Обсуждаемое
Опрос
Популярное
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Рейтинг
Видео

Русские стали чаще появляться в западных фильмах

Русские стали чаще появляться в западных фильмах

Вопреки известному стереотипу, после конца холодной войны и распада СССР интерес к нашей стране в западном кино не только не угас, наоборот — вырос в количественном отношении: если с 1946 по 1991 год на Западе в среднем выпускалось 12 фильмов в год на «русскую тему», то с 1992 по 2015 год эта цифра достигла уже 14–15. Эти цифры содержатся в исследовании эксперта Аналитического центра при правительстве РФ, доктора педагогических наук, профессора Александра Федорова «Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946–1991) до современного этапа (1992–2015)».

Русские стали чаще появляться в западных фильмах

По мнению исследователя, и в плане содержания современный кинематограф унаследовал традиции прошлых лет.

— В большинстве западных игровых фильмов образ России трактуется как образ Чужого, Другого, часто враждебного, чуждого западной цивилизации, а преобладающими жанрами остались триллер, боевик, драма, комедия, — считает Федоров. — Появление в последние годы в американском кино образов русских как умных и достойных противников (сериал «Американцы», «Агенты А.Н.К.Л.», фильм Спилберга «Шпионский мост», и др.), на мой взгляд, не перечеркивает эту тенденцию: Другой или Чужой может быть и умным и достойным противником. Просто западная кинотенденция последних лет такова: да, это Чужие и Другие, но с ними надо договариваться и как-то сосуществовать.

Конечно, даже в разгар «холодной войны» в западном кино не было тотального засилья «этих злых русских» — на протяжении всей второй половины XX века (и даже в разгар внешнеполитического противостояния) снимались фильмы с позитивным образом наших соотечественников. Правда, были это чаще всего исторические картины о царской России — например, «Война и мир» (1956) или «Доктор Живаго» (1956) — или мелодрамы о любви русской девушки и американца — как в «Мир в его руках» (1952) и «Не дай мне уйти» (1953). По оценке американских исследователей Майкла Страда и Харольда Тропера, отрицательный и так называемый «смешанный»/амбивалентный образ России» можно усмотреть в 71% американских игровых фильмов с 1946 по 1991 год.

Русские стали чаще появляться в западных фильмах

После распада СССР новая демократическая Россия в западных фильмах поначалу ассоциировалась с русской мафией, алкоголизмом, проституцией и разрухой. Весьма показательный пример здесь — мрачный триллер Криса Джеролмо «Гражданин Икс» (1995) об охоте на самого известного советского маньяка Андрея Чикатило. Позднесоветская и постсоветская Россия здесь полна чудовищной нищеты и, судя по одежде и машинам героев, как будто застряла в 1940–1950-х годах.

Такого рода образ России продолжает культивироваться в большинстве западных фильмов, но значительную часть потока составляют истории из жизни диаспоры русскоязычных эмигрантов, которая стремительно увеличилась и «делегировала» своих представителей в местный кинобизнес.

Во многих сериалах, где действие происходит в США, хоть в одной серии, да и появляется русский персонаж–эмигрант или приехавший в Америку по какой-то надобности россиянин (самый заметный пример — участие великого русского танцора, живущего в США, Михаила Барышникова в американском сериале «Секс в большом городе» в 2003 году).

Русские стали чаще появляться в западных фильмах

Михаил Барышников в сериале «Секс в большом городе»

Контент-анализ западных фильмов на российскую тему, созданных в период с 1992 по 2015 годы позволяет свести все сюжеты к трем моделям.

1. Ретро: преступления советской власти в период с 1917 по 1991 годы (тоталитарная диктатура Сталина, концлагеря, военная агрессия против иных стран, шпионаж и пр.).

В последние годы в западной литературе набирает силу новый жанр — «сталинский нуар», как его в 2010 году назвал литературный критик «Афиши» Лев Данилкин. Действие разворачивается в антураже «большого террора» — массовых репрессий, борьбы с вредительством и шпионской истерии. Как правило, исторические факты становятся лишь поводом для фантазии писателя и имеют мало отношения к действительности.

В апреле 2015 года в российский прокат должна была выйти экранизация одного из подобных романов — «Номер 44» режиссера Даниэля Эспиносы и продюсера Ридли Скотта о поисках серийного убийцы в послевоенном Советском Союзе, однако прокатчик ЦПШ сам попросил у Минкультуры отозвать у фильма прокатное удостоверение из-за недопустимых искажений исторических фактов.

2. Современность: беспомощность и коррупционность российских властей, которые не могут наладить экономику, контролировать скопившиеся запасы вооружения и бороться с преступностью. Постсоветская Россия — страна мафии, бандитов, террористов, проституток, нищих, обездоленных, несчастных людей.

Так часто выглядит Россия во многих западных блокбастерах 1990-х — начала 2000-х. Джеймс Бонд (Пирс Броснан) в новой серии франшизы «Золотой глаз» (1995) борется с русскими мафиози и гоняет на танке по Петербургу; в «Миротворце» (1997) русский генерал (Александр Балуев) устраивает ядерный взрыв на Южном Урале, чтобы скрыть факт кражи боеголовок, которые он собирается продать террористам; в «Самолете президента» (1997) военные-сталинисты едва не берут в плен главу США. Но самый безумный и обаятельный русский киногерой 1990-х — космонавт Лев Андропов (Петер Стормаре) из фантастического экшна «Армагеддон», который в шапке-ушанке сторожит орбитальную станцию «Мир» и все поломки чинит ударом гаечного ключа.

3. Эмиграция: русские эмигрируют на Запад в поисках лучшей жизни (женитьба/замужество, проституция, преступная деятельность).

Среди всевозможной «клюквы» в фильмах на эту тему можно найти и ряд ярких работ. Например, «Маленькая Одесса» (1994) Джеймса Грея, где роли русских эмигрантов играют Тим Рот и Ванесса Редгрейв. Эта криминальная драма на материале русско-еврейской мафии в Брайтон-Бич завоевала два приза Венецианского кинофестиваля. «Лиля навсегда» (2002) шведского режиссера Лукаса Мудиссона с Оксаной Акиньшиной в роли несовершеннолетней девушки, попавшей за границей в сексуальное рабство — наверное, самый пронзительный фильм на тему миграции. Еще стоит вспомнить «Порок на экспорт» (2007) канадца Дэвида Кроненберга — о буднях русской мафии в Лондоне. Русских там играет мощный международный каст — француз Венсан Кассель, немец Армин Мюллер-Шталь, австралийка Наоми Уоттс. За исполнении главной роли русского бандита Николая американец Вигго Мортенсен получил номинацию на премию «Оскар».

Русские стали чаще появляться в западных фильмах

Вигго Мортенсен в фильме «Порок на экспорт»

Российские звезды стали всё чаще появляться в западном кино, однако успехи Владимира Машкова, Чулпан Хаматовой, Валерия Николаева, Александра Балуева, Натальи Андрейченко, Екатерины Редниковой и других не стоит преувеличивать — каждый из них снялся от силы в десятке западных фильмов.

Настоящую киноармию «агентов влияния» в Голливуде в 1990-х — 2000-х составляли не они, а сотни прочно осевших в США и Западной Европе российских эмигрантов, приехавших туда за последние четверть века.

Многие из них почти неизвестны в России, однако списки американских и западноевропейских фильмов с их участием выглядят весьма внушительно: у Ильи Волоха — 100 фильмов, у Андрея Дивова — 90. Далее идут: Илья Баскин (он старожил Голливуда, работает здесь с 1970-х годов), Лариса Ласкина, Геннадий Венгеров, Дмитрий Дятченко, Равиль Исянов, Евгений Лазарев, Павел Лыщиков, Евгений Ситохин, Иван Шведов, Дмитрий Шеповетский. Чаще всего русские снимаются в сериалах, играя эпизодические роли «плохих русских» — «C.S.I.: Место преступления Майами», «Герои», «Черная метка», «Шпионка», «Клиент всегда мертв», «Она написала убийство» и многие другие.

Русские стали чаще появляться в западных фильмах

По подсчету Федорова, словосочетание «русская мафия» встречается в аннотациях IMDB — крупнейшей международной интернет-базы фильмов — 108 раз, однако на их счету есть и заметные роли в крупных проектах. Некоторым из русских эмигрантов (А. Невский, Р. Нахапетов) в 1990-х — 2000-х удалось наладить в США собственное кинопроизводство (как правило, это развлекательные боевики и триллеры наподобие «Охотников за сокровищами»), так или иначе связанное с российской тематикой.

В 2015 году вышло 9 фильмов и одно телешоу, где есть «русский след»: «Черное море», «Восхождение Юпитер», «Мстители: Эра Альтрона», «Хитмэн: Агент 47», «Эверест», «Жертвуя пешкой», «Агенты А.Н.К.Л.», «Шпионский мост», «Номер 44», норвежский сериал «Оккупированные». В большинстве случаев — с нейтральным или даже положительным отношением к России или нашим соотечественникам.

В фильме «Шпионский мост» Стивена Спилберга (с 3 декабря — в российском прокате) — об обмене советского агента Рудольфа Абеля на сбитого над Советским Союзом пилота Пауэрса и американского студента, захваченного властями ГДР, — наши соотечественники изображены без всякого гротеска, а Абель — так даже с явной человеческой симпатией, и этому, по мнению Федорова, есть очевидное объяснение.

— Всегда очень тонко и точно чувствующий социокультурный контекст Спилберг своей картиной обращается не только к американцам и русским, но и всему человечеству, еще раз заостряя внимание на том, что в самые пиковые ситуации холодной войны у Москвы и Вашингтона хватило мудрости не превратить холодную войну в горячую, тем более — в ядерную, — считает Федоров. — Поэтому мой общий прогноз таков: критические фильмы о России, разумеется, будут появляться и впредь, но большие мастера (такие как Спилберг) никогда не опустятся до дешевых пропагандистских агиток — так же как и в годы холодной войны серьезные художники (Джозеф Лоузи, Дэвид Лин и др.) осмысляли исторический процесс философски.

Русские стали чаще появляться в западных фильмах

Том Хэнкс в фильме «Шпионский мост»

«Похолодание» в международных отношениях вряд ли сильно отразится на образ России в западном кинематографе, считает ректор Нового института культурологии, киновед и культуролог Кирилл Разлогов.

— Кино не следует строго новостной сводке, в отличие от ТВ, где актуальность важна на порядок выше — кинематограф, остро реагирующий на текущую внешнеполитическую повестку, остался в прошлом, — пояснил Разлогов. — Почему такая симпатия к нам в кино последних лет? Как мне кажется, это все еще плоды «перестройки» и 1990-х годов, когда установилось взаимопонимание между Западом и Россией и русские стали выглядеть симпатичнее, чем раньше. Еще надо понимать, что «голливудское» — не значит «американское». Это кино транснациональное, а значит, со всеми пытается сохранить хорошие отношения. В экшн-фильмах главные злодеи сегодня — это либо абстрактный международный терроризм, либо «исламская угроза». Не думаю, что Россия сможет потеснить этих антагонистов в будущем.

Русские стали чаще появляться в западных фильмах
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
33 мнения. Оставьте своё
№1 Байкал 14 декабря 2015 18:31
+6
М-да...Терминатор-мент - это ,однако, внушает biggrin ...
№2 Виктория.М 14 декабря 2015 20:47
+9
№3 scia8g 14 декабря 2015 22:45
+1
На 90% следущий, после Крейга, Бонд будет чёрным.
№4 Мутный глаз 14 декабря 2015 21:10
+2
№5 Лилия РТ 14 декабря 2015 18:31
+5
Баскин засветился в свое время в роли школьника великовозрастного в комедии "Большая перемена", как и Крамаров. Оба уехали...
№6 Сузгун 14 декабря 2015 18:34
+3
Так. Вспомню их сериалы 2015 года, где мы - злодеи. Черный список. Гримм. Элементарно. Стрела. Хорошая жена. Карточный домик. Теория большого взрыва. Американская семейка. Родина. Фарго. И.т.д.
№7 Zlyuka 14 декабря 2015 18:39
+9
Можно было просто сказать, что если где и упоминают русских, то исключительно в негативном ключе. Ещё НИ РАЗУ я не встречала положительного героя из России в голливудских поделках. В лучшем случае, русские изображаются глуповатыми идиотами. Палитра характеристик - от жадности и злобности до тупости и жестокости. В лучшем случае - это хакеры, в худшем - русская мафия или экономические эмигранты, которые спят и видят, как бы им попасть в "благословенную" Америку.
№8 moonya 14 декабря 2015 18:47
+1
Образ соответствует ожиданиям американцев. Можно снять свои хорошие фильмы, никто не мешает.
№9 типа сепаратист 14 декабря 2015 21:59
0
Это еще что! В 90-х смотрел какой-то заурядный боевик, из раннего Ван Дама или что-то типа того. Сцена танцующих у костра под "Калинку-Малинку" советских пограничников вставила не по детски, до сих пор вспоминаю )))
№10 Анастасия_Зайкина 14 декабря 2015 18:42
+1
И все равно смешно!Они нас, СОВСЕМ НЕ ЗНАЮТ!!!По верхам нахватались, киношники... mosking
А Виго симпатишный, mosking только татухи, ему явно ключница рисовала)))
№11 Olegsander 15 декабря 2015 08:52
+1
Поверьте вы их не знаете не меньше чем они нас, отличие в том что им на нас до лампочки, а мы все переживаем что они о нас думают biggrin
№12 Ст. Ник 14 декабря 2015 19:28
0
Индиана Джонс и королевство Хрустального черепа)))
№13 foxx_13 14 декабря 2015 18:46
0
На первом предложении можно остановиться. В количественном выражении после 91 года фильмов снято явно больше.
№14 Spheroid 14 декабря 2015 18:47
+6
В большинстве западных игровых фильмов образ России трактуется как образ Чужого, Другого, часто враждебного, чуждого западной цивилизации


У меня абсолютно такое же восприятие американцев. С детства их ненавидел. Считаю их цивилизацию для себя абсолютно чуждой и враждебной. Не могу припомнить ни одной позитивной черты янки, где они- там разложение физическое и моральное.
----------
Убедит судью любого,
даже полк отборных судей,
ослепительно сурова,
правда башенных орудий.
№15 Olegsander 15 декабря 2015 08:58
0
Ну поздравляю вам хорошо значит мозги промыли, если вы даже не отличаете действия властных кругов от народа. На днях смотрел "Пропаганду" с ведущей сербкой, там в одном сюжете брали интервью у пиндосов на тему взаимотношений США и России, подошли к обычному как говрит Задорнов тупому америкосу в бесболке лет 35ти задали ему провокационный вопрос на что он ответил дословно -"давайте начнем с того что правительства всех стран врут своим гражданам" все дальше вопросы отпали, уел, вот вам и тупой пиндос.
№16 alex-ru-ua 14 декабря 2015 18:55
-2
С цифрами надо аккуратнее обращаться.
Лично мне пофиг, сколько худ. фильмов с упоминанием или тематикой по России выпускает Голливуд и прочие Западные киностудии, это ни о чем не говорит. Но если автор пишет
если с 1946 по 1991 год на Западе в среднем выпускалось 12 фильмов в год на «русскую тему», то с 1992 по 2015 год эта цифра достигла уже 14–15
, то уж будь любезен, изложи, насколько за это время выросло или сократилось общее число фильмов, иначе писать, что
Русские стали чаще появляться в западных фильмах
это - передергивание, за такие вещи в приличном обществе канделябром полагается.. .
№17 defender_III 14 декабря 2015 20:05
0
в приличном обществе канделябром полагается.. .


Бросайте вы свои укропейские замашки,приличный вы наш
№18 alex-ru-ua 14 декабря 2015 23:05
-1
Цитата: defender_III
Бросайте вы свои укропейские замашки,приличный вы наш

Какие такие замашки, всеодобряющий вы наш? Арифметику? Училка злая в школе была?
№19 Дон Румата 14 декабря 2015 19:03
+1
"Где фаши докасательства"?
№20 Крымофф 14 декабря 2015 19:04
+1
У Мортенсена не "масти" а портачки какие-то.))))))))))
№21 Zolotoy 14 декабря 2015 19:11
0
не так давно посмотрел первые 15-20 минут шедеврашечки под названием "Номер 44" - это даже не пропаганда, а самое настоящее оскорбление!
№22 Ст. Ник 14 декабря 2015 19:13
0
блин, а я только собрался об этом писать...в другом ключе, правда.
№23 shukray 14 декабря 2015 19:23
0
Кстати, посмотрел норвежский сериал "Оккупация". Довольно таки интересно и неплохо. (хотя и с "клюквой".
№24 nepomnuploXoe 14 декабря 2015 19:28
0
обратила внимание, что у них мало женщин -актрис из России.. некрасивые, что ли, уехали((
№25 Ст. Ник 14 декабря 2015 19:31
+2
Кстати, в "Шакале" и "Красной жаре" русские с положительной стороны показаны))))
Как там Шварц сказал, оторвав у бандита протез ноги и высыпав из него белый порошок -
"Кокаинум!"

Я плакалъ)))
№26 ЛомTV 14 декабря 2015 21:56
0
Первый "Шакал" с Аленом Делоном был очень хорош. Американская поделка вообще слабовата.
№27 defender_III 14 декабря 2015 20:10
+1
В Голливудских киношках если и погибает герой, то второстепенного плана и, как правило, с фамилией поляка, либо с лицом афро-американца.."Белый", обычно , выживал и всех "мочил". Ну а у"русских" немногочисленные ипостаси: либо бандит, либо "беженец от кХовахого КаГэБэ", либо злодей-маньяк,готовый превратить мир в пепел, либо тупой алкоголик в ватнике с бабалайкой под мышкой..
№28 типа сепаратист 14 декабря 2015 22:01
0
Во-во! С "Полицейской академии 7" и русской мафии прозреваю до сих пор ))))))))
№29 ВОВА 63 14 декабря 2015 20:26
0
90% этих фильмов смотреть невозможно - бредятина для тупых пожирателей попкорна и гамбургеров
----------
Я родился и вырос в СССР
№30 Сузгун 14 декабря 2015 21:01
+1
Цитата: Ст. Ник
Кстати, в "Шакале" и "Красной жаре" русские с положительной стороны показаны))))
Как там Шварц сказал, оторвав у бандита протез ноги и высыпав из него белый порошок -
"Кокаинум!"

Я плакалъ)))

Извините. В "Шакале" весь фильм построен на том, что глава русской мафии нанимает киллера, чтобы убить очень крутую фигуру из США. Не буду спойлерить. И только майор ФСБ женщина помогает ловить Шакала. Все остальные русские там похожи на работников жэка из Калуги или москвы.
№31 типа сепаратист 14 декабря 2015 22:02
0
А чем Вам работники ЖЭКа не нравятся? Среди них есть весьма достойные люди ))
№32 bob-sus 14 декабря 2015 21:16
+1
А Дивову засчитаны ролики из Red Alert?
№33 Zlyuka 16 декабря 2015 20:53
0
Буквально недавно смотрела сериал "Полиция Чикаго", вроде бы обычный полицейский процедурал, а вот надо же, проявилась вся подлость антироссийской политики США. Один мужик в качестве аналогии войны между бандами привёл пример начала второй мировой войны. И всё бы ничего, да только по его версии вторую мировую развязали Россия и Япония. Каково? И вот так потихоньку они переписывают историю везде всюду и всегда. Верить этим подонкам нельзя ни при каких обстоятельствах.