Обсуждаемое
Опрос
Популярное
Рейтинг
Видео
Кто является истинным основателем Москвы?
Содержание:
Введение
Здравствуй, Politikus.ru! Сегодня немного расскажу вам об основателях Москвы и её нелёгком пути на роль политического и экономического центра Руси. Статья не будет длинной, кратко обозначу лишь основные моменты, каждые из которых достойны написания отдельных томов.
Москва, являющаяся на сегодняшний день столицей Российской Федерации, городом, известным всему миру как огромный мегаполис, могла бы и не стать таковой, если бы история повернула в другое русло.
Предлагаем Ва ознакомиться с нашими интересными статьями в этой рубрике. Желаем вам увлекательного чтения и комфортного общения в комментариях.
Однако, есть в истории ее возвышения некая несправедливость, заключающаяся даже не в том, как этот процесс происходил, а во всемирной известности того, кто выступает в российской истории, как основатель города Москва. Так что же не так с ее основанием?
Юрий Долгорукий
На самом деле, ученым даже достоверно неизвестно, кто был первым ее «строителем». Этот маленький городок впервые упоминается в летописях середины XII века в связи с именем князя Юрия Долгорукого, если быть точнее, то - 1147 год.
Известно, что на этом месте стояло Кучково (вроде бы небольшое поселение), принадлежавшее боярам Кучковичам. Юрий Долгорукий то ли отнял его у них, то ли еще каким-то путем изъял из их собственности.
Так и повелось, что Долгорукий – основатель Москвы. Что сделал Юрий для этого города? Что там построил? Чем улучшил жизнь людей, и так живших долгое время на этом месте? Эти данные сокрыты от глаз исследователей, поскольку в письменных источниках об этом ничего не сказано.
Неоспоримый факт! Основателем Москвы считается русский князь Юрий Долгорукий. Подтверждается историками и исследователями русской истории.
Данил Александрович
Спустя сто с небольшим лет после «основания» Москвы, этот город приобретает наконец-то своего князя. Именно своего, поскольку после перехода его во владение Долгорукого, в нем «сидели» только княжеские наместники. А первым «собственным» князем Москвы явился младший сын Александра Невского - Данил Александрович.
По составленному отцом завещанию этот небольшой городок с прилежащими территориями отдавался ему в удел, то есть становился княжеством. И именно с того момента, как князь Данил появляется в Москве, начинается ее отстройка как города. До этого надобности в подобном не было.
Москва стояла не на торговых путях – на берегу небольшой реки Москвы, не являлась каким-то важным центром политической жизни… В общем-то, Данилу Александровичу досталось, пожалуй, незавидное наследство. Но не место красит человека, а человек место. Так и произошло. Из невидного, небогатого, затерянного в лесной глуши княжества первый московский князь создал то, что еще при его жизни могло соперничать с гораздо более сильными соседями.
Историческая справка! У Москвы было незавидное расположение - вдали от торговых путей - это не располагало город к развитию.
Что же делал Данил? Устраивал захватнические войны? Участвовал в междоусобной войне братьев, пытаясь увеличить свое небольшое по территории владение? Нет. Основным направлением его деятельности было хозяйственное укрепление города и княжества, привлечение торговцев и тому подобные дела.
При всем этом, у его княжества было только одно преимущество перед остальными. Нахождение в лесах, в отдаленности от степей и основных торговых путей давало великолепную возможность избежать набегов на свои территории кочевничьих войск, нередко появляющихся на русских землях.
К примеру, одно поколение жителей иных княжеств, по крайней мере, два и даже более раз переживали очередные опустошительные набеги. Приводили грабителей-кочевников, как правило, русские князья, борясь друг с другом за владимирский стол. А вот московская земля была от этого избавлена. Только лишь один раз московская земля была разорена татарами, когда княжил Данил.
Естественно, что в это безопасное место стекались люди со всех княжеств, в особенности из рязанской земли, лежащей как раз на пути движения кочевников из степей в русские земли. Данил принимал всех, наделял землями, давал многолетние льготы – освобождения от налогов.
Слух о гостеприимном московском князе прошел по всем княжествам. И так, когда тонким ручейком, когда мощным людским потоком начала увеличиваться численность населения Московского княжества.
Укрепление Москвы! Князь Данил Александрович привлекал в город всё больше торговцев, а расположение Москвы вдали от набегов кочевников и орды, помогало ей развиваться.
Торговые пути
Еще одно важное достижение князя Данила - установление торгового пути в Москву. Устроением обычных причалов и торговых рядков он не ограничился. Ведь нужно было привлечь купцов, заманить их в доселе неизвестное место. И для этого князь Данил позаботился о том, чтобы путь купцов в его княжество сулил им выгоду. Потому он и снизил выплаты, которые платили купцы за право торговать на его земле. А самое главное, что именно с момента правления Данила появились на Руси «московские гости» - торговцы из Москвы.
Единственным минусом для прибывающих торговцев было то, что по пути им приходилось "проходить" через другие княжества, которые взимали с них соответствующую плату. А чтобы купцы беспрепятственно прибывали в Москву, необходимо было присвоить город Коломну, лежащий как раз на пути торговцев. Так и пришлось в конце своей жизни Данилу пойти на то, чего даже во время своей молодости он не делал и не одобрял. Пошел войной на соседа.
К сведению! Постоянные поборы торговцев со стороны соседних княжеств отягощали торговлю и проложение хороших торговых путей.
Но в оправдание его нужно сказать, что проблему он вначале пытался решить мирным путем, а уж когда не получилось договориться с местным князем, приступил к решительным действиям. И заботился он при этом о благополучии своего княжества.
Смерть Данила
После смерти Данила город Москва перешел в нераздельное владение его четырем сыновьям. И то, что досталось им в наследство – богатое, крепкое княжество, помогло им успешно бороться за власть с сильным соседом – Тверью.
Потому-то именно Данила Московского и нужно считать истинным основателем Москвы. Человека, который не просто возвысил ее, но фактически создал как город.
Видео
10 фактов о Великом княжестве Московском: от Данилы Александровича - до нашего времени.
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
Тэги: # история
Внимание! Мнение авторов и комментаторов может не совпадать с мнением Администрации сайта
40 мнений. Оставьте своё
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться
или восстановить пароль от аккаунта, если Вы его забыли.
Хороший - доступный материал. В Москве княжила самая умная, хитрая и беспринципная ветвь Рюриковичей - поэтому и пережили всех остальных и создали великое государство. Даниил Александрович был великим правителем, но я бы упомянул вначале повествования отца Александра Невского - Ярослава. От него все пошло. Его дети и внуки в конце концов стали править Русью и если бы не его фундамент не было бы никакой Москвы.
Цитата: ПВН
беспринципная ветвь Рюриковичей
с чем сравниваете? примеры приведите.
Например, с Олеговичами. Можно сравнить и с другими Мономашичами. Как писал Соловьев Ярослав принадлежал к гордой ветви суздальских мономашичей, добивавшейся власти над всей Русской землей. А были ещё и князья Полоцкие тоже не слабые. Много их было. Но победу одержали именно предки Ярослава Всеволодовича. И явно не все Ярослав делал по правде.
Разумеется не по современной. Он нарушал исключительно понятия 13 века (с точки зрения проигравших в последствии князей). Он проиграл большинство сражений, но отлично поднялся при орде. С современной точки зрения я не знаю прав он был или нет. Но победителей не судят. Именно он стал родоначальником династии Рюриковичей Московского государства. Кстати, по-моему Бушков называет Ярослава Чингисханом)))
Орда - это мы и есть.
Это часть государственного устройства, а не кто-то пришлый.
Русь как и Россия тоже была многонациональной с большим количеством разных народов.
Уже тогда кого только у нас не было и орда - это наша часть, а не что-то инородное.
Просто европейцы как обычно врут...
Это часть государственного устройства, а не кто-то пришлый.
Русь как и Россия тоже была многонациональной с большим количеством разных народов.
Уже тогда кого только у нас не было и орда - это наша часть, а не что-то инородное.
Просто европейцы как обычно врут...
Всем известно, что основал Москву Юрко Долгорукченко.
а Москва-реку?
А Москву-реку не основали, её копали.
Её выкопали белорусы под предводительством пана Лукашенко.
Топоним или гидроним Москва имеет гораздо более глубокие корни, чем дозволено к политкорректному прочтению, согласно которому, утрируя, мы, русские, - просто помесь чухонцев с татарами.
В санскрито-английском словаре Моньера-Уильямса, изданном в начале прошлого века, упоминается река или местность под названием Мащака-вати:
Причем автор включил это название в свой труд со ссылкой на основоположника санскрита Панини, который жил и творил в V веке ДО нашей эры. Примечательно, что в те времена эта река индийцам уже была неизвестна - ученый пометил название как словарное, то есть, взятое из каких-то не дошедших до нас более ранних источников. А ещё примечательнее, что первая часть слова имеет чисто арийские корни. Даже в переводе не нуждается: мащка (санскр.)= мошка, а мащакара = мошкара. То есть, исходное толкование - река Мошкариная.
И это далеко не единственное совпадение гидронимов, о которых у нас почему-то не говорят. Например, несколько рек Деванади - и две Двины в наших краях, санскритские Варана и Варанаси - русские Ворона и Воронуса (если первую еще можно как-то привязать к привычным воронам, то вторую истолковать довольно проблематично. Как и Москву, впрочем. Общепринятый "коровий брод" как-то не вяжется с лесной рекой - ну кто, скажите, будет гонять буренок по дебрям?)
Как ни противятся общечеловеки, но исключить, что такие названия наряду со множеством общих для санскрита и русского языка корней сохранились со времен миграции ариев с территории нынешней России, - отрицать такое просто язык не поворачивается.
В санскрито-английском словаре Моньера-Уильямса, изданном в начале прошлого века, упоминается река или местность под названием Мащака-вати:
masakavati
masaka-vati f. N. of a district or a river Pan. 4-2, 85 Sch
(Стр. 791, кол. 1)
.masaka-vati f. N. of a district or a river Pan. 4-2, 85 Sch
(Стр. 791, кол. 1)
Причем автор включил это название в свой труд со ссылкой на основоположника санскрита Панини, который жил и творил в V веке ДО нашей эры. Примечательно, что в те времена эта река индийцам уже была неизвестна - ученый пометил название как словарное, то есть, взятое из каких-то не дошедших до нас более ранних источников. А ещё примечательнее, что первая часть слова имеет чисто арийские корни. Даже в переводе не нуждается: мащка (санскр.)= мошка, а мащакара = мошкара. То есть, исходное толкование - река Мошкариная.
И это далеко не единственное совпадение гидронимов, о которых у нас почему-то не говорят. Например, несколько рек Деванади - и две Двины в наших краях, санскритские Варана и Варанаси - русские Ворона и Воронуса (если первую еще можно как-то привязать к привычным воронам, то вторую истолковать довольно проблематично. Как и Москву, впрочем. Общепринятый "коровий брод" как-то не вяжется с лесной рекой - ну кто, скажите, будет гонять буренок по дебрям?)
Как ни противятся общечеловеки, но исключить, что такие названия наряду со множеством общих для санскрита и русского языка корней сохранились со времен миграции ариев с территории нынешней России, - отрицать такое просто язык не поворачивается.
----------
Боги – суть предки наши
Боги – суть предки наши
В общем то здраво, но все-таки есть к чему прицепиться...
Это на Руси довольно частое явление. Наверное и не только на Руси. Дело в том, что все удобные земли занимали под пахоту (Из-за нашего, скажем помягче, малопригодного для земледелия климата обычно экстенсивный вид землепользования). А где пасти буренок? Пастбищ мало. В лесу! Там коровки сами найдут что им съесть. А чтоб стадо не дай бог не вышло в поля, огораживали все что можно, делали так называемый прогон - от деревни к лесу... Вы знаете что такое "околица"? Правильно - забор, ограда на краю деревни, именно для скота, чтобы скот не вышел и не потравил поля, иначе голод... Примерно так.
ну кто, скажите, будет гонять буренок по дебрям?
Это на Руси довольно частое явление. Наверное и не только на Руси. Дело в том, что все удобные земли занимали под пахоту (Из-за нашего, скажем помягче, малопригодного для земледелия климата обычно экстенсивный вид землепользования). А где пасти буренок? Пастбищ мало. В лесу! Там коровки сами найдут что им съесть. А чтоб стадо не дай бог не вышло в поля, огораживали все что можно, делали так называемый прогон - от деревни к лесу... Вы знаете что такое "околица"? Правильно - забор, ограда на краю деревни, именно для скота, чтобы скот не вышел и не потравил поля, иначе голод... Примерно так.
Как часто в горестной разлуке , в моей блуждающей судьбе , Москва ! Ядумал о тебе ! Москва .... Как много в этом звуке для сердца русского слилось , как много в нем отозвалось!
Очень даже занимательное повествование, известное по неизвестным фактам. Шибко коверкали историю Руси в угоду правителям, да и Федоров не успел в письменной форме запечатлеть онное.
Ох, как врать-то горазды. Село Кучково находилось у места впадения Яузы в Москва-реку. Боярин Кучка - был одним из соратников князя Юрия, более того, его родственником, он выдал замуж свою дочь Иулиту за сына князя - Андрея Боголюбского.
В летописи за 1147 год указывается приглашение князя Юрия другому князю: "Приходи ко мне... во град Москов".
"Москов" - здесь прилагательное, то есть "во град Московский", стоящий на Москве-реке. Известно, что русские князья любили собираться в Коломне, которая тоже стоит на реке Москве. Вполне возможно, что князь Юрий построил военное поселение (крепость) на Боровицком холме, чтобы не дать усилиться своему родственнику и иметь всегда надежные сведения о происходящими в селе Кучкове событиями, а также для защиты богатого торгового села. Кучковичи были еще те жуки, они убили Великого князя Владимирского Андрея Боголюбского, в своем замке в городе Боголюбове (ныне - село).
И почему сразу с князя Данилы начинаете? А где князь Георгий, плененный татарами при сожжении Москвы в 1238 году и приведенный под стены столицы - города Владимира с целью уговорить своего отца - Великого князя Юрия сдать город?
Подведенный к стенам города князь Московский Георгий закричал: "не сдавайтесь, ибо постыдно это и все равно никого они (татары) не пощадят". И тут же пал с отрубленной головой. Коломна была в составе Великого Владимирского княжества, а не Рязанского и Данила никуда с войной не ходил.
Разделение Московского и Владимирского княжеств произошло гораздо позже, когда во время правления Ивана Даниловича Калиты митрополит Петр переехал в Москву из Владимира в 1326 году. Суздальский князь переехал в Нижний Новгород и основал Суздальско-Нижегородское княжество. Вместе с этим к новообразованному княжеству отошел и Владимир. Права на Владимир удалось отстоять только Дмитрию Донскому. Правящий нижегородский князь признал эти права.
В летописи за 1147 год указывается приглашение князя Юрия другому князю: "Приходи ко мне... во град Москов".
"Москов" - здесь прилагательное, то есть "во град Московский", стоящий на Москве-реке. Известно, что русские князья любили собираться в Коломне, которая тоже стоит на реке Москве. Вполне возможно, что князь Юрий построил военное поселение (крепость) на Боровицком холме, чтобы не дать усилиться своему родственнику и иметь всегда надежные сведения о происходящими в селе Кучкове событиями, а также для защиты богатого торгового села. Кучковичи были еще те жуки, они убили Великого князя Владимирского Андрея Боголюбского, в своем замке в городе Боголюбове (ныне - село).
И почему сразу с князя Данилы начинаете? А где князь Георгий, плененный татарами при сожжении Москвы в 1238 году и приведенный под стены столицы - города Владимира с целью уговорить своего отца - Великого князя Юрия сдать город?
Подведенный к стенам города князь Московский Георгий закричал: "не сдавайтесь, ибо постыдно это и все равно никого они (татары) не пощадят". И тут же пал с отрубленной головой. Коломна была в составе Великого Владимирского княжества, а не Рязанского и Данила никуда с войной не ходил.
Разделение Московского и Владимирского княжеств произошло гораздо позже, когда во время правления Ивана Даниловича Калиты митрополит Петр переехал в Москву из Владимира в 1326 году. Суздальский князь переехал в Нижний Новгород и основал Суздальско-Нижегородское княжество. Вместе с этим к новообразованному княжеству отошел и Владимир. Права на Владимир удалось отстоять только Дмитрию Донскому. Правящий нижегородский князь признал эти права.
Ох, как врать-то горазды.
А у них работа такая
А иначе как привьешь историю вам - балбесам? Шутка, если кто не понял...
А в летописях не врут)))Я смотрел старые карты,так там на них малехонький городок Моска,отсюда видать и пошла Москва.
А как же делся Иван КалитА? Куда он исчез из повествования автора?
Это было позднее, когда Москва "собирала" русские земли. Во 2 серии
На территории Московского княжества был не только раздел степь/лес, но и водораздел Балтийское/Черное/Каспийское море/.
Точно так же, сейчас освобождается Севморпуть, трубопроводы идут из Сибири... Надо готовиться к тому, что центр России уйдет из Залесья в сторону Самары - кстати, великий и ужасный Сталин именно ее выбрал на роль резервной столицы.
Точно так же, сейчас освобождается Севморпуть, трубопроводы идут из Сибири... Надо готовиться к тому, что центр России уйдет из Залесья в сторону Самары - кстати, великий и ужасный Сталин именно ее выбрал на роль резервной столицы.
где сноска на первоисточники? Я тоже могу написать сказку, как русичи вырезали коренное население и это будет ложь.
Автор не написал-в чем особенность местоположения Москвы позволившее ее так развиваться?-не только же нахождение в глухих лесах и недоступность для степных набегов.
Цитата: zigaamir
где сноска на первоисточники?
Кому надо - тот найдет. В статье тоже нет ссылок на первоисточники. ;)
А по поводу остального - "Пишите, барышня, пишите.
Об остальном - и не взыщите".
Цитата: kolobok.sidorov
А как же делся Иван КалитА?
Иван Данилович - сын Данилы Александровича. Правил позже.
Добавлю, что столицей до Ивана Третьего считался город Владимир, так как татарский хан выдавал ярлык на Великое Владимирское княжение. Только Иван Третий стал именоваться в титулатуре "Великий князь Московский и Владимирский", все князья до него именовались "Великими Владимирскими и Московскими" князьями
Цитата: zigaamir
Я тоже могу написать сказку, как русичи вырезали коренное население и это будет ложь.
А вот в Велесовых и Ярилиных книгах, говорится, что это правда. Великий киевский князь Владимир Красное Солнышко не основал, а именно завоевал город Китеж Залесский, взяв город приступом, дав ему свое имя, срыв языческие капища и крестив население города в речке Почайке (всем окрестным рекам, кроме Клязьмы даны были киевские названия). Всем отказавшимся было предложено покинуть город, неподчинившихся - казнили.
В городе был поставлен киевский военный гарнизон "на кормление", собиравший дань с окрестных сел и городского населения, часть дани гарнизон оставлял себе, часть отправлял в Киев.
Просто надо читать не только то, "официально признано", так как это тоже может быть неправдой, но и использовать альтернативные источниики.
А вот в Велесовых и Ярилиных книгах
"И тут Остапа понесло".
В советской школе учили, что 1147 год это год первого упоминания Москвы, а не её основания.
----------
"Всякий народ стремиться создать империю, но не каждый может" И.Л. Солоневич
"Всякий народ стремиться создать империю, но не каждый может" И.Л. Солоневич
Известно, что на этом месте стояло Кучково (вроде бы небольшое поселение), принадлежавшее боярам Кучковичам. Юрий Долгорукий то ли отнял его у них, то ли еще каким-то путем изъял из их собственности.
Автору бояре - кочевники причудились.
Данил или Даниил?
Исторически имя Данил происходит от древнееврейского имени Даниэль – «дан» (судья) и «эль» (Бог) и упоминается в Библии как пророк царя Навухудоносора.
В православии имя Данил звучит как Даниил, именно такая форма записана в церковном календаре.
Исторически имя Данил происходит от древнееврейского имени Даниэль – «дан» (судья) и «эль» (Бог) и упоминается в Библии как пророк царя Навухудоносора.
В православии имя Данил звучит как Даниил, именно такая форма записана в церковном календаре.
Наполеон только брал Москву и поджёг - не сгорели слободы-кварталы "французкая" "итальянская" "армянская".
Могла ~ быть взята крымчаками при Иване-3 но сгорела.
Автор не опустился до советского "это всё от финов"
[ Сантехник ]
Посмеши про "древнееврейские имена" рабинов или кабалистов, рады будут перекур сделать, не всё же на арамейском тару читать
Могла ~ быть взята крымчаками при Иване-3 но сгорела.
Автор не опустился до советского "это всё от финов"
[ Сантехник ]
Посмеши про "древнееврейские имена" рабинов или кабалистов, рады будут перекур сделать, не всё же на арамейском тару читать
Хрень какая то.
Этот фильм самый настоящий вброс и дезинформация, извращение важного эпизода нашей истории. И ещё этот акцентик сектанта евангелической церкви у диктора...
Это хохляцкий фильм о русской истории. Согласна, бред!
Это хохляцкий фильм о русской истории. Согласна, бред!
Что-то много развелось историков, льющих нам в уши свою правду. В связи с пожарами во многих библиотеках, где возможно были сожжены и документы, активизировались всякие псвдоисторики!
Цитата: Виктор Подосенков
Её выкопали белорусы под предводительством пана Лукашенко.
К чему вдруг ???
Цитата: Виктор Подосенков
Её выкопали белорусы под предводительством пана Лукашенко.
К чему вдруг ???
Автор фильма сам себе противоречит. Сначала говорит, что конец Московского княжества наступает в 1547 году, с вступлением Ивана Грозного на престол, а потом заявляет, что в Период расцвета Московии территория включала всю Европейскую часть России, включая Новгородскую республику. Хотя известно, что Новгород вошёл в Российское государство лишь в 1578 году, после похода Ивана Грозного. Так уж определились бы хотя бы с датой, когда был расцвет княжества, а когда Московию сменила Россия.
Цитата: Chicot
Подлинность этих "Велесовых и Ярилиных книг" доказать можете? Нет? Лесом!
А не пошел-ка ты сам туда же, и еще гораздо глубже, куда Иван Сусанин не ходил? Или российская история начинается у тебя с Крещения Руси, как принято писать в официозах? Против такого подхода еще Михайло Васильевич Ломоносов восставал.
Да, подлинность их доказана еще советскими историками, когда только-только началась их расшифровка. Нам даже показывали документальный фильм про эти книги. И что интересно - Велесова книга представляла собой здоровый глиняный блин, испещренный знаками по спирали от центра к краям. И в фильме сказано, что историки начинают расшифровку этих книг. А потом этот блин куда-то подевался и вместо их стали демонстрировать какие-то дощечки. Естественно, с VIII-IX вв дощечки сохраниться не могли, а вот глина с записями и прокаленная в печи - вполне. Это как Мусин-Пушкин нашел в Ярославле в Спасском монастыре "Слово о полку Игореве" и переписал ее. Естественно с ошибками и (возможно) собственными добавлениями. Подлинник сгорел в 1812 году, копия сохранилась. А почему-то никто не сомневается в подлинности "Слова". Учти, что "официальными" признаются те источники, которые выгодны властям. Сменится власть - будут признаваться "официально" другие источники. Естественно, Велесова и Ярилина книги с такими записями ну никак не укладываются в "официальную" версию Российской истории. Поэтому и блин с записями куда-то дели. Так что иди и нюхай ароматы своего леса дальше.
ВЛАДИМИР ЮРЬЕВИЧ (1217?—1238), второй или третий сын великого князя Владимиро-Суздальского Юрия Всеволодовича, князь Московский.
Дата его рождения может быть названа лишь предположительно. В Лаврентьевской летописи под 1217/18 годом сообщается о рождении сына у князя Юрия, однако имя его в тексте пропущено ("и нарекоша имя ему в святом крещеньи…"). Это могли быть либо Мстислав. либо Владимир.
Наиболее раннее упоминание княжича Владимира Юрьевича содержится в "Истории Российской" В. Н. Татищева, где сообщается о том, что в феврале 1228 года он вместе со старшим братом Всеволодом и боярами провожал в Ростов своего дядю князя Василька Константиновича, только что сыгравшего свадьбу с княгиней Марией.
Когда именно Владимир получил в княжение Москву, неизвестно. По-видимому, только в 1236 году. Во всяком случае, под этим годом летописи сообщают о свадьбе, устроенной великим князем Юрием Всеволодовичем для двух своих сыновей, Владимира и Мстислава, а в следующей летописной статье (1237/38 года) мы застаем Владимира уже в Москве. (Сведения же о супруге Владимира Юрьевича содержатся только у Татищева, который приводит ее отчество: "Мстиславна".)
Зимой 1237/38 года на Северо-Восточную Русь обрушились орды хана Батыя. Москва наряду с Коломной первыми из городов Владимиро-Суздальского княжества подверглась нападению. По летописи, это случилось в конце января — самом начале февраля 1238 года. (Точную дату называет Татищев — 20 января, но насколько она верна, сказать нельзя.) Город был взят и полностью разорен, а князь Владимир захвачен в плен. "Тое же зимы взяша Москву татарове, — пишет летописец, — и воеводу убиша Филипа Нянка… а князя Володимера яша руками (взяли в плен), сына Юрьева, а люди избиша от старьца и до сущаго младенца, а град и церкви святыя огневи предаша, и манастыри вси и села пожгоша…"
Князя Владимира татары забрали с собой. Когда 3 февраля они подошли к стольному Владимиру, сын Юрия был с ними. Татары подвели его к Золотым воротам и показали защитникам города: "Знаете ли княжича вашего?". И горько плакали, видя его, и все владимирцы, и особенно братья Всеволод и Мстислав Юрьевичи (сам Юрий Всеволодович покинул город, собирая войска для сражения с татарами), "бе бо уныл лицем". Другие летописи прибавляют к этому: князь "изнемогл бе утробою от нужи", был "в мнозе истомлении".
Князь Владимир Юрьевич погиб при штурме города Владимира 7 февраля 1238 года, тогда же, когда и его братья Всеволод и Мстислав (прямо об этом сообщают поздние летописи). Подведенный к стенам города, он вскричал: "Братья мои , не сдавайтесь, ибо постыдно сие! На пощадят они (татары) никого!", после чего пал с отрубленной головой.
В память о нем сохранилась надпись "Гюргичъ" с крестом, сделанная кем-то из защитников столичного города на внутреннем окне выходящем в створ Золотых Ворот во Владимире, бывшем свидетелем этой трагедии.
Позднее в числе других владимирских князей он был причтен к лику местночтимых святых. Ныне память Владимира Юрьевича, князя Владимирского и Московского, празднуется 23 июня, в Соборе Владимирских святых.
ИСТОЧНИКИ:
Лаврентьевская летопись.
P.S. И где же тут Даниил, князь Московский, основатель Москвы? :)
Дата его рождения может быть названа лишь предположительно. В Лаврентьевской летописи под 1217/18 годом сообщается о рождении сына у князя Юрия, однако имя его в тексте пропущено ("и нарекоша имя ему в святом крещеньи…"). Это могли быть либо Мстислав. либо Владимир.
Наиболее раннее упоминание княжича Владимира Юрьевича содержится в "Истории Российской" В. Н. Татищева, где сообщается о том, что в феврале 1228 года он вместе со старшим братом Всеволодом и боярами провожал в Ростов своего дядю князя Василька Константиновича, только что сыгравшего свадьбу с княгиней Марией.
Когда именно Владимир получил в княжение Москву, неизвестно. По-видимому, только в 1236 году. Во всяком случае, под этим годом летописи сообщают о свадьбе, устроенной великим князем Юрием Всеволодовичем для двух своих сыновей, Владимира и Мстислава, а в следующей летописной статье (1237/38 года) мы застаем Владимира уже в Москве. (Сведения же о супруге Владимира Юрьевича содержатся только у Татищева, который приводит ее отчество: "Мстиславна".)
Зимой 1237/38 года на Северо-Восточную Русь обрушились орды хана Батыя. Москва наряду с Коломной первыми из городов Владимиро-Суздальского княжества подверглась нападению. По летописи, это случилось в конце января — самом начале февраля 1238 года. (Точную дату называет Татищев — 20 января, но насколько она верна, сказать нельзя.) Город был взят и полностью разорен, а князь Владимир захвачен в плен. "Тое же зимы взяша Москву татарове, — пишет летописец, — и воеводу убиша Филипа Нянка… а князя Володимера яша руками (взяли в плен), сына Юрьева, а люди избиша от старьца и до сущаго младенца, а град и церкви святыя огневи предаша, и манастыри вси и села пожгоша…"
Князя Владимира татары забрали с собой. Когда 3 февраля они подошли к стольному Владимиру, сын Юрия был с ними. Татары подвели его к Золотым воротам и показали защитникам города: "Знаете ли княжича вашего?". И горько плакали, видя его, и все владимирцы, и особенно братья Всеволод и Мстислав Юрьевичи (сам Юрий Всеволодович покинул город, собирая войска для сражения с татарами), "бе бо уныл лицем". Другие летописи прибавляют к этому: князь "изнемогл бе утробою от нужи", был "в мнозе истомлении".
Князь Владимир Юрьевич погиб при штурме города Владимира 7 февраля 1238 года, тогда же, когда и его братья Всеволод и Мстислав (прямо об этом сообщают поздние летописи). Подведенный к стенам города, он вскричал: "Братья мои , не сдавайтесь, ибо постыдно сие! На пощадят они (татары) никого!", после чего пал с отрубленной головой.
В память о нем сохранилась надпись "Гюргичъ" с крестом, сделанная кем-то из защитников столичного города на внутреннем окне выходящем в створ Золотых Ворот во Владимире, бывшем свидетелем этой трагедии.
Позднее в числе других владимирских князей он был причтен к лику местночтимых святых. Ныне память Владимира Юрьевича, князя Владимирского и Московского, празднуется 23 июня, в Соборе Владимирских святых.
ИСТОЧНИКИ:
Лаврентьевская летопись.
P.S. И где же тут Даниил, князь Московский, основатель Москвы? :)
Красивая история, но где документы?
Цитата: Жуков777
Красивая история, но где документы?
Сказано: Лаврентьевская летопись и книга Татищева "История государства Российского".
Могу еще предоставить https://dimon-porter.livejournal.com/53889.html
"Интересны у древних ворот и стены внутренней лестницы. Сотни лет назад бойцы оставляли на этих стенах надписи - древнерусское граффити. Надпись XIII в. - "Гюргичъ" (т.е. Юрьевич) и крест рядом с ней. Эта скромная надпись была оставлена одним из защитников Владимира во времена Батыева нашествия в честь великого князя Владимира Юрьевича, погибшего при осаде города перед Золотыми воротами."
Приезжайте - увидите воочию под стеклом в окошке по правую сторону от лестницы, ведущую в экспозицию музея "Золотые Ворота"
Свидетельство гибели Владимира Юрьевича, князя Московского под стенами города Владимира в 1238 году.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.