Обсуждаемое
Опрос
Популярное
Рейтинг
Видео
Богатый бог-правитель, или Мифология и древний смысл богатства и скупости
Археологи – страшные люди. Раскапывая древние могилы, они лишают покоя мертвых. И даже хуже: вынимая из земли сокрытые клады, они покушаются на «комфортность» загробной жизни их древних обладателей.
Ученые уже давно пришли к мысли о неэкономическом использовании древними захваченных богатств. Внешняя опасность не была основной причиной сокрытия кладов. Для варварских народов Европы клад имел, прежде всего, сакральную ценность – стоит вспомнить хотя бы наследственные сокровища Нибелунгов, утопленные в Рейне. Часто встречающееся расположение клада в центре погребальных курганов или поселений, то есть на явно сакральной территории, применение бересты (в славянских могильниках) в качестве оберточного материала не только для гробов и тел покойников, но и для сокровищ, делают очевидными религиозные мотивы сокрытия кладов.
Отношение к богатству в древних обществах существенно отличалось от нынешнего. Обладание богатством было важно, прежде всего, в социально-политическом, религиозном и даже этическом смысле. Богатство выступало в качестве, так сказать, нематериальной ценности. Не случайно слова «бог» и «богатство», оба старославянские, обнаруживают корневую связь, восходящую к индоевропейской общности. В золоте и серебре воплощались сила, счастье, благополучие – именно это и придавало ценность благородному металлу. Удача (военная, торговая) приносила богатство, которое, в свою очередь, олицетворяло и сулило успех и преуспеяние его обладателю в будущем. Главным стремлением было иметь богатство, накапливать, а не тратить его, так как оно аккумулировало в себе социальный успех его владельца и выражало благосклонное отношение к нему богов. Поэтому его необходимо было скрыть, спрятать, то есть сделать своим навечно, чтобы обеспечить процветание себе и своему роду. Вот откуда «сакральные» истоки скупости.
Сокровища накапливали в капищах и святилищах или прятали всеми возможными способами – зарывали в землю, метали в море, болото и т.д. Множество примеров тому предоставляют скандинавские саги. Так, согласно легенде, верховный бог скандинавов Один повелел, чтобы каждый павший в битве воин являлся к нему с богатством, которое было при нем на погребальном костре или спрятано им в земле. Отец скальда Эгиля Скаллагримссона утопил в болоте сундук с серебром. Сам Эгиль в конце своей жизни точно так же распорядился двумя сундуками серебра: при помощи двух рабов зарыл сокровища в землю, после чего умертвил помощников. Предводитель йомсбургских викингов Буи Толстый, смертельно раненый в морской битве, прыгнул за борт вместе с двумя ящиками, полными золота.
Сокровища, которые оставались на руках, тратились тоже далеко не в производительных целях: князья вознаграждали ими дружинников, купцы – верных слуг, за деньги приобреталось вооружение и предметы роскоши. Да и сами монеты зачастую служили украшениями. Арабский путешественник начала Х века Ибн-Фадлан поведал, что жены купцов-русов ходили увешанные монистами из арабских дирхемов (подобные мониста действительно найдены в женских могилах киевского некрополя). Словом, экономика и деньги существовали в варварских обществах едва ли не сами по себе. Над торговыми путями раннего Средневековья витал отнюдь не бледный дух наживы. Люди того времени были по-своему алчны, но алчность эта имела мистико-эстетический оттенок. Сверкание россыпей серебра возжигало в их душах пламень восхищения; завладевая сокровищем, они приобщались к заключенному в нем сверхъестественному могуществу. Потому и торговля той эпохи оставила после себя не ветхие кипы приходно-расходных книг, а неувядающие предания о битвах со стерегущими сокровища драконами.
В основе подобного взгляда на материальные ценности лежало особое отношение людей той эпохи к собственности вообще, которое можно назвать магическим или мифологическим. Драгоценности, деньги, имущество – словом, богатство как таковое не имело собственно экономического значения. Человек был связан с предметом владения не юридически, то есть не через право неограниченного обладания и свободного распоряжения. Вещь была как бы продолжением личности владельца, поэтому ценность имел не сам по себе предмет, передававшийся из рук в руки, ее имели те лица, в обладании которых он оказывался, и самый акт передачи ими имущества.
Переданная в чужие руки собственность в большинстве случаев оказывалась не платой за те или иные услуги, а даром, скрепляющим личные взаимоотношения дарителя и принимающего дар. В древнерусском языке операции с собственностью и описываются преимущественно через два наиболее обширных блока глаголов: в один входят глаголы со значением «дать, дарить», в другой – со значением «брать, получать». Отчуждение и использование имущества в рамках системы дарений не могло быть рациональным в экономическом смысле. Но люди того времени и не стремились к этому. Одаряя и принимая дары, они вступали в служебно-иерархические отношения друг с другом, которые были, прежде всего, отношениями личной, а не экономической зависимости. Власть над людьми была важнее власти над их имуществом. Даритель делился с получателем дара долей своего социального престижа.
Безвозмездное принятие дара обязывало к ответной реакции – благодарности, которая выражалась в признании социального старшинства дарителя и, следовательно, в необходимости чтить его и оказывать ему служебные услуги. Сохранить независимость можно было либо обменявшись равноценными подарками, либо возвратив подаренное. В варварских обществах подобный взгляд на подарки был повсеместным.
Североамериканские индейцы стремились во что бы то ни стало задарить (так сказать, «передарить») своих соперников, даже если эти дарения полностью истощали запасы племени. Зато честь и свобода соперников в этом случае подвергались такому уничижению, которое делало их неопасными. Принятие дара от могущественного конунга и последующая служба ему – постоянный мотив многих скандинавских саг. Монтень на заре Нового времени все еще считал, что «если давать – удел властвующего и гордого, то принимать – удел подчиненного. Свидетельство тому – выраженный в оскорбительном и глумливом тоне отказ Баязида от присланных ему Тимуром подарков. А те подарки, которые были предложены от имени султана Сулеймана [Сулеймана II] султану Калькутты, породили в последнем столь великую ярость, что он не только решительно от них отказался, заявив, что ни он, ни его предшественники не имели обычая принимать чьи-либо дары, а напротив, почитали своею обязанностью щедро их раздавать, но и бросил в подземную темницу послов, направленных к нему с упомянутой целью».
Таким образом, между дарителем и одаренным возникали нерасторжимые узы взаимных привязанностей и обязательств. Господин обязан был тратить свое имение – только так он мог прослыть могущественным, удачливым, богатым («причастным богу», «наделителем благами», согласно древней этимологии этого слова). Щедрость, нерациональное расточение имущества были предметом всеобщего восхищения и прославления: «Яко же невод не удержит воды, но набирает множество рыб, тако и ты, князь наш, не держишь богатства, но раздаешь мужем сильным и совокупляешь храбрыя» (Даниил Заточник, XII век). Служение такому человеку, холопство у него было не только не зазорным, но и желанным. Холопства домогались, ибо оно сулило приобщение к удаче и счастью господина. Через полученные от него дары на голову холопа изливалось благоволение богов.
Христианство боролось с языческим обожествлением золота и серебра. Князь Владимир Мономах еще в начале XII века заклинал своих подданных: сокровища в землю не хороните – тó есть великий грех.
И все же, это древнее отношение к богатству и собственности дожило до наших дней. Вашу машину поцарапали, вашу собаку обозвали уродом, – и вам это неприятно. Почему? Ведь собственно ваша личность при этом не потерпела никакого ущерба. Но мы по-прежнему расцениваем принадлежащие нам вещи как «продолжение» себя, своей личности, и потому остро реагируем на их порчу или умаление их престижа. Особенно ярко это чувство выражается в отношении к детям. Расхожее выражение до сих пор гласит, что дети – это продолжение нас самих, как мы надеемся, – того лучшего, что есть в нас. И потому не дай бог кому-то обидеть наших детей: мы вступаемся за них, как за самое дорогое.
Ну и, конечно, каждый из нас (особенно девушки) с младых лет знает, что принимать подарки от малознакомых людей – дело опасное. Подарок по-прежнему обязывает современных людей, он по-прежнему подчиняет.
Сергей Цветков, историк
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
Тэги: # политика
Внимание! Мнение авторов и комментаторов может не совпадать с мнением Администрации сайта
31 мнение. Оставьте своё
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться
или восстановить пароль от аккаунта, если Вы его забыли.
историки это самые мерзкие людишки русофобы, продавшие свою душу за 30 копеек
в том числе и данный экземпляр Цветков
"индоевропейские" блин
ну что у них, язык отсохнет сказать - Арии
в том числе и данный экземпляр Цветков
"индоевропейские" блин
ну что у них, язык отсохнет сказать - Арии
Не понял, чем Цветков не угодил? Можно подробнее?
Вроде бы нормальная обзорная статья про жадность и богатство. Ничем не хуже детских сказок о сокровищах.
Вроде бы нормальная обзорная статья про жадность и богатство. Ничем не хуже детских сказок о сокровищах.
Часто встречающееся расположение клада в центре погребальных курганов или поселений, то есть на явно сакральной территории…
Чушь собачья, диванные размышлизмы. Он еще тот «историк». В «центрах курганов и поселений» никаких кладов не бывает. Бывает погребальная камера под курганом (и многочисленные боковые подхоронения) с погребальным убранством в зависимости от статуса покойного, обычно весьма скромным. Кстати, большинство курганов строились в срубное время (до скифов), и погребальные дары в то время были страшно убогие - бронзовый нож и горшок с пищей максимум. Погребальные золотые украшения у тех же скифов делались из фольги – для экономии, за редчайшими исключениями (2-3 известных царских захоронения). А клады делались где попало – при угрозе нападения врагов. Центр поселения – сакральная территория? Автор уху ел. Набредил тут историк кустарный. Ему надо к психотерапевту со своими сказками.
Чушь собачья, диванные размышлизмы. Он еще тот «историк». В «центрах курганов и поселений» никаких кладов не бывает. Бывает погребальная камера под курганом (и многочисленные боковые подхоронения) с погребальным убранством в зависимости от статуса покойного, обычно весьма скромным. Кстати, большинство курганов строились в срубное время (до скифов), и погребальные дары в то время были страшно убогие - бронзовый нож и горшок с пищей максимум. Погребальные золотые украшения у тех же скифов делались из фольги – для экономии, за редчайшими исключениями (2-3 известных царских захоронения). А клады делались где попало – при угрозе нападения врагов. Центр поселения – сакральная территория? Автор уху ел. Набредил тут историк кустарный. Ему надо к психотерапевту со своими сказками.
передоз Алексеевым (сокровища валькирий)
Погребальные золотые украшения у тех же скифов делались из фольги – для экономии
У них наверное и станки для её производства имелись, продвинутые ребята были однако. Впрочем это разумно, глупо разбрасываться редкозёмами.
В данном случае лучше и мудрее всех поступил старик Ф.Кастро, который насмотревшись на то, как скидывают монументы и памятники своих бывших почитаемых вождей в других странах ( которым раньше поклонялись), завещал себя сжечь, пепел развеять, памятники не строить и он останется только как память в умах.... мудро , очень мудро. Себе на мозг не нагадишь и сам себе мозг не вырвешь и не растопчешь. Я УВАЖАЮ ФИДЕЛЯ КАСТРО!
----------
Уставший заяц - не кролик.
Уставший заяц - не кролик.
просто он прекрасно в курсе, что памятники легко переименовываются
скажем, взяли какого нибудь Октавиуса, и обозвали Суворовым. Поди проверь теперь
Или вот взяли Ленина, прилепили к нему чуб и получился памятник Шевченко
у любого памятника самая главная составляющая - информационная, а не физическая
скажем, взяли какого нибудь Октавиуса, и обозвали Суворовым. Поди проверь теперь
Или вот взяли Ленина, прилепили к нему чуб и получился памятник Шевченко
у любого памятника самая главная составляющая - информационная, а не физическая
У любого памятника реальному человеку главная составляющая скорее мистическая. Привязать его Дух к месту, сделать покровителем, получить возможность использовать его Силу в своих целях. Большинство людей этого не понимают, к сожалению. А археологи - да, это ужасные люди. Самый большой вред от них то, что они разрушают раскапываемое безвозвратно. И ещё больший вред от их начальства, которое само решает, что делать с раскопанным, показать или спрятать с глаз долой.
----------
Да хранят нас Духи Предков
Да хранят нас Духи Предков
Ну что тут скажешь - Ф.Кастро был широко образованным человеком и хорошо знавший всемирную историю
Дык и Ленин(Ульянов) просил не устраивать из него неизвестно что. Хорошо, что на Кубе народ не пошел против воли Фиделя. У них теперь есть будущее.
ЗЫ: А мавзолей и прочие захоронения давно пора закрыть и убрать с Красной площади. Ведь название-то какое - Красная (красивая). За площадь вынести все это. Мумию Ленина кремировать и захоронить. Хватит издеваться над душой человека.
ЗЫ: А мавзолей и прочие захоронения давно пора закрыть и убрать с Красной площади. Ведь название-то какое - Красная (красивая). За площадь вынести все это. Мумию Ленина кремировать и захоронить. Хватит издеваться над душой человека.
----------
Мало родиться русским; русским еще надо стать.
-----------------------
Карфаген (США) должен быть разрушен.
Мало родиться русским; русским еще надо стать.
-----------------------
Карфаген (США) должен быть разрушен.
+100500
Можно спорить про черный день, сам не пожил хотя бы детям достанется, вариантов много, каждый поступает, как складываются обстаятельства, можно спорить, все равно к одному мнению не придем.
И это все богатство нужно ровно до момента смерти. В могилу не унесешь. А если и унесешь, то археологи уже на следующую ночь все выкопают.
Подарок по-прежнему обязывает современных людей, он по-прежнему подчиняет.
Источник: https://politikus.ru/articles/87378-bogatyy-bog-pravitel-ili-mifologiya-i-drevniy-smysl-bogatstva-i-skuposti.html
Politikus.ru
Бойся данайцев дары приносящих
Источник: https://politikus.ru/articles/87378-bogatyy-bog-pravitel-ili-mifologiya-i-drevniy-smysl-bogatstva-i-skuposti.html
Politikus.ru
Бойся данайцев дары приносящих
Боюсь данайцев, т.к. они жЫды из колена Данова.
----------
Да хранят нас Духи Предков
Да хранят нас Духи Предков
А как насчет того, что данайцы, собирательное название дорийцев и ахейцев, двух волн переселения славянских племен в/на северную и центральную часть Греции с территорий Дикого поля (от Дуная до Волги) ?
Я думаю, это домыслы.
----------
Да хранят нас Духи Предков
Да хранят нас Духи Предков
Домыслы в чем - в том что не переселялись, ну это вы батенька загнули, читайте классиков, начните с Геродота и или в том что это не славяне. Ладно, пусть не славяне - но АРИИ как минимум.
На мой взгляд очень спорная теория,особенно насчет детей.Это называется родительским инстинктом.Животные тоже не позволт касатьмя своих детей.
Меня это тоже царапнуло при прочтении. Автор таким образом причислил детей к вещам, что совершенно недопустимо. Дети - живое, прямое и реальное продолжение тебя, тогда как вещь - мнимое и неодушевленное.
...Вашу машину поцарапали, вашу собаку обозвали уродом, – и вам это неприятно. Почему? Ведь собственно ваша личность при этом не потерпела никакого ущерба. Но мы по-прежнему расцениваем принадлежащие нам вещи как «продолжение» себя, своей личности, и потому остро реагируем на их порчу или умаление их престижа.
Личность человека не страдает, если он вырвет клок свой одежды ,зацепившись за торчащий гвоздь, но, ведь всё равно,- неприятно!
Автор берётся судить о сакральном смысле богатства, не зная, видимо, слова бережливость
И наше плохое настроение от поцарапанной вандалом машины, это вовсе не потому. что мы ощущаем её "продолжением самих себя". Всё проще: царапина на машине - это непредвиденные расходы на оплату услуг маляра.
Личность человека не страдает, если он вырвет клок свой одежды ,зацепившись за торчащий гвоздь, но, ведь всё равно,- неприятно!
Автор берётся судить о сакральном смысле богатства, не зная, видимо, слова бережливость
И наше плохое настроение от поцарапанной вандалом машины, это вовсе не потому. что мы ощущаем её "продолжением самих себя". Всё проще: царапина на машине - это непредвиденные расходы на оплату услуг маляра.
----------
Если вы произнесёте достаточно большую ложь и будете часто её повторять, то люди в итоге в неё поверят. ( Й. Геббельс)
Шерше ля нефть. ( Н. Стариков)
Если вы произнесёте достаточно большую ложь и будете часто её повторять, то люди в итоге в неё поверят. ( Й. Геббельс)
Шерше ля нефть. ( Н. Стариков)
Интересное мнение на тягу к обладанию золотом высказал Сергей Алексеев в одном из своих произведений. Золото использовалось потомками инопланетной рассы для обезараживания чуждой атмосферы. Рабы, созданные этими полубогами, воспринимали золото во рту и на лице, как божественный атрибут и стремились всячески подражать.
Какой бред, из обычной скупости раздуть такую теорию... Да смысл того, что прятали, выкидывали в воду, гораздо проще: Так не доставайся же ты никому!:)
</err>
----------
...имхо, конешно
...имхо, конешно
Спасибо. Хорошая познавательная статья.
Поучительно о том, что некоторые предводители не принимали дары, так как сами их должны давать. К сожалению, сейчас с точностью до наоборот.
Что касается простых людей, то они просто выживают.
Поучительно о том, что некоторые предводители не принимали дары, так как сами их должны давать. К сожалению, сейчас с точностью до наоборот.
Что касается простых людей, то они просто выживают.
лово "раса", "расовый" пишется с одним С
Информация к размышлению (С)
----------
Мало родиться русским; русским еще надо стать.
-----------------------
Карфаген (США) должен быть разрушен.
Мало родиться русским; русским еще надо стать.
-----------------------
Карфаген (США) должен быть разрушен.
СэрГей цветочков,такой жэ историк,как я балерина! Хрисиане боролись с языческим обожествлении золота и серебра! ОКАК!!!!!! У Язычников,Предков Наших,которые жили на этой Земле МИНИМУМ 40 000 лет,что подтверждает Множэство артефактов,сунгирьская лошадка,например,если и обвешивали ими какие нибудь идолы,тотэмы,то,это,чтоли обожэсствление?!!!!! А Что скажэшь про христиан,у которых эти металлы,от крыльца,до куполов! Бог Лишь Нам Судья! Но Так Клеветать на Свох Предков!!!!!!!! Да ине своих,Значит! Хотя слово,"история", если Подумать,Понятно,Откуда происходит: из торы,Значит. Нуну! Дафайте,габотайте,дгужог,отгабатывайте свои 30 сребренников!
Очень Сильно Радуют коменты! Народ то Разбирается,Что При Чем! Значит недаст подобным сэрГеям опоганить Наших Предков!
Очень Сильно Радуют коменты! Народ то Разбирается,Что При Чем! Значит недаст подобным сэрГеям опоганить Наших Предков!
Христиане боролись с языческим обожествлении золота и серебра! ОКАК!!!!!!
Ну как боролись? Примерно так как алкаш с бутылкой водки борется, одну уборет, и за следующей на точку.
Вот они коррупционеры...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Историки его и сейчас рады домагаться.
Что в имени тебе моем.