Обсуждаемое
Опрос
Популярное
Рейтинг
Видео
Даша Севастопольская. Милосердная сестра
Она прославилась в народе как военная сестра милосердия и нашла свое счастье в бескорыстной помощи и самоотверженном служении другим людям. Не медицинская сестра – специального образования у нее не было, а именно сестра милосердная, движимая горячим сердечным порывом. Она по праву заняла свое место в ряду всемирно знаменитых подвижниц.
С ее именем связана история российского Красного Креста во время обороны Севастополя в 1854 году. Но случилось так, что первой в мире сестрой милосердия назвали англичанку Флоренс Найтингейл, и Британия вряд ли от этого откажется, хотя факты говорят о другом – первой все же была наша соотечественница Дарья Михайлова, получившая прозвище Севастопольская и ставшая легендой Крымской войны.
Если «леди с лампой», как прозвали англичанку, появилась в Крыму в конце апреля 1855 года, то к этому времени русские сестры милосердия уже несколько месяцев трудились в местах военных действий. А Даша Севастопольская начала вывозить раненых с поля боя и ухаживать за ними еще раньше – с сентября 1854 года.
Даша Севастопольская, скульптура на здании панорамы обороны Севастополя
Известно о Даше очень мало. Когда началась Крымская война, длившаяся три года, ей было всего семнадцать лет. Родилась Даша в 1836 году на окраине Севастополя в поселке Сухая Балка в семье матроса 10-го ластового экипажа Лаврентия Михайлова. По другой версии – в селе Ключищи, что недалеко от Казани. Она рано потеряла мать, имя которой история не сохранила.
Известно только, что мать Даши тоже была дочерью матроса и зарабатывала на жизнь стиркой белья. С двенадцати лет Даша тоже начала стирать белье и на заработанные деньги даже смогла приобрести корову, но это было ее единственное богатство. А в 1853 году в кровопролитном бою при Синопе погиб отец. Но и при жизни отца его жалованье было невелико – ведь на моряках казна экономила. Маленькая худенькая девушка с толстой русой косой осталась в своем ветхом, полуразвалившемся доме совсем одна.
Как жить дальше? В ее положении любой бы отчаялся, но не Даша. Трудное одинокое детство закалило ее характер, от природы далеко не робкий и сострадательный. Тяготы и нужда не ожесточили Дашу, наоборот, пробудили в ее отзывчивом сердце сочувствие к другим людям и желание помочь. Мужества и стойкости ей, выросшей без родительской заботы и ласки, было не занимать, а ведь обстановка была кошмарная. Что говорить – война…
В Севастополе, находившимся под обстрелом, царил хаос. Знаменитый адвокат Анатолий Федорович Кони вспоминал: «Заслуженный генерал рассказывал мне следующий эпизод из последних дней жестокой бомбардировки многострадального Севастополя, когда в день выбывало из строя ранеными и убитыми до трех тысяч человек; начальник, которого рассказчик, будучи еще молодым поручиком, сопровождал ночью на позиции, не мог удержаться от горестного восклицания при постоянной встрече с носилками, на которых несли умирающих. Из темной массы живого «прикрытия», лежавшего на земле, поднялась чья-то голова и ободряющий голос произнес: «Ваше превосходительство, не извольте беспокоиться: нас еще дня на три хватит!»
И тогда Даша совершила поступок, странный для постороннего взгляда. Соседи решили, что, видно, бедная сирота тронулась умом от горя и страданий, но она действовала совершенно осознанно и целеустремленно, по велению своего сердца. Отрезала косу, переоделась в форму матроса, продала все свое имущество, обменяла свою драгоценную корову, которая не давала ей умереть с голода, на лошадь с повозкой. Накупила уксуса и белого полотна и превратила свою повозку в перевязочный пункт.
Дашина повозка двинулась к берегам Альмы, туда, где шло одно из тяжелейших сражений Крымской войны — Альминское. Эта «карета горя», как прозвали жители Корабельной стороны повозку «помешавшейся сироты», стала первым в истории перевязочным пунктом на поле боя.
Целыми днями, без устали, Даша ездила на передовую и обратно, вывозя раненых, за которыми некому было ухаживать, при этом не разбирая, кто перед ней – русский, француз, англичанин или турок. Многие оставались лежать на голой земле, истекающие кровью, без всякой помощи. И тогда Даша являлась к раненым, как светлый ангел, как последняя надежда.
«Потерпи, любезный, все будет хорошо, миленький», – с этими словами Даша обмывала и перевязывала раны. Как могла, она старалась облегчить участь раненых. Солдаты так полюбили свою молоденькую «сестрицу», что очень часто, умирая, завещали ей кто часы, кто деньги.
После поражения русских войск при Альме, под Балаклавой и Инкерманом началась блокада Севастополя. Один из домов Даша приспособила под госпиталь. Ей помогали другие женщины, делая то, на что хватало сил и средств, а необходимые перевязочные материалы, еду, одеяла приносили горожане. Даша пережила удар, когда осколком убило ее лошадь, и ей пришлось вытаскивать раненых на себе, но, к счастью, один из офицеров приказал привести ей новую. А вскоре вместе с другими добровольными сестрами Даша перешла в подчинение к знаменитому хирургу Николаю Ивановичу Пирогову.
В Крым «для поднятия духа русского воинства» приехали младшие сыновья императора, Николай и Михаил. Они же и написали отцу о том, что в сражающемся Севастополе «ухаживает за ранеными и больными, оказывает примерное старание девица по имени Дарья». Николай I приказал ей пожаловать золотую медаль на Владимирской ленте с надписью «За усердие» и 500 рублей серебром. По статусу золотой медалью «За усердие» награждались те, кто уже имел три медали – серебряные, но для Даши восхищенный ею император сделал исключение. А еще 1000 рублей были ей обещаны после замужества.
В одном из писем жене Николай Иванович Пирогов писал: «Дарья является теперь с медалью на груди, полученной от государя… Она молодая женщина, не дурна собой… Она ассистирует при операциях». Вслед за Дашей, вдохновившись ее примером, ухаживать за ранеными взялись другие севастопольские патриотки – жены, сестры и дочери участников обороны. По словам знаменитого хирурга, Даша и другие сестры милосердия «безропотно перенесли все труды и опасности, бескорыстно жертвуя собою с геройством, которое бы сделало честь любому солдату».
Как и Даша, золотыми медалями «За усердие» на Владимирской ленте были награждены сестры Крыжановские – Екатерина, Васса и одиннадцатилетняя Александра. Но все они не были медиками, в которых очень нуждался Пирогов. И тогда он призвал «употребить все свои силы и познания для пользы армии на боевом поле» медсестер Крестовоздвиженской общины Петербурга, созданной по инициативе и на средства княгини Елены Павловны Романовой, вдовы младшего брата императора Николая I.
Вскоре из столицы в Севастополь прибыли три отряда сестер милосердия. Среди них Екатерина Грибоедова – сестра писателя и дипломата Александра Грибоедова, Екатерина Бакунина – дочь сенатора, внучатая племянница фельдмаршала Михаила Ивановича Кутузова, баронесса Лоде и другие. Это были удивительные женщины, которых недаром называли «белыми голубками». Они понимали помощь ближнему как свой долг, принимали чужую боль, как свою, переносили тяжкие испытания и при этом не теряли человечности и доброты. Сестры милосердия, по словам Пирогова, перевернули севастопольские госпитали «вверх дном», навели порядок и чистоту, наладили лечение и питание раненых. Им даже удалось укротить нечистых не руку интендантов, и снабжение госпиталей резко улучшилось.
Летом 1855 года Даша вышла замуж за рядового 4-го ластового экипажа Максима Хворостова и получила обещанные императором 1000 рублей серебром.
Когда закончилась война, Севастополь лежал в руинах. Многие жители, лишившиеся своих домов, покидали город. Чтобы иметь средства к существованию, Дарья купила трактир в поселке Бельбек, но быть хозяйкой трактира у нее не получилось. Вскоре, продав имущество, она поселилась с мужем в портовом городе Николаеве, вблизи моря.
После расставания с мужем (одни источники говорят, что из-за его пьянства, по другим – он рано умер) Дарья вернулась в Севастополь, где до конца своих дней тихо и скромно прожила на родной Корабельной стороне. Родственников никого в живых не осталось, и Дарья Лаврентьевна коротала свои дни в покое и одиночестве. Старожилы вспоминали, что она умерла в 1910 году и была похоронена на кладбище в Доковом овраге. Могила самоотверженной женщины не сохранилась, на месте кладбища теперь разбит сквер, но память о Даше Севастопольской живет в народе, и это главное.
Мемориал в Севастопольском парке, г. Днепропетровск.
Источник: www.panoramio.com
Памятник первой сестре милосердия установлен около 3-й городской больницы Севастополя, носящей ее имя. Образ Даши Севастопольской воссоздан в художественном фильме «Пирогов», где ее роль сыграла актриса Татьяна Пилецкая. Будем помнить ее и мы. Помнить с благодарностью и гордиться ее христианским подвигом.
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
Тэги: # политика
Внимание! Мнение авторов и комментаторов может не совпадать с мнением Администрации сайта
16 мнений. Оставьте своё
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться
или восстановить пароль от аккаунта, если Вы его забыли.
Общий образ нашего женского начала - сострадание, безграничное милосердие, умение отречься от себя ради помощи ближнему. К своему стыду ничего не знала о Дарье, огромное спасибо автору.
Взбираться обратно вверх по песчаному склону ущелья было жарко, и, одолев подъем, я с удовольствием уселся под деревом, прислонился к нему спиной и открыл «Севастопольские рассказы» Толстого. Книга эта очень молодая, в ней есть прекрасное описание боя, когда французы идут на штурм бастионов, и я задумался о Толстом и о том огромном преимуществе, которое дает писателю военный опыт.
Эрнест Хемингуэй. "Зелёные холмы Африки".
Замечательная книга - "Севастопольские рассказы".
А представьте, где нибудь ...в Сирии нарусова с ксюшей помогают раненым и арабским детям... Когнитивный диссонанс... Ну разве ради пиара. Да и только так, чтобы не стреляли. И потом душ и т. д. Как последние герои... Вымираем. Хотя нет. Ведь есть Александр Прохоренко и Роман Филипов и много других. Значит будем жить. Хрен на всех цивилизаторов и колу в ж.пу им. Время вперед!
Пожалела солдат, не ушла. Кто тогда будет помогать солдатам? Война жешь...
англичанка Флоренс Найтингей была сестрой милосердия, но на стороне англичан то есть врагов. А день медсестры международный как раз в ее честь. Такая вот несправедливость.
Вот она в чистенькой белой косынке,
В платьице сером простом,
С личиком честным, почти без кровинки,
В фартучке с Красным Крестом!
Тут перевязку наложит умело,
Рано промоет в крови,
Всею душой отдалась она делу,
Делу великой Любви!
Ночью и днями не знает покоя,
Сил не жалеет, трудов,
Любит она и солдата – героя,
Любит она и врагов!
Вот на носилках солдат умирает,
Тихо склонилась к нему,
Ласково смотрит в лицо, утешает:
- Что ты, родной… не пойму?
Шепчет больной ей опять еле внятно:
- Тяжко зашибло меня,
Нет, не вернуся, умру вероятно…
Дома же жинка. Семья…
Ты напиши уж, родная письмишко!
Адрес ей в руки сует,
Там у меня подрастает сынишка,
Он по складам разбет!
Адрес взяла и спешит уже скрыться
Дальше от взоров людей,
Жаль ей солдата, рыдает сестрица,
Слезы бегут как ручей!
Вылей все горе, скорее сестрица,
В этой струе чистых слез,
Сердце от муки тогда облегчится,
Слезы сочтет Сам Христос!
Ты отдавала и силы, и знанье,
Жизнь отдавала в боях,
Вылей все горе свое и страданье
В этих жемчужных слезах!
Но уж она в своей белой косынке,
С личиком честным , простым,
Живо смахнула рукой слезинки
И возвратилась к больным.
Здесь на войне среди серой военщины,
Близко к окопам, к снарядам, к крови,
Эти святые прекрасные женщины-
Только лишь символ Любви!
В платьице сером простом,
С личиком честным, почти без кровинки,
В фартучке с Красным Крестом!
Тут перевязку наложит умело,
Рано промоет в крови,
Всею душой отдалась она делу,
Делу великой Любви!
Ночью и днями не знает покоя,
Сил не жалеет, трудов,
Любит она и солдата – героя,
Любит она и врагов!
Вот на носилках солдат умирает,
Тихо склонилась к нему,
Ласково смотрит в лицо, утешает:
- Что ты, родной… не пойму?
Шепчет больной ей опять еле внятно:
- Тяжко зашибло меня,
Нет, не вернуся, умру вероятно…
Дома же жинка. Семья…
Ты напиши уж, родная письмишко!
Адрес ей в руки сует,
Там у меня подрастает сынишка,
Он по складам разбет!
Адрес взяла и спешит уже скрыться
Дальше от взоров людей,
Жаль ей солдата, рыдает сестрица,
Слезы бегут как ручей!
Вылей все горе, скорее сестрица,
В этой струе чистых слез,
Сердце от муки тогда облегчится,
Слезы сочтет Сам Христос!
Ты отдавала и силы, и знанье,
Жизнь отдавала в боях,
Вылей все горе свое и страданье
В этих жемчужных слезах!
Но уж она в своей белой косынке,
С личиком честным , простым,
Живо смахнула рукой слезинки
И возвратилась к больным.
Здесь на войне среди серой военщины,
Близко к окопам, к снарядам, к крови,
Эти святые прекрасные женщины-
Только лишь символ Любви!
Она русская патриотка, а не советская. У коммуняг она олицетворяет старый, царский, потому ненавистный. А для кого Отечество это не только советское, но и вся история России,для них она безусловно героиня. Она совершала свой личный подвиг не за царя, не за Ленина, не за Сталина, а за Отечество.
Если противопоставляете советское и русское, то вы - больны, как и фанатики, которых называете "комуняги". Человечность - не имеет национальности. Дарья, жила по совести и действовала по велению сердца. Это люди, оценили её поступок, как подвиг. В нашей истории доволи тех, кто поступал, поступает и будет поступать так же: сверяя свою жизнь с совестью. Единицы получают известность и не умоляет это их поступков, а наоборот ставит на ступень выше: имя твоё неизвестно, подвиг твой безсмертен. Так было, так будет, пока мы - человеки.
Цитата: Алекс. 1956.
А представьте, где нибудь ...в Сирии нарусова с ксюшей помогают раненым и арабским детям... Когнитивный диссонанс...
Такие женщины никуда не делись....Доктор Лиза (Светлая ей память)
Помню книжку "Матрос Кошка" , в детстве читал. С прекрасными цветными иллюстрациями про оборону Севастополя. Вообще мало литературы про эту войну, про выигранные войны куда больше.
Дочери Николая-2 служили санитараками во время первой мировой войны, а дочь Кобы Светлана в это время (ворая мировая война) продолжала быть студенткой. Долго не мог понять, как это можно. Но потом вспомнив, что страна в это время официально была атеистической - сразу все сало на место. Потом Светлаа в 1966 году уехала в США и затем в Британию Швейцарию и опять в Россию в 90-е но потом опять укатила и была замужем за это время пять раз (это только официально) В общем, атеизм давал добро на всё...
Действительно, как-то так получается. У Сталина жена застрелилась, дочь уехала к врагам, сын Василий пьяница.А у "кровавого" царя Николая жена, дочери и сын достойно приняли смерть. Никто не предал отца, не отрекся. Жена немка не уехала, не эмигрировала. Вот так-то. Это как чеиное и белое, т.е.красное и белое.
Не поняла немного: в статье это Дарья Лаврентьевна, на фотографии с бюстом - Дарья Александровна, на фотографии в комментах - Дарья Михайловна...
Как-то легковесно относимся к историческим "мелочам" и датам: в статье - Дарья Лаврентьевна, умерла в 1910г., на фотографии с бюстом - Дарья Александровна, а фотография с ветеранами, среди которых Дарья Михайловна - от 1901 г.
В Википедии - Дарья Лаврентьевна Михайлова (прозванная Севастопольской) умерла в 1892 г. Такие вот "случайности-оплошности..."
В Википедии - Дарья Лаврентьевна Михайлова (прозванная Севастопольской) умерла в 1892 г. Такие вот "случайности-оплошности..."
Цитата: ledygavrosh
Если противопоставляете советское и русское, то вы - больны, как и фанатики, которых называете "комуняги". Человечность - не имеет национальности. Дарья, жила по совести и действовала по велению сердца. Это люди, оценили её поступок, как подвиг. В нашей истории доволи тех, кто поступал, поступает и будет поступать так же: сверяя свою жизнь с совестью. Единицы получают известность и не умоляет это их поступков, а наоборот ставит на ступень выше: имя твоё неизвестно, подвиг твой безсмертен. Так было, так будет, пока мы - человеки.
Вот что писал В. Ленин:
Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем. Мы говорим, что это обман, что это надувательство и забивание умов рабочих и крестьян, в интересах помещиков и капиталистов. Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата.
http://leninism.su/books/4262-mysli-lenina-o-religii.html?start=13
Другими словами коммунисты опустились до западного понимания добра:
Если джигиты из соседней деревни у нас коней угнали - это плохо.
Если мы у них- это хорошо.
Подобная нравственность предсказуемо привела к развалу страны.
----------
Почему мы стали рабами человекам? Потому, что прежде мы стали рабами чрева, денег, славы, - продали свободу, которую дал Христос.
Почему мы стали рабами человекам? Потому, что прежде мы стали рабами чрева, денег, славы, - продали свободу, которую дал Христос.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.