Обсуждаемое
Опрос
Популярное
Рейтинг
Видео
Как собирались русские народные сказки, и кто сочинил самые любимые из них
Детям читают сказки. Фото: Игорь Зарембо / РИА Новости
190 лет назад родился Александр Николаевич Афанасьев. Именно он собрал и издал любимые многими поколениями жителей России «Народные русские сказки» и «Народные русские легенды». Воронежский литературный музей имени И.С. Никитина отмечает день рождения знаменитого этнографа проведением выставки «Воронежские сказочники и сказители». Старший научный сотрудник музея Ольга Дворядкина рассказала «Русской планете» о знаменитом сказочнике и о том, кто сочинил сказки «Финист — ясный сокол», «Кот, петух и лиса», «Мальчик с пальчик».
По словам Дворядкиной, выставка интересна тем, что можно увидеть собственными глазами давно ушедшую эпоху, в которой жили и творили, дарили радость, писали, изучали народное творчество уникальные люди. На экспозиции представлены прижизненные издания Афанасьева и воронежских сказительниц Барышниковой и Корольковой, их личные вещи и предметы быта.
– Идея выставки определилась в связи со 190-летием со дня рождения Александра Николаевича Афанасьева. У нас в музее хранятся его прижизненные издания. Ведь Афанасьев не только фольклорист, он —литературовед и философ. И его труды просто бесценны при изучении истории культуры Воронежской области, народного фольклора в целом. Очень важны рисунки художника Сергея Павловича Павлова, который изображал типы жителей Воронежской области и их костюмы. И Афанасьев, и Павлов входили в известный литературный и архивно-исторический кружок Второва Николая Ивановича, археографа, этнографа, общественного деятеля Воронежской губернии. С кружком Второва сотрудничал и Иван Саввович Никитин. Надо упомянуть и Алексея Андреевича Хованского, учителя русской словесности воронежского Михайловского кадетского корпуса, издававшего журнал «Филологические записки». В нем публиковался Афанасьев.
– Расскажите об истории издания «Народных русских сказок».
– Собирать русские народные сказки Александр Николаевич начал еще в юном возрасте. Он изучал их как явление народной культуры. А в 1851 году Афанасьев стал договариваться с Русским географическим обществом об издании сборника сказок. Их свод выпускался восемь лет, начиная с 1855 года. Русское географическое общество наградило Афанасьева золотой медалью за этот труд. В свод вошли более 600 текстов.
– Известно, что есть два вида сказок Афанасьева: оригинальные народные, записанные Афанасьевым, и отредактированные…
– Первый вариант — это вариант для литературной, исследовательской, научной работы. Второй — для чтения. Еще был выпуск «Русские детские сказки». Но больше всего, по утверждению самого Александра Николаевича, он любил сказки «Волшебные», обязательно с хорошим концом, где добро побеждает зло.
– У другого сборника Афанасьева «Народные русские легенды» судьба не такая счастливая…
– Да, после выхода первого издания «Легенд» церковные власти добились его запрета. В «Народных русских легендах» сплелись христианские мифы и языческие представления народа о взаимоотношении природы и человека, о вере и безверии, чего Церковь не приняла. Хотя в своих комментариях к книге Александр Николаевич подробно анализирует и объясняет, откуда у народа такое понимание веры.
«Легенды» потом были изданы в Лондоне в типографии Герцена и отложены на полвека. Только в 1913 году вышло второе издание.
«Сказки бабушки Куприянихи» и «Финист — ясный сокол»
– Если выставка так много рассказывает о сказочнике, она, конечно, не может не рассказать о сказителях, вернее, о сказительницах…
– Две известные воронежские сказительницы — Анна Куприяновна Барышникова и Анна Николаевна Королькова — явление уникальное и, пожалуй, в своем роде, непревзойденное. Так, как они рассказывали сказки, не рассказывал и не рассказывает никто. «Сказки бабушки Куприянихи» —книга известная. А у нас, кроме того, целый фонд вещей Барышниковой. Их передала в музей ее дочь. Свидетели рассказывали, что слушать сказки в исполнении «Куприянихи» было все равно, что спектакль смотреть. Ведь чтобы сочинить и рассказать сказку, надо особый дар иметь. Правительство молодой тогда еще советской республики искало самородные таланты. И творчество Анны Куприяновны не могло остаться незамеченным. С 1928 года ее сказки записываются, передаются по радио. Корни таланта Барышниковой, как и второй, известной на весь мир воронежской сказительницы Анны Николаевны Корольковой, — в семьях. У обеих еще деды и прадеды слыли известными сказочниками и сказителями. А ведь обе Анны из крестьянских семей, жизнь которых складывалась очень непросто.
Анна Николаевна Королькова — личность настолько разносторонняя, что просто диву даешься. Очень музыкальная, она во время эвакуации создала хор, с которым выезжала в прифронтовую полосу. Писала для хора песни, частушки, рассказывала солдатам сказки.
И, кстати сказать, хор Корольковой вошел в созданный К. И. Массалитиновым «Воронежский русский народный хор». Ну, а после того, как в Москве были выпущены сказки Анны Николаевны, она стала известна и за рубежом: сказки были переведены на немецкий и японский языки.
– Ольга Викторовна, на открытии была довольно взрослая публика, а как вы думаете, детям будет интересно узнать, кто сочинял их любимые сказки?
– Сказки Корольковой мы все знаем с детства: «Финист — ясный сокол», «Кот, петух и лиса», «Бова королевич», «Мальчик с пальчик»… Их очень много. С них начинается детство. Дети очень любопытны. Если им интересно рассказать, как сказка сочинялась и сказывалась, они это запомнят. А старшие школьники, те, кто любит и интересуется литературой, литературоведением, историей, безусловно, не пройдут мимо биографий из знаменитых земляков. И мимо их книг.
Сказки, легенды, былины — отражение жизни народа. Его представление обо всем происходящем. И если Александр Николаевич Афанасьев, как ученый, исследовал через сказки народную культуру, то Анна Куприяновна Барышникова и Анна Николаевна Королькова в своих сказках метко и хлестко определяли все, что мешает, и что помогает народу жить. А выставка «Воронежские сказочники и сказители» рассказывает об этом.
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
Тэги: # политика
Внимание! Мнение авторов и комментаторов может не совпадать с мнением Администрации сайта
16 мнений. Оставьте своё
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться
или восстановить пароль от аккаунта, если Вы его забыли.
Сказка ложь, да в ей намёк...©
сказки- это моё всё ))
Мой дядя, также как и Афанасьев собирал сказки, легенды и сказания у ингушей и чеченцев.
Для этого он организовывал экспедиции по всем самым дальним уголкам тогдашней ЧИАССР и в дальних горных аулах и селах. Десятилетиями бережно записывал и систематизировал множество устных воспоминаний и легенд от древних стариков.
Его книги с ингушским эпосом, сказками выдержали много переизданий.
Для этого он организовывал экспедиции по всем самым дальним уголкам тогдашней ЧИАССР и в дальних горных аулах и селах. Десятилетиями бережно записывал и систематизировал множество устных воспоминаний и легенд от древних стариков.
Его книги с ингушским эпосом, сказками выдержали много переизданий.
Они на каком языке издавались? Если на русском - напишите названия.
На русском языке.
Сам сейчас глянул, сразу нашел парочку ссылок по имени:
"Нарт-орстхойский эпос вайнахов" , "Сказки и легенды ингушей и чеченцев".
Вот небольшая статья о нем.
А можно поискать по имени: Мальсагов А.О.
Сам сейчас глянул, сразу нашел парочку ссылок по имени:
"Нарт-орстхойский эпос вайнахов" , "Сказки и легенды ингушей и чеченцев".
Вот небольшая статья о нем.
А можно поискать по имени: Мальсагов А.О.
Курочка Ряба (оригинальный текст)
Жили-были дед да баба,
У них была курочка ряба.
Снесла курочка яичко:
Пестр?, востр?, костян?, мудрен?, -
Посадила яичко в осиновое дупёлко,
В кут - под лавку.
Мышка бежала, хвостом вернула,
Яичко приломала.
Об этом яичке дед стал плакать,
Бабка рыдать,
Вереи - хохотать,
Курицы летать,
Ворота скрипеть,
Сор под порогом закурился,
Двери побутусились, тын рассыпался,
Верх на избе зашатался...
А курочка ряба им говорит:
Дед не плачь, бабка не рыдай,
Куры не летайте,
Ворота не скрипите, сор под порогом
Не закуривайся,
Тын не рассыпайся,
Верх на избе не шатайся -
Снесу вам еще яичко:
Пестр?, востр?, костян?, мудрен?,
Яичко не простое - золотое.
(Кут - ларь, в котором зимой держали кур. Вереи - столбы, на которые навешивались ворота. Побутусились - выпятились, выгнулись. Тын - забор, частокол.)
(с)Читайте первоисточники))
Жили-были дед да баба,
У них была курочка ряба.
Снесла курочка яичко:
Пестр?, востр?, костян?, мудрен?, -
Посадила яичко в осиновое дупёлко,
В кут - под лавку.
Мышка бежала, хвостом вернула,
Яичко приломала.
Об этом яичке дед стал плакать,
Бабка рыдать,
Вереи - хохотать,
Курицы летать,
Ворота скрипеть,
Сор под порогом закурился,
Двери побутусились, тын рассыпался,
Верх на избе зашатался...
А курочка ряба им говорит:
Дед не плачь, бабка не рыдай,
Куры не летайте,
Ворота не скрипите, сор под порогом
Не закуривайся,
Тын не рассыпайся,
Верх на избе не шатайся -
Снесу вам еще яичко:
Пестр?, востр?, костян?, мудрен?,
Яичко не простое - золотое.
(Кут - ларь, в котором зимой держали кур. Вереи - столбы, на которые навешивались ворота. Побутусились - выпятились, выгнулись. Тын - забор, частокол.)
(с)Читайте первоисточники))
А всё в сказке - тайный смысл. Яйцо - символ Гармонии. Разбилось яйцо и настал Хаос. А мышка - символ Нави, Тёмной стороны бытия.
----------
Да хранят нас Духи Предков
Да хранят нас Духи Предков
Смысл глубинный, мудрость вековая, идущая от начала времен – вот что такое эта сказка. Почему ж ее так исказили, зачем и когда, урезали до двух предложений, да еще и вывернули наизнанку, превратив в абсурд?
Глупо, да, странно, что мы так мало знаем о религии, истории и философии своих предков, между тем история Руси началась вовсе не с Крещения, а минимум за несколько тысячелетий до этого события. И какие только глубины знаний не скрываются в этой истории. А может затем и скрываются, чтобы мы их искали?
Ну, будь сказка о курочке Рябе хоть сколько-нибудь логичной, пусть даже и примитивной, разве кто-нибудь стал искать ее смысл?
(с)
Глупо, да, странно, что мы так мало знаем о религии, истории и философии своих предков, между тем история Руси началась вовсе не с Крещения, а минимум за несколько тысячелетий до этого события. И какие только глубины знаний не скрываются в этой истории. А может затем и скрываются, чтобы мы их искали?
Ну, будь сказка о курочке Рябе хоть сколько-нибудь логичной, пусть даже и примитивной, разве кто-нибудь стал искать ее смысл?
(с)
Кут - отгороженный угол, отсюда - закуток, но не как не ларь (сундук) . У нас до сих пор в деревнях под лавками ограждают место для цыплят.
Скажу кратко. Книги - детям!!!
Я всегда любила народные сказки. В СССР выпускалась масса детских книг. Русских народных сказок у меня было книжек пять наверняка, сказы Бажова, Алтайские сказки, Казахские сказки, Ингушские сказки, Арабские сказки и много сборников. О, вспомнила- даже были корейские!!))) Сказки это океан без дна и без конца, перечитываю и с каждым годом открываю для себя что-то новое!
А у меня есть сборник индийских народных сказок и еще несколько сборников сказок народов мира, разных годов издания. Одних только русских народных сказок четыре сборника. А вообще сказки А.С. Пушкина основаны на русских народных сказках его няни, Арины Родионовна.
----------
Все что ни делается, все к лучшему
Все что ни делается, все к лучшему
Добавлю от себя - туркменские народные сказки про Ярты-Гулока, казахские про Алдар Косе...Ностальгия...
о сказках в современном издании - ради интереса купите хоть одну из них и удивитесь что сделали со сказками - они какие то кастрированные (для примера возьмите царевну лягушку) такое ощущение что не сказку читаешь, а СМС. Это вообще для чего делается? Для того что бы окончательно прервать связь времен, которая только через сказки и поддерживалась?
Да. Именно для этого.
----------
Да хранят нас Духи Предков
Да хранят нас Духи Предков
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.