Обсуждаемое
Опрос
Популярное
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Рейтинг
Видео
Гарант 29-04-2024 Гарант

Как нас теперь называть?

Как нас теперь называть?

Литератор Игорь Снегин размышляет о том, почему так и не прижились обращения «господин», «сударь», а только и кличут «молодой человек» и «девушка» …

Недавно, путешествуя по Финляндии, мы с женой зашли в магазин, где кассир, оформляя чек, назвала ее «Мадам». Никто к ней раньше так не обращался. По крайней мере, при мне. Я слегка удивился, но затем взглянул на супругу со стороны, как бы глазами европейского обывателя. Да, действительно – мадам. А почему бы и нет? И возраст, и образование, и должность в госучреждении... все соответствует. Вот только в родном городе, так сказать, в культурной столице, я не слышал, подобных слов.

Этот случай привел меня к наблюдению за формами обращения, расплодившимися в городской среде за последнее время. Оказалось, что тема эта весьма непростая.

Каких только эвфемизмов не родилось в постперестроечное время, когда слово «товарищ» стали вытеснять из лексикона, а слово «господин» никак не «клеилось» к бывшим товарищам. (Простите за каламбур). Вот, к примеру, в доме, где живет моя дочь, прочел объявление начинающееся словами – «уважаемые собственники жилья». Очень интересно, а если ты не собственник? Тогда что? Другое сословие?

В своей парадной увидел листок с обращением «Дорогие жильцы...» Более демократично, но все же... Как то заскочил поесть в кафе «Теремок» и услышал «сударь» и «сударыня». Мне понравилось, но за пределами этой организации общепита данное обращение не прижилось. Зато в магазине или на улице часто называют «девушкой» женщину лет пятидесяти или молодую мамочку с двумя детьми, не задумываясь о том, что невозможно остаться девушкой, родив ребенка.

Я уверен, что большинство из моих сограждан вежливые люди и понимают, что обращение по половой принадлежности – «девушка», «мужчина», «молодой человек» - неправильно, но как надо говорить не знают.

Массовую культуру и массовое бескультурье в наше время формирует телевидение или интернет. Именно современная журналистика задает тон в формировании правил для общества, подсказывая, как надо говорить, а как не надо. И судя по тому, что никто не одергивает репортеров, когда они называют женщин с детьми девушками, то, следовательно, культура речи у средств массовой информации не на первом месте. А тогда что?

Из истории мы знаем, что Великая Французская революция дала миру слово «гражданин», а Октябрьская революция 1917 года (или Октябрьский переворот), ввела в широкий обиход слово «товарищ». Как и во Франции, так и в России форма обращения друг к другу служила идентификацией человека. В то время когда армия поделилась на «белых» и «красных» внутри общества произошло разделение на «товарищей» и «господ». В результате за семьдесят четыре года существования советской власти слово «господин» вытравилось из нашей речи и приобрело устойчивый отрицательный смысл. И напротив слово «товарищ» укрепилось в сознании наших сограждан. Можно по-разному относиться к социалистическому строю, но факт остается фактом. Советский народ привык к равенству, пусть иногда и формальному, ложному, но в любом случае, даже директоров заводов, министров, профессоров и так далее не считал господами.

Сейчас невозможно точно установить время, за которое во Франции вернулись привычные нормы обращения друг к другу, но в современной России этот процесс не окончен. И не окончен он в первую очередь по причине отсутствия идентификации людей внутри нашего общества. Определить, кто кому товарищ и кто для кого господин – не просто. Ни по одежде, ни по поведению не определишь сразу социальный и имущественный статус человека. Да и есть ли таковой? Есть ли критерии, по которым можно кого-то считать господином, а кого-то холопом? Образование? Возможно, но спорно. Доходы или уровень потребления? Еще более спорно. Причем каждый человек может оценивать свой уровень по- своему. И чтоб не нарваться на грубость или, не желая кого-то ненароком обидеть, мы все, как правило, применяем нейтральные формы обращения. Вроде «Молодой человек, будьте любезны...» или «Женщина в красном пальто... Да, да я к вам обращаюсь...»

Но это еще полбеды. Гораздо хуже, что не сразу определяются политические взгляды, которые порой бывают антагонистичны. Вполне возможно, что вскоре появится формы обращения к человеку для разговоров, так сказать «на публике» и в то же время в узких кругах сформируются свои, особенные. Таким образом, возможно, что крича с трибуны «Господа, прошу тишины...» какой либо оратор, встречаясь вечером в своем кругу, будет обращаться к собеседнику, называя его «товарищ» или как-то иначе.

Я не берусь рассматривать процессы «брожения умов» в современной России и не берусь предугадывать их результат, но, похоже, что формирование общества (гражданского, правового и т.д.) еще не закончено и впереди нас ждут новые испытания. А если кто-то устал от потрясений и ждет стабильности в государстве, то вот вам надежный индикатор окончания эпохи перемен - появление устоявшихся форм обращения между членами общества.

Игорь Снегин
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
Тэги: # политика
118 мнений. Оставьте своё
№1 Властимир 26 сентября 2017 15:58
+34
А в армии говорят: "товарищ", "господин" не приживается...
№2 arigato 26 сентября 2017 16:14
+28
Родился и вырос в славном городе Баку. Обращение "девушка" независимо от того сколько лет мадам, или мадмуазель там было всегда. И в общественном транспорте мужчина независимо от возраста уступал место и ребенку, и девушке, и женщине и уж тем более бабушке saakashvili
№3 Леший 26 сентября 2017 17:01
+16
Автобус.
Давка,мужик,билет ,кампостер...не дотянуться...
О кумпостера мужик ,Как к нему обратиться ?,товарищь ?,я не на собрании ,друг..?,первый раз вижу ,господин?да пошёл ...Да он с цветами как и я ...,значит едет к красивой женщине ,в городе две красавицы ...,моя жена и моя любовница .Я еду к любовнице
У моей жены два любовника глв.инженер Иван Иваныч ..его я знаю в лицо и слесарь Вася ..
Эй !, Вася ! Пробей талончик ..а откуда ты знаешь что я Вася..?
----------
Качество градуса тупизны населения , в псако-пикселях ,зависит от % скидок, которыми торгаши-барыги заманивают лохов на распродажу .
№4 Дочь Бориса 26 сентября 2017 17:46
+14
Автобус.
Давка. Мужчине нужно передвть деньги на билет.
Перед ним молодая особа. Как к ней обратиться? Девушка? А вдруг она уже женщина... Женщина? А вдруг она еще девушка...
-Рыбка, передай пожалуйста на билетик.
Она берет деньги и рассуждает:
Рыбка- значит щука. Щука-значит с зубами. С зубами- значит собака. Собака- значит с...ка.
-Товарищи!!! Он меня проституткой обозвал!
№5 Просто врач 26 сентября 2017 19:26
0
в городе две красавицы проститутки ..., это моя жена и моя любовница .Я еду к любовнице У моей жены два любовника глв.инженер Иван Иваныч ..его я знаю в лицо и слесарь Вася .. Эй !, Вася ! Пробей талончик ..
а откуда ты знаешь что я Вася?..?
Я тебя вычислил.
№6 ZERG73 27 сентября 2017 11:54
+1
согласен с Вами а половые признаки везде, разве сударь и сударыня, мистер и миссис пан и пани теже. как то надо быть последовательным в своих умозаключениях
№7 russian_2016 26 сентября 2017 17:22
+8
В армии обращение "товарищ" определяется уставом, если не ошибаюсь
№8 Вера 26 сентября 2017 18:39
+3
в армии обращение "товарищ" закреплено Уставом
----------
"Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я."
№9 BratherFox 26 сентября 2017 21:33
+8
Как говорил Остап Бендер : «Господа – в Париже.» Мое личное мнение, - это слово несет негативный оттенок. В отличии от английского Джентельмен, французского Месье или американского Мистер, что в принципе все обозначает воспитанного уважаемого человека . Наше плебейское -господин всегда подразумевает власть над другим человеком.

Такой вот языковой парадокс, это какое-то средневековье. В принципе наверное это отголосок крепостного права , которое было отменено позже всех в Европе в 1861 году При этом большинство даже не понимает, что Господин невозможен без раба. так как он господин всегда над кем-то. Более того, называя другого господином, ты сам становишься в подчиненное ему положение. Так и хочется сказать в ответ – Ты чьих будешь, холоп.? 

Если кому-то претит слово – товарищ, которое подчеркивает равенство говорящих и взаимное уважение, потому и сохранилось в армии и силовых структурах то есть же другие слова- Граждане, земляки, россияне, да мало-ли. Что за непонятная тяга к самоунижению . В некоторых случаях это обращение вааще звучит маразматически. Представь-господин кондуктор, дворник, грузчик, продавец. - совсем не катит. Это именно из-за смысловой связки господин-раб. 
№10 ирландец О^Майнготт 27 сентября 2017 08:35
0
У немцев херр - тоже господин. Наверное, наш господин от них произошёл. Калька. В 18-м веке мы ведь от них ума набирались, то же крепостное право ужесточалось по немецким стандартам.
А вообще крепостное право в большинстве стран Европы было отменено не сильно раньше России, а тоже в 19-м веке.
----------
You are not so daring knight if You can't crush down the hedgehog with your bare arse
№11 розмысл 27 сентября 2017 10:16
+2
В Англии, США милорд, миледи-мой господин, моя госпожа.
СЭР-первый дворянский(рыцарский)титул. До конца 19 века, так можно было обращаться только к титулованным дворянам.
Месье, сокращение от мессир -мой господин.
Херр в Германии просто человек, мужчина. Фрау-женщина. Я всегда говорил, что мы с немцами очень похожи. Первый дворянский титул(приравненый к барону)фрайхерр-свободный человек.
Мистер(mastar)- опять же господин, обращение к высшему.
Мисс, фракен,панна-девушка, барышня.

Так, что не только мы обращаемся по полу и возрасту. Я уже не говорю про Япогию, где человека называют(всю жизнь) по профессии или по фирме где он работает. Так, что придя в автосервис вполне можете называть человека механик-сан или Тойота-сан.
№12 meteli88 27 сентября 2017 08:34
+5
Говорил мне отец:«Ты найди себе слово,
Чтоб оно, словно песня, повело за собой.
Ты ищи его с верой, надеждой, любовью.
И тогда оно станет твоею судьбой.»

Я искал в небесах и средь дыма пожарищ,
На зелёных полянах и в мёртвой золе.
Только кажется мне, лучше слова «Товарищ»
Ничего не нашёл я на этой земле.

В этом слове судьба до последнего вздоха,
В этом слове надежда земных городов.
С этим словом святым поднималась эпоха -
Алый парус победы двадцатых годов.

Батальоны встают,сено хрупают кони,
И труба прокричала в пехотной цепи.
И морозная ночь в заснежённой попоне
Вдруг припомнила топот в далёкой степи.

Там по синим цветам бродят кони и дети,
Мы поселимся в этом священном краю.
Там небес чистота,там девчонки как ветер,
Там качаются в сёдлах,и «Гренаду» поют.
№13 AlexSV 27 сентября 2017 10:02
+4
Да. Такие песни пели наши деды и родители... Воодушевляют. Бросают в бой и на подвиг. И они их совершали. А куда зовут нас сейчас наши песни? К деградации и самоуничтожению.
№14 =volkovpower= 26 сентября 2017 16:02
+11
Представилось...Где-то в полиции оформляют протокол о задержании сударынь за непотребные дела), а они и молвят:-"сударь наш господин,это он окаянный все удумал,за что и пользу имел финансовую" biggrin
№15 ирландец О^Майнготт 26 сентября 2017 16:24
+2
А потом как вдул, мерзавец, как вдул, что у нас ажник чепчики послетали!
----------
You are not so daring knight if You can't crush down the hedgehog with your bare arse
№16 Снежана 26 сентября 2017 19:53
+9
Сударь и сударыня это обращение к мужчине и женщине - "Сударыня, Вы выходите на следующей остановке? Сударь, передайте пожалуйста на билет". Нельзя сказать о женщине и мужчине в третьем лице: "этот сударь задержал сударыню". Раньше говорили: "Этот господин задержал барышню".

Кстати, очень неплохое обращение к девушке - "барышня". Можно в первом, втором и третьем лице так сказать о юной особе. На мой взгляд, звучит лучше чем "девушка".

Обращение "мадам" или "дама" мне почему-то не нравится. Хотя может быть "мадам" звучит и не плохо. Дело привычки. А вот использовать "дама" при обращении по-моему нельзя, а только в третьем лице: "эта дама передала на билет".

Как-то раз я довела налогового инспектора до заикания. Я получила уведомление из налоговой инспекции якобы об ошибке в декларации, в котором был указан номер телефона и фамилия инспектора даже без инициалов. Когда кто-то взял трубку я попросила к телефону "госпожу Петрову" (фамилия изменена). На том конце провода был сначала шок секунд на 30, затем госпожу Петрову позвали. Госпожа Петрова была сама любезность и мы по телефону очень быстро решили проблему. Теперь я всегда прошу к телефону госпожу налогового инспектора. Поверьте, действует очень хорошо. Если еще при этом Вы будете говорить доброжелательно, спокойно не смотря ни на что, но очень уверенно.
№17 Партизан Иванович 26 сентября 2017 20:22
+7
Я обычно говорю: "сударыня". Народ не возражает и вроде даже нравится.
№18 Снежана 27 сентября 2017 02:51
+4
Мне тоже нравится когда ко мне обращаются "сударыня".
№19 Oldi 27 сентября 2017 08:55
+1
Да, в такой ситуации тоже считаю,что обращение "сударь-сударыня" самое приятное. Но, как быть со множественным числом..? Обращаясь к массе,как то не звучит))).
№20 =volkovpower= 27 сентября 2017 09:21
0
Цитата: Снежана
Нельзя сказать о женщине и мужчине в третьем лице:

Почему? Есть правило на этот счет? Как минимум 5 причин писать от третьего лица.
Академическое письмо от третьего лица
Точка зрения всезнающего автора
Ограниченное повествование от третьего лица (один персонаж)
Ограниченное повествование от третьего лица (несколько фокальных персонажей)
Объективное повествование от третьего лица
№21 KOHANOVICH SERGEY 26 сентября 2017 16:05
+8
Само общество главный выборщик как ему общаться, массмедиа только делают предложения.На данный момент эпоха где были ваше высочества и ваше величества не приемлемы обществом оно познало вкус равноправия и свободы, сударь и сударыня идут прицепом они тоже с того времени, так что бодягу разводить можно по любому поводу , а на самом деле все просто
№22 Рубель 26 сентября 2017 16:30
+12
Вспомнилось.
"-Мой сосед культурный человек-он на скрипке играет.
-Твой сосед некультурный человек-он жену смычком бьёт."
Так что непросто. Меня коробит и "девушка",и "женщина",
обращённые ко мне.
----------
"Не мытьём,а катаньем".
Рубель
№23 Горожанка 26 сентября 2017 17:11
+5
Обращение " мадам" и " дама"( впереди меня эта дама; мадам, разрешите пройти) даются мне легко. Коробит, когда меня называют" женщина", вызывает улыбку обращение" девушка"( всегда хочется поблагодарить за комплимент!). Но вот мужчину назвать" господин", как говорится , рот не открывается. Чаще обращаюсь- " уважаемый". . И очень редко-" сударь". Может быть наши мужчины не доросли пока до" господ"???
№24 Рубель 26 сентября 2017 17:14
+3
А,если впереди стоит не дама ,а тётька,можно её так называть? winked
----------
"Не мытьём,а катаньем".
Рубель
№25 Горожанка 26 сентября 2017 17:23
+7
Да, можно. Очень часто такое обращение даже гасит начавшиеся" неприятные отношения". Да и любая женщина достойна обращения " мадам", ведь её внешний вид часто не соответствует внутреннему ощущению. Даже тётка с торбами ! Нам ли, женщинам, этого не знать!
№26 Рубель 26 сентября 2017 17:28
+13
Тётькой то не вдруг назовёшь,но можно и так.
Не далее часа назад ходила в магазин,встала в очередь.
Вперёд, под видом рассматривания товара,
протырилась тётка.Я молчу,знаю,что не стоит
связываться,но очень хочется её наказать за
наглость.Она капризно командует продавщице
какую селёдку из ведра ей подать.
-Нет,не эту,вот ту,нет вот ту, толстую.
Я-Зря,это селёдка мужик,он жилистый,потому
что за селёдками гоняется.
- Откуда вы узнали?
Я- Так у него глаза бл.дские!
Вначале ступор,потом настоящая истерика.
Продавщица меня знает,еле сдерживается.
Я демонстративно спрашиваю-
А какой у вас самый дорогой коньяк? Занавес.
----------
"Не мытьём,а катаньем".
Рубель
№27 Горожанка 26 сентября 2017 17:37
+6
Да, очень часто хочется уязвить обнаглевший " социум", особенно если он выделывается под "хозяина жизни". Но мой жизненный опыт подсказывает, что заведёшься сам , а объект не свернёт с пути " быдла"! Берегите здоровье!
№28 Рубель 26 сентября 2017 17:51
+10
Я не заводилась,просто,шутя поставила на место.
Уходила она под смех присутствующих,
потому что своими выкриками показала
себя полной дурой.
Когда-то молодой писатель задел маститого
писателя эпиграммой.Друзья отправили его
на дачу.Он пошёл бродить по посёлку и
набрёл на дачу того же маститого
с роскошным чистым сугробом перед
воротами и созорничал-
сгонял домой и чайником написал первую
строку своей эпиграммы.
Когда после жалобы разбирали поведение
озорника,то спросили жалобщика почему
он написал-"особо оскорбительным образом"?
Из-за заварки надпись была жёлтоватой,
похожей на мочу.
Жалобщик уж и так этак
намекал и наконец сказал
-Чем бы человек не писал,почерк не меняется.
Комиссия смеялась с закрытыми ртами,а потом обвально.
Конечно, история разлетелась по Москве и карьера жалобщика тихо увяла.
----------
"Не мытьём,а катаньем".
Рубель
№29 Горожанка 26 сентября 2017 17:57
+2
Поздравляю! Вы получили большое моральное удовлетворение!
№30 Лавина 26 сентября 2017 17:33
0
Можно и тётенька, а можно и тётёха.
Вот какой русский язык богатый!!!
А мы тут голову ломаем, как нам себя, Вас, нас
называть! curtsey
Называть надо кого-то, судя по внешнему виду,
наверное.
Можно сказать и девушка, и дева, и девчушка,
и девонька и деваха.
Вот какие мы все богатые, владея Русским Языком. yes
№31 comandаnte 26 сентября 2017 23:16
+1
- Девушка!
- А ты уверен?!
- ..Женщина!
- А ты проверил?
- Ну на минуточку...
- А ты успеешь?
- Да я как-нибудь...
- А не "как -нибудь" у меня дома муж есть!
:)
----------
Alejandro Castro Ruz
№32 Лавина 27 сентября 2017 02:48
-8
Может Вам "мамзель" больше нравится?
№33 Рубель 27 сентября 2017 10:39
+1
Старовата я для мамзели, уж лучше "товарищ".
----------
"Не мытьём,а катаньем".
Рубель
№34 AlexSV 27 сентября 2017 10:03
+3
А как же правильно? Интересно
№35 bad1dab 26 сентября 2017 16:12
+40
Наличие слова "господин" по моему мнению предполагает наличие слова, противоположного по значению. И это слово - "раб". Если кто-то господин, то значит, кто-то раб. Если есть "хозяин", то есть и "слуга".
Я по своему социальному положению не ощущаю себя "господином", но и "рабом" быть не желаю.
№36 Старичок_Боровичок 26 сентября 2017 16:45
+18
Я уже давно задумывался над эти вопросом... И пришел к выводу: сударь и сударыня! Да, согласен, звучит старомодно, и несовременно, и непривычно, но... Это русские слова!!! Это нейтральные слова, не обозначающие социальное положение человека (в современном языке)!!!Но привыкать к ним будет ... И главную роль должны играть общественные мероприятия и СМИ. Которые более склонны к "господин". Но при этом забывают о "дамах".
№37 Grigav 27 сентября 2017 11:13
+1
«Как европейское поставить в параллель
«С национальным, — странно что-то!
«Ну как перевести мадам и мадмуазель?
«Ужли сударыня!!» — забормотал мне кто-то...
Вообразите, тут у всех
На мой же счет поднялся смех.
«Сударыня! Ха! ха! ха! ха! прекрасно!
«Сударыня! Ха! ха! ха! ха! ужасно!!» —
Я рассердясь и жизнь кляня,
Готовил им ответ громовый;
Но все оставили меня.—
Вот случай вам со мною, он не новый

(с) А.Грибоедов, Горе от ума
№38 Sloven 26 сентября 2017 16:13
+15
Увидел статью в рунете под названием "Почему казнь на виселеце считалось позорной". С таким знанием русского языка только они мне и объяснят.
Дальше читать не стал, судари мои...
Потом не выдержал и попросил этих граждан исправить ошибку.
№39 Sloven 26 сентября 2017 18:04
+6
Так разозлился, что сам допустил опечатку в слове - считалась.
№40 Виктор Грин 27 сентября 2017 00:15
0
появление устоявшихся форм обращения между членами общества.

Источник: https://politikus.ru/articles/99597-kak-nas-teper-nazyvat.html
Politikus.ru

как только дочитал до этих слов, дальше читать не стал
№41 Кац.не убит...Кац. контужен.. 26 сентября 2017 16:14
+12
Шо-то вдруг навеяло...Диалоги...

Сэр!
Ты мне не сэркай!

Товарищ!
Тамбовский волк тебе...

Сударь!
Нету у меня денег! К тому-же я женат...

Сударыня!
Пять тыщ в час. Десять за ночь.

И так далее...
№42 walle-e 26 сентября 2017 16:15
+4
Весьма "бородатая" тема.
№43 pia47 26 сентября 2017 16:17
+5
Всегда вот думаю,как обращаться к полицейским,к гаишникам? Товарищ,уже отошло как то.Господин,ещё не доросли до этого. Господин-товарищ-барин!? winked
№44 Bad_Santa 26 сентября 2017 17:31
-1
Мой коп. Только по-английски пишите biggrin
№45 Лавина 26 сентября 2017 17:43
-1
Дяденька полицейский или дяденька гаишник.
Может так?
А хорошо звучало: товарищ милиционер.
№46 Koshak 26 сентября 2017 18:46
0
Если полицейский в погонах, то можно просто по званию без приставок.
№47 Лавина 27 сентября 2017 02:50
-8
Товарищ майор?
Или майор Сидоров?
Если,конечно, знаешь его фамилию...
№48 Koshak 27 сентября 2017 12:45
0
А без фамилии - "Сержант, можно вопрос?"; "Лейтенант, помогите, пожалуйста?"
№49 поршень 26 сентября 2017 19:16
+2
Господин полицай, вот мой аусвайс
№50 Юра_Бирюков 26 сентября 2017 19:31
+1
сухо по званию russian
№51 Снежана 27 сентября 2017 02:57
+1
Офицер.
Так к полицейским обращаются на нелюбимом нами западе.
№52 pia47 27 сентября 2017 03:15
0
Опять запад,а своё разве нельзя придумать? А в патруле ППС прапорщик и сержант,тогда как?
№53 Koshak 27 сентября 2017 16:25
0
Цитата: pia47
Опять запад,а своё разве нельзя придумать? А в патруле ППС прапорщик и сержант,тогда как?

Можно и к истории обратиться. Еще в дореволюционной России к халдеям обращались - "ЧЕЛОВЕК, два штофа водки, пива, раков..., и девочек в номера"
№54 розмысл 27 сентября 2017 10:22
+1
херр полицай
№55 ирландец О^Майнготт 26 сентября 2017 16:20
+5
Вот только в родном городе, так сказать, в культурной столице, я не слышал, подобных слов.

Присоединяюсь. Питер действительно чудесный, восхитительный город! Вполне заслуженно носит титул культурной столицы нашей Родины.
Мы как-то с женой бухали в кубанской станице на одном застолье, и там в компании была группа питерцев. Солидные люди, господа и дамы, лет за сорок (три человека), и их дочь 22-х лет. Столько мата от родных кубанцев мы никогда не слышали! Люди энергичные, бывшие бандиты, голосищща громкие, орут и просто мат, и матерные частушки, и матерные шутки -на любой вкус! Типа как у белорусов блюда из картошки десяти видов, так у них разнообразные словесные блюда из отборнейшего мата. Жена им говорит: по вам сразу видно, что Питер - культурная столица нашей Родины! Они посмотрели на неё, по глазам видно, что ничего не поняли, кроме того, что жена сказала весёлую шутку, громко поржали - и дальше матюкаться!
----------
You are not so daring knight if You can't crush down the hedgehog with your bare arse
№56 Тот же 26 сентября 2017 17:59
+3
Про Питер - люблю город, но вот пару лет назад на 9 мая был там с друзьями. На входе в метро пришлось малость потолкаться, так другу сзади на куртку кто-то плюнул.
№57 marinkakarti 26 сентября 2017 18:27
+2
на куртку плюнул явно гость)))))
№58 Снежана 27 сентября 2017 03:15
+2
Это был не ленинградец.
№59 Dimmer 26 сентября 2017 20:00
+4
Эх ребята, в СПб за последние лет 20 столько приехало на заработки. Что количество коренных жителей резко уменьшилось и растворилось в этой массе. Настоящие горожане достаточно приятные и скромные люди. Могут и с матерком и без опустить и поставить на место. Но не все, большая же часть просто скромны. И как говорится настоящие Ленинградцы еду на помойку не выбрасывают. Поэтому Вы скорее встречались не совсем с теми Санкт-Петербуржцами.
№60 Снежана 27 сентября 2017 03:09
+3
Да и не за последние 20 лет, а пожалуй за все 40.
В Ленинграде в 60-е годы, начале 70-х на всех автобусных остановках люди вставали в очередь. Никто не рвался вперед расталкивая народ локтями, отталкивая людей в возрасте и тех кто менее расторопен. Если автобус заполнялся, то люди в очереди ждали следующего автобуса. Так мне мама рассказывала. Я уже такого не помню. Разве что на остановках маршруток и сейчас в Питере люди встают в очередь. Впрочем, у крупных торговых центров типа МЕГА или Лондон молл и сейчас народ стоит в очереди ожидая бесплатный автобус-развозку до метро.
№61 Карасик 26 сентября 2017 16:28
+14
А я, всегда обращаюсь:Извините... и т.д. Ну, не могу я кого то называть господин. Какое то унижение самого себя...
№62 ирландец О^Майнготт 26 сентября 2017 16:29
+5
Попробуйте перед словом "господин" добавлять "мой".
----------
You are not so daring knight if You can't crush down the hedgehog with your bare arse
№63 Призрак Патриота 26 сентября 2017 17:11
+5
а еще лучше, "мой белый господин" или "моя белая госпожа"
№64 Dimmer 26 сентября 2017 16:36
+2
Эх на ровном месте тему придумал. Писатели они такие писатели. Мадам и мистер не показатель стабильности общества. Просто они так привыкли и всё в нашем обществе так же не приемлемо. Я бы сказал, что мадам это то же что и женщина, или МИС - девушка. Поэтому на мой сугубо личный взгляд тема высосана из пальца.
№65 Лавина 26 сентября 2017 16:38
+3
А ещё можно сказать: гражданин и гражданочка,
можно и сударь, и сударыня.
Кстати, раньше, когда говорили: "да-с, нет-с"-это и
означало сокращённо: "да, сударь, нет, сударь". yes
№66 Лавина 26 сентября 2017 17:07
0
Да, и в англоговорящем мире не так всё однозначно.
У них там теперь родитель №1 и №2.
Они там вообще все запутались.
А поскольку там ещё есть и трансгендеры,
люди, поменявшие свой пол, то у них вообще
полная путаница наступила.
Так вот один мужик, обращаясь к человеку,
не понимая к какому полу его отнести, сказал:
"спасибо, сэр", потом подумал и сказал: "спасибо, мадам".
Потом, совсем запутавшись, сказал: "спасибо, не важно, кто Вы".
№67 Дуняша 26 сентября 2017 17:23
+10
Мне тоже больше нравится обращение "сударь" и "сударыня". Они никак не ущемляют нас ни по одежде, ни по социуму, ни по возрасту. И всегда коробит обращение "девушка" к совсем "не девушкам" и "молодой человек" которому давно за 20.

Мысли не мои по этому же поводу.

Я обращаюсь к незнакомым людям - барышня, сударыня, сударь
или безлико - "позвольте пройти", "скажите, пожалуйста".
Если плотная компания молодёжи - то так и обращаюсь - "молодёжь"
Ну и недавно было выхожу из вагона метро и попадаю в толкучку китайцев-или-кто-там-они-такие мне по пояс - тупят, пройти не дают - тут я не выдержала "прочь, мелочь"
№68 Лавина 26 сентября 2017 17:25
+6
И ещё был случай в англоговорящей среде:
мужик обращается к аудитории и говорит:
"уважаемые леди и джентльмены", потом запнулся, и
чтобы быть корректным к трансгендерам, трансвеститам и
прочим транс- сказал:"ну, и все остальные, согласно вашему случаю". winked
№69 Heliantus tuberosus 26 сентября 2017 17:42
+8
Уважаемый, уважаемая, ба-а-арышня!! good
№70 Лавина 26 сентября 2017 17:54
+2
Спасибо! yes
№71 Весталка 26 сентября 2017 16:38
+9
Наш великий и могучий подразумевает вариативность, это аглицкий информативный, а наш несет эмоциональную нагрузку, так "дамы и господа"-торжественное, статусное обращение, "товарищ"-братское, объединяющее, "девушка и молодой человек"-нейтральное, вежливое, для обращения к подросткам, "мадам"-ироничное, вежливое, как и "дамочка", да много как, не перечислишь. Опять пытаются унифицировать и стандартизировать от недостатка фантазии.
"Ах, сударыня, Вы верно согласитесь,
Что погода хороша, как никогда.
Вот что, сударь, я скажу, я и правда нахожу,
Что погода не такая как всегда" Ю. Ким.
№72 Весталка 26 сентября 2017 22:07
+3
Вот ещё: дружок, батенька, милочка, дорогуша, ну и хамское- эй ты, подь сюда.
№73 Athwart 26 сентября 2017 16:39
+2
У служивых в форме в России так и осталось в ходу "товарищ". Думаю, так и надо к ним обращаться.
" Девочка, девушка, женщина, тётенька, бабуся" тоже легко разделить визуально. Напрягаются, обычно, на "тётеньку", в ответ называя "дяденькой". Я так и делаю. Просто, к слову, многим женщинам лет пятидесяти нравится, когда к ним обращаются "девушка". Ну, для этого есть "статусы места и отношений".
"Господами и госпожами" в деловой или государственной среде уже давно многие друг дружку так кличут.
Вот "сударь и сударыня"? Это пока звучит с юморным, иронческим или даже саркастическим оттенком. Ещё слышал на ТВ такое обращение ведущих, как ни странно, к юным участникам.
А ещё мне нравится уважительное " мэм" в США. Но у нас аналога нет. Но я иногда использую в лёгком и непринуждённом, пусть даже и деловом, разговоре с женщинами старше, примерно, сорока и выше. Ничего - проходит.
Но все мы в России "граждане". Нашей страны. Хоть и кое-кто и в деревнях живёт.
№74 Sloven 26 сентября 2017 18:00
+2
"Мэм" это сокращенние от мадам. То же самое, что и "сударыня".
Что касается "самоуничижения", то эти слова надо понимать как уважение.
Интересный опыт японцев и китайцев: в беседе они могут говорить так: выслушайте моё недостойное вашего внимания мнение или меня недостойного.
Конечно нам трудно перейти на другой язык, но в официальных документах вы не будете уже писать товарищу Путину, а господину президенту или, например, господину губернатору. Кажется, обращение "господа" это равнозначно в английском "джентльмены".
"Лавина" меня поправит, если я не прав...
Всё это дело привычки. Ну и среди коллег у нас не все товарищи: господа, давайте проведём совещание. sad
№75 Лавина 26 сентября 2017 18:11
-1
Господин Sloven, Вы абсолютно верно мыслите. yes
№76 Alex_Kent 26 сентября 2017 16:39
+5
Предложений, как называть, не поступило.
Остаёмся при девушках crazy
№77 dracula 26 сентября 2017 16:41
+8
Уважаемые товарищи дамы и господа! Комментарии нынче радуют,доложу я вам)))
----------
Я не последняя скотина.За мной же кто-то занимал!
№78 Котов Михаил 26 сентября 2017 16:42
+10
ко мне всегда обращались "молодой человек", а тут на днях обратились "мужчина". Пришел домой, глянул в зеркало, борода, на половину седой и правда "мужчина"... biggrin
№79 сава-сват 26 сентября 2017 21:14
+3
А мне нравится,иду по Барабашовскому рынку, продавцы зазывают-"молодой человек, молодой человек." Мне 60 лет. А на остановке парень -"Батя дай закурить!"Вот и пойми ,как лучше ,а как правильно.
№80 Лавина 27 сентября 2017 02:53
-8
Оба варианта, конечно, правильные.
№81 Лимпопо 26 сентября 2017 16:44
+1
Не знаю какое вам погоняло, а меня называйте простл - Мой Хозяин!
№82 Лимпопо 26 сентября 2017 16:47
+3
Зато у чубатых все как у людей скоро будет - пани Пэтро, фрау Тарас, мусье Оксана...
№83 Лимпопо 26 сентября 2017 16:58
+2
У нас на фирме кадровичка Оксана Сосюра а секретарша Вика Сосипатрова а шеф Евгений Банько, их господами называть?
№84 Россия Татары 26 сентября 2017 17:04
+2
Надо каждому носить на груди табличку с именем, кто не хочет, чтобы его называли как попало.
№85 ирландец О^Майнготт 27 сентября 2017 08:44
0
И на спине. Как хоккеисты. Могут же и сзади окликнуть.
----------
You are not so daring knight if You can't crush down the hedgehog with your bare arse
№86 Лимпопо 26 сентября 2017 17:04
+2
А менеджерка Пистунова Дарья, а эл почту заставляют регистрировать первые три букфы фамилии и первые две имени (для удобства)
№87 Servik 26 сентября 2017 17:13
+9
Как называть, как называть? С юмором подходить к этому надо и фантазией. А то заладили одно и то же: молодой человек, мужчина, дед; девушка, женщина, бабка и всё. Скучно. А вот господа бомжи, товарищи миллионеры, гражданине гомики, дорогие..ляди и так далее. И в точку, и не скучно.
№88 Лавина 26 сентября 2017 17:46
+5
Правильно! Русский язык очень богатый.
Ко всем найдётся нужное обращение.
№89 Лимпопо 26 сентября 2017 17:14
+4
А не сообразить нам на троих господа? Дикоко извиняюся господа и дамы но этот обблеванный сээр помоему и в штаны себе нас рать умудрился
№90 shamil532271 26 сентября 2017 17:19
-1
В автобусе: "Мужчина с яйцами!опатите за проезд!"
Ответ: "Кондуктор с 3,14 ..й, у меня проездной!" biggrin
№91 vikont 26 сентября 2017 17:26
0
Англо-саксы же придумали себе"сэр".Вот и нам надо что-то типа "Гросс" и великий и гражданин России!
№92 Moskalev 26 сентября 2017 17:34
+3
А как вам обращение: гой-еси добрый молодец(красна девица) ?
№93 петр вотинов 26 сентября 2017 17:40
+5
Опять навеяло старым анекдотом. В трамвае едет негр, сзади пацан стучит по плечу, черножопый выходишь? Негр, что есть черно..й? Пацан, ну типа друг, товарищь. Через неделю негр в трамвае грузину, черн...й выходишь. Грузин оборачивается и с заикание , да моя против твоей снегурочка....
----------
Сколько шакалов и псов скалятся с разных сторон, на золото наших хлебов, на золото наших икон.
№94 петр вотинов 26 сентября 2017 17:42
+3
А товарищ достаточно дипломатично. Т.к.слово "товарищ" потеряло смысл в смысле "Товарищ!" За которого и в огонь и в воду.
----------
Сколько шакалов и псов скалятся с разных сторон, на золото наших хлебов, на золото наших икон.
№95 Андрей_Лукин 26 сентября 2017 17:46
+3
Как бы там ни было, Господин - подразумевает превосходство. Когда с телевизора обращаются - Господа, а перед экранами сидят дворники, сантехники, рабочие и т.п., это ли не лицемерие? Самое правильное было: товарищ. Было очень популярно и никто не комплексовал.
№96 Alice40338491 26 сентября 2017 17:54
+7
Все равно никто еще не придумал и не придумает обращения лучше и правильнее, чем ТОВАРИЩ.
----------
Наше будущее - СОЦИАЛИЗМ!
№97 Леший 26 сентября 2017 19:57
+2
Товар ищи .
Товарищество ... содружество единомышлеников по поиску товара.
Так было до революции ..
Барыги однако . Но за период Советской власти превратилось очень даже в правильное понятие человеческих отношений
Была красивая девушка по имени Параша ,стала местом обитания опущеных.
Перепитии судьбы однако ,коловорот и свастика ........
----------
Качество градуса тупизны населения , в псако-пикселях ,зависит от % скидок, которыми торгаши-барыги заманивают лохов на распродажу .
№98 fkmrf123 26 сентября 2017 17:55
+1
Игорь Снегин
....в культурной столице, я не слышал.....

И вряд ли услышите, т.к. чаще употребляется термин "мэм", т.е. как сокращенное от "мадам". winked
И кстати весьма неплохо перевариваемое девицами уже где-то лет с 19 и далее, т.е. "они" хорошо понимают, что это обращаются именно к ним. fellow
№99 Котов Михаил 26 сентября 2017 17:59
+3
что -то вспомнилос..."Дорогие россияне..."
б.н. ельцин
№100 Morozco 26 сентября 2017 18:05
+7
Товарищ. А господа перевелись начиная с 1917го года. А сейчас не господа, сейчас - оборзевшие хамы.
№101 WhiteOfficer 26 сентября 2017 18:12
+4
Уважаемый, дорогой... В Казахстане восточные люди часто говорят "брат".
№102 Moskalev 26 сентября 2017 18:24
+1
Цитата: Alice40338491
никто еще не придумал и не придумает обращения лучше и правильнее, чем ТОВАРИЩ
Этимология: товар ищи, какие еще варианты ?
№103 Дементий 26 сентября 2017 18:34
+2
А, как же "нетленка" о цветовой гамме штанов? biggrin
№104 Тимоха 26 сентября 2017 18:41
+1
Я в товарищах хожу,а буржуи пускай пока рябчиков пожуют...
№105 Ва_васи_на 26 сентября 2017 18:54
+1
Обращаюсь гражданин или гражданка...Господин - хочется рассмеяться при взгляде на этих самых граждан.
№106 Rom69 26 сентября 2017 19:21
+5
Жаль, не прижились истинно русские -"сударь и сударыня"!
№107 Просто врач 26 сентября 2017 19:28
+3
Есть шикарное обращение "любезный"... Для ресторана уместней "половой".
№108 passant 26 сентября 2017 19:51
+3
Придумают же люди: актовый зал, половая тряпка...
№109 Весталка 26 сентября 2017 22:17
+4
Для ресторана: гарсон, человек, любезный-шикарное обращение.
№110 passant 26 сентября 2017 19:56
+5
Только работники внутренних органов знают, как правильно вас назвать : "Гражданин - пройдемте!".
№111 мусик 26 сентября 2017 20:02
+2
В Советском союзе обращались друг к другу проще.Гражданин,гражданка или гражданочка.К молодым людям обращались-молодой человек,девушка ,независимо от того девочка она или женщина.В крайнем случае просто,мужчина или женщина.А сейчас дожили до того что не знают как обратиться друг к другу.Ну если кому то нравиться называть женщину сударыня или еще как то на здоровье.Только что бы не обидеть человека.Ну а товарищ он и в Африке товарищ.
----------
Не хочешь работать? Ложись рядом!
№112 4ess 26 сентября 2017 20:03
+4
Уже лет 20 сам говорю и слышу обращение "барышня". По-моему очень красиво.
№113 Мир-Труд-Май 26 сентября 2017 20:20
+2
"...вот вам надежный индикатор окончания эпохи перемен - появление устоявшихся форм обращения между членами общества..."

Для кого как, но я это за индикатор не принимаю.

А обращение "сударь" и "сударыня" лично мне больше всего по сердцу. girl_in_love
№114 Athwart 26 сентября 2017 20:32
+2
Что тут скажешь - богат русский язык на короткие обращения. И почти все русского происхождения.
№115 Gglokk 26 сентября 2017 20:51
0
ИМХО
Господин-от слова господь,типа бог.
Сударь-имеет право судить.
Барин,барышня,барыга-спекулянт.

В СССР все называли друг друга-товарищ (не имеет отношения к фразе-Товар ищи).
Я называю людей-женщина,девушка,мужчина,молодой человек,знакомых-товарищами,потому что этоо равное обращение по отношению к себе.Господ и сударей называю словом-херр.
№116 Gglokk 26 сентября 2017 20:52
0
Спрсят сколько мне-33.
№117 ДИВАНЫЧ 26 сентября 2017 22:39
+3
Работаю в университете плотником, в большой комнате отгородил себе мастерскую, а сама комната используется как раздевалка для работяг по найму- то крышу перекрывают, то антенны тянут, то ещё что, все не местные, с разных фирм. Розетки у них в комнате нет, а телефоны подзаряжать надо. Так за пол-года меня как только не обзывали- от "дядя" до "пролетария". Прибил на дверь табличку с именем-отчеством, вот и чудненько. Сразу наладилось. fellow
№118 Петров Иван 26 сентября 2017 23:08
+1
Да, действительно – мадам. А почему бы и нет? И возраст, и образование, и должность в госучреждении... все соответствует.


Ни по одежде, ни по поведению не определишь сразу социальный и имущественный статус человека. Да и есть ли таковой? Есть ли критерии, по которым можно кого-то считать господином, а кого-то холопом? Образование? Возможно, но спорно. Доходы или уровень потребления? Еще более спорно.
А Вы говорите- мадам?