Обсуждаемое
Опрос
Судьба Зеленского - ?
Суд, приговор
Убьют хозяева
Сбежит
Популярное
«    Февраль 2026    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728 
Рейтинг
Видео

Обязательная отработка для инженеров: конец свободы выбора?

Опрос: Если бы такое правило ввели во время вашей учебы, как бы вы поступили?
Согласился бы, гарантированное трудоустройство — это плюс.
Бросил бы вуз или сменил специальность.
Попытался бы найти фиктивное место работы, чтобы просто «отбыть номер».
Напишите в комментариях свой вариант.
Всего проголосовало: 655
Обязательная отработка для инженеров: конец свободы выбора?

«Диплом в обмен на свободу» — так в кулуарах уже называют новую инициативу Владимира Литвиненко. Ректор предлагает выдавать инженерам дипломы только после 3 лет работы по специальности. Дефицит кадров в 600 тысяч человек толкает власти на радикальные меры. Но сработает ли механизм принуждения в рыночной экономике, где нет государственного распределения?

Ситуация в российском образовании накаляется. Ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко выступил с инициативой, которая может фундаментально изменить правила игры для всех технических вузов страны. Суть проста и радикальна: отменить выдачу полноценных дипломов сразу после окончания вуза. Вместо заветной «корочки» выпускник получает лишь справку, подтверждающую прохождение образовательной программы.



Сам же диплом превращается в отложенный актив — его можно будет получить только после трех лет работы по специальности на предприятии. Это предложение звучит на фоне уже принятого в ноябре 2025 года закона об обязательной отработке для выпускников медицинских вузов. Однако условия для инженеров предлагаются даже более жесткие: медики получают диплом и идут отрабатывать, рискуя штрафами, а инженеры фактически остаются без подтвержденной квалификации до окончания «испытательного срока».

Полный текст по ссылке: https://politgame.com/takes/104-obyazatelnaya-otrabotka-dlya-inzhenerov-konec-svobody-vybora. Скрутили по рукам и ногам медиков, теперь берутся за инженеров.

Лично от себя добавлю, что согласен доводами в статье о том, что зумеров с дипломами приходится переучивать. Заставлять новоиспечённых инженеров отрабатывать 3 года это, конечно - перебор, но и полностью доверять производство я бы тоже не стал ибо идут в универы за "корочкой", а не за профессией. 90% криворуких выпускников вузов - это обычное дело.

Ваше мнение на всё это? 🤔
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
72 мнения. Оставьте своё
№1 S3H 26 ноября 2025 16:43
+21
Когда я закончил военное училище вопрос стоял иначе))) Да и щас, по моему, курсанты сразу контракты подписывают. Это нормально, ибо нахрена учить человека если после учебы он этим не занимается?
Это щас все такие свободолюбивые...
----------
.издеть не мешки ворочать.
№2 r0m7n 26 ноября 2025 16:53
+4
все верно, курсант подписывает полноценный контракт на втором курсе
№3 S-E-R-G 27 ноября 2025 00:01
+1
Нельзя ни в коем случае менять правила игры. Если во время поступления отработка не оговаривалась, то это не справедливо. Новые правила для вновь поступающих. Только так. Иначе везде виден обман и надувательство.
№4 GAN49 27 ноября 2025 11:18
0
надувательство в том, что тебя "разоблачили"?
№5 Ляля 27 ноября 2025 18:26
+2
Я не знаю, как там у вас, а когда училось моё поколение, мы отрабатывали свои дипломы по три года. Куда пошлют, там и отрабатывали. И не пыхтели.
№6 GAN49 28 ноября 2025 11:39
0
100% согласен, если эта ситуация без "камня за пазухой".
Очень часто "получение" диплома никак не связано с дальнейшей деятельностью, а как основание "пристроиться к корытцу".
Непредсказуемое количество юристов и экономистов в лихие 90-тые - 00 -нулевые привело к тому, что на всех "хлебных мест" не хватило. Специалисты с высшим образованием продавали газировку, шаурму, работали кассирами и т.д.
№7 шахтёр 26 ноября 2025 16:48
+5
Как экстренная мера,когда всё пошло под откос,может и нужна.Но сдаётся что показав подобный кнут надо предъявить адекватный пряник,которого пока что не видно......
№8 Biohazard 26 ноября 2025 17:17
+1
даже в далекой перспективе не видно
№9 asterix 27 ноября 2025 07:47
+3
Начать нужно с того, что после окончания вуза это никакие не инженеры и не врачи! Это дубы прослушавшие программу (многие - кое-как) и готовые развозить пиццу и постригать ногти. Чтобы стать специалистами их требуется переучивать на практике, в деле.
В статьях подобного рода слова "рабство" и "свобода" используются играючи...
В Германии чтобы получить квалификацию нужно отработать после окончания вуза и после нескольких лет работы сдавать на подтверждение квалификации. Во многих странах так и есть. Здесь нет ничего постыдного - государство в развитой стране должно заниматься взращиванием опытных специалистов, а не создавать их в никуда.
№10 Vitalykater 26 ноября 2025 16:50
0
Уточните кто в курсе, производственную практику в ВУЗах уже отменили?
№11 Biohazard 26 ноября 2025 17:19
+2
я учился с женой, я еще и выгрызал хоть какую то практику, ландшафтный архитектор. А по факту один хрен не кому без опыта не нужен
№12 Vitalykater 26 ноября 2025 19:54
0
Тогда вообще непонятно. ВУЗ не пожет дать нормальную производственную практику на семестр, но будет требовать 3-х годичной отработки? Где логика?
А может проблема в том, что ВУЗы уже давно оторваны от реального производства и не имеют возможности проведения нормальной производственной практики? Может в этом главная причина?
А по поводу диплома - учебное учреждение обязано выдавать диплом об окончании заведения - в этом их суть, план обучения и д.р. Справка выдаётся не сумевшим закончить учебное учреждение.
№13 salech 27 ноября 2025 00:30
+1
практику ищешь сам...
№14 Vitalykater 27 ноября 2025 15:48
0
Всё верно. А потом работу - то же сам.
Только практика входит в учебный процесс, а работа нет.
Но какому-то говоруну, по ошибке названному "ректором", зачесалось и три года вашей работы включить в подконтрольный ему учебный процесс.
И как я уже писал выше, если ВУЗ не может обеспечить семестр производственной практики, то и 3-и года работы по специальности до диплома выглядит как профанация.
Причина мной уже была озвучена.
№15 папакарло 26 ноября 2025 16:50
+14
Не "Конец свободы выбора", а отдать долг обществу за бесплатное образование. Это очень даже. справедливо. Только мало, всего лишь 3 года, лет 5 хотя бы!
А криворуких на производстве научат, рылом будут тыкать, но научат. Это вам не уч?ба на дистанте. Три года рылом возить будут, а четвертый и пятый год уже, можно сказать, специалистами станут, отдадут долг общестау.
№16 Biohazard 26 ноября 2025 17:22
+1
да если бы оплата была адекватной, хотя бы средняя по РФ которую говорят, вряд ли кто то спорил. Но ведь средняя далеко не 85 по РФ. И средняя в Москве не 160 (Собянин такую цифру ВВП озвучил) Москвичи, много ваших знакомых и друзей получают 160?
№17 Grizli 26 ноября 2025 22:09
0
А в чем издержки образования собственно? По моему там кроме зарплаты преподавателей больше особо ничего нет. А это несущественные суммы. Информация и знания должны быть доступны всем без какой либо платы.
К тому же много что изучают в универе никогда не пригодится в дальнейшей работе, и многое из него просто забудется.
№18 heta 26 ноября 2025 16:54
+9
Свобода и халява - это не одно и то же.
№19 Ииосиф 26 ноября 2025 16:54
+9
Зачем поступать если не работать по специальности???
№20 шахтёр 26 ноября 2025 16:59
+4
Цитата: Ииосиф
Зачем поступать если не работать по специальности???

Поступают так потому что в голове ещё нет никаких намёток о будущей профессии и жизни.Поэтому и сдают документы хоть куда нибудь.
Или сдают документы в неск.ВУЗов,а в приоритетный поступить не получилось,поэтому идут куда удалось поступить,при этом работать по профессии и не собираются..
№21 Bootmen 26 ноября 2025 17:11
+12
Как то в СССР было распределение обязательное спецов после окончания ВУЗа.
У нвс на ДВ много их работало. Ума разума набрали молодые. Жизни, опыта. Многие остались.
----------
Чем толще наши морды
тем теснее наши ряды.
№22 шахтёр 26 ноября 2025 17:16
+2
В СССР молодым специалистам старались дать квартиру.Уж общежитие им было гарантировано 100%!
А сейчас?
№23 Bootmen 26 ноября 2025 17:55
+2
Не буду рассказывать. У вас есть гугля или дудукго.
"льготы для выпусников Вузов на Дальнем востоке"
----------
Чем толще наши морды
тем теснее наши ряды.
№24 Русская Ракета 27 ноября 2025 03:51
0
Дают подъёмные, снимают квартиры, обучают работе.
№25 denlem 26 ноября 2025 17:18
+4
Если у нас рыночная экономика, то тогда что такое бесплатное образование? Бесплатное образование - это образование за которое нужно отработать не 3 года , а 10-20 лет минимум. Тогда это будет полноценная рыночная экономика
№26 Guliver69 26 ноября 2025 17:30
+3
Если стране нужны инженеры или другие специалисты, то она должна давать какие то плюшки для этих людей. Обязательства это потом.
№27 samarii 26 ноября 2025 18:06
+9
А это и есть плюшка. Молодых специалистов без опыта неохотно берут на работу. А здесь ты гарантированно будешь устроен и опыта наберешься. Может и останется здесь работать и дальше. А то тут преподносят гарантированное место работы как какую-то зону. Зачем идти учиться на инженера, если инженером работать не собирается? Вот и отсеется подобный "неликвид". Еще бы для деток "элитки" такое сделали. А то учатся в МГИМО, а потом открывают бутики в ГУМе.
№28 шахтёр 26 ноября 2025 18:11
+3
Цитата: samarii
А здесь ты гарантированно будешь устроен и опыта наберешься. Может и останется здесь работать и дальше

Есть маленький вопросик.А жить где и за что если это другой город?
№29 Век учись 26 ноября 2025 19:24
0
В советское время на Луне места много было.
№30 samarii 26 ноября 2025 19:36
-1
А еще нужно нанять хожалку, чтобы сопли вытирала и подгузники меняла? А где сейчас живут толпы "понаехавших", и не только в Москву и Питер. А даже в наш Саратов?
№31 шахтёр 26 ноября 2025 20:31
0
По 20 человек в одной квартире живут.Молодым матерям тоже в стаи сбиваться прикажете?
№32 Русская Ракета 27 ноября 2025 03:54
0
Шахтёр, сейчас проблемы с жильём решаемы. Администрация землю носом рыть будет.
№33 шахтёр 27 ноября 2025 06:09
+1
Там где я живу решения проблем с жильём я не вижу.
№34 siberian-boots 27 ноября 2025 06:02
+1
Цитата: Guliver69
Если стране нужны инженеры или другие специалисты, то она должна давать какие то плюшки

А само бесплатное образование не плюшка ?
----------
Не плюй в собеседника, попробуй победить его в мыслях.
№35 Grizli 26 ноября 2025 22:12
0
Это берешь книги по интересующей тематике которой увлекаешься и сам их читаешь, изучаешь и в итого это будет на порядки лучше любого образования любого универа...
№36 Русская Ракета 27 ноября 2025 03:54
+1
По вам видно.
№37 шахтёр 27 ноября 2025 06:10
+1
А потом идёшь к такому врачу-самоучке и через месяц едешь на кладбище.......
№38 Ф.Комрад 26 ноября 2025 17:28
+5
а не хотят попробовать самый действенный метод - просто платить нормальные деньги? капитализм всё-таки
№39 Одиссей 26 ноября 2025 17:43
+4
Не, ну а зачем учиться. чтобы не работать по специальности?! Всё правильно. Ещё на 4-м курсе ТРТИ уже договорился и знал о своём распределении. И проходил трудовую практику.
№40 snl 26 ноября 2025 17:53
0
Ну, распределился в организацию N, а она сдулась, сократили, деньги перестали платить - что дальше, без диплома?
№41 WoT_Maxim 26 ноября 2025 17:55
+5
Я в 2008 получил диплом инженера энергетика. Работу толком не нашёл (либо требовался опыт, либо зп слишком маленькая и неясные перспективы), в итоге пошёл работать в совершенно другую сферу, ни как не пересекающуюся с энергетикой (хотя электричество мне всегда нравилось, учеба шла легко).
Распределение нужно продумывать, а то ушлые работодатели начнут использовать рабсилу так, что после отработки у человека отпадет все желание оставаться в профессии.
Опять же, распределение у бюджетников - это одно.
У платников - совершенно другое.
№42 Napalm.dm 26 ноября 2025 17:58
+8
Обязательно должна быть обработка по бюджетным специальностям. Всем. На тебя денежку потратили - будь добр потрудись. И не надо тут про рабство ля-ля разводить. Хочешь свободы - учись за свой счет.
№43 snl 26 ноября 2025 18:08
-2
"На тебя денежку потратили" которую собрали налогами. РФ - кап.государство.
№44 Век учись 26 ноября 2025 19:13
+1
Ты когда родился? Или дебил с детства? Советская власть на лозунги жила?
№45 snl 27 ноября 2025 05:29
0
"Или дебил с детства?" - действительно, "Век учись".
№46 шахтёр 26 ноября 2025 18:13
0
Цитата: Napalm.dm
Обязательно должна быть обработка по бюджетным специальностям.

Это что за специальности такие? shok
№47 Napalm.dm 26 ноября 2025 18:26
+1
В каждом ВУЗе есть список бюджетных мест, т. есть учебных мест оплачиваемых за счет государства. Я про них, если вы не поняли... Специальностей там много, все не перечислишь.
№48 шахтёр 26 ноября 2025 18:51
0
Теперь понял.Но к отработкам всё таки есть вопросы.
Можно представить как будут измываться частники над молодыми специалистами,зная что им деваться некуда.
№49 Век учись 26 ноября 2025 19:16
+1
Ты, стахановец, какого года рождения? Не знаешь как советская власть распоряжалась студентами и молодыми специалистами?
№50 шахтёр 26 ноября 2025 20:32
0
Будь уверен,старше тебя значительно.
№51 Napalm.dm 27 ноября 2025 07:37
0
Вопросов очень много и ими всеми нужно заниматься:
-Беспредел руководства, никем не контролируемый, как и полная деградация этого самого руководства.
-Импотенция профсоюзов, они давно из органов представляющих интересы коллектива выродились в структуру "Для галочки".
-Полное отсутствие жилищных программ - распределили значит выпускник должен где-то жить.
- И далее далее далее
№52 koerхантер 26 ноября 2025 18:05
0
конец свободы выбора?

Должники банкам станут батраками, потом крепостными, крепостничеством рабство называли господа.
А позже у них мозоли проверяли и при отсутствии оных "шлёпали".

Кто на што родился, или учился...)))
Я вам 2 года обещал.
Про рожать в 18 не обещал, думаю годика 4 нать дать покобелировать фравам для изучения мат. части.
№53 Век учись 26 ноября 2025 19:10
0
А по делу есть чего сказать? Нет, пи..уй.
№54 вменяемый 26 ноября 2025 18:13
+8
В 2004 году я после окончания мехфака Новочеркасской мелиоративной академии задолбался работу по специальности искать. Все требовали опыт хотя бы 3 года. Так и не нашёл. Пришлось новую профессию осваивать. Устроился в речфлот мотористом.
Я просто завидовал молодым инженерам во времена СССР у которых после учёбы распределение было.
№55 Век учись 26 ноября 2025 18:45
0
Плати и пи...уй!
№56 woxa521 26 ноября 2025 18:55
0
У нас как и везде экономика Не рыночная, в ее классическом понимании, это и ежу понятно.
Ну не удержусь съерничаю и где тут невижимая рука рынка, как нам сладенько пели либерасты?
И кто это гробил экономику? ась.
Как говорят в народе, в голове нету в попе не возьмеш!
№57 Strekoza 26 ноября 2025 20:00
0
А если девица закончила технический вуз и пошла в декрет, например. Получается ей диплома не видать? Кто ж ее потом без диплома и без опыта возьмет?
Вообще я из того времени когда были распределения после института. И я получила прекрасное распределение. В феврале 92. Да только в августе меня туда уже не взяли - изменилась ситуация, отменили все распределения и еще много чего. На мой взгляд - распределение дело хорошее. Но как всегда есть нюансы. Например, чтоб платили по человечески, а не как рабам, которым сбежать некуда.
№58 Semenn 26 ноября 2025 20:04
+1
Ничего у них не выйдет.
----------
Антисоветчик, это всегда русофоб и тупица.
№59 nependos 26 ноября 2025 20:24
+1
Правильно писать не "дефицит кадров" а "дефицит ДЕШЕВЫХ кадров", кому теперь в здравом уме придет в голову учиться на инженера, что бы потом БЫТЬ РАБОМ у зажравшейся тупорылой свиньи, ворующей на госконтрактах, которая вместо зарплаты инженерам рисует премии в сотни тысяч / миллионы рублей себе и своей секретутке? Вангую - конкурс в инженерные вузы уронят до 0.1 человека на место, брать будут с ЛЮБЫМИ баллами, квалификация на выпуске будет соответствующая.
Большего дебилизма в стране перферийного капитализма трудно придумать, но уверяю вас - то ли еще будет...
№60 Русская Ракета 27 ноября 2025 04:49
+2
Да, с госконтрактами тема стала очень криминальная.
Мне жаловался человек. Ремонтировал судно. Понадобилась деталь. Можно пойти рядом и купить в магазине. Но чтобы купить деталь, надо устроить тендер, конкурс. Это время. И самое главное, магазин, который продаёт деталь дешевле, - не участвует в тендере Этот магазин надо искать самому.

Те кто участвуют в тендере (конкурсе), они просто покупают деталь в магазине и перепродают. Часто по сговору с покупателем. База для коррупции обширная.

Прежде чем выпускников заманивать на производство, надо там клоаки подчистить.
№61 Квакозябра 26 ноября 2025 20:32
+1
ОДНОЗНАЧНО - ДА!!!! Тем более, мы это уже ПРОХОДИЛИ и проходили ЭФФЕКТИВНО И ПЛОДОТВОРНО для самих инженеров!!!!
№62 Цеце 26 ноября 2025 21:39
0
Я учился платно и уже был достаточно взрослый, читая этого ректора, вижу суть про которую в новости не сказано. Бюджетные места станут барщиной, а вот платные вырастут в цене. Как ректору ему нужны деньги, а то впаривают бюджетные места нынче как в последний раз. На платные в этом году в Питере даже баллы скостили до минимума.
№63 BoB1212 26 ноября 2025 22:19
0
А слабо выдавать дипломы после СВО?
№64 Alex_ 26 ноября 2025 23:03
+2
Суть проблемы не в том что надо будет 3 года отработать, а отработать надо будет где нибудь в мухосранске, где зарплаты не особо привлекают, если туда принудительно надо распределять.
И второе наверное даже важнее, это кто будет распределять, кто будет решатть кому в ехать в родной город, а кому в неизвестный таёжный посёлок.
Надо понимать что для блатных найдётся распределение и в центральные города, и на солидные предприятия, а для простых смертных мухосранск!
Теперь к невидимой руке рынка, добавится вполне реальная, блатная рука чиновника для своих!
Возвращается не очень хорошая советская методика.
----------
Всегда оставайся Человеком!
№65 salech 27 ноября 2025 00:32
0
60 % учатся ради "корок"....
№66 Русская Ракета 27 ноября 2025 04:07
+2
У нас ребёнок выучился на физика. Из группы один работает по специальности! Остальные ушли в банки.

Когда получил диплом, искали место работы. Везде пишут: требуется. З/плата ~ 22 тыс, или 30 тыс. А банки сразу предлагали от 100 тыс., причём банки отлавливают их ещё студентами.
Мы своего довольно жёстко убедили работать по специальности, пообещали помогать материально. Устраивался на работу на 22 тыс (со слезами), а платить сразу начали 70 тыс, потом больше 100 тыс.
Работодатель указывает заниженную зарплату. Это прям диверсия
№67 Русская Ракета 27 ноября 2025 04:09
0
Лабораторные работы вполне заменяют производственную практику
№68 Русская Ракета 27 ноября 2025 04:19
+1
То что после ВУЗа надо отработать по специальности, это даже не должно обсуждаться.
Но специальность сейчас очень обширное понятие, и выпускник сам конечно должен выбирать направление.

Для тех кому надо просто образование, проще создать просто ВУЗы.
№69 snl 27 ноября 2025 05:30
0
Минобороны РФ такая идея может не очень понравится.
№70 FX6300 27 ноября 2025 09:53
0
Давно пора! И водительские права выдавать после 5 лет стажа за рулем!
№71 GAN49 27 ноября 2025 11:29
0
Государство должно иметь как четкую программу потребности специалистов, так и такую же четкую программу их трудоустройства. В н.в. что-то положительное формируется в системе бывшего профтехобразования, когда после производственной практики основное количество выпускников возвращается к уже самостоятельной работе.
Сегодня любое резюме без указания стажа работы - не рассматривается.
Реально, в стране катастрофа: выпускники мед.вузов вслед за убежавшими врачами из муниципальных лечебных учреждений - поголовно ищут работу в платных мед.центрах.
На производстве проблема с рабочими массовых профессий и дефицит ИТР.
№72 spal 27 ноября 2025 16:40
0
Все эти инициативы блядских "друзей" Путина направлены на разрушение системы образования в самых критических важных областях. Никто не говорит об улучшении и модернизации системы образования, все уйопки особо выдающиеся говорят только о "наказании" обучающихся и да именно о закрепощении. Из системы образования для всех она превратится в закрытую которая будет выпускать "Ылиту" за деньги которая показала себя абсолютно недееспособной. Это казус АIII императора-идиота который подписал указа "о кухаркиных детях", что полностью закрыло социальные лифты и привело царскую рассею к полной деиндустриализации - цель фашиствующей рассейско-ельцинской ылитки и поклонников гоги-гонецолерна, уже раздавшего дворянские титулы особо выдающимся самопровозглашенным "друзьям" Путина. Почему они так любят себя определять в "друзьям" Путина, а чтобы потом перевести стрелки и сказать: "А мы что, мы - ничто. Это все Путин виноват". Почему никто не вякает про юристов, им можно гадить и корежить судьбы людей и без всяких отработок, и видимо изначально сфера предполагается ылитарной, предназначенной для особых слоев населения. Благими намерениями выстлана плятская дорога в ад.