Обсуждаемое
Опрос
Популярное
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Рейтинг
Видео
Бiль 27-04-2024 Бiль

Путин и Эрдоган трансформируют Большой Ближний Восток

Путин и Эрдоган трансформируют Большой Ближний Восток

Как и предполагалось, государственный визит президента России Владимира Путина в Турцию оказался прорывным, и его результаты скоро станут сказываться на расстановке сил в масштабах всего Ближнего Востока. Помимо соглашений, предусматривающих расширение торгово-экономического сотрудничества между двумя странами, намерений довести товарооборот до 100 млрд долларов, в Анкаре было озвучено знаковое событие: Москва отказалась от реализации проекта строительства газопровода «Южный поток» «в связи с отсутствием разрешения от Болгарии и позиции Еврокомиссии». «Газпром» и турецкая BOTAS подписали меморандум о строительстве нового трубопровода через Черное море мощностью 63 млрд кубометров в год. При этом глава «Газпрома» Алексей Миллер уточнил, что из них 14 млрд кубометров газа предусмотрены для поставки в Турцию. Остальной объем (около 50 млрд кубометров газа) будет поставляться на границу Турции и Греции. Общая мощность нового газопровода сходна с «Южным потоком». И сразу были обозначены ранее скрываемые контуры геополитической интриги.

Напомним, что в первых числах ноября президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган посетил с визитом Ашхабад, где лоббировал проект переброски туркменского газа посредством Транскаспийского трубопровода (TANAP) на рынки Европы, подчеркивал важную роль его страны в транспортировке газа из Азербайджана и Туркменистана на Запад. Тогда между государственным концерном «Туркменгаз» и турецкой Atagaz был подписан рамочный контракт, условия которого остаются неизвестными. Кульминацией турецкой и чуть позже проявившейся азербайджанской стратегий по завоеванию господствующих позиций энергетического хаба на пути из Центральной Азии в Европу должно стать соединение TANAP с трубой, которую намерены были проложить по дну Каспия, несмотря на достигнутые договоренности стран Прикаспийского бассейна на недавнем саммите в Астрахани. С этой целью президент Азербайджана Ильхам Алиев совершил визит в Венгрию. В интервью венгерскому национальному телевидению он заявил, что Азербайджан может стать «надежным газовым источником для европейских потребителей по меньшей мере в течение ста лет».

Азербайджанская государственная нефтегазовая компания SOCAR выразила готовность предоставить Туркменистану свою инфраструктуру, включая систему нефтегазовых трубопроводов и ряд других возможностей, которые необходимы для реализации проектов по организации альтернативной транспортировки природного газа. 18 ноября на конференции «Нефть и газ Туркменистана-2014» в Ашхабаде руководитель SOCAR Ровнаг Абдуллаев сделал следующее заявление: «Мы готовы в любое время предоставить соседним странам региона, и в первую очередь Туркменистану, который является нашим самым близким соседом, имеющуюся в нашем распоряжении развитую инфраструктуру, склады и терминалы, диверсифицированную систему трубопроводов, судовой парк и ряд других возможностей, необходимых для реализации относящихся к нефтегазовой сфере проектов».

Анкара и Баку вели общую борьбу против российского «Южного потока», пытались подменить его проектом «Южный газовый коридор», который, как заявлял президент Азербайджана Ильхам Алиев, «изменит энергетическую карту Европы». Не сидел сложа руки и Тегеран, который «неожиданно» стал предлагать Европе вернуться к нереализованному проекту газопровода Nabucco через Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию и Австрию. Подобный расклад сил привел к тому, что, выступая на парламентском часе в Государственной думе, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что «проект TANAP попадает в категорию проектов, которые затрагивают интересы стран, не принимающих участие в переговорах, то есть России». По его словам, «инициатором этого проекта первоначально являлась Еврокомиссия, но вопросы, связанные с развитием инфраструктуры на Каспии, должны решаться только его прибрежными странами». Вскоре свой ход сделали и американцы. Посетивший Ашхабад после Эрдогана заместитель помощника госсекретаря США по Центральной Азии Дэниэл Розенблюм заявил, что «в интересах Америки больше реализация газопровода Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия (ТАПИ), чем TANAP». По его словам, «несмотря на то, что мы поддерживаем этот проект, США не так вовлечены напрямую в проект Транскаспийского газопровода, как, например, они заинтересованы в развитии газопровода ТАПИ». Таким образом, состоялось тактическое совпадение интересов России и США, результатом чего стал вывод Турции из ее стратегической энергетической связки с Азербайджаном, а Туркменистану была обозначена перспектива выступить в роли, как говорил министр нефти и газа Индии Дхармендру Прадхана, «консолидирующего и стабилизирующего фактора в проекте ТАПИ, способном оказать позитивное влияние на обстановку в Центральной и Южной Азии и в регионе в целом».

Смену геополитической декорации быстро почувствовали в Баку, где, с одной стороны, решили в 2015 г. возобновить экспорт газа в Россию, а с другой — стали рассуждать об «отсутствии у России необходимости строить новый газопровод в Турцию, тогда как можно присоединиться к TANAP», хотя этот газопровод содержит в себе немалые геополитические и транзитные риски, которых лишен турецкий вариант «Южного потока». Тем не менее в Баку в сентябре стартовало строительство газопровода «Южный газовый коридор», по которому азербайджанский газ с месторождения Шах-Дениз должен пойти в Грузию, а дальше в Турцию. На весну 2015 г. в Турции намечено строительство TANAP, который позволит доставлять газ в Болгарию, которая не дала разрешение на проект «Южный поток». Теперь, когда в ходе визита президента Путина в Турцию достигнуты важные результаты, неизбежно меняющие соотношение сил в регионе Большого Ближнего Востока, посмотрим, что из этого выйдет.

Сегодня можно больше говорить о совпадении экономических интересов России и Турции: Запад давит на Россию санкциями, а Турция недовольна своими отношениями с Западом. Как отмечает Habertürk, «Турция также находится в поисках моделей, которые позволят ей обогатить экономику: не заключено соглашение о свободной торговле с США, отсутствуют шансы на полноправное членство в ЕС». Анкара понимает, что Москва ведет серьезную контригру и для нее наступает момент выбора в ситуации, когда она, пройдя по предложенному Западом геополитическому маршруту (от «арабской весны» к «Исламскому государству Ирака и Леванта»), сама оказывается в «зоне повышенных геополитических рисков». Неслучайно газета Milliyet подчеркивает, что нынешнее сближение Турции и России означает начало процесса эрозии прежней политики «баланса сил».

Камнем преткновения во взаимоотношениях между Россией и Турцией пока остается сирийский вопрос. Накануне визита Путина в Анкару газета Star писала, что «глава России может преподнести Турции сюрприз по сирийскому вопросу». Не преподнес. На совместной пресс-конференции в Анкаре с Путиным Эрдоган много рассуждал о перспективах урегулирования ситуации в Сирии, обозначил имеющиеся разные подходы у Анкары и Москвы. По словам Эрдогана, стороны признают, что «поиск решения в Сирии необходим, но стороны расходятся в методах урегулирования кризиса». В частности, турецкий президент подчеркнул, что «достичь результатов вместе с режимом Асада не представляется возможным, необходимо считать его уже покинувшим власть». В свою очередь, Путин заявил, что «судьбу Асада должен решать, прежде всего, сирийский народ», и предупредил, что Москва «не желает допустить хаоса на этой территории и усиления террористических организаций, как это произошло в Ираке». Но вот что любопытно. Как заявили в момент пребывания Путина в Турции пресс-секретарь Белого дома Джошуа Эрнест и глава пресс-службы госдепартамента США Джен Псаки, « на данный момент Вашингтон не имеет никаких планов создания вместе с Анкарой „зоны безопасности“ на турецко-сирийской границе, закрытой для войск Дамаска». Америка не рассматривает и возможности создания в воздушном пространстве над Сирией закрытой зоны для полетов авиации, на чем настаивает Турция. Таким образом, на сирийском направлении Анкара оказывается одновременно (с разной мотивацией) под давлением Вашингтона и Москвы.

Кстати, заявления лидеров двух стран, которые транслировали все турецкие информационные каналы в прямом эфире, попали на ленты многих зарубежных и российских информационных агентства в усеченном виде. Почему-то многие игнорировали предложение Эрдогана создать альянс Россия — Турция — Иран, «чтобы начать решать проблемы региона уже с иных позиций». Такое предложение Турции может восприниматься в разных фокусах: 1. это готовность решить сирийский вопрос с учетом интересов Москвы и Тегерана; 2. стремление решить по-своему острый курдский вопрос, сорвав планы Запада по созданию курдского государства; 3. намерение закрепиться в иранском «тюркском мире», компенсируя утрачиваемые позиции в Азербайджане; 4. сосредоточение в будущем хабе на границе с Грецией российского и иранского газа, что позволит увеличить шансы Анкары на вступление в ЕС. Речь идет о новом геополитическом маневре Анкары, который ранее относился многими экспертами к разряду маргинальных. Пока же очевидно только то, что визит президента России Путина обозначил усиление процессов геополитической трансформации Большого Ближнего Востока в сторону формирования новой системы сдержек и противовесов.

Станислав Тарасов — шеф-редактор Восточной редакции ИА REGNUM
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
37 мнений. Оставьте своё
№1 пипл 3 декабря 2014 12:29
+6
как то надо прекратить выращивать террористов и вернуть всех на место арабов.
№2 dek 3 декабря 2014 12:30
+10
Да, но получается, что США "выращивает" этих террористов, а когда это переходит все границы - решать России! Нужно прекращать это безобразие, пусть сами гибнут и решают такие вопросы!
№3 Мария В.К. 3 декабря 2014 12:47
+7
Проблема в том, что спички поджигать пиндосы талантливы, а вот пожарные из них хреновые. Вот и приходится России-матушке с гидрантом бегать. sad
№4 dek 3 декабря 2014 14:32
+3
Можно, если они будут своих солдать предоставлять. А Россия - тактикой заниматся! А они норовят все наоборот!
№5 реалист 3 декабря 2014 15:50
+2
Похоже,Турции,которая долго была картой в чужой колоде,предложили вступить в новую команду удачливых,энергичных игроков.
Или,говоря другими словами,Турция,в отличие от Европы,нашла в себе смелость запрыгнуть в новый,набирающий ход,поезд. fellow
А перед Европой всё отчётливее вырисовывается жёсткий выбор(куда сами они себя загнали):поумнеть,или умереть.
Да-с,всё по Фёдорову...
----------
Сделаем Америку вновь колонией!
№6 Алёнаелена 3 декабря 2014 22:59
0
всё по ПУТИНУ.
----------
СДЕЛАЙ ВСЁ ВОЗМОЖНОЕ С ТВОЕЙ СТОРОНЫ, ВСЁ НЕВОЗМОЖНОЕ СДЕЛАЕТ БОГ.
№7 Тарас 3 декабря 2014 12:32
+2
Что ж так сложно - то все.... sad и настолько непредсказуемо...
№8 Анастас 3 декабря 2014 12:34
+16
ежики покаянно:

Мы понимаем, что это не совсем в данную тему (хотя...), и что как патриотично настроенные ежи мы должны с нетерпением ожидать завтрашнюю речь Президента, но...

Как же нам хочется, чтобы поскорее наступило 9 декабря! Как нам хочется посмотреть, что извергнет из себя (кроме экскрементов) Европейская Комиссия при осознании того факта, что им подсовывают в качестве страны-транзитера Турцию - ни разу не тоталитарную, ни разу не шантажистку, и демократичную просто до последнего атома в организме?

Мы умираем от любопытства, и если бы не банки малинового варенья под боком...
№9 Yu63 3 декабря 2014 12:41
+3
да, 9 декабря - Красный День европы для.
Будет констатация Константинополя фактом.
Держите банку в лапках крепко
№10 Громобоев 3 декабря 2014 12:49
+7
А меня радует политика Путина, молодец, нигде не дает чувствовать врагам победителями. Если прижимают нас в одном, он прижимает их в другом, да так что кашляют они от этого больше чем Россия. Причем все делает Путин умно, взвешенно, чинно, вежливо и корректно. За столько лет нам достался наконец адекватный руководитель.
№11 Yu63 3 декабря 2014 12:35
+10
14 млрд кубометров газа предусмотрены для поставки в Турцию. Остальной объем (около 50 млрд кубометров газа) будет поставляться на границу Турции и Греции.

Похоже Запад не заметил, что гонка за эти 50 млрд.кубов уже началась.
Кто стартует и финиширует первым, того и тапочки.
№12 Arni 3 декабря 2014 12:38
+9
Ох и хитер Эрдоган, слов нет. Он таки сделает Турцию основным газовым коридором между Средней Азией и Европой. Что называется, заставляет с собой дружить...
№13 Roman 3 декабря 2014 12:50
+5
ну а что в этом такого? Украина - сами понимаете, не транзитер. Бацька - по хитрости фору всем даст. Болгария под колпаком СШП. Эрдоган красавчик в этом плане. Се ля ви. Бизнес есть бизнес. нам в конечном счете нет никакой разницы через турков или через болгар поставки делать в южную Европу.
№14 Kosogor 3 декабря 2014 12:45
+9
Не будет никакого газопровода через Турцию!
И, Южного потока , тоже, не будет!
Путин ведёт атаку, не на Болгарию, ЕС, или США. Его цель - мировой рынок энергоносителей! И те, кто этим рынком манипулирует.
Если этой зимой в Европе начнутся напряги энергией, (из-за воровства укров), то, в случае обвинений Запада, Путин, теперь, может сказать -
-Да, ладно, вам, ребята, прибедняться! У вас, в Европе, да, и в мире, сейчас предложение намного превышает спрос - вон, даже, цены на нефть и газ обвалились! Берите по дешевле, и топите!

Путин ломает ситуацию, искусственно созданную Западом, когда наш дефицитный товар дешевеет.
А с "турецким проектом" будет многолетняя возня, которая, может, вообще, закончиться пятеркой - десяттком газовозов, перевозящих СПГ только для одной Турции. Потому что не в наших интересах создавать изобилие энергоресурсов на европейском рынке - ибо, он отреагирует снижением цен!
----------
Мы должны рассматривать ЛЮБУЮ информацию, получаемую из СМИ, как ЗАВЕДОМУЮ ЛОЖЬ, если нет специальных оснований считать иначе. (Стейнзальц)
№15 littre 3 декабря 2014 16:34
+2
помнится, когда только начинали про Южный поток говорить, и Крым еще не был наш, хохлы сильно вопили тогда, что не дадут по черному морю поток класть
тогда очень активно артикулировался вариант прокладки ЮП по турецкому прибрежному шельфу...

потом стал крымнаш и про турков стали помалкивать
как выяснилось - до поры до времени

сейчас уже не хохлы, а болгары стали проблемой, снова подняли из под сукна турок
другой вопрос в том, что болгары то против стали не очень то давно
до этого то проблема в других странах была

ну и в момент решения отменить ЮП, болгары очень удачно оказались крайними под раздачу - сейчас внутри ЕС пойдет грызня, будут друг на друга стрелы переводить

и очень кстати каждый день нас подробно стали рассказывать, как сильно уменьшаются запасы газа в укроПХГ - тоже не спроста кстати, 146% это все в одну цепочку связано

чтож, будем посмотреть
это тебе не донцову читать, у нее всегда убийца - дворецкий
тут гораздо интереснее все, загадочнее

последняя мысль
меня умиляет "стремление TC диверсифицировать поставки энергоносителей", "отказаться от российских поставок в пользу третьих стран"
о чем вы говорите? Всю нашу осознанную историю, (которую еще не успели переврать средневековые монахи-переписчики) запад мечтал захапать наши ресурсы
вспомните, Тэтчер еще предъявляла нам, что мы единолично владеем этими несметными богатствами, которые у нас неприменно следует отжать и поделить между всем западным миром...

№16 MarBel 4 декабря 2014 10:14
+1
Насчет Тэтчер не знаю, но эту идею озвучила Мадлен Олбрайт
№17 Vavaca 3 декабря 2014 16:09
+2
Будет газопровод! Турки не те люди, кто упустит возможность торговать российским газом и контролировать вентиль для Европы.Кончится постройкой СПГ завода на западе Турции и газ будет продаваться вообще по двойной цене.
----------
А у нас Тополя! Ля-ля-ля..
№18 Алекс 3 декабря 2014 23:19
+5
Владимир, тоже думаю, газопровод все-таки будет, и, конечно, турки умеют и любят торговать (этот талант у них не отнять) и, конечно, они не упустят свою выгоду. Такой шанс им выпал...

Но шанс им выпал только благодаря решению, принятому Путиным, туркам сильно повезло с подвижкой на геополитическом поле противостояния России и запада.

Подвижки эти уже давно идут, подвижки тектонического характера...
№19 Алекс 3 декабря 2014 19:20
+4
Не в плане дискуссии, а в плане обсуждения темы. Ваши фирменные (собственные мысли, не пересказ) комментарии, Георгий, всегда логичны, оригинальны (не шаблонны - большая редкость) и заставляют задуматься...

Мои размышления, к которым подтолкнули Ваши мысли:

"Путин ломает ситуацию, искусственно созданную Западом, когда наш дефицитный товар дешевеет".

Вы правы, надо против ситуации, созданной западом, бороться и Путин сейчас активно "ломает" планы западных соперников, направленные на разрушение российской экономики,. Их задача - обвалить наши цены на энергоносители (3-й пакет для того же) и обескровить наш бюджет...Понятно.
Наша задача - сохранить для себя европейский рынок без потерь и устранить конкурентов в зародыше.

Ситуация крайне сложная и запутанная с рынком энергоносителей. Риски очень большие. И тут каждый наш шаг ответствен. И ведь Путин всегда и везде говорит о цене, о последствиях принимаемых решений и шагов: "зачем это сделано, для чего, каковы будут последствия?".



Я это к тому, навряд ли бы Путин сделал такое заявление urbi et orbi, однозначно заявив об окончательном отказе от ЮП (инфобомба), что ГП заменит ЮП, как бы неожиданно, из-за доставшей уже тупости несуверенной Болгарии, и с целью только поднять цены на дефицитный товар...

Но попробуй теперь скажи Эрдогану, который уже выгоду свою подсчитывает, что реально-то ничего не будет, а будет "многолетняя возня", ибо "цель - мировой рынок энергоносителей! И те, кто этим рынком манипулирует"...

Конечно, мы не можем потерять европейский рынок энергопотребителей, не можем отдать его конкурентам.
Но смотрите, Европа ведь тоже зависит от нас. Даже чисто технологически она не может вдруг переориентироваться с России на других поставщиков, это нереально. Нужны усилия, деньги и время. Их экономика фактически реально зависит от наших энергоносителей, их потеря - крах (или очень сильное потрясение, им этого не нужно) для их экономики. Сейчас они в ступоре от решения Путина, собирают 9.12 совещание, думать будут...

"Не в наших интересах создавать изобилие энергоресурсов на европейском рынке - ибо, он отреагирует снижением цен!"

Изобилия? Это сверх нужного объема, что-ли? То, от чего можно отказаться? Но пока только мы можем дать европе газ в нужном им объеме, и изобилия еще долго не будет. А нам нужны их деньги, которые может дать одна из мощнейших экономик мира.

Но думаю, что будет именно так, как об этом и было заявлено (газопровод и хаб в Турции). Это маневр. Ведь это решение Путина притягивает (связывает) к ГП энергоресурсы ближайших стран-экспортеров этого региона, притягивает их тоже к этому транспортному узлу (Хаб - такая пробка-краник в европейской части Турции), и тоже "ломает" планы наших врагов - какие теперь "Набукки" и т.п. конкуренты?
Видимо, решение долго обдумывалось и принято было Путиным не спонтанно (не в его правилах), хотя выглядело именно так.

Рынок энергоносителей, абсолютно с Вами согласен, сильно зависит от геополитики, это нам постоянно запад в нос тычет и обвиняет, хотя у самих рыло в пуху (бизнес, ничего личного)... Цены спекулятивны, и саудовцам мы еще припомним их нефтяные интриги против России...

Вообщем, думаю, решение Путина ("ломает ситуацию") - это тактика, и решение, объявленное в Турции, как раз и есть часть этой тактики, этого маневра. А стратегия, цель и есть защита наших экономических интересов и борьба за рынок, то, о чем Вы и говорите, и за наш бюджет.
№20 o.alexander 3 декабря 2014 12:46
+5
Интересная статья. Линия Москва-Анкара-Тегеран очень мощная. Два газовых потока, на турецком берегу, делает Турцию "газовым супермаркетом" правда до тех пор пока это нравится нам и Ирану. Просто страх для США. Если "вдруг"Турция еще и в ТС вступит, это будет по-хлеще "Фауста" Гете. Сауды тоже нервно чешутся и матерятся на арабском.
----------
Кто не хочет, когда может, тот не сможет, когда захочет.
№21 диагноз 33 3 декабря 2014 12:55
+3
Да, хорошая статья.
Приятно читать суждение профессионалов.
№22 Ш.Аслан 3 декабря 2014 12:56
+3
Турки -суниты,Сауды-вахабиты,Персы-шииты,огнеопасная смесь.
№23 LUTYIAV 3 декабря 2014 13:03
+1
Очень интересная статья.Чотко ясно одно, идет большая геополитическая игра.Для серьезного анализа, явно не хватает серьезной информации.Будем надеется на ВВ и его команду,что не подкачают и молится Господу,что бы не оставил нас.
№24 Антифашист_1 3 декабря 2014 13:04
+4
Газа в Туркменистане,Азербайджане несомненно очень много.Но строить газопровод до Европы,я думаю,что пиписька еще не так отросла.Тем более,с учетом того,что Газпром моментально прекратит закупки газа в этих странах,поставив все раком.И трубы,кроме Украины,в лице знаменитого парня-Ахметова,для такого проекта, вряд ли кто поставит.Но возить по территории России просто так,не сделав трубы золотыми,вряд ли кто позволит.Это Эрдоган понимает,но его интересуют интересы Турции прежде всего,он сделал правильный выбор и Россия от этого контракта не откажется,как не откажется и от Южного потока,когда наконец головы в Европе поймут,что потеряли.
№25 ДМБ 97-99 3 декабря 2014 13:05
+3
Браво Путин Браво !!! Россия, кроме сроков пуска потока, ничего не потеряла, а вот обиженная Евросоюзом Турция, теперь будет рулить ценой транзита до хаба. Они сейчас из кожи вылезут, но своё не упустят. Такие подарки бывают раз в жизни. Итоги:
1. Натовцы будут иметь натовцев и, смею предположить, не слабо!
2. Прямые потери европейских компаний это только начало. Полученные кредиты под этот контракт, на развитие мощностей, нужно теперь возвращать за счет других сделок.
3. Хохлы, как сидели на "зажженной бочке с порохом" так и сидят, просто фитиль удлинился. Но, думаю, турки его укоротят. Возьмут на генподряд китайцев и умоются ВСЕ кроме России!
4. А вот госдепу сейчас повлиять на турок будет тяжело. Нужно выбирать между ИГИЛ в нефтеносном регионе и попытками "заплющить" русских любой ценой.
Это уже не тактический ход со стороны Путина.Это новая стратегия развития отношений со всем этим борделем. Как следствие - укрепление рубля.
№26 mab3162 3 декабря 2014 14:54
0
Думаю, что ВВП его со временем обратит в свою веру в смысле воспитает в духе лояльности к Ассаду, который не просто "какой-то там политик", а сознательный выбор большинства сирийцев.
№27 Ckok 3 декабря 2014 13:10
0
Болгарам нужно теперь не компенсацию в ЕС просить, а у турок премию за свой отказ! А может уже получили заранее?
№28 Живу в раю 3 декабря 2014 14:01
+16
Никто не написал на сколько " попали " США. Пока только о ЕС высказывания. Почему "зажгли" Сирию? Асад не дал проложить трубу Катар- Средиземное море. Эти поставки газа из Катара напрочь отметали ЮП. Путин поддержал Асада и трубы нет. Турция лишилась, как страна транзитер и возможность заработать на катарском газе, очень больших денег. Вот откуда разногласие С Москвой по Сирии. Возможно что то еще. Теперь Турция получает возможность заработать!!!! Финт от Путина! Браво! Какая разница на чьем газе пополнять счет? ))) Что Катарский , что Российский. Вывод- Зачем теперь нужна Сирия? Сколько за три года туда было слито США? Я не удивлюсь ,если Эрдоган примет позицию Путина. Жду статью от журналистов на этот счет.
№29 Антифашист_1 3 декабря 2014 14:19
0
Абсолютно верный комментарий.Борьба на рынке газа за место под солнцем-вот все причины происходящего.
№30 TodiboT 3 декабря 2014 16:43
0
Да действительно, в таком случае все старания американцев коту под хвост. Думали подставить нас с ЮП, а оказалось, что Путин и здесь их перехитрил.
№31 Sony_Ya 3 декабря 2014 17:16
0
Вспомнилась фраза из "Поддубного": "Железный Иван нагнул Америку"...А у нас здесь свой "Иван" - Владимиром величают! biggrin applodisment
№32 Master_D 3 декабря 2014 14:01
+5
"Почему-то многие игнорировали предложение Эрдогана создать альянс Россия — Турция — Иран..."

- Это очень ПРАВИЛЬНОЕ и СИЛЬНОЕ предложение!
Если оно будет реализовано, то это будет ОЧЕНЬ сильным ходом! Далее этот альянс необходимо интегрировать в ШОС...
Если в добавок к этому к ШОСу присоединятся такие страны наблюдатели ШОС, как Индия и Пакистан, то ШОС станет мощнейшим экономическим и геополитическим альянсом на планете! С самым выгодным геостратегическим положением!!!
№33 qomvu 3 декабря 2014 14:02
+1
Хорошая статья. Взвешенный, без "ура мы ломим! Гнутся турки!" анализ.
№34 Arsss 3 декабря 2014 16:34
+1
И фотка зачётная))))
100%, что либо выпить собрались, либо секретаршу обсуждают.

----------
Пиндостан должен быть разрушен!
№35 alex-ru-ua 3 декабря 2014 17:27
-2
Боюсь предположить, что будет, если с кратким рабочим визитам Путин съездит, скажем, в Мексику.
№36 korservas 3 декабря 2014 21:51
+1
ИМХО. Принцип сохранения подвижного равновесия в геополитике, как и в дзюдо, Путин производит мастерски. Т.е. находит достойные аргументы. Уверен, что Эрдоган рано радуется в роли владельца газового хаба. Скорее ЕС после просчета новых условий своего энергетического баланса, предложат Путину много интересного ради сохранения ЮП. ВВП скорее всего запустит оба проекта, т.е. просто реализует проект диверсифиции, и будет грамотно играть с Европой на трех газовых трубах. А восточный маршрут в Китай будет для Германии постоянным ружьм на стене в качестве экономического стабилизитора ее растущего геополтического аппетита в Европе. Это в конечном итоге создаст предпосылки для решения украинского кризиса. Шахматная игра продолжается!
№37 Лавр 3 декабря 2014 22:40
0
По Сирии Эрдоган говорит, что ему положено говорить, иначе пиндосы его порвут. А вот посодействовать ему в утряске курдского вопроса надо. А трубу проложат быстро. Для начала только в Турцию и не дальше. Газ туркам самим нужен. Структуры строительства уже налажены, трубы Выкса выпускает, проект по дну практически проработан. Газ со скидкой для заинтересованности. А лишние ветки протянуть по готовой трассе - дело техники. И обойдётся всё дешевле для России и дороже для Европы. Ход красивый и прагматичный