Обсуждаемое
Опрос
Популярное
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Рейтинг
Видео

Истоки и смысл турецкой провокации

Истоки и смысл турецкой провокации

В начале весны 2014 года, когда Крым уже был российским, а гражданская война на Украине еще только начиналась и многим казалось, что худшего удастся избежать, мне довелось в нескольких статьях и комментариях заметить, что действия США и ЕС на Украине имеют все признаки провокации, очевидной целью которой является вовлечение России в войну. Тогда же я сказал, что если кто-то хочет кого-то заставить воевать, то рано или поздно он это сделает, вопрос только когда и как.

С тех пор не изменилось почти ничего, кроме одного момента – выросли ставки. Весной 2014 года США и ЕС совместно втягивали Россию в войну на Украине, рассчитывая, что свяжут там российские ресурсы, а сами выступят в удобное время, в удобном месте и легко добьются геополитического выигрыша.

Сейчас же речь идет уже о том, что США в попытке вовлечь Россию в невыгодную для нее войну готовы пожертвовать своими союзниками из ЕС и НАТО.

Версии официальные и не очень

Вот тут-то и родилась турецкая провокация. В том, что это именно заранее подготовленная провокация, у меня сомнений нет.

Я еще могу поверить, что профессиональные операторы турецких СМИ случайно оказались в месте, с которого можно было наилучшим образом снять атаку на российский бомбардировщик и случайно навели объективы в нужную точку, в нужную минуту. Всяко бывает.

Но официальная версия событий, представленная турецкими властями, неопровержимо подтверждает как провокационный характер действий истребителей ВВС Турции, так и тот факт, что решение об организации провокации принимали первые лица страны.

Турки не могут отрицать, что самолет упал на сирийской территории. Ими же снятые и ими же опубликованные кадры зафиксировали, что самолет рухнул сразу же после поражения ракетой. То есть это не тот случай, когда можно сказать, что, мол, поразили его аж под Анкарой, просто он еще долго летел, пока не упал. Значит, даже если бы самолет нарушил воздушное пространство Турции, это длилось бы какие-то секунды, а удар по нему наносился, когда он однозначно был в воздушном пространстве Сирии.

Такой удар вдогонку мог бы быть частично оправдан, если бы российский бомбардировщик нанес удар по турецкой территории и тут же улетел бы назад, за границу. Но этого не было, а секундное пересечение линии воздушной границы трудно даже точно зафиксировать.

Однако, по официальной версии Анкары, турецкие ВВС десять раз в течение пяти минут предупреждали экипаж Су-24, что он не там летает и лишь потом его сбили. Причем успели получить санкцию премьера – Ахмет Давутоглу заявил, что лично отдал приказ об атаке на бомбардировщик.

Совершенно очевидно, что турки рассчитывали на совершенно определенную информационную реакцию Запада, когда страны ЕС и США, вопреки фактам, принимают антироссийскую версию, даже если она опровергается фактами.

Когда выяснилось, что Запад критично отнесся к турецкой позиции, что ни от НАТО, ни от ЕС невозможно добиться однозначной поддержки Анкары, что США самостоятельно (без Европы) не выступят, Эрдоган попытался модернизировать версию. В новом варианте самолет находился в воздушном пространстве Турции от 7 до 17 секунд, и был сбит раньше, чем определили его тип и национальную принадлежность.

Концы с концами в турецких версиях теперь совсем не сходятся. Пилоты не знали, кого они сбили, а генеральный штаб Турции сразу же сообщил, что сбит российский бомбардировщик. Премьеру сообщают, что собираются уничтожить какой-то неизвестный самолет — и он тут же дает добро, хоть в регионе летают самолеты России, США, Франции и даже Канады. Нет только самолетов ИГ. Самое же главное, что поднять истребители, 10 раз предупредить, получить санкцию премьера и сбить самолет, турки, по версии Эрдогана, успевают не более чем за 17 секунд.

В общем, готовили провокацию, рассчитывали на одно ее информационно-политическое сопровождение, получили другое и растерялись. Главное же, что Путин заявил, что российский бомбардировщик ни разу не пересек границу Турции. Президент России не может ошибаться, публично оценивая ситуацию, способную привести к военному конфликту между Россией и страной НАТО. Он не Эрдоган.

Кто командует парадом

Зададим себе вопрос. Могли ли турки пойти на подобную провокацию, без согласования со старшими партнерами? Если бы речь шла о спонтанном решении в критической ситуации, я бы сказал, что Эрдоган и его команда способны принимать непродуманные конфронтационные решения. Но мы уже отметили, что провокация готовилась загодя. Это не были действия в состоянии аффекта. Это было хладнокровно продуманное и спланированное убийство.

Анкара, как и Тбилиси в 2008 году, рассчитывала на защиту США и НАТО. Оснований у турок было больше, чем у грузин – все же Турция страна НАТО. Но итог получился один и тот же. США отошли в сторону и сделали вид, что они ни при чем. Эрдоган заметался, но было уже поздно.

Сейчас многие эксперты рассуждают о том, как Россия закроет небо Сирии комплексом С-400, вооружит курдов и победит Турцию (не сразу, но вскоре). Думаю, что говорить о жестких мерах пока преждевременно. Да, будет усилена ПВО группировки, и летательные аппараты, представляющие потенциальную угрозу российским самолетам, могут быть сбиты. Да, Россия постарается взять небо Сирии под более плотный контроль. Да, негласные экономические санкции против Турции уже начали действовать. А вот в отношении того, кто, кого, как и против кого будет вооружать, надо еще подождать и подумать.

Конечно, оценки президента России, назвавшего действия Анкары "ударом в спину" и министра иностранных дел РФ, который обвинил Турцию в пособничестве террористам, являются беспрецедентно жесткими для современной России и обязывают к принятию конкретных мер. Но чтобы меры не оказались выгодны твоим же врагам, надо еще хорошо разобраться, кто и зачем подставил Эрдогана.

А Эрдогана подставили. Его убедили напасть на российские вооруженные силы (совершить акт неспровоцированной агрессии, дающий повод для военного ответа) и бросили наедине с судьбой.

Страной, которая могла дать Эрдогану такие гарантии, которые убедили бы его атаковать российские ВКС, могли быть только США (остальные ничего не могут гарантировать, если речь идет о России).

В 2014 году на Украине США могли ожидать, что Россия прореагирует на переворот и начало гражданской войны по грузинскому сценарию и пошлет войска.

Но в 2015 году в Сирии Вашингтон явно не мог рассчитывать на спонтанную реакцию России. Начать войну с Турцией немедленно Москва не могла просто потому, что вначале надо вывезти туристов, затем создать и развернуть группировку, способную разгромить отнюдь не слабую турецкую армию, обеспечить логистику (в том числе и для Сирии, в связи с неизбежным закрытием проливов в случае войны) и только затем переходить к действиям. Все это требует не одной недели времени, реально – двух-трех месяцев как минимум, а то и полгода-год.

Следовательно, на спонтанный конфликт России с Турцией США не рассчитывали. Равно как вряд ли они рассчитывали на то, что ЕС и НАТО серьезно впечатлятся неуклюжей турецкой ложью и бросятся спасать Анкару от Москвы.

Но Вашингтон активно пытается играть с курдами. Курды мечтают о Курдистане. Курдские территории в Сирии и Ираке уже пользуются достаточно широкой автономией. В Иране курдов значительно меньше, и проблема не стоит так остро. Зато под контролем Турции находится около 50% территорий потенциального Курдистана, на ее же территории проживает от 40% курдов (а сейчас, с учетом беженцев, уже может быть и 60%). Турция – единственная страна, несколько десятилетий ведущая с курдами войну, причем на территориях Сирии и Ирака тоже. Планы Анкары и Вашингтона в отношении курдов расходятся диаметрально.

Вашингтон не может открыто выступить против своего союзника по НАТО и публично поддержать силы, борющиеся за расчленение турецкого государства. Но сейчас курды бросились просить оружие, финансирование и поддержку от России, надеясь, что Москва легко согласится помочь врагам своего врага.

А турок не любят не только курды. Армяне помнят не только геноцид 1915-1917 годов, но и турецкую блокаду Армении в связи с конфликтом в Нагорном Карабахе. И они, безусловно, помнят, что Великая Армения при Тигране II Великом выходила к Черному, Каспийскому и Средиземному морям, а армянское царство в Киликии просуществовало до 1515 года. Да и греки ни смирнинскую резню не забыли, ни желания вернуть Константинополь не потеряли. То есть желающих поучаствовать в разделе Турции будет достаточно, и все они придут к России с просьбой помочь их справедливой борьбе.

Все только начинается

Дестабилизация Турции не в интересах России. Но превращение ее в филиал ИГ еще хуже. Так что не исключено, что кому-то придется помочь в восстановлении исторической справедливости. Например, сегодня многими в России установление греко-армянской границы в Малой Азии воспринималось бы как благо, хоть далеко не факт, что восстановленная в границах Византии времен Василия II Греция или возвращенная к границам Тиграна II Армения окажутся для России надежными партнерами. А уж виды США на курдскую государственность и вовсе заставляют задуматься, кто на самом деле может оказаться главным бенефициаром российско-турецкой конфронтации.

В целом могу повторить, что раз задача втянуть Россию в войну стоит – провокации будут продолжаться. От кого ждать следующей (от Турции, Украины, прибалтов) — неизвестно. Тем не менее в том, что касается конкретного российско-турецкого кризиса, вызванного атакой на российский самолет, то здесь все еще только начинается. Еще уедут из Турции туристы, еще обрежутся экономические связи, МИД еще потребует извинений. Вопрос еще может рассмотреть Совбез ООН. И еще будут ездить в Москву за деньгами и оружием ходоки от всех, кто не прочь окончательно решить турецкий вопрос.

Время для принятия решения о том, как ответить Анкаре на провокацию, чтобы и свои интересы соблюсти, и никому не повадно было пробовать повторить, у нас есть. Ну а пока что Россия уже использовала ситуацию для укрепления своих позиций в Сирии. После реализации озвученных Генштабом, Шойгу и Путиным намерений полностью закрыть небо Сирии российскими системами ПВО и увеличить численность истребителей на базе Хмеймим разрешение на пролет в сирийском воздушном пространстве придется спрашивать и французам, и американцам, и всем, кто там будет летать. Просто чтобы случайно не быть принятыми за "летательный аппарат, несущий потенциальную угрозу российским самолетам". И вряд ли Турция сможет дальше активно участвовать в сирийском урегулировании.

Но мы находимся только в начале процесса. Мы еще не избежали войны, только отложили ее. И фокус заключается в том, что в создавшихся условиях, для Эрдогана (провокацией с Су-24 серьезно подорвавшего и свои внутриполитические позиции, и позиции Турции на международной арене) война может оказаться лучшим выходом из возможных. Если он таки добьется войны с Россией, проблема выйдет на другой уровень. Принимать решение о своей дальнейшей судьбе придется НАТО, а внутри страны Турции будет рассчитывать на консолидацию общества ради отпора врагу. Для него это предельно рискованный, но выход. Как для Порошенко рискованным, но единственным выходом является возобновление войны в Донбассе.

Если же Эрдогану и Порошенко удастся договориться о согласованных действиях, то мечта США может стать реальностью – Россия окажется перед перспективой одновременного втягивания в военный конфликт с Украиной и государством НАТО (Турцией).

Так что не надо ждать от российского руководства простых линейных решений. Ситуация на мировой шахматной доске становится все запутаннее. США предлагают в жертву все новых и новых своих союзников. Рано или поздно, жертву придется принять. Лучше всего это сделать вовремя.

Автор: Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
42 мнения. Оставьте своё
№1 klavrida 26 ноября 2015 23:33
+17
Мда ... Мрачноватый прогноз dumaet
№2 figaro.sdeberzherack 26 ноября 2015 23:41
+78
Отнюдь . Прогноз , есть прогноз . А вот эмоциональную окраску даём мы сами . Прогноз такой - не спешить ! И это - правильно .
Честно говоря , я восхищаюсь ВВП ! Если нас , простых граждан , этот подлый удар приводит в ярость , то сколько он сил тратит для сохранение здравомыслия ?!!!
Здоровья ему !....Ещё много дел впереди .
№3 Vyacheslav44 26 ноября 2015 23:49
+7
СОГЛАСЕН!
№4 арбалет 27 ноября 2015 00:27
+10
лично мне кажется, что сейчас кризис посерьезней крымского и донбасского в плане последствий. России нельзя проиграть, а козырей на руках значительно меньше, чем в Крыму и на Донбассе.
№5 BABULYA 27 ноября 2015 17:33
+2
То, что вытворил Эрдоган по указке США, это как в украинской пословице:"Свысны Панько, бо ты дурнишый" - это точно про него
№6 makcc7773 26 ноября 2015 23:45
+4
Может вооружать негласно негров в сша, которые протестуют ? Да и техас...
№7 Dim 27 ноября 2015 06:11
+2
Подождите немного. Как у них выборы пройдут - это еще вопрос....
ИМХО: Техас и Калифорния (и др Южные) еще свое слово скажут. Свежа еще память о войне Юга с Севером.
№8 vera.assol 27 ноября 2015 09:48
+2
Да ничего там не изменится,негры довольны,что у них есть пособие на гамбургер и кока-колу.
№9 DrRusuas 26 ноября 2015 23:46
+29
То, что запад во все века пускал слюни и сопли, взирая на Сирию и на другие страны, находящиеся в "подбрюшье" России, подтверждает вот такая картинка из уже далекого прошлого!!!
Вот из этого и должна строиться позиция и стратегия России в этом районе матушки-земли!!!
Спасибо нашедшему такую картинку!!!
№10 RomanoN 26 ноября 2015 23:51
+13
Цитата: klavrida
Мда ... Мрачноватый прогноз dumaet

Это не поогноз а анализ. И довольно реалистичный. А реальность редко бывает радостной.
----------
Фройляйн на корабле - плёхой примета
Крым-это Россия. Аляска-это Россия. Весь мир — это Россия. Кроме Косово. Косово — это Сербия!
№11 Леший 26 ноября 2015 23:51
+6
Пиндоские жидофашисты ,что та макака ..,бегают и серят ,серят и бегают . Где пробежали там вонь и бардак .В Россию кидались дерьмом кидались ,и Осетия ,и Руина ,ни хрена не получилось,Китай зацепили и мёртвого осла уши получили,сейчас жидопархатые турок пинками загоняют под гильотину .
Ну , кто там следующий ...,эй ,проеболты ..,как там насчёт пошуметь у границы mosking
В очередь за 314здюлиной ссукины дети ,в очередь .
----------
Качество градуса тупизны населения , в псако-пикселях ,зависит от % скидок, которыми торгаши-барыги заманивают лохов на распродажу .
№12 Ничипор-Бобырь 26 ноября 2015 23:58
+6
Может турки у Парашенка и Саакашвили косультировались?
№13 Борислав 27 ноября 2015 00:03
+12
Теперь есть только одна реальная альтернатива:
Эрдоган должен уйти! hang
И сделать это должен народ Турции и его армия.
№14 Ничипор-Бобырь 27 ноября 2015 00:10
+6
Народ Турции очень рад, что Анкара проявила силу и одобряет ситуацию. Т.ч. тут надо быть осторожным.
№15 арбалет 27 ноября 2015 00:30
+3
не надо расписываться за весь народ. Турки не идиоты, а у Эрдогана не так давно был свой майдан.
№16 vasileva_ 27 ноября 2015 02:35
+10
Мы точно так же и про хохлов говорили - "народ, народ". Ну, и где этот народ с майданом головного мозга????? Так же и турки. Или вы забыли, что османы ИСТОРИЧЕСКИЕ враги России.
№17 Dim 27 ноября 2015 06:13
+1
А Армия...? с которой у Эрдогана не все гладко.
№18 Ludovic 27 ноября 2015 00:10
+24
Господи! Благослови нашего президента на всякое доброе дело! Укрепи дух его, Господи, и сохрани!
№19 nepomnuploXoe 27 ноября 2015 00:20
+3
прогноз понятен, кроме одного момента - независимый Курдистан - это хорошо, или не очень?
№20 Goblinwowa 27 ноября 2015 09:55
+2
Это надо очень посмотреть, чтобы не вышло, как с Израилем. Когда мы им ну очень помогли против арабов, дав боевую авиацию и отпустив (при Сталине!) боевых летчиков-евреев. В результате чего к власти пришли американские ставленники, а мы получили врага на многие годы.
№21 Bandurkin 28 ноября 2015 05:27
0
Думаю, что на близкую перспективу хорошо, а потом будет как всегда: у кого больше денег, тот девушку и танцует. У нас же нет печатного станка для доллярей, а они напечатали уже два десятка триллионов и в ус не дуют...
----------
Как ликует заграница
И от счастья воет воем
Что мы встали на колени
Да, мы встали на колени
Помолиться перед боем
№22 следящий 27 ноября 2015 00:28
+2
Цитата: Ничипор-Бобырь
Народ Турции очень рад, что Анкара проявила силу и одобряет ситуацию. Т.ч. тут надо быть осторожным.

Если пару тысяч дебилов скачет, это не значит, что весь народ.
----------
USA должны быть разрушены ! Сделаем из США ША !
№23 следящий 27 ноября 2015 00:31
+2
Цитата: nepomnuploXoe
прогноз понятен, кроме одного момента - независимый Курдистан - это хорошо, или не очень?

Судя по тому, как их обхаживают пиндосы, готовят из них наших врагов.
----------
USA должны быть разрушены ! Сделаем из США ША !
№24 vasileva_ 27 ноября 2015 02:43
+1
Из курдов врагов для России практически невозможно сделать. Там с ИГ даже женщины воюют.
№25 Dim 27 ноября 2015 06:15
+1
Курды многое знают и помнят. И производят впечатление адекватных людей. Хотя.... "и палка стреляет"
№26 IIPABDA_3DECb 27 ноября 2015 00:34
+1
Я тоже так подумал, ещё вчера
№27 dm98900 27 ноября 2015 01:02
0
Ходить нужно конём popcorm popcorm popcorm
№28 Elena2015 27 ноября 2015 01:11
+2
Курдистан эта темная лошадка, что из него может получиться никто не скажет.
№29 al-neri 27 ноября 2015 01:26
+4
Терпи,Путин,терпи.Разгони айфонщиков всех мастей и терпи.Не время еще.А потом,как в анекдоте.Мы спустимся и выeпeм все стадо..
----------
Когда собаки молятся,с неба падают кости..
№30 edgarcacey4 27 ноября 2015 02:24
0
Отличный анализ.
№31 шпилька 27 ноября 2015 04:42
0
США нужен новый Гитлер. Не нашли на Украине, раскопали в Туретчине.
№32 Иван Петров 27 ноября 2015 06:24
+4
"Великий Курдистан", подконтрольный США - их давний проект. Географически он будет контролировать всю ближневосточную нефть на её пути в Европу. Образованный из кусков с мясом выдранных из Ирака, Турции, Ирана, Сирии , он не нужен никому из этих стран.
Ослабление Турции с внедрением её в ЕС и одновременным "законфличиванием" её на годы вперед с Россией - тоже проект США.
Ослабляются сразу все геополитические противники Штатов.
-ЕС получит вялотекущий конфликт с Россией на юге. Поток турков и всякого сброда через неё себе под шкурку. Ввиду внутренней нестабильности Турции - постоянный риск военных и других переворотов в Анкаре.
-При удачном раскладе для США будет сделана попытка запереть Россию в Черном море.
В этом случае конфликт имеет шанс перерасти в полноценную региональную войну с перспективами мировой. США, все в белом, в стороне в качестве миротворца...
№33 Bandurkin 28 ноября 2015 05:30
0
Сильно напоминает предтечу Крымской войны 1854 года.
----------
Как ликует заграница
И от счастья воет воем
Что мы встали на колени
Да, мы встали на колени
Помолиться перед боем
№34 Джульетка 27 ноября 2015 07:54
+2
Правильно ли я понимаю, что, начав поддерживать турецких курдов, Россия сыграла бы на руку сшп?
Как всё сложно-то, спасибо, что я - не президент... feel
----------
Я - из Тольятти!
№35 Aleksandr1463 27 ноября 2015 08:53
0
Расчленение Усраины-это выход,по-моему,турок вряд-ли стоит дербанить дальше автономии курдов.А пока повоюем экономически-деваться некуда belay
----------
Aleksandr
№36 тушка 27 ноября 2015 09:32
+2
Очень уважаю Ростислава Ищенко. за его профессионализм, очень вдумчивую аналитику. его прогнозы практически всегда исполняются. за его, не постесняюсь это слова, мужество (ведь ему пришлось ухать с Украины в связи со всеми этими событиями). прекрасная статья, согласна с его выводами на все 100%. спасибо!
№37 jel.vi 27 ноября 2015 18:46
0
А еще на наших ток-шоу с участием укродебилов он никогда не повышает голос. good
----------
jel.vi
№38 Valeri Kolis 27 ноября 2015 09:49
0
Мне кажется, что америкосы не успокоятся до тех пор, пока мы "пролив Сталина" не организуем!
№39 Marina1811 27 ноября 2015 11:00
+1
Не хватает продолжения мысли. Жертву принять, то есть в войну вступить. Так получается, что выхода у нас все равно нет что ли? Что никакого банкротства сшп???? ((( То есть должны они всему миру, а платить нам? Как надоело....
№40 Дмитрий Куролесов 27 ноября 2015 12:58
+2
Не хотелось бы оказаться догадливым, но ведь Киев зачем-то старается держать своих ВСУшников "на привязи", очевидно тянет время, причем это ему невыгодно. Неужели общий турецко-украинский модератор специально создавал ситуацию, при которой и Турции, и Украине одновременно скажут "фас!"? Украину "держали", Турцию - "подтянули". Европу, кстати, отвлекли беженцами.

Да, России нельзя реагировать стандартно. Враги только этого и ждут...
№41 Bandurkin 28 ноября 2015 05:40
0
Полностью с Вами согласен!
Очень похоже на то, что нас хотят заставить воевать на два фронта. А то и на три...
Как говорил мой отец (военный штурман): "Все сходятся в точке рандеву с опозданием не более минуты"
Причём обратите внимание - в течение 500 лет в середине второго десятиления каждого века нас бьют в спину:
1612 год - поляки захватывают Москву и выбивают их с большим трудом
1709 год - Полтавская битва
1812 год - Наполеон
1914 год - первая мировая
2015 год - ?
----------
Как ликует заграница
И от счастья воет воем
Что мы встали на колени
Да, мы встали на колени
Помолиться перед боем
№42 Иван Петров 28 ноября 2015 11:32
+1
Не думаю, что для США все в розовом свете. Турков кинули "союзнички" вполне по-взрослому.
Немецкая разведка выдала анализ происшествия для НАТО, где утверждает, что самолет был сбит над Сирией. И была организована утечка информации в прессу.
Американцы сообщили, что по их данным самолет не пересекал границу с Турцией.
В дежурном заявлении НАТО говорится о праве Турции на защиту своей границы.
Кто же будет с этим спорить.
Эрдогану дали понять, что воевать в защиту его семейного бизнеса НАТО не будет.
Он делает заявления одно глупее другого. Просит о встрече с Путиным.
Его МИД выражает надежду, что все устаканится.
Через 12 часов после сбития самолета, туркоманский район, над которым он вознамерился установить свою "бесполетную зону" 8 (восемь) часов мешала с землей русская авиация.

Турецкая авиация сидела и сидит, прижавшись к земле.
Перехваты говорят о проклятиях со стороны "повстанцев" в адрес "защитника" Эрдогана.
"...не поднять головы...братья гибнут..."
Экономические меры сулят охренительные потери для итак слабо дышащей турецкой экономики.
Армии сильно не понравилось его заявление -"...летчики сбили сами". Подставлять подчиненных главком просто не имеет права.
Так не принято нигде.
Все для дурака идет не так...