Обсуждаемое
Опрос
Популярное
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Рейтинг
Видео

Как половцы узнали истинную силу русского оружия

Как половцы узнали истинную силу русского оружия

Современную версию российского календаря памятных дат военной истории страны открывает (если смотреть по годам) битва при Сальнице. Событие это, произошедшее 27 марта 1111 года, по праву считается первой крупной победой русских дружин над давними врагами той поры — половцами. Но если судить по большому счету, сальницкая победа была бы немыслима без другой, более ранней битвы — сражения на реке Сутени (нынешняя река Молочная), случившегося на восемь лет раньше, 11 (4 по старому стилю) апреля 1103 года.

Любопытно, что в описаниях битвы при Сальнице неизменно присутствует более или менее явное упоминание и событий 1103 года, правда, без акцента на сутенском сражении. Чаще всего упоминается Долобский съезд и принятое на нем решение впервые перенести место сражения из глубины русских земель ближе к врагу — на окраины причерноморских степей. Иногда упоминается и «первый объединенных поход русских дружин против половцев, положил начало постепенному ослаблению половецких земель». Но под этим расплывчатым описанием как раз и прячется та самая битва на Сутени.

История этого сражения интересна еще и с той точки зрения, что оно стало своего рода разведкой боем перед крупным походом 1111 года, а также пробой новой тактики, отцом которой можно считать Владимира Мономаха. Примечательно, что летописцы XII века хорошо понимали, насколько связаны между собой две легендарные битвы — на Сутени и при Сальнице. Связь эта была для них настолько очевидной, что они даже перестали различать, перед каким из двух генеральных сражений Владимир Мономах произнес свою знаменитую речь о необходимости пойти в поход на половцев весной, аргументируя свою позицию тем, что лучше уж самим отвлечь пахарей от сева, собрав из них войско, чем отложить поход, рискуя холопьими жизнями, за которыми могут прийти половцы. Сегодня большинство историков уверенно относит это заявление Мономаха к преддверию битвы при Сальнице, но его же нередко можно встретить и в описании преддверия сражения на Сутени.

Впрочем, не так уж и важно, когда и где прозвучали эти слова — вполне возможно, что князю Владимиру пришлось дважды произносить их, убеждая союзников двинуться на половцев в начале весны. Несомненно другое: за этим решением стоял совершенно трезвый полководческий расчет. Справедлива была не только мысль о том, что лучше ненадолго отвлечь пахарей от сева, чтобы за счет этого обеспечить их безопасность летом и осенью, а значит, и безопасность урожая — пусть и чуть менее богатого, но не ставшего добычей кочевников. Верным был и расчет на то, что по весне половецкая конница, которая была главной ударной силой, окажется недостаточно резвой: кони еще не успеют отъесться на летних травах.

Наконец, совершенно оправданным тактическим ходом стала отправка вперед, перед основной частью дружины, «сторожи» — говоря современным языком, дальней разведки и одновременно передового отряда, которому надлежало не допустить, чтобы половцы узнали о приближении русских. Ведь скрыть от кипчаков, как еще называли половецкие племена, начало похода, о котором во всеуслышание объявили зимой на Долобском съезде, не удалось. И оставалось только надеяться на внезапность.

Основные силы русской дружины, которая традиционно состояла прежде всего из пехоты, добирались до места сражения в два приема. Сначала из Переяславле (нынешнего Переяслава-Хмельницкого) пешие воины пустились в путь на ладьях, а по берегам их прикрывали конные дружинники. У острова Хортица перед днепровскими порогами пехотинцы вышли на берег и через четыре дня спорого марша добрались практически до реки Сутени.

К этому времени окрест нее уже действовали «сторожи», дожидаясь передовых отрядов половцев, которые, как знали русские, двинулись им навстречу. Встреча половецкого авангарда во главе с самым знаменитым кипчакским князем-богатырем — Антулопой — с русскими разведчикам, которых возглавлял пятый сын Мономаха, Ярополк, состоялась ранним утром 11 апреля. И была крайне печальной для кипчаков: русские подпустили их на расстояние копейного удара, укрывшись в распадках и промоинах, после чего окружили плотным пешим строем, не давая бросить изнуренных по весне коней в бросок, который смял бы пехоту. Довольно скоро основная часть авангарда половцев погибла, а немногочисленные войны во главе с Антулопой, которым все-таки удалось вырваться из окружения, не сумели оторваться от погони и погибли, не добравшись до основных сил. Именно такого результата схватки и ждал от своей «сторожи» князь Владимир, заранее проинструктировавший Ярополка, чтобы тот не ввязывался во встречный бой, а окружил врага и уничтожил, не допустив утечки информации о подходе русских.

Это и предопределило исход битвы. Половцы подошли к месту сражения, где их в тщательно подготовленных боевых порядках ждали русские дружины, неготовыми к схватке. Тем не менее, понимая, что результат схватки решит, скорее всего, один-единственный мощный удар, кипчаки решились на него. И — прогадали. Несытые кони не сумели разогнаться настолько, чтобы, как это бывало обычно, проломить строй русской пехоты. Конники увязли в ней, а на малой скорости преимущество оказалось на стороне русских, вооруженных длинными копьями и топорами на длинных топорищах, которых с лихвой хватало, чтобы обезопасить себя от половецких клинков. И хотя, как образно описывал это летописец, «двинулись полки половецкие, как лес, конца им не было видно», но победа уже явно склонялась на сторону войск Владимира Мономаха и его союзников.

Результатом сражения стала гибель двадцати половецких «князей», то есть ханов — глав отдельных родов или кланов, начиная с самого старшего и опытного среди них, Урусобы. Он, кстати, еще только узнав о выдвижении русских дружин, постарался уговорить соплеменников не ввязываться в войну в столь неудачное для Степи время, а заключить с русскими мир на их условиях, что дало бы кипчакам время подготовиться к новому удару по Руси. Ведь так уже делалось не один раз — почему бы не сделать снова? Ответ на этот вопрос услышал только один половецкий хан — Белдюз. Его взяли в плен и привели в ставку Мономаха, который, как свидетельствует летопись, спросил его лишь об одном: «Сколько раз, дав клятву, вы все-таки воевали Русскую землю? Почему ты не наставлял сыновей своих и род свой не нарушать клятвы, но проливали вы кровь христианскую?» После чего, не дожидаясь ответа, князь велел зарубить клятвопреступника, которому не могло быть уже никакой веры: ведь, выкупившись из плена, он наверняка вновь постарался бы вернуть себе все потерянное саблей и арканом.

Непосредственным результатом сражения стала не только гибель крупного половецкого войска во главе с ханами. Русским досталась также богатая добыча: они, как гласит летопись, взяли «скот, и овец, и коней, и верблюдов, и вежи с добычей и с челядью, и захватили печенегов и торков с вежами (то есть кибитками, в которых везли имущество. — РП)». Кроме того, русская дружина освободила и множество кипчакских рабов, среди которых оказалось немало соплеменников: кочевники никогда не упускали возможности пополнить рабочие руки за счет удачного набега на Русь.

Но самым главным результатом битвы на Сутени стала опаска, с которой уцелевшие половецкие роды начали воспринимать русских. До сих пор ни один князь не мог похвастаться настолько безоговорочной победой, и потому большинство походов кипчаков заканчивались если не безусловным успехом, то хотя бы весомым результатом. Теперь же рассчитывать на безнаказанность им уже не приходилось. И это блестяще подтвердили события последующих лет — неудачная осада городка Зарубы в 1105 году и состоявшаяся в августе 1107 года битва у Лубена, где не участвовавший в сражении на Сутени клан хана Боняка попытался взять реванш. А точку в первом крупном военном противостоянии Руси и Степи поставила битва при Сальнице в марте 1111 года — та самая, которую сегодня называют прародительницей всех побед русского оружия.

Сергей Антонов
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
40 мнений. Оставьте своё
№1 buch 11 апреля 2016 19:27
+24
спасибо что просветили,ни чего этого ни когда не знал
№2 S-E-R-G 12 апреля 2016 01:00
+3
Половцы и кипчаки это разные народы.
№3 URSUS 11 апреля 2016 19:28
+19
да,но великие походы Святослава(конец 9 века),это ли не начало русской воинской славы?хотя я уверен и до Святослава было очень много побед о которых мы не знаем!
----------
И один в поле воин,если он Русский!!!
№4 злата 11 апреля 2016 19:50
+2
В Велесовой книге множество сражений описывается ...можно найти в инете. Другое дело, чт многие ее не признают.... dumaet Игорь и Ольга были раньше...Вещий Олег, опять же..
...*Согласно Книге Велеса, в IV тысячелетии до н.э. Яруна (Арий) вместе с детьми Кием, Щеком и Хоривом вывел предков славян из Пенжа (Пенджаба) через Иран, Кавказские горы – к Днепру и Карпатам, на Дон пришли многие славянские роды. К тому же времени Книга Велеса относит и разделение славян из рода Яруны и германцев из рода Кисека. Сие разделение произошло около. 3.500 до н.э. после разделения родов Ария и Кисека, от последнего пошли прагерманцы».
№5 WhiteOfficer 11 апреля 2016 20:33
+5
Как же не хватает на политикусе таких принудительных подписей к комментариям пользователей, как на АШ, типа "распространяет сектантскую ахинею".
№6 злата 11 апреля 2016 21:07
-1
ага..и еще надписей *КАПИТАН ОЧЕВИДНОСТЬ*
№7 OlBuraq 11 апреля 2016 20:39
+4
после разделения родов Ария и Кисека, от последнего пошли прагерманцы».

Там еще написано "отцы ушли на закат". Я все таки думаю, что не один из родов ушел, а разведывательные отряды, мужчины, искать подходящие земли. Там и осели. Связь всё таки была, ибо на острове Рюген (о.Буян) было создано капище Свентовиду, нашим Богам.
----------
СВРга
№8 АннаИ 12 апреля 2016 02:15
+3
Злата,древние книги дошли до нас,а "велесова книга" - современная писанина.Если задумаетесь - для чего,с какой целью нам,как и на Украине,втюхивают язычество,думаю,что ваше любопытство изучать сомнительные книжонки пропадет.У вас не вызывает подозрение,что Хиневич издавал свои "исторические" опусы в Америке,на средства ЦРУ?
№9 злата 12 апреля 2016 12:09
+4
Аня! А Причём тут Xиневич???? Вы всё перепутали. Велесова книга найдена на деревянных дощечках давно и опубликована Миролюбовым в 50-х годах. Хиневич опубликовал САВ.(ВЕДЫ). Втюхивают вам что-то или нет, но Олег,Ольга,Святослав были из Языческой Руси и это факт. Я об этом говорю. Нельзя отрицать и стеснятся прошлого. Никто вас в язычники и родноверы не тащит. Но знать о той поре как можно больше нужно.
№10 Walkman 11 апреля 2016 19:53
+3
Вы что! Он же не христианин!) Все гисторики только с крестами считаются! А остальное- блажь!)))
№11 злата 11 апреля 2016 20:02
+2
Если имеет отношение к русским, то должно быть интересно, xоть xристианин, xоть буддист, какая разница? Кстати я тоже xристианка, что не мешает мне признавать языческое прошлое предков. curtsey
№12 ZAR 11 апреля 2016 20:37
+4
Ершов "Великая Русь... народонаселение и войны"
Государственность на Руси с 3 века...
№13 Коля-Кан 11 апреля 2016 21:13
+6
URSUS

" да,но великие походы Святослава(конец 9 века)..."
------------------------------------------------------------

Первое упоминание Святослава в синхронном историческом документе содержится в русско-византийском договоре князя Игоря от 944 года[10]. То есть, X век.

Святослав Игоревич — князь новгородский в 945—969 годах, великий князь киевский с 945 по 972 год.
Формально Святослав стал великим князем в 3-летнем возрасте после гибели в 945 году отца, великого князя Игоря, но самостоятельное правление началось около 964 года. При Святославе Древнерусским государством в значительной мере правила его мать — княгиня Ольга, сначала из-за малолетства Святослава, затем из-за его постоянного пребывания в военных походах.
Святослав сокрушил Хазарский каганат в 965 году.

В данной статье речь идет о походе Владимира Мономаха против половцев.
№14 Призрак Патриота 12 апреля 2016 10:59
+5
Да, Святослав - один из величайших полководцев Руси. Как он ясов и касогов прижал, хазар покорил, взял Саркел, Семендер, Итиль. Потом по Болгарии прошелся, наводя страх на Византийских императоров. Жаль, слишком рано ушел.
А до него и Олег вешал щит на ворота Царьграда.
№15 Олег Фролов 11 апреля 2016 19:40
+5
Мало того, что пидзюлей огребли от русских, так ещё Бог с именами кипчаков обидел.
Антулопа, Урусоба, Белдюз, Боняка ...
С такими именами много не навоюешь.
№16 Михаил 11 апреля 2016 19:52
+3
Антулопа ---) Антилопа? Урусоба ---) Русская особа? Белдюз ---) Балда? Оболтус? Боняка ---) Воняка? popcorm
№17 ZAR 11 апреля 2016 20:42
-3
вы родословную исуса иосифовича еще не читали с именами там....
№18 ZAR 11 апреля 2016 20:53
-1
минусатор давно прочитал в библии, целых две, но выгода творит чудеса...
№19 ZAR 11 апреля 2016 22:38
+5
Иисус… был, как думали, Сын Иосифов, Илиев, Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов, Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев, Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин, Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев, Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров, Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин, Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов, Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов, Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов, Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин, Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров, Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин, Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов, Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов, Еносов, Сифов, Адамов, Божий.
(Лк.3:23-38)

так где коварство оплодотворителя...в начале или в конце?
№20 Нечаев Е.Е. 12 апреля 2016 03:15
+2
Цитата: ZAR
вы родословную исуса иосифовича еще не читали с именами там....

Есть материал и на эту тему. Suncharion - Ночь Сварога .

Процитирую: "Студент обычного московского ВУЗа, ходивший среди вас, быть может, вы с ним даже встречались в московском метро, известный в сети как Suncharion, настоящее имя - предположительно, Александр, точно не известно.
В то время, как его товарищи жрали пиво и качали порнуху в сети, он в возрасте 21-23 лет(!) написал сильнейшую книгу "Ночь Сварога", отличное исследование "Скинхеды" и несколько других сильных работ. В 2008 Suncharion умер в обычной московской больнице, куда лег "на недельку" подлечить язву. Совсем еще мальчишка, был полон сил и надежд на будущее...

Те, кто интересовался вопросом, обязательно находили его знаменитый сайт suncharion.olegern.net. Но сайт Suncharion`a давно грохнули, вместе с ним самим...

Люди, прочитавшие "Ночь Сварога", начинают по-другому видеть многие вещи."

Собрал у себя всё, что смог найти о Suncharion`е и от Suncharion`a.
№21 Коля-Кан 13 апреля 2016 17:42
0
Надо узнать настоящее имя и фамилию ныне покойного автора
" Ночь Сварога ".
Ведь остались же его друзья, родственники и те, с кем он учился в институте.
Таких людей немного в наше время и нельзя их забывать живым, а также их труды.
Поклонникам можно создать новый сайт.
№22 Михаил 11 апреля 2016 19:45
+5
Мономах и Урусоба... Какое из слов ближе к русскому языку? Что означает слово мономах? Мон + мах? popcorm
По преданиям и былям у русских было много лошадей. Почему историки считают, что на Руси было мало лошадей? Возможно, историки опять что-то врут? Или путают? russian
№23 Коля-Кан 11 апреля 2016 20:00
+8
Михаил

" Мономах и Урусоба... Какое из слов ближе к русскому языку? Что означает слово мономах? Мон + мах?..."
-----------------------------------------------------------

Мономах- это прозвище.
Великий князь Владимир- сын князя Всеволода Ярославича. Прозван Мономахом по прозванию рода матери, которая была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха.
№24 Михаил 11 апреля 2016 20:11
-3
византийского императора Константина IX Мономаха
Ага... Мономахи связаны с Византией. И Мономахи, скорее всего, были магами (мах - маг) или жрецами. Остаётся выяснить жрецами чего и кого были Мономахи. Возможно, Мономахи были жрецами новой религии, которая появилась в Киеве из Византии, как раз, в те времена. Тогда против кого водил своих прихожан жрец Киева? russian
№25 Dir_Asmundson 11 апреля 2016 21:49
+5
Мономахи, скорее всего, были магами (мах - маг) или жрецами

Как же Вы меня радуете своими лингвистическими познаниями! facepalm МОНОМАХ- слово греческого происхождения. В переводе- единоборец.
№26 Михаил 11 апреля 2016 23:05
+1
МОНОМАХ- слово греческого происхождения. В переводе- единоборец.
Да, кто бы сомневался! Просто поражён глубине Вашей мысли и широте, этой как её, эрудиции! smile
Однако, получается Мономах то Киевский, похоже, был греком? И к тому же борцом? Или за какие же подвиги жреца Киева русские греческим именем прозвали? popcorm
№27 Dir_Asmundson 12 апреля 2016 00:38
+2
Потрудились бы пройти по ссылке- увидели бы, что Владимир- внук византийского императора Константина 9го(мономаха). И в отношении Владимира это родовое имя, то, что теперь называют ФАМИЛИЕЙ.
№28 АннаИ 12 апреля 2016 02:24
+3
Слушай,умник,греки тебе не нравятся,а "твое" имя Михаил знаешь какого происхождения и как переводится? Это древнееврейское имя,переводится КТО КАК БОГ.Это имя архистратига Божьего,главы всех архангелов Небесных.Так то,язычничек.
№29 Михаил 12 апреля 2016 10:18
+4
1) Вы невежливы.
2) Те, кто придумал имя "КТО КАК БОГ" были снедаемы гордыней - грех равнять человека с Богом.
3) Мне жаль, что наши предки не разглядели порочность древнееврейских имён.
4) Если людей сомневающихся во вранье историков и ищущих правду Вы называете язычники, то моё почтение язычникам.
5) По теме прошлого наших предков имеет значение не моё отношение к грекам, а киевлян и русских того времени.
6) Нетерпимость современных христиан к критике Истории вызывает сожаление.
7) Спасибо. yes
№30 злата 12 апреля 2016 12:17
0
не все христиане такие нетерпимые fellow Кстати это один из грехов.
№31 злата 12 апреля 2016 12:15
0
Правильно, крестят и называют давно в основном греческими и еврейскими именами. русские имена давно забыты. И вы этим гордитесь?
№32 sva 11 апреля 2016 21:52
0
МоноМах - это Звание, а не прозвище или кличка.

Моно - понимается сегодня как Единый
Мах - на санскрите или северных наречиях русского языка примерно означает - Великий, или Большой, происходящий из Рода Брахманов или Волхвов. То есть, человек, знающий законы природы и владеющий ими.

Единый с природой Мудрец и Волхв. Что-то в этом роде.

Правда, стоит признать, что настоящие образы и лексические значения мы пока утратили, поэтому приходится на каждый короткий термин прошлого искать сотни слов объяснения.

Та же история с известным выражением, ставшим неологизмом "татаро-монголы"
Если вдуматься, то сам термин звучит придурковато. Просто мы его принимаем уже на бессознательном уровне, как исторический факт fellow

На самом же деле были Тартары Моголы. То есть Великие Тартары. В общем-то наши предки, с нашей верой (не христианской) и нашими генами, культурой и Наследием.

Но достаточно было изменить смысл слова, и применить его в масштабах всего образования населения, как про Тартарию и было забыто. А заодно, и все исторические события связанные с Тартарией искажены до полной своей противоположности.

Подобных примеров, к сожалению, полно.
№33 vuko 11 апреля 2016 19:48
0
На 12-й век досталось и нашествие папистов-крестоновцев (поголовный разгром) на Старую Ладогу ещё до А.Невского в лице шведов - успокоенных практически до Петра-1

\ Михаил
Мономах и Урусоба...\ Весной на чернозёме и "Кировцы" по эти проваливаются
№34 петр вотинов 11 апреля 2016 19:54
+2
А взятие Царьграда? Многие огребли и все бл....м мало!
----------
Сколько шакалов и псов скалятся с разных сторон, на золото наших хлебов, на золото наших икон.
№35 Starый Йухан 11 апреля 2016 20:23
0
Интересно, кто пересчитывал все эти даты, если годо-изчисление от Р.Х. на Руси началось только при Петре Первом, который приказал праздновать 1-го Генваря 1700 год от Р.Х., при том, что на тот момент шло 7208 лето от С.М.З.Х. и других календарей (Каляды Дар) в ходу не было.
Напоминаю, а может кто вообще не знал, что сейчас на дворе лето 7524 от С.М.З.Х.
Отвечая URSUS-у на его вопрос:
А великие походы Святослава не в счёт, так как он это делал до внедрения на Руси иудо-хрстианства. Да, и метелил он знатно, как и великие предки его, иудеев-хазар до полного уничтожения хазарского каганата. А, если учесть, что иудо-христианство на Руси официально пошло от кагана Владимира. "Слово о Законе и Благодати Митрополита Иллариона", в котором помимо того, что Владимир называется каганом, сказано, что Владимир принёс на Русь Закон Моисеев, а не учение Христа. Стало быть, кто не иудо-христианин - почестей не достоин.
№36 Humungus 11 апреля 2016 20:28
+7
Основные силы русской дружины, которая традиционно состояла прежде всего из пехоты

Дочитал до этого утверждения... мда, дальше читать бесполезно. "Историк", совсем не историк, а фантазёр из истории смотревший только черно-белый фильм "Александр Невский".
Основная мощь Русских дружин всегда была конница, причем тяжелая. Это вам скажет любой историк. И никаких "пахарей". Только проффесиональная армия.
Статью в утиль. Лишний пафос и икажение.
№37 Игорра 11 апреля 2016 20:55
+4
Цитата: URSUS
да,но великие походы Святослава(конец 9 века),это ли не начало русской воинской славы?хотя я уверен и до Святослава было очень много побед о которых мы не знаем!

Князь Игорь оболганный трусом и чрезмерной жадностью, но почему то 24 года из его 33-летнего княжении и 24 года после его смерти печенеги не совершали крупных набегов на Русь. Значить он так вломил им , что полвека печенеги боялись идти на Русь. Святослав тоже погиб странно, брошенный дружиной. Дело думаю в том , что летописи писали монахи, люди подневольные победившему христианству. Что здесь говорить, если патриарх считает, до принятия Христа на Руси жили варвары. Историю пишут победители.
№38 Леший 11 апреля 2016 21:21
-2
Всё повторяется на круги истории своя, Крестоносцы огнём и мечом насаждали "веру" христианскую (из славян прибалтийских слепили манкуртов проеболтских).Ладно гавкают на предков своих .
Так и "ДАИШ" (ИГИЛ) насаждал и насаждает радикальный ислам через секир башка .
Так Византия перенесла православие на Русь.
Ну нравится людям и хорошо ,главное чтоб бошки не резали и храмы не палили как сифилисоголовые рагули .
----------
Качество градуса тупизны населения , в псако-пикселях ,зависит от % скидок, которыми торгаши-барыги заманивают лохов на распродажу .
№39 Михаил 11 апреля 2016 23:38
+3
Так Византия перенесла православие на Русь.
А разве в Византии было православие? shok
Вроде, в Византии было христианство причём ортодоксальное. А до христианства, возможно, было православие, но откуда оно там появилось, это ещё надо "копать".
Или уже Историю опять переписали?
№40 curbat 12 апреля 2016 11:39
0
Цитата: S-E-R-G
Половцы и кипчаки это разные народы.

Здесь, первая строка сверху biggrin
----------
Делай что должно, и будь что будет.