Обсуждаемое
Опрос
Популярное
Куля kurrrwaaa! просм. 14312 Куля kurrrwaaa!
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Рейтинг
Видео

Что умела 10-летняя девочка 100 лет назад на Руси

Что умела 10-летняя девочка 100 лет назад на Руси
Константин Маковский «Дети, бегущие от грозы» (1872)

Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К десяти годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей.

Дополнительно к прочтению: Что умел 14-летний мальчик на Руси 100 лет назад

Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.

К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности. Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней. Если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.

Как строился процесс обучения?

Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы. По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся. Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее. Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения.

Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет. С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь». А с другой – в среде простых людей очень сильна была христианская традиция, причем именно в той ее части, что касается сурового Ветхого Завета. Согласно ему, служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил. Детям сызмальства прививали такие понятия как сыновний/дочерний долг, уважение к старости, и осознание того, что семья – это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем.

«Хозяйство водить — не разиня рот ходить»

Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта.

«Бабий кут». Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. Более того, появление постороннего мужчины в «бабьем углу» приравнивалось к оскорблению. Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты. Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу.

Что умела 10-летняя девочка 100 лет назад на Руси
Харитон Платонов «Крестьянская девочка» (1876)

Уборка в доме. В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы. Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку. И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.

Пестунство. В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»). Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием.

Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками. Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи». За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей – сумма, немалая для подростка. Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались «натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, другими овощами и фруктами, отрезами ткани.

Что умела 10-летняя девочка 100 лет назад на Руси
Алексей Венецианов «Первые шаги» (начало 1830-х)

Ткачество. Очень важный элемент крестьянской культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой. Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть. Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой «бабьей» компании.

Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент – это очень важно. Свою прялку нельзя было давать подружкам – «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом». Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник. Первый «хенд-мейд» обязательно оставляли маленькой мастерице, а на следующем этапе она начинала готовить свое приданое.

Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину. В общем, подростковый кризис пролетал незаметно, ведь у взрослеющей девочки просто не было на это времени. Зато трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили по принципу «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

Что умела 10-летняя девочка 100 лет назад на Руси
Алексей Венецианов «Крестьянские дети в поле» (1810-е)

Однако не стоит думать, что крестьянские дети на Руси были полностью лишены обычных детских радостей. Младшие девочки играли в «дочки-матери» тряпичными куклами, сами плели для них косы, шили наряды и придумывали украшения. Кстати, считалось, что если девочка охотно играет в куклы, то она будет отличной хозяйкой и матерью. Девочки постарше собирались на посиделки, где болтали, пели, вязали, вышивали и шили. Всех детей – от мала до велика – нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку – удить рыбу. И это тоже было веселым приключением, которое, в то же время, адаптировало их ко взрослым обязанностям.
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
Тэги: # история
64 мнения. Оставьте своё
№1 mindful 12 июля 2016 03:05
+17
Да, были люди в наше время....
№2 Тутошний 12 июля 2016 08:23
+56
Так вот это и есть наши семейные ценности, из-за которых нас считают дикими "настоящие" европейцы! А вот так у нас в Сибири мы часто проводили зимние вечера, потом пельмешки на мороз - и готовы деликатесы для всех!
№3 Леший 12 июля 2016 10:18
+10
Всё прекрасно ,всё красиво . А вот за это -- Первый «хенд-мейд» обязательно оставляли ...
Уепать бы автора по фаберже ,чтоб язык не загаживал .
----------
Качество градуса тупизны населения , в псако-пикселях ,зависит от % скидок, которыми торгаши-барыги заманивают лохов на распродажу .
№4 Виктор Зорин 12 июля 2016 11:51
0
Некоторое несоответствие. В первой части было написано:

"...Уход за скотиной. Ещё одна важная составляющая крестьянского быта, которую женщинам не доверяли (они могли только доить коров или коз, выгонять их на пастбище). Кормить, убирать навоз, чистить животных должны были отроки под строгим руководством старших"


И здесь:

"...Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину..."

Просто неточность?
----------
Рождённый в СССР
№5 Бадяй 12 июля 2016 03:07
+63
Наши предки были умнейшими людьми в области воспитания детей. Что же случилось сегодня, какая сволочь пытается нарушить устоявшияси столетиями правила воспитания детей. Антихрист, либераст??? Пускай попробуют ввести ювенальную юстицию, будем резать эту сволочь.
Да за своих детей, внуков и жизни не жалко. Приходите, порвем...
№6 Ekoume 12 июля 2016 03:17
+50
люди к ювенальщикам относятся как к фашистам.
№7 mab3162 12 июля 2016 03:24
+75
А это справедливо, поскольку ювенальная юстиция по сути своей - геноцид нации путем развращения детей и воспитания из них эгоистичных потребителей, которые не склонны брать на себя ответственность за семью, Родину, а склонны только получать удовольствия, а отсюда неизбежно вырождение. Европа в этом смысле - вполне наглядный пример.
№8 ОбкуриленныйСахалинец 12 июля 2016 06:04
+32
Очень с вами согласен!Мой отец порол меня ремнём очень редко,но за "дело"!И это заставляло задумываться о проступках,помогало понять их дурость и больше их не повторять...как говорится,умное понимание загонялось в голову через "пятую точку"!А что сейчас может быть?Воспитание в детях(подростках) чувства вседозволенности со всеми вытекающими отсюда дурными последствиями!
№9 mongoloid 12 июля 2016 07:52
+6
А когда же они за компом сидели и где айфоны заряжали?
№10 Lora Iris 12 июля 2016 09:38
+16
Точно! От этой вседозволенности мы и имеем на дорогах уродов-мажоров на супертачках и беспринципных хапуг в чиновничьих креслах.
№11 donbass2014(2) 12 июля 2016 11:51
+1
Цитата: ОбкуриленныйСахалинец
Мой отец порол меня ремнём очень редко,но за "дело"!И это заставляло задумываться о проступках,помогало понять их дурость и больше их не повторять...как говорится,умное понимание загонялось в голову через "пятую точку"!

Мой отец ,Сидоров-старший, меня, Сидорова-младшего, лупил как сидорову козу. Пить, курить, говорить я начал одновременно. Кто стукнет, кто свистнет, кто шмякнет, кто звякнет — вместе получается воспитание.(с)

я не против...просто Аркадия Райкина вспомнил.))))
№12 Piron 12 июля 2016 11:10
+2
Чтобы противостоять врагу, должна быть община(объединение нескольких семей). В этом случае невозможно будет применить насилие по отношению к семье, или её члену. Встарь так и делали...
№13 Andora 12 июля 2016 08:35
+3
Так уж пришли... Приняли закон...
№14 Бадяй 13 июля 2016 01:00
+1
Президент еще не подписал. И даю 100 процентов, что не подпишет. Политика...
PS. Не подпишет до очередных выборов
№15 Andora 13 июля 2016 07:44
0
Уже подписал....
№16 Оказия 12 июля 2016 12:17
0
Случилась конкуренция, как базовый принцип современной цивилизации и битва товаропроизводителей и просто битва за бабло.

И с только умениями по поводу уборки навоза, доения коз и прялок , можно было проиграть. Можно жалеть, можно не жалеть, но в последние 200 лет соревновался научно-технический прогресс. А просто хороших, только предметно трудолюбивых людей давно бы подавили танками.
№17 Nikky 12 июля 2016 23:01
+1
Так речь не об умении только убирать навоз и доить коз, а о том, что тогда дети в свои десять лет могли уже много что делать и нести ответственность за доверенное им дело. А современные бездельники что умеют делать и за что могут нести ответственность? Их же с детства ничему практически не учат, только гулять да развлекаться. Согласна, нужно работать и плане научно-технического развития страны. Только вот кто этим будет заниматься если сейчас детям внушается что менеджеры, финансисты, юристы и прочие романсы имеют больше шансов на устроиться хорошо в этой жизни, чем трудяги-технари? Вот и весь сказ....
----------
Светлое будущее ещё покажет, было ли наше прошлое действительно темным.
Западу от России нужно только одно. Чтобы ее не было.
Рим предателям не платит.
№18 Oll3007 12 июля 2016 03:36
+3
И как только они всё успевали эти ангелочки маленькие, но уже повзрослевшие благодаря стараниям в труде.
№19 Kollapsse 12 июля 2016 13:17
+4
Тогда некогда было тормозить, смертность тоже была не в 60-80, как сейчас, а в 30-40. Нужно было все успеть. Поэтому с раннего возраста всему учились... а сейчас, с этой "цивилизацией" работают только пальцы для ВКонтакта, и рот, для Айфона.
№20 v.karikov 12 июля 2016 04:09
+7
А девчушка на картине красава good
когда выросла, наверное кровь с молоком, УХ !!!
----------
Сала Дуркаине ! - Хероям в рыло !
№21 огневушка 12 июля 2016 10:08
+20
И кровь с молоком, и с сильными руками,крепкая, готовая к работе и рождению детей,а не нынешняя швабра 50 кг,которая обсуждает в инете с такими же швабрами свою подругу,которая раскоровела аж до 52 кг.Большой палец у неё почти подрос до указательного и корреспонденту на улице на простейшие вопросы отвечает так,что сразу понимаешь,что она тоже простейшее.
----------
"Трава права,а вы-увы."Ю.Левитанский
№22 anandreeva 12 июля 2016 04:29
+38
Ни мама, ни бабушка ничему нас с сестрой специально не обучали, но показывали в процессе работы - это так, а вот это - эдак. В итоге мы умеем все - шить, вязять, готовить, делать зимние заготовки, ухаживать за огородом, стряпать. Мы жили в городе, поэтому ухода за скотом, естественно, не было. Сейчас мы с мужем специально держим небольшой огород и на лето берём кур и кроликов на откорм, пусть и без особой нужды, но сын растёт, должен знать, что такое труд и обязанности, иначе лоботряс и потребитель получится.
№23 папакарло 12 июля 2016 04:56
+26
У девушки руки не должны были праздно лежать на коленях, в них должны были быть вязание, вышивание или другое дело. И старшие в доме за этим следили.Причём это касалось девочек и девушек не только из крестьянских семей. Безделие и праздные мечтания считались началом всякого греха.
№24 kruser 12 июля 2016 05:02
+33
А самое главное, что умели делать тогда дети, не важно, мальчик или девочка, это уважать старших. Сейчас это чувство совершенно неизвестно современным детям.
----------
И не вставайте у меня на пути - я строю мир, я люблю мир, но воевать я умею лучше всех. С уважением, русский оккупант.
Украинец – это вообще не национальность, это – диагноз.
№25 Хим 12 июля 2016 08:22
+6
Уважение чувство которое воспитывается, взращивается и заслуживается. Его нельзя принудительно возникнуть. Никого из нас насильно не заставишь уважать другого человека. Если родитель не вызывает такого чувства, то он сам виноват, что не сумел правильно воспитать ребенка. Видимо что то не то делают родители, раз не вызывают уважения.
№26 Vicky 12 июля 2016 10:10
+8
глупости современных психологов. уважение и почитание именно воспитывается, а иногда и вбивается и не только родителями и но обществом. раньше было выражение - "что люди скажут", то есть мнение всех родных и социума для людей было важно. и это был сильный элемент воспитания и держания в моральных рамках, а что сейчас - эгоизм процветает.

вот какое мнение я нашла на просторах сети
90-е и установление ультракапиталистической экономики уничтожили большую часть социальных институтов, объединяющих людей. Потому что для дикого рынка нужно не общество, нужна атомизированная масса потребителей и рабочей силы.
Поэтому демократизация и воспринимается негативно: не как власть народа, а как большая либерализация, и следовательно, больший бардак.
По идее, судьбой детей, кроме родителей и неравнодушных учителей должны интересоваться другие близкие люди: родственники, соседи, одноклассники и их родители. Но для этого нужно признать, что человек как-то отвечает перед коллективом (каковые коллективы ещё нужно сформировать). Сейчас же у нас подход ровно противоположный: не лезьте в мою частную жизнь, не ваше дело, как я детей воспитываю, за кого выхожу замуж, где живу, где работаю и что делаю. Поэтому до тех пор, пока не случается трагедия, никто и не вмешивается. (с) Евгений Белошапко
№27 Vicky 12 июля 2016 10:10
+1
глупости современных психологов. уважение и почитание именно воспитывается, а иногда и вбивается и не только родителями и но обществом. раньше было выражение - "что люди скажут", то есть мнение всех родных и социума для людей было важно. и это был сильный элемент воспитания и держания в моральных рамках, а что сейчас - эгоизм процветает.

вот какое мнение я нашла на просторах сети в том числе и об ЮЮ
90-е и установление ультракапиталистической экономики уничтожили большую часть социальных институтов, объединяющих людей. Потому что для дикого рынка нужно не общество, нужна атомизированная масса потребителей и рабочей силы.
Поэтому демократизация и воспринимается негативно: не как власть народа, а как большая либерализация, и следовательно, больший бардак.
По идее, судьбой детей, кроме родителей и неравнодушных учителей должны интересоваться другие близкие люди: родственники, соседи, одноклассники и их родители. Но для этого нужно признать, что человек как-то отвечает перед коллективом (каковые коллективы ещё нужно сформировать). Сейчас же у нас подход ровно противоположный: не лезьте в мою частную жизнь, не ваше дело, как я детей воспитываю, за кого выхожу замуж, где живу, где работаю и что делаю. Поэтому до тех пор, пока не случается трагедия, никто и не вмешивается. (с) Евгений Белошапко
№28 Strannik55 12 июля 2016 10:35
+5
Цитата: Хим
Уважение чувство которое воспитывается, взращивается и заслуживается
К этой абсолютно верной фразе я бы добавил
примером старших в семье
Все лозунги и писанные правила срабатывают при наличии примеров вокруг, в ближайшем окружении: как родители судят и говорят о своих отце-матери, так и дети к ним относиться будут.
----------
"Знание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский (ок. 1224-1274)
№29 огневушка 12 июля 2016 10:13
+4
Уважение к родителям это не только добродетельная заповедь,но и с точки зрения науки это
процесс созидающий,создающий позитивную личность.Многажды наблюдала как длится заложенное сызмальства добро и зло в поколениях.
----------
"Трава права,а вы-увы."Ю.Левитанский
№30 петр вотинов 12 июля 2016 05:21
+15
Помню поехали куда то на поезде. Я был уже после армии и бегаю по квартире, отец спрашивает:что ищешь? Я:почитать что нибудь. А он мне: Почитать надо родителей! Вот постоянно об этом помню. Лет до 45-50, точно е помню, при родителях не курил. Уходил куда нибудь.
----------
Сколько шакалов и псов скалятся с разных сторон, на золото наших хлебов, на золото наших икон.
№31 vasilisa mikullishna 12 июля 2016 05:59
+18
Я шить начала наверное в первом классе, тогда были модны маленькие пупсикии, у нас с девчонками были целые показы мод. Мы и шили и вязали, потом все это ооочень пригодилось. Во времена жуткого дефицита мои дочки ходили одетые в красивые платья и костюмы. Обе теперь умеют шить и вязать. А про огородно домашние работы и говорить не чего, родители уходили на работу и давали на день задание. Мы с подругой сначала в одном доме все сделаем, потом в другой шли. А еще при мне был младший брат, на девять лет младше, так то когда свои появились уже все умела.
----------
Все что ни делается, все к лучшему
№32 Тата. 12 июля 2016 06:01
+25
Большое спасибо за статью, Apolitikus! Как глоток свежего воздуха!
№33 google7810 12 июля 2016 06:43
+7
Люблю всё истинно русское!
№34 soloxa 12 июля 2016 06:44
+9
Спасибо за статью! Наконец то в политикусе появляются интересные и на политические статьи!!!!
№35 Владивосток2015 12 июля 2016 06:52
+10
Перед нами быт крестьянской девочки. Как с бытом детей чиновников, дворян? С бытом детей рабочих?
№36 Alex_Kent 12 июля 2016 07:07
+3
Цитата: Владивосток2015
Перед нами быт крестьянской девочки. Как с бытом детей чиновников, дворян? С бытом детей рабочих?

Вопрос уместный! А то городские дети часто начинают осваивать курево раньше, чем трудовые навыки.
№37 Калямбуз 12 июля 2016 12:10
+1
Некоторые познания о быте дворянских детей: https://int-ant.ru/news/manors/patriotic-upbringing-of-the-children-in-the-nineteenth-century/
№38 Sovushka 12 июля 2016 12:40
+4
Моя бабушка была из семьи помещиков землевладельцев Херсонской губернии, первый хлеб испекла в 4 года, правда тесто замесила очень крутое, хлеб получился как камень, больше такой ошибки не допускала. winked А в поле уходили работать с первыми петухами и до вечера.
----------
№39 Zoom 12 июля 2016 07:30
+9
В 16 веке была написана такая книга как "Домострой" rtfm
об организации семьи («Как жить с женами и с детьми и с домочадцами»)[править | править вики-текст]
Домострой призывает, чтобы все члены семьи были «сыты и одеты» и наставлены в Страхе Божьем. Каждый член семьи должен иметь свои обязанности: муж - работать и добывать пропитание, жена - управлять домашним хозяйством и надзирать за слугами, дети (даже взрослые) - во всем подчиняться родителям. Жене предписывается быть доброй, трудолюбивой и молчаливой. Плохо, если жена блудит, бражничает, клевещет и общается с волхвами. Супруги должны советоваться друг с другом в деле управления хозяйством. Детей предписывается воспитывать, дочерей учить рукоделию, а сынов — каждый своему мастерству. Дочерям с детства рекомендуется собирать приданое из тканей, одежд и посуды. Родителей необходимо почитать и во всем слушаться, в противном случае детям грозит отлучение от церкви и гибель "лютою смертью от гражданской казни".
№40 simach1 12 июля 2016 07:53
+2
Наше поколение было рукастое! А сейчас в основном все сидят в инете...и кроме компа, мало что умеют!
№41 КВП 12 июля 2016 07:54
+5
Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья».


Это ключевая фраза в воспитании.
Дети должны расти в окружении своих разнообразных детских дел, проблем и обязанностей:
почитать книгу, помастерить руками, погонять танчики по компе (в меру!), с
друганами на улице в футбол и на великах, с дедом на речку, с родителями в отпуск.
Должны быть четко определенные и контролируемые домашние обязанности.
Круговорот детских дел и забот должен доставлять детям радость.

Лично знаком со многими друганами своего недоросля (13 лет) - нормальные ребята.
№42 aystenki 12 июля 2016 08:26
+2
Вы за сеск с несовершеннолетними?
№43 Annelise 12 июля 2016 09:53
+2
А тогда в монастырь на всегда отдавали, если в 14 да без брака забеременеет.
Ну, или за нищеброда замуж, купив его приданым. Но мало кому после этого доставалась сладкая жизнь. Таких, как правило мужья лупили нещадно, мстя за насмешки односельчан, не уважавших не таких женщин ни таких мужчин. что на них женятся.
№44 Chibis77 12 июля 2016 08:44
+2
Стоит добавить,что описан уклад крепостного крестьянства,а крепостной-раб,вещь помещика,принадлежащая ему всецело.Любовь-движетель жизни,и если человек научился любить этот мир Божественной любовью,без претензий к нему,научился великодушию,крепости духа,управлению своими желаниями и понял свое место в мире,то есть кто он и зачем пришел на эту землю,то любая среда освещается такой душой и преобразуется.Мы -дети Творца,и главное предназначение человека -быть со-творцом,жить не для своего мелкого эго,а для мира,внося в него лепту своего творчества и умения.Художник? Рисуй так,чтобы просветлялись души.Повар? Корми так,чтобы люди были здоровы и могли полноценно работать.Уборщик? Честно блюди чистоту?Любовь и совесть -кредо жизни,а среда только обрамление ее.
№45 vuko 12 июля 2016 08:53
+1
\ Ekoume
люди к ювенальщикам относятся как к фашистам\

Как говорит гл.предиктор ("новые" кабалисты, КОБ) "и это пройдёт". О чём скакали рос.медиа года 2-3 года - кляли норвежскую, финскую...ювеналку пока пейсатая дума готовилась к атаке = проглотили.
Сейчас медиа скачет? - как там с беженцами!! - значит потоки собираются направить в РФ!!!
Как нечеловечно спрашивать родителей изьятие органов их детей когда инцестные выкидыши мучаются!
Кто сколько отправил журналисту коммерсанта Льву Амбиндеру в его "Русфонд" и ещё (один для отмывки)?, удивительно что грудь не обвешали герою "Еврей года"
№46 Vicky 12 июля 2016 09:59
+4
все это понятно. и я согласна с тем, что детей нужно растить в труде.
НО вся наша "элита" сравнивает себя с баринами и дворянами, а не с крестьянством. а те, действительно, не работали. только если по своему желанию. вот им и кажется что если бы сейчас вернуть царскую империю, то они бы были все сплошняком графами и князьями. поэтому среди них часто и поддерживается идея монархии. все мнят себя аристократией.

кстати о птичках, для кто поддерживает монархию. я читаю много литературы об Англии начала прошлого века и конца 19го. Вот там отчетливо видно, что все сэры-джентльмены НЕ РАБОТАЛИ от слова "совсем". Все существовали на семейные богатства или жили на подачки богатых родственников. Если джентльмен или дама шли работать то это была либо военная служба зарубежом с возможностью там пограбить или от безденежья. И именно обычная работа от безденежья считалась чем-то вынужденным и почти позорным. Уверена, что те кто ратует за монархию видят себя в беззаботной аристократии, а не среди крестьян или рабочих. поэтому им чужды все идеи о воспитании трудом. они просто этого не поймут. у трутней другой менталитет.
№47 apsara63 12 июля 2016 13:13
+2
...те кто ратует за монархию видят себя в беззаботной аристократии, а не среди крестьян или рабочих. поэтому им чужды все идеи о воспитании трудом. они просто этого не поймут. у трутней другой менталитет

Мне кажется, Вы погорячились, объявив аристократию тунеядцами! Не буду говорить за британцев, но касательно русских - практически все дворяне по мужской линии должны были служить на военной или гражданской службах по 25 лет.
Правда, Екатерина II упразднила сию обязанность, однако, служить продолжали и там, и там.
Не будете же Вы отрицать служение Отечеству многих достойных дворян того времени, начиная от Кутузова и Багратиона, Пушкина и Толстого и многих многих других!
Есть очень хороший советский мультик про поросёнка.
Основная мысль истории - важно не то, кто ты. Важно - какой ты.
----------
Всяк сам куёт свой удел.
№48 Vicky 12 июля 2016 09:59
0
упс.. повтор сорри. исправила
№49 Vicky 12 июля 2016 09:59
0
упс.. повтор сорри. исправила
№50 kreisfreie 12 июля 2016 11:06
+1
Цитата: Бадяй
Наши предки были умнейшими людьми в области воспитания детей. Что же случилось сегодня, какая сволочь пытается нарушить устоявшияси столетиями правила воспитания детей. Антихрист, либераст??? Пускай попробуют ввести ювенальную юстицию, будем резать эту сволочь.
Да за своих детей, внуков и жизни не жалко. Приходите, порвем...


Все мерзости творят жиды на земле, они же и есть твари-сатаны...
№51 Сантехник 12 июля 2016 11:17
+5
Хорошо почитать и помечтать, но нужно начинать с себя: брать ребёнка за руку и уделять ему время. Современные дети заброшены, ни дома, ни в школе с ними не занимаются.

И заниматься детьми надо с рождения, потом отучить от вредных и дурных привычек будет невозможно.

С ностальгией вспоминается система воспитания СССР - октябрята, пионеры, Дома творчества, кружки творчества и другое.
№52 bogatstvo 12 июля 2016 11:44
+1
Все комментарии имеют право на жизнь но, сегодняшний день надо принять, как данность. Прошлого не вернуть и не изменить. Неужели "мы" прожили "сто лет", чтобы остаться на том же уровне? К сожалению, программы на будущее нет. Мне кажется, что надлом наступил при Екатерине2, когда резко выросла пропасть между простыми людьми и дворянами. У одних балЫ, у других тяжелый труд. Но, Россия всегда жила в жёстких условиях, в войнах, при царях. Результат — Самая Большая Страна на Планете и самая богатая ресурсами. Осталось только порядок навести. )
----------
ТЫ, ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ ДОБРО ИЗ ЗЛА ПОТОМУ, ЧТО ЕГО БОЛЬШЕ НЕ ИЗ ЧЕГО СДЕЛАТЬ!
№53 vuko 12 июля 2016 12:22
+1
\ User_3456\

Есть и в цвете настоящем https://www.veinik.by/
№54 Vovan158 12 июля 2016 13:13
+5
Помню своё розовое детство! 60-70 годы. Каждое лето выезжал к дедам на хутора! Не помню ни одного дня, чтобы я что-то не делал с дедом по хозяйству. То коров хуторских стережёшь, то скворцов гоняешь, чтоб вишню не клевали, огороды (2 штуки) каждый день поливаешь, дождя ждёшь как манны небесной. И правильно кто-то написал, специально ничему не учили, просто смотришь и повторяешь. Сейчас только в деревнях малые могут самостоятельно существовать, а в городе растёт толпа потребителей, которые думают, что всё можно купить. И это повсеместно прививается, начиная с родителей. Труд производителей загнан в такой угол, что его оттуда можно можно "выковырять" лет через 15-20 при условии осознания нашим правительством угрозы продовольственной и промышленной безопасности.
№55 brovey 12 июля 2016 13:17
+9
Цитата: mindful
Да, были люди в наше время....

Не в качестве похвальбы, а в качестве констатации факта и подтверждения изложенного в статье расскажу о себе. Мое детство прошло в селе на Донбассе в казацкой семье. Мне было 10 лет, когда в мои обязанности вошел присмотр за племянником, которому еще не было года. Все уходили на работу, и я оставался с ним один. При этом в летнюю пору я должен был:
- если заходит дождь,убрать сушащиеся фрукты и сбегать на речку (примерно зоо метров), найти выводок наших утят, выгнать их из речки и пригнать домой, чтобы их не залило дождем;
- наносить утятам воды из колодца;
- два раза в день нарвать кормовых трав для свиньи;
- когда созревали вишни в саду, нарвать в день ведро вишен.
И прочие мелкие работы.
Летом купаться на речку я бегал на часок, когда приходили родители на обед.
Летом во время уборочной страды мои двоюродные братья, жившие рядом с нами, работали в колхозе, им писали трудодни, и за них платили.
Мой отец был, как говорят в народе, на все руки мастер.
Я ему по мере своих сил помогал. Я хорошо владел плотницким инструментом и мог изготовить простые изделия, например деревянные грабли.
Я сам изготавливал себе игрушки.
Спросите кем я стал? Инженером - механиком.
И главное: я уважаю труд и тех, кто трудится, и сильно не люблю бездарей и бездельников.
№56 Юрий_Михайловский 12 июля 2016 13:25
0
Для любителей подобных статей - Пажитнов К. "Положение рабочего класса в России СПб" 1908 год. Очень отрезвляет...
№57 Tulius 12 июля 2016 13:37
+4
Обратите внимание, как активно развивалась у ребенка мелкая моторика, которая так способствует развитию мозговой деятельности. Еще и поэтому дети росли серьезными и ответственными. Да и вообще полноценными и здоровыми.
Посмотрите как было развито женское рукоделие - кружева, вышивка, ткачество. Да и простое прядение - великолепное упражнение для пальцев рук.
А когда смотришь на народное искусство, на резные наличники, на прекрасные узоры на одежде - на все те красивые вещи, которые делали в деревнях в зимнее время, когда работы было меньше, понимаешь, что в те времена было полноценной заменой интернету, компьютерным играм и просмотру сериалов.

А теперь дети даже шурки на ботинках завязывать не умеют...
№58 brovey 12 июля 2016 13:45
+2
Цитата: Vicky
НО вся наша "элита" сравнивает себя с баринами и дворянами, а не с крестьянством. а те, действительно, не работали. только если по своему желанию. вот им и кажется что если бы сейчас вернуть царскую империю, то они бы были все сплошняком графами и князьями.

Я с Вами полностью согласен.
Дошло до смешного: создают дворянские общества, сами себе присваивают титулы, награждают друг друга самодельными орденами и медалями. Устраивают балы. Пугачева теперь дворянка.
МАРАЗМ ЛИШЕННЫХ УМА ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫХ!
Кстати:Вы поступили правильно, взяв слово "элита" в кавычки.
Дерьмо не может быть элитным по определению.
№59 Православный_Месхетинец 12 июля 2016 16:07
0
Эх, лепота....А теперешние умеют разве что красится да и с большим самомнением....Хотел бы родится лет на 500 раньше
№60 Нечаев Е.Е. 12 июля 2016 20:11
+2
Цитата: Православный_Месхетинец
Эх, лепота ...Хотел бы родиться лет на 500 раньше

biggrin Одно из других "НО" - тогда не было возможности пообщаться в Политикус.ру lols ...
№61 Chibis77 12 июля 2016 19:09
0
Кто и что умел в крестьянских семьях,как жили не по мифам ,а в реалиях? Григорович "Антон -горемыка",Салтыков-Щедрин "Пошехонская старина",хрестоматийный Некрасов "Кому на Руси жить хорошо",гоголевские "Мертвые души",тургеневские "Записки охотника", и тд и тп... Миф-вещь манящая,но жестокая иерархия,страх,бесконечные наказания,безграмотность и безропотность,избиение жен не на жизнь ,а насмерть? Мало любви,мало полета живой мысли,мало осознания себя человеком вольным.Почитайте горьковскую "Мальву",где во всей красе проявлен задний крестьянский умок.Да и продолжительность жизни в 35-40 лет,если повезет,диктовала свои законы.Семилетний малец в Тульской губернии ,оставленный за няньку,спалил дом подтапливая печь,семья постепенно пиная его,избивая,довела до смерти.Слез не было,дом спалил,чаво жалеть-то? Вот и вся недолга.
№62 Chibis77 12 июля 2016 19:34
0
Еще интересней история крестьянства после реформ Столыпина,когда была разорвана крестьянская община,что породило новую формацию зажиточных кулаков,нещадно эксплуатирующих батрачество.Беднота,которой было больше половины,подвергалась таким унижениям и такому скотскому по отношению к ней поведению,что и помещикам не снилось.
№63 lenger 12 июля 2016 21:33
+1
Моей бабушке тоже много за 90......... надцать ,жива (дай ей бог здоровья ) Учили её ещё те Старики .Умеет всё и шить и прятьи вязать (носки,свитора, платки и сети ) , коров , коз ,баранов и верблюдиц доить , кашеварить ( рыбу ,мясо ,дичь итд ) (супы ,бульоны и всевозможные каши и кулинарию ) ,могла врачевать в пределах старшей мед сестры , держала сказочьный сад -огород где выростал небывалый урожай ,знала несколько языков грамотно (русский ,украинский ,казахский , кумыкский , узбекский , чистый берлинский немецкий ) .Могла ещё буйного человека уговорить . Что умеют нонешние девицы я знаю .
№64 koe kto 12 июля 2016 22:45
0
Только вчера прочитал рассказ А. Платонова как девочка с малышом ходили одни за 4 километра к бабушке в деревню, а потом пошли обратно и их застала в поле гроза!
И тут такая замечательная заставка!!!
=================
по сути сообщения.
почему-то акцентируется жизнь именно деревенских детей. странно это.
ведь были городские ребятишки. что ж они меньше умели? не понимаю...
----------
Экономические санкции против России - пособничество террористам.