Обсуждаемое
Опрос
Популярное
Потужно просм. 12077 Потужно
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Рейтинг
Видео
Потужно 21-12-2024 Потужно

Мы помним... Заметки к 70-летию освобождения Киева

Мы помним... Заметки к 70-летию освобождения Киева

6 ноября 1943 года столица советской Украины город Киев был освобождён от фашистской оккупации. Киев находился во власти немецких войск с 19 сентября 1941 г. по 6 ноября 1943 г. Дольше Киева под управлением фашистов находились только три европейских столицы - Варшава, Прага и Вена.

Город стал нести огромные потери еще задолго до того, как на его улицах появились солдаты немецкой армии. Первые бомбы на «мать городов русских» обрушились ранним утром 22 июня 1941 г. «22 июня, ровно в 4 часа, Киев бомбили, нам объявили, что началася война» - не зря поётся в песне тех лет.

К тому моменту, как в Киев вступили гитлеровские войска, в городе оставалось примерно 400 тысяч горожан, остальные либо ушли на фронт, либо эвакуировались. Эвакуация производилась на пяти вокзалах, однако, в связи с тем, что желающих уехать было много, всех увезти не могли. Вокзалы полностью были оцеплены, на них функционировали особые пропускные пункты, за ограждение которых пропускали лишь тех, кто имел бронь. С началом войны 200 тысяч киевлян ушли на фронт, 325 тысяч были эвакуированы.

С началом эвакуации сначала опустели дома, а за ними - и целые районы Киева. К примеру, на Липках, - там обитали в основном члены НКВД, - не осталось никого. После отступления советских войск и полного отсутствия какой-либо власти в городе население в панике принялось грабить магазины. Началось это семнадцатого сентября, и закончилось девятнадцатого: именно в тот день в город вошли немецкие войска.

19 сентября 1941 года, к 13 часам дня, с Подола, по ул. Кирова (нынешняя Грушевского), в город начали входить передовые немецкие части. Толпа антисоветски настроенных лиц, в количестве до 300 человек, на площади Калинина (сейчас Майдан Незалежности) встречала входящие немецкие части с цветами и звоном колоколов Печерской лавры.

Вступления немцев в Киев одни жители ожидали со страхом и тревогой, другие с радостью и надеждой. Живший на Воздухофлотском шоссе в доме 8/1 Андриан Каменский (состоятельный человек до революции) встречал их празднично одетый: котелок, костюм тройка, трость. Радужные мечты о благополучной жизни при оккупации быстро испарились. Летом 1943 г. он сказал: «Я ждал, но не ожидал!.. Придут Советы - буду первым большевиком». Большевиком ему стать не довелось. Он был убит фашистами при облаве.

Вообще, киевляне настрадались от фашистов-освободителей и их союзников - украинских националистов. Последние с наслаждением принялись украинизировать Киев. Начали выходить националистические газеты…Киевлянам внушалось, что, как гласил пункт 3 «Акта восстановления независимости Украины».

"Восстановленное (в других вариантах - "новообразованное" ) Украинское Государство будет тесно взаимодействовать с Национал-Социалистической Великой Германией, которая под руководством Адольфа Гитлера творит новый строй в Европе и мире и помогает украинскому народу освободиться из-под московской оккупации.

Украинская Национально-революционная Армия, которая будет творить на украинской земле, будет бороться дальше совместно с союзной немецкой армией против московской оккупации за Суверенное Соборное Украинское Государство и новый строй во всем мире». Киевлянам, как и другим жителям Украины, сообщалось что фашисты и националисты пришли навсегда и поэтому сопротивление бесполезно. К чести киевлян, далеко не все вняли этим заверениям. Были в Киеве и подпольщики и партизаны, многие из которых нашли свою могилу в Бабьем Яру. Так что многое испытали киевляне - фашистскую и националистическую оккупацию, расстрелы, зверства гестапо и полицаев, жуткий голод… Всё это принесли цивилизованные европейцы с собой…
И вот в ночь на 20 сентября 1943 года наши гвардейцы-танкисты, пехота, артиллерия и авиация пошли в наступление, преследуя и уничтожая отступающего противника. К исходу дня 21 сентября передовые советские части, преодолев 200-километровый путь, вырвались к Днепру.

Сюда, к Днепру, Красная Армия вернулась уже не та, что была два года назад! Люди пришли, опаленные огнем невиданных сражений, выстоявшие в тяжёлых боях. Необходимо было во что бы то ни стало, не давая противнику передышки, форсировать Днепр.
А в самом Киеве 26 сентября 1943 года украинская националистическая киевская газета «Новое украинское слово» в своем последнем номере опубликовала приказ немецкого командования об эвакуации населения Киева из трехкилометровой запретной зоны, прилегающей к правому берегу Днепра под угрозой расстрела. Жителей Киева эшелонами стали вывозить на Запад - в Польшу и Германию. Причиной столь поспешных действий стало стремительное наступление Красной Армии на Левобережной Украине.

Модный в последнее время миф о «тяжелой» переправе советских войск через Днепр, обернувшейся огромными людскими потерями. На самом деле войска Воронежского и Степного фронтов вышли к Днепру раньше, чем противник успел занять позиции по правому берегу реки, поэтому переправа и захват плацдармов происходили вообще без боя либо с преодолением слабого и разрозненного сопротивления. Наиболее тяжелые бои развернулись позже - за «распечатывание» плацдармов для ввода в прорыв танковых соединений. 2-му Украинскому фронту Конева для этого потребовался месяц, 1-му Украинскому Ватунина с приданной ему 1-й чехословацкой пехотной бригадой Свободы - почти полтора месяца, причем здесь пришлось осуществить маневр ударными силами Красной армии с одного, уже занятого плацдарма, на другой.

Если в сентябре и октябре погода благоприятствовала ведению боевых действий, то в ноябре она резко ухудшилась, испортились дороги, значительно уменьшилась видимость, - все это ограничивало боевые действия наземных и воздушных сил.

Гитлеровские войска отступали, взрывая за собой переправы, мосты, сжигая деревни и села. В сложнейших условиях в тылу врага действовали советские десантники. Им помогали партизаны Каневского и Черкасского районов, а также партизаны из отряда «Бати». Это они захватили и удерживали до подхода советских войск 25 переправ на Припяти, Десне, на Днепре. Эти же партизаны, своими силами освободили от фашистов несколько районов.

На подступах к Киеву соединения 37-й армии вели тяжелые бои с противником. У Лютежа сосредоточено было 2000 орудий, 500 установок реактивной артиллерии. На один километр фронта приходилось 320 орудий и минометов.

Рыбаки, окрестные крестьяне, лесосплавщики, старики-матросы, женщины, умевшие управляться с челнами-долбенками,- кто только не помогал в те дни на переправе. За успешное форсирование Днепра 200 солдатам и офицерам всех родов войск было присвоено звание Героя Советского Союза

Чтобы помочь основным нашим войскам овладеть Киевом, 5-й гвардейский танковый корпус генерал- лейтенанта А. Кравченко форсировал реку Десну. Впервые в практике вождения танковых войск боевые машины должны были преодолеть водную преграду вброд, а не по наведенным понтонам, на прокладку которых ушло бы 10 драгоценных дней. Все отверстия и люки в танках были задраяны, как на кораблях в штормовую погоду, на выхлопные трубы надеты специальные насадки, оптические приборы обвязаны и закрыты резиной и брезентом, пушки заглушены особыми козырьками.

Дно реки разведывали сержанты - комсомольцы С. Кривенко и И. Горбунов. Ныряли в ледяную воду, буквально кончиками пальцев прощупывали в илистой воде каждый клочок предстоящего пути.

Время поджимало. Все передвижения войск необходимо было проводить только ночью: вражеская авиация подвергала жесточайшим налетам все возведенные через реку переправы. За мужество и отвагу, проявленные в этих боях, был удостоен звания Героя Советского Союза будущий космонавт Георгий Береговой. Трижды враги поджигали его самолет, трижды командование части считало его погибшим, но он всякий раз дотягивал горящую машину до аэродрома, чтобы снова и снова подняться с боевым грузом в небо...

Стремясь спасти город от варварского разрушения фашистами, командующий фронтом усилил ударную группировку боевыми частями, и войска устремились в центр Киева... Гвардии старшина Н. Шелуденко на своем краснозвездном танке прорвался на ул.Крещатик. Он мстил врагам за погибшего брата, мстил за сожженное родное село, за слезы матери, за оскверненный врагами Киев. Он погиб на площади Калинина (площадь Независимости). На площади, среди горящих руин, его и похоронили боевые друзья. Посмертно Н. Шелуденко было присвоено звание Героя Советского Союза. Позже его могила была перенесена в парк Вечной Славы, туда, где спят вечным сном те, кто отдал жизнь за освобождение столицы советской Украины.
В ночь с 5 на 6 ноября 1943 года короткими перебежками, пересекая пылающие улицы, заваленные дымящимися обломками, отважная семерка, группа разведчиков под командованием капитана Н. П. Андреева, пробиралась к зданию ЦК КП(б)У. Разведчики видели: гитлеровцы тянут за собой обозы с награбленным добром, минируют перекрестки. Но в бой разведчики не вступали. У них было особое задание. Они должны были поднять на здании ЦК красный флаг. Один из них прятал на груди под гимнастеркой тонкий красный шелковый шарф в качестве флага. Его дала бойцам киевлянка Галина Кривенко.

Советские воины, вошедшие в Киев 6 ноября 1943 г., застали его в ужасном состоянии. Через пять дней после начала оккупации произошла серия взрывов и масштабный пожар на центральной улице Киева Крещатике, а также в соседних кварталах.

Под пятой оккупантов Киев находился 778 дней. По данным историков, 29 и 30 сентября были уничтожены свыше 33 тыс. евреев в Бабьем яру. В концентрационных лагерях на Дарнице и Сырце, в самом Киеве замучено, расстреляно и отправлено в «душегубках» более 195 тыс. советских граждан. К концу оккупации население столицы УССР составляло около 180 тыс. человек из довоенных 900 тыс. человек. Освобождение Киева стоило жизни 417 тыс. бойцов. В Киеве было полностью разрушено 42 процента жилья. 1 тыс. 742 жилых дома общей площадью свыше 1 млн кв. м, 3,6 тыс. частных домов площадью 500 тыс. кв. м. Было разрушено 940 домов, в которых находились госучреждения, площадью свыше 1 млн кв. м. Были также уничтожены все мосты через Днепр, отсутствовали канализация, водопровод, не работал транспорт. Киев встретил своих освободителей - воинов Красной Армии - безлюдными улицами и толстым слоем опавших листьев - город почти два месяца не убирался.

Ещё 3 ноября 1941 года был взорван Успенский собор Киево-Печерской лавры. Ранее считалось, что этот древний собор был взорван советскими подрывниками, как и смотровая площадка в Лавре, на которой погибли свыше 40 немецких офицеров. Однако сейчас уже доказано, что собор был взорван по приказу немецкого офицера, подчиненного Коха, ответственного за захват ценностей на Украине. Этот офицер таким образом скрывал свои личные хищения. Коху было доложено, что в Успенский собор было свезено для отправки в Германию много ценностей, а партизаны взорвали этот собор вместе со всем содержимым. На самом деле в собор никто ничего не свозил. А его взорвали, чтобы скрыть хищения. Что и обнаружилось, когда эти ценности стали всплывать на просвещённом Западе уже после окончания войны…

Стояла непривычная тишина, пахло гарью, местами еще догорали взорванные здания и промышленные объекты. На стенах домов висели приказы немецкого командования и администрации, на тротуарах, мостовых валялись сигаретные коробки, обрывки газет и журналы…

Освободители застали на стенах и фашистские плакаты, ориентированные на украинское население Киева. Например, украинец в смушковой папахе, синем жупане и в шароварах, заправленных в сапоги, придавливает подошвой группу из трех человек: один в форме НКВД с наганом в руке, второй - еврей с огромным ножом, с которого капает кровь, и третий - рабочий с бутылкой зажигательной смеси. Надпись: «Українці! Знищуйте жидів, енкаведистів, комуністів в цім випокращите своє життя». Большинство из этих фашистских плакатов вполне и сейчас могут расклеивать печально знаменитые погромщики из «Свободы».

В груды камня, металла и стекла была превращена площадь Калинина(теперь Майдан Незалежности). Не было ни консерватории, ни цирка, ни театра Красной Армии, располагавшегося в центре Киева на ул. Заньковецкой, д.8, ни ТЮЗа. Не было зданий Академии наук, Университета, Мединститута... В руинах Киево-Печерской Лавры, под открытым небом - остатки бесценных фресок.

Редчайшие образцы персидской, абиссинской, китайской письменности, русские и украинские летописи, первые экземпляры книг, напечатанных русским первопечатником Иваном Федоровым, издания произведений Шевченко, Мицкевича, Ивана Франко вывезли фашисты из библиотек Академии наук УССР. Просто чудо, что часть этих книг обнаружил уже в поверженном Берлине майор-киевлянин (к сожалению, я не помню его фамилии) в вагонах на запасных путях берлинского вокзала и добился отправки их в этих же вагонах в столицу советской Украины. Другим книгам повезло меньше и они исчезли без следа.

Из музеев отправлены в Берлин этюды и портреты, написанные Репиным, полотна Верещагина, Федотова, Ге, скульптуры Антокольского...

Из 150 киевских школ немцы заняли 77 под казармы, 9 - под склады и мастерские, 8 - под конюшни. При отступлении успели взорвать 140 школ. Расхитили из библиотек города 4 млн томов книг.

Из Софийского собора украли 14 фресок XII века и вывезли драгоценную утварь. Ценнейшие экспонаты Украинского музея переправлялись в Германию просто как «текстиль всех сортов», как «набор ценных образцов шитья». Городская комендатура вывозила из Киева в октябре 1943 года оборудование фабрик, заводов.

Позже, в Нюрнберге, во время суда над военными преступниками, главный обвинитель от СССР Р. А. Руденко представил суду письменные показания взятого в плен в районе Моздока обер-штурмфюрера СС. Эсесовец писал, что рота «специального формирования», в которой он находился в Киеве, вывезла в Германию все оборудование, все научные материалы и лаборатории медицинского научно-исследовательского института…

И вот именно поэтому члены организации «Союз граждан Украины» решили примерить на себя хотя бы часть невзгод, которые сполна ощутили советские солдаты далёким мрачным и холодным утром 6 ноября 1943 года. Они решили осуществить заплыв в Днепре почти в тех же местах, где 70 лет назад переправлялись бойцы Красной Армии. Конечно, это было далеко не так трудно, как 70 лет назад. Ни обстрела, ни амуниции, ни оружия…Да и погода в этом году более тёплая, чем тогда. В 43-м году погода была более холодная и промозглая. Как же трудно было тогда нашим солдатам!...Но их ждал Киев…Холодный, голодный, растерзанный… А впереди было ещё столько километров да Берлина…

Авторская статья Бондаренко Елены
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
2 мнения. Оставьте своё
№1 stolar) 11 ноября 2013 13:28
+2
Статья неплохо написана, но анонс слегка напряг. Автор говорит про аккупацию немцами европейских столиц и указывает, что больше чем Киев под управлением фашистов находились только три европейских столицы - Варшава, Прага и Вена. facepalm
Мне не нравятся исторические неточности, поэтому интересно, почему автор не указал Париж, который был аккупирован с 1940 по 1944 год, я уже не говорю про всякие Бельгии, Голландии, Норвегии и Югославии.
Вена была присоединена к Рейху в результате аншлюса, т.е. фактически добровольно, а не была захвачена.
Ну и последнее, с каких это пор в 1941 году Киев был столицей европейского государства fellow
№2 Валентина 11 ноября 2013 21:23
0
Спасибо автору! Хорошая статья. Сейчас почти невозможно узнать правду о сотрудничестве украинских националистов с фашистской Германией. А в статье дается выдержка из документа, свидетельствующего об этом. Думаю, многим современным нацикам из т.н. "Свободы" этот документ может не понравится, но "из песни слов не выкинешь".