа усреднённого сурового парня в тельнике с несложившейся семейной жизнью, который хранится в текущей российской жизни как военный билет в серванте — и в час икс срабатывает по своему прямому назначению. Надо поклониться альтернативщикам, десять лет поворачивавшим вспять ход Первой мировой, предотвращавшим Вторую и водружавшим красное знамя на развалинах Белого Дома. Сталинистам, монархистам, военным диктатурщикам.

Поклониться им надо потому, что они — кто от чистого сердца, кто тупо работая на «целевую аудиторию» — отпахали все последние лет 15 за русскую фабрику грёз. Это они были Русским Голливудом, Киностудией им. Горького и им. Довженко, Мос- и Ленфильмом. В дурацкое время, когда сами русские голливудцы пилили государственное бабло, снимали на оставшееся какую-то некачественную чушь и мечтали быть взятыми в голливуд настоящий, к геополитическому противнику — русские боевые фантасты занимались делом: они переводили в слова и буквы народное сознание.

И они сформулировали на современном языке два главных (для самостоятельной культуры) понятия: Русскую Мечту и Русский Ужас.

Русская Мечта может показаться отсутствующей, аморфной и несформулированной только тому, кто всю жизнь одних татьян толстых с дмитриями быковыми и глуховскими читал, уверенный, что кроме них в русской литературе есть только карманные детективы. А для читателя русских боевых фантастов с Русской Мечтой нет никаких проблем.

Русская Мечта, если коротко — это когда мы самые лучшие. Не просто первые — а на самом деле лучшие. Когда мы чемпионы мира по всем видам спорта, и ещё у нас самое справедливое и человечное государство. И ещё у нас лучший кинематограф, лучшая наука и медицина и даже (это в самых смелых мечтах) автопром. И наша армия — настолько самая сильная, что в мире благодаря ей царит настоящий мир, когда никто никого не грабит и не насилует — потому что мы не даём. Ведь мы носители настоящей цивилизации — не просто самой передовой и самой сильной, но ещё и самой доброй. И путь к возвращению этой доброты русская боевая фантастика нарисовала самый естественный — через возвращение народу и государству силы. Нарисовала на нескольких уровнях сразу — от бульварного до возвышенно-историософского.

И та же боевая фантастика — якобы мусорная и маргинальная — со звенящей чёткостью сформулировала Русский Ужас.

Если коротко — это когда русского государства нет, а по русской земле шастают иноземные захватчики вперемежку с собственной бандотой и творят что хотят. (Тот факт, что первый известный певец Русского Ужаса — татарин Беркем, лишний раз подчёркивает, насколько этот кошмар у всех национальностей нашей Родины общий).

Почему, кстати, боевые фантасты мечту и ужас народа сформулировать сумели, а Серьёзные Литераторы нет? Тут, думается, всё просто. Боевые фантасты всего лишь размазаны по стране и её социально-профессиональным слоям более разнообразно, чем прозябающие в одном-единственном столичном гетто Серьёзные Литераторы. Боевые фантасты, хочешь не хочешь, не зависают всю жизнь среди своих, а вынуждены контактировать с кем попало. И поэтому боевые фантасты, как ни смешно, ближе к реальности. Они её лучше наслушались и приняли всерьёз. А Серьёзные Литераторы, даже если чего-то и услышали в поезде или прочли в сети — уважать сигналы от реальности не умеют. И воспринимают их в ряду того, что вычитали и придумали сами. Как мозаику из «цитат и смыслов».

…Так вот — к чему я это всё. Мусорная несерьёзная литература аккумулировала актуальные тревоги и чаяния времени настолько эффективно, что сейчас они местами на наших глазах проламываются в жизнь в виде осознанной необходимости.

Во всяком случае, читая сегодня книжку годичной давности, описывающую разгул оборонсервиса в армии и предательское исчезновение элит в трудную для страны минуту, — автоматически вспоминаешь, что в нынешнем 2013-м армию всё же реанимирует глава МЧС, а лучшие лица элиты, измученные параноидальным шпиономанским режимом, одно за другим решают не возвращаться в Россию из очередной зарубежной побывки.

И если государство действительно делает шаги в сторону недопущения Русского Ужаса — то есть своего исчезновения — то можно предположить и другое.

Вдруг боевые фантасты окажутся правы и по части Русской Мечты. Ну вдруг. Она ведь тоже — необходимость, просто ещё не совсем осознанная.

…Но это уже будет другая история.

Виктор Мараховский.
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
43 мнения. Оставьте своё
№1 Domovityi 24 марта 2014 21:13
+15
Тармашев, Лукьяненко, Панов, Баженов, Садов, Громыко и многие другие.
Это люди, благодаря которым при всеx усилиях запада, смогла сформироваться прослойка людей не равнодушным к тому куда идет их страна. Они не будут считать главным качеством человека Эгоизм, а будут понимать, что такое на самом деле быть Человеком.
№2 Без вестей пропадающий 24 марта 2014 22:34
0
Зря Вы Тармашева поставили на одну полку с Лукьяненко. Я думаю, для Сергея это сравнение было бы оскорбительно.
----------
"Не к стаду пришёл говорить я, но к спутникам. Многих и многих отвлечь от стада пришёл я."© (Ф. Ницше).
№3 Без вестей пропадающий 24 марта 2014 22:48
0
«Для Сергея» с смысле Тармашева.
----------
"Не к стаду пришёл говорить я, но к спутникам. Многих и многих отвлечь от стада пришёл я."© (Ф. Ницше).
№4 Domovityi 24 марта 2014 23:18
+1
Насколько я понимаю вы считаете Лукьяненко недостаточно патриотичным писателем?
В своих высказываниях по событиям на Украине он на мой взгляд очень четко выразил свою позицию, что он не с западом.
№5 Без вестей пропадающий 24 марта 2014 23:23
0
Патриотизм тут не имеет никакого значения.
Для меня (и не только) Тармашев — в первую очередь русский офицер в самом исконном смысле, который знает, о чем и зачем пишет.
Лукьяненко — обычный флюгер-плагиатор, которых в 90-е повылазило, как и прочих «коммерсов».
----------
"Не к стаду пришёл говорить я, но к спутникам. Многих и многих отвлечь от стада пришёл я."© (Ф. Ницше).
№6 Domovityi 24 марта 2014 23:38
+2
Хмм... прошу меня извинить, но я бы вообще не стал их сравнить. И называть плагиатором одного из самых сильных фантастов России, который пишет по настоящему действительно оригинальные вещи?
Серия " Лабиринт отражений" - это настольная книга большинства компьюторщиков 90 тых.
Танцы на снегу, Геном, Работа над ошибками, Осенние визиты, Спектр. Вещи достаточно сильные и оригинальные.
Сравнивать Тармашева и Лукьяненко можно только по одинаково интересному, захватывающему стиль написания. А по тому, что они творят - это разные люди.
Тармашев несет понятия Чести, Доблести, Долга. Но декарация всегда одинакова, постаполикптический мир.
Лукьяненко же более охватывает светлые стороны души человека smile Его творчество более разносторонне.
№7 Без вестей пропадающий 24 марта 2014 23:52
+1
Лукьяненко называю плагиатором не я. За давностью лет уже не вспомню деталей обвинения, да и не интересен он мне, как писатель: не моё, как говорится. Слишком всё фантастично и иррационально.
Тармашев — педант, перфекционист; слог у него, мягко скажем, «вырви глаз», но если взять «Наследие», например, то построено оно практически на фактах (я очень хорошо знаком с биологией и имею соответствующее образование) и очень не хотелось бы, чтобы описанное им состоялось.
К примеру: давление на правительство Украины в сторону снятия моратория на продажу посевных земель иностранцам проталкивалось той самой Монсанто (которую в итоге с Украины поперли, и я на 90% уверен, что они приложили свои липкие ручки к киевскому перевороту), которую Тармашев очень детально разложил в «Наследии».
PS: когда я соприкасаюсь с произведением, меня в первую очередь интересует автор и его мотивация (такая вот врожденная аберрация плюс встроенный от рождения полиграф). Лукьяненко не относится к людям, которые вызывают у меня симпатию. Наверное потому, что я очень чувствителен ко лжи.
----------
"Не к стаду пришёл говорить я, но к спутникам. Многих и многих отвлечь от стада пришёл я."© (Ф. Ницше).
№8 Domovityi 25 марта 2014 00:01
+2
Согласен, Тармашев он сильный реалист в плане написания и старается разобраться в том, что пишет.
Лукьяненко же больше сказочник, он создает то чего еще нет и то о чем еще не говорят.
Но в этом и прелесть их обоих. Сильно уважаю обоих авторов. Но Тармашева читаю сам, а вот Лукьяненко читаю своим детям.
Упомянул, же обоих в своем первом комментарии, потому что они оба развивают в человеке светлые стороны души. Оба ставят своей целью донести через свои книги, что человек это не набор животных инстиктов, а те поступки которые он совершает.
Но в целом вашу позицию понял, спасибо. smile
№9 Domovityi 25 марта 2014 00:03
+1
А у Тармашева мне больше нравится серия Древний.
Но Наследие тоже читал с удовольствием. Потом ходил по магазинам и смотрел состав продуктов smile
№10 Без вестей пропадающий 25 марта 2014 00:07
0
Берегите себя. Внимательно читайте этикетки )). И берегите детей.
Чистого неба Вам.
----------
"Не к стаду пришёл говорить я, но к спутникам. Многих и многих отвлечь от стада пришёл я."© (Ф. Ницше).
№11 Иларион 25 марта 2014 10:09
+2
Древний - просто отличная серия. Хорошо бы, если бы всё-таки вышло продолжение.
----------
Родина! Свобода! Путин!
№12 хренвамсредькой 25 марта 2014 11:08
0
это не тот лабиринт отражений, что слизан с роджера желязны с его "амбарными хрониками"?
№13 Domovityi 25 марта 2014 11:28
0
Нет. Это вы путаете с книгой Лукьяненко " Чистовик ". smile
№14 larisa 25 марта 2014 16:28
0
+ Ю.Никитин и А.Прозоров
№15 Faoiltiarna 24 марта 2014 21:14
+15
А я всегда любила боевую фантастику и не стеснялась этого) Она действительно хорошая, я считаю, что некоторые книги стоило бы в школе учить, к примеру трилогию "Глинглокский лев", Аркадия Степного (да, это фентези про попаданца, но написаны книги так хорошо, про такого хорошего, доброго и честного человека... Я плакала, когда читала). Кстати, Аркадий Степной - это Жанат Касабеков из Казахстана. И это не мешает ему быть настоящим Русским Человеком.
№16 Андромеда 24 марта 2014 21:15
+7
*** по мотивам Д.Андреева «Роза Мира»
Где-то Там высоко, обитает где БОГ,
Небесной России есть светлый чертог.
Город розово-белый, с небесным Кремлем,
С изваянием всадника белого в нем.
Там сияют эфиров светящихся Души,
Омывая тот город волшебным дождем.
Там возводится Храм для великого Духа,
Что родится от брака Соборной Души
И любимого ею великого Мужа,
Демиурга России – Яросвета Души.
Имя Духа великого – Звента-Свентана,
Иль Великая Женственность – имя ее.
Это будет началом Великого Плана:
ВОСХОЖДЕНЬЕ МИРОВ, И ТВОЕ, И МОЕ.
Станет ясным духовное наше сознанье,
СО-ТВОРЕЦ, так звучать будет имя твое.
№17 URSUS 24 марта 2014 21:16
+3
видать не для меня biggrin ничо не понял....
----------
И один в поле воин,если он Русский!!!
№18 Вольный 24 марта 2014 21:19
+11
В большинстве сегодняшних русских фантастических романов Россия - Империя. Назад, в будущее!
№19 Faoiltiarna 24 марта 2014 21:26
+10
Просто Империя - достаточно удобная и надёжная структура, люди стремятся к ней инстинктивно. Это надёжность, это свобода, это права, но одновременно и обязанность быть человеком, иначе по попе дадут)
№20 Eneus 24 марта 2014 22:40
+7
Именно Российская Империя - это всегда ГЕРОИ, это всегда ВО ИМЯ, это всегда МЕЧТА, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ДРУЖА И ЛЮБОВЬ!
№21 seal561 24 марта 2014 21:26
+2
Александр Афанасьев (Маркьянов). Пока все точно по его книге Третья мировая война. Даже время тоже.
№22 Слепой Пью 24 марта 2014 22:33
+1
Очень уважаю его цикл "Бремя Империи". Прекрасно пишет!
№23 gamenid 24 марта 2014 21:31
+6
Люблю альтернативную фантастику. Каюсь.)) Автору респект.
----------
"Как тяжело жить, когда с Россией никто не воюет". Генри Джон Темпл Палмерстон, английский государственный деятель, 1848 .
№24 Niko Грибы Belik 24 марта 2014 21:32
+4
России - быть!!!
№25 Иларион 24 марта 2014 21:45
+14
Горжусь Россией!!!
----------
Родина! Свобода! Путин!
№26 gamenid 24 марта 2014 21:56
+7
----------
"Как тяжело жить, когда с Россией никто не воюет". Генри Джон Темпл Палмерстон, английский государственный деятель, 1848 .
№27 Olrg 24 марта 2014 21:50
+4
В России продолжают читать книги. Неужели? Это радует.
№28 Kirius 27 марта 2014 01:31
+1
Меня Отец уже давно подсадил на чтение))) Это как наркотик, начал читать и не оторваться ^_^
№29 Николаевна 24 марта 2014 21:52
+9
Никогда не понимала и не принимала отношения к фантастике вообще, и к боевой в частности, как к чему-то несерьёзному. Любила и люблю. За миры, которые они создают, за чуткость в восприятии мира, за нескованность в отражении реалий, за то, что самые-самые из них могут быть такими прозорливцами, что становится порой страшно.
Ну пусть кто-нибудь скажет, что, например, Беляев, Верн - это несерьезно. А я посмеюсь.

P/s. Автору статьи огромный респект. В том числе за Русскую Мечту и Русский Ужас.
№30 Vintorezz 24 марта 2014 21:55
+7
Кстати, арты к статье и в комментах из замечательной вселенной Александра Зорича "Завтра война". Ценителям жанра, кто ещё не знаком, настоятельно рекомендую. winked
№31 VNE 24 марта 2014 22:09
+1
А посоветуйте что нибудь фантаст. про войну с сша
№32 mr_somebody 24 марта 2014 22:36
+2
Алексей Колентьев:
Партизаны третьей мировой
Главный противник
Туман войны

Дмитрий Черкасов:
серия "Рокотов" (9 книг)
№33 Jack_BZ 24 марта 2014 22:12
+5
Когда-то давно пришлось спорить на предмет - можно ли считать фантастику серьезной литературой? А можно ли Пушкина считать серьезным писателем? - был мой ответ - Ведь Пушкин писал сказки для детей (в стихах), а это можно считать практически полным аналогом фентези. Дальше пошел спор о жанрах классических и жанрах фантастики. Резюме:
1. фантастика - это отдельный раздел в литературе, тем не менее подчиняющийся правилам классической литературы (завязка, кульминация, развязка). Каждое произведение должно нести в себе смысл и содержать мораль.
2. в фантастике, как и в классической литературе, есть только два жанра - хорошая литература и плохая литература.
3. человек со вкусом гуано дочитывать/перечитывать не будет.
----------
Планирую жить вечно...
Пока все идет нормально...
№34 Дмитрий К. 24 марта 2014 22:17
+2
Ну да, идеи реализуются в любом виде, если они действительно актуальны и животрепещущи для этноса. Богемные продукты интересны только самой богеме и зомбированным ею. Она никогда к народу не имеет никакого отношения, ибо только на противопоставлении себя народу и жива. Шлак и мерзота. Примеров в последнее время ну очень много, не буду смаковеда называть по имени :-)
PS. Очень жалко, что молодёжь сейчас практически не читает.
----------
Конечно, я смотрю новости, но иногда хочется узнать, что же случилось на самом деле
№35 реф 24 марта 2014 22:21
+6
Цитата: VNE
А посоветуйте что нибудь фантаст. про войну с сша

а реалити-шоу вас не интересует? ))))
№36 aleksandr.filinuk1 24 марта 2014 22:41
+3
Кстати,Александр Зорич-это харьковчане,Яна Боцман и Дмитрий Гордевский,отличный дуэт...а вот высеры г-жи Робски вызывают отторжение на генетическом уровне,даже из любопытства нет желания ознакомится...
№37 GregoryS 25 марта 2014 01:41
+3
последнее время даже "боюсь" открывать для себя хороших авторов в этом жанре. просто после открытия таких, работа и все дела идут лесом пока не прочитаю все их произведения.
Кстати, кроме Боевой фантастики - существует Научная фантастика, жанр, в котором хорошим тоном принято писать то, что сбудется.
№38 GregoryS 25 марта 2014 01:50
+1
еще хочу добавить, что не только в русской фантастики существует приверженность идеалам добра и справедливости возведенных в высшую степень, так как человек, который всерьез думает о будущем нашей планеты не может не видеть того тупика, в котором мы оказались.
Например: Гари Гарисон, Ден Симонс, Буджолд, и многие, многие другие.
Конечно в их произведениях не упоминается Россия, но многие из них близки нам по духу и тем вопросам, которые каждый должен поставить перед собой
№39 Одинокий 25 марта 2014 07:36
+3
Тогда рекомендую еще автора - Иар Эльтеррус. Лучшей боевой фантастики и такого русофильства (русские - едва ли не в каждой книге главные действующие персонажи) я не встретил. Он прекрасно показывает и весь русский ужас и русскую мечту. Последняя его работа - "Белый крейсер" (вышли 2 книги, третья почти окончена). good
Поэтому в этой статье я не увидел ничего нового, о чем не знал бы уже несколько лет.
№40 Иларион 25 марта 2014 09:06
+2
Третью книгу "Последняя битва" (о Росской Империи и Белом Крейсере) - я купил и прочитал ещё до нового года smile Вам стоит заглянуть в магазин.
----------
Родина! Свобода! Путин!
№41 Одинокий 25 марта 2014 11:45
0
Спасибо :-) К нам она еще не приехала. Ожидается только в июне-июле.
№42 Иларион 25 марта 2014 12:07
+3
Боюсь даже спрашивать: куда "к нам"? shok
----------
Родина! Свобода! Путин!
№43 arjlight 25 марта 2014 13:29
+1
Вот еще : Глеб Бобров "Эпоха мертворожденных". Читали еще в 2004. Надеюсь, все так не будет.