Обсуждаемое

Опрос
Судьба Зеленского - ?
Суд, приговор
Убьют хозяева
Сбежит
Популярное
Рейтинг
Видео
На газовой игле: Как советский и российский газ «привязали» к потребностям Запада

В этом [2008] году остался незамеченным ряд круглых дат, связанных с превращением СССР-России в крупного экспортера природного газа. А, по сути, - в «газовый придаток» Западной и Центральной Европы.
И, пожалуй, отправной здесь точкой стало то, что с декабря 1973 года - 35 лет тому назад - мировые цены на газ впервые стали быстро повышаться и уже к концу того года достигли «сверхвысокого» уровня. А на рубеже ноября-декабря 1978 года заработал первый крупный газопровод из СССР в Центральную и Западную Европу.
Свой газ СССР стал поставлять Западу в обмен на импорт оттуда практически всех высокотехнологичных изделий для газовой промышленности. Прежде всего труб для трубопроводов, газодобывающего, газоперекачивающего оборудования, оборудования для строительства и ремонта газопроводов и газохранилищ. В результате, РФ к настоящему времени, по оценкам Союза производителей нефтегазового оборудования России (ноябрь 2008 г.), минимум на 70% обеспечивает свои потребности в упомянутых товарах за счет импорта. И в первую очередь - из Германии, Италии, Франции, Австрии, Великобритании и Нидерландов. И сегодня за эти поставки Россия по нарастающей расплачивается природным газом. Доля же законтрактованного на экспорт газа в объеме его добычи в России ныне превышает 30%, а вскоре может достигнуть 45-55%. И это при том, что газодобыча в РФ в последние 5 лет падает...
Словом, именно с середины 1970-х началась "деиндустриализация" отечественной газовой промышленности и, соответственно, экспорта. Но как и с чего это начиналось?
К середине 1970-х в руководстве страны обсуждались две концепции ее экономического развития.
Первая -"косыгинская" - предусматривала преимущественное развитие не сырьевых, а перерабатывающих отраслей. Особенно в азиатском регионе страны на базе имеющихся там разнообразных природных ресурсов. Фактически эта концепция представляла собой новый этап индустриализации экономики и экспорта СССР.
Очевидно, что реализация такой концепции требовала крупных, причем долгосрочных капиталовложений и не обещала быстрого эффекта. Но в тот период социально-экономическое положение СССР, по многим взаимосвязанным причинам, ухудшалось. Поэтому требовались сравнительно быстрые, точнее -"быстроэффективные" решения по исправлению ситуации. И прежде всего на потребительском рынке, где нарастал дефицит всё большего ассортимента качественных товаров и услуг.
Как раз в тот период, 35 лет тому назад, с октября-ноября 1973 года резко пошли вверх мировые цены на нефть, а с декабря 1973-го - и на газ. Это было связано в первую очередь с тем, что почти все арабо-исламские государства, экспортирующие нефть и нефтепродукты, либо ограничили, либо вообще прекратили на несколько месяцев поставки нефти и газа тем западным странам, которые поддерживали Израиль (в октябре 1973 г. прошла новая арабо-израильская война). Из-за этого Запад испытывал беспрецедентную нехватку топлива, цены на которое достигли рекордно высоких планок.
В такой ситуации многие западные страны, прежде всего западно- и центральноевропейские предложили СССР не участвовать в упомянутом "нефтяном эмбарго", а, наоборот, увеличивать экспорт нефти и особенно газа. В обмен на необходимые для этого кредиты и технологии.
Эти обстоятельства сыграли решающую роль в выборе второй концепции экономического развития СССР, сторонниками которой были Брежнев и его группа в руководстве страны, более влиятельная, чем "косыгинцы".
Суть этой концепции - наращивание советского нефте- и газоэкспорта (и вообще сырьевого экспорта), а с помощью "нефтегазодолларов" - быстрое насыщение внутреннего рынка с помощью импорта как высокотехнологичной продукции, так и товаров массового спроса. И, что называется, процесс пошел...
Еще в мае 1973-го в ходе визита Брежнева в ФРГ (причем его в этой поездке не сопровождал Косыгин) Москва и Бонн, согласно подписанному советско-западногерманскому Протоколу, договорились развивать на долгосрочной основе экспорт советских нефти и газа в ФРГ, а через ФРГ - в другие страны Западной и Центральной Европы. В обмен на западногерманские кредиты и технологии. А в мае 1978-го, в ходе аналогичного визита (в котором тоже не участвовал Косыгин), СССР и ФРГ повысили уровень упомянутых договоренностей: было подписано Соглашение "О развитии и углублении долгосрочного сотрудничества СССР и ФРГ в области экономики и промышленности" сроком на 25 лет. Кстати, до 2005 года включительно Россия расплачивалась своим газом за поставленные в СССР из ФРГ по тому Соглашению нефте-, газопроводные трубы и т.п. продукцию...
Первой крупной по мощности "газовой ниткой" из СССР в зарубежную Европу стал евроазиатский газопровод "Союз": Оренбург-Ужгород. Протяженностью 2750 км и пропускной способностью 28 миллиардов куб. метров газа в год. Он вступил в эксплуатацию 27 ноября-5 декабря 1978 года. По этой артерии через Чехословакию (к тому времени уже был построен газопровод "Братство" - из СССР в Чехословакию тоже через Ужгород, 633 км) советский газ потек в ФРГ и Австрию. До 75% общего материально-технического обеспечения строительства и работы этого газопровода приходилось на западногерманскую, австрийскую и французскую продукцию. Зато загрузка мощностей в советском трубопрокатном производстве только за 1978-1983 годы упала более чем на 15%...
Тогда же, в 1978-м, вступил в действие второй, более протяженный, но менее мощный аналогичный газопровод - из Западной Сибири: Уренгой-Торжок-Минск-Ужгород (4000 тыс. км, 18 млрд. кубометров в год). "Сделанный" тоже в основном из западно- и центральноевропейских технологических изделий.
В ноябре 1981-го в Эссене (ФРГ) СССР подписал с консорциумом фирм Франции, Италии и Западной Германии договор "Газ-трубы", по которому в течении 25 лет советское газовое сырье - в объеме 30 млрд. кубометров в год – должно было поставляться этим странам и в Австрию в обмен на ввезённые оттуда трубы и другое оборудование для газовой промышленности СССР. Причем ФРГ получала свыше половины (до 17 млрд. куб. метров), ибо ее фирмы взяли на себя почти половину, скажем так, газотехнологических поставок в СССР. По этому соглашению мы рассчитались только к 2008 году...
Наконец, третьей - самой крупной артерией подобного рода с ноября 1983-го - 25 лет тому назад - стал газопровод Уренгой-Помары-Ужгород: 4451 км, 30 млрд. кубометров в год. До 75-80% объёма перекачиваемого по нему газа поставлялось и ныне поставляется в Центральную и Западную Европу. До 70% его технологического обеспечения приходилось, опять-таки, на поставки из западно- и центральноевропейских стран.
Все упомянутые газопроводы работают на газоснабежние и газификацию европейского зарубежья и сегодня.
Были попытки изменить ситуацию. В совместной докладной записке руководства Миннефтегазстроя и Минэнергетики СССР, подписанной также многими учеными и направленной в Политбюро ЦК КПСС осенью 1984 года, отмечалось, в частности, что "развитие практики "газ в обмен на оборудование" со странами Запада, с учетом повышения расходов на создание, обслуживание газопроводной инфраструктуры и затрат по разведке-освоению месторождений газа в СССР, а также в контексте современной внешнеполитической ситуации, ...почти наверняка приведёт к сворачиванию отечественных трубопрокатной и смежных отраслей... И к существенному снижению темпов газификации страны, как и к уменьшению объемов газа, поступающего в экономику и жилищно-коммунальную систему...". По некоторым данным, К.У. Черненко, согласившись с данными выводами, выступил за широкое обсуждение этого документа. Но помешала кончина Черненко в начале марта 1985-го...
Словом, договор "Газ-трубы" и схожие соглашения еще сильнее привязали советскую газовую промышленность к долгосрочным, если не бессрочным интересам Запада.
Например, уже в первой половине 1980-х на экспорт в Центральную и Западную Европу направлялось до 20% объема среднегодовой добычи советского газа. Темпы освоения новых месторождений уже в тот период сравнялись с темпами роста газоэкспорта, а с середины 1980-х развитие экспорта газа опережало ввод в действие новых газоскважин. Одновременно ускорилось падение производства в трубопрокатной отрасли СССР.
Такая ситуация не могла не продолжиться в постсоветской России: к настоящему времени, по данным Минэнерго, Министерстве природных ресурсов РФ и "Газпрома", темпы ввода в действие новых месторождений газа минимум вдвое меньше в сравнении с темпами роста экспорта газа. И почти 70% сети магистральных газопроводов РФ работают только на экспорт...
Поэтому неудивительно, что, во-первых, свыше 60% протяженности газопроводов из Западной Сибири и Урала - основных газовых регионов России - сориентировано, опять-таки, на экспорт. Во-вторых - к настоящему времени газифицировано только 35-37% территории России. А в-третьих - к востоку от Западной Сибири по сей день нет ни одного крупного магистрального газопровода. Хотя Восточная Сибирь с российским Дальним Востоком - это почти 40% территории России!
Почему "обделили" столь обширные территории? Потому, что главной целью формирования и развития советской-российской газопроводной сети было и остаётся обеспечение экспортных поставок газа. А географически - это потоки в западном направлении. Да и ведь и нынешние газопроводные проекты -"Нордстрим", "Южный поток", Прикаспийский - нацелены на экспорт в Европу, а не на внутрироссийское газоснабжение...
Так или иначе, но к концу 1980-х советская трубопрокатная отрасль лишь на треть обеспечивала потребности нефте- и газопроводного строительства в СССР. И, повторим, эта ситуация сохранилась, если не усугубилась в России. А дополнительные (смежные), подчеркнем, денежные расходы СССР по закупкам в тех же западных странах дополнительного оборудования, прямо или косвенно связанного с реализацией упомянутых газоэкспортных контрактов, в 1980-х составляли минимум 700 миллионов рублей в среднем за год.
Такие закупки были обусловлены прежде всего тем, что из-за ввода советских войск в Афганистан и введения военного положения в Польше, из технологической части соглашений по схеме "Газ-трубы" было исключено почти 20% оговорённого оборудования. Которое приходилось покупать уже по рыночным ценам. Вдобавок, еще примерно 15% оборудования той же части этих соглашений (из-за Афганистана с Польшей...) подорожало в среднем на 20%. Затраты же по этим статьям, в целом, превышали в 1980-х 1 миллиард рублей в среднем за год.
Вот и получается, что сделки "газ-трубы" сперва законсервировали, а затем усугубили технологические проблемы газовой промышленности СССР. А Советский Союз оказался вынужден развивать эту отрасль прежде всего на основе своих газоэкспортных обязательств. И то, и другое, повторим, имеет место и сегодня. Во всяком случае, доля нефте-и газопроводных труб из "еврозарубежья" в общей протяженности нефте- и газопроводов в РФ ныне превышает 60%...
Алексей Балиев
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
Внимание! Мнение авторов и комментаторов может не совпадать с мнением Администрации сайта
45 мнений. Оставьте своё
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться
или восстановить пароль от аккаунта, если Вы его забыли.

Надо было реализовывать обе концепции. Ведь газовая игла, она и для Запада была газовой иглой зависимости от СССР. И, в перспективе, таковой для Запада останется.

Точно, у иглы ведь 2 конца и оба острые.

По моему автор несколько связан с трубопрокатной отраслью, поэтому не лишне будет вспомнить и этот факт начала шестидесятых: Челябинский трубопрокатный завод



Для хорошего настроения





не совсем так, политической воли было хоть на колбасу намазывай, а вот смелости дать возможность народу зарабатывать, не к коем разе, а вдруг буржую появятся, плюс практически полное неприятие экономических законов рынка, так как это противоречит социал коммунизму ну и плюс отношение к инженерам и учёным, если первых в грош не ставили, то вторые могли вообще не работать, (это в 70е) а только пайку трескать. Ну и куча всяких косяков.

№4 Mordorets Сегодня,
Вы не правы. Все это было и ширпотреб, колбаса и пр.,пр., но нашелся один кукурузник (не самолет, нет не летал), который фактически уничтожил отрасль, которая отвечала (процентов 60-80) за это - фактически ограбили промкооперацию, МТС и колхозы (колхозы до того времени были несколько не такими как в последствии, а совхозы не смогли дать то, что было до них. Все это произошло в середине 50 годов. Нет вру, индивидуальный пошив остался - родители шили мне "парадные" брюки, пиджаки в ателье, собственно практически каждый имел такую возможность (обувь тоже), т.к. цены были демократическими. И страна начала скатываться - зерно, ширпотреб и пр., стали закупать - сначала у соц.лагеря, а потом и западнее. А вот рыбы было всякой и дешевой, посмотришь сейчас на цену рыбы и видишь позолоту на рыбе
. А воссоздавать по новой разрушенное ни кто не захотел, да и не смог бы - не осталось специалистов, да и фабрики , заводы отдавать назад??? К сожалению Сталина с Берием не было уже, а у остальных не было "пороха", да старели они...
Вы не правы. Все это было и ширпотреб, колбаса и пр.,пр., но нашелся один кукурузник (не самолет, нет не летал), который фактически уничтожил отрасль, которая отвечала (процентов 60-80) за это - фактически ограбили промкооперацию, МТС и колхозы (колхозы до того времени были несколько не такими как в последствии, а совхозы не смогли дать то, что было до них. Все это произошло в середине 50 годов. Нет вру, индивидуальный пошив остался - родители шили мне "парадные" брюки, пиджаки в ателье, собственно практически каждый имел такую возможность (обувь тоже), т.к. цены были демократическими. И страна начала скатываться - зерно, ширпотреб и пр., стали закупать - сначала у соц.лагеря, а потом и западнее. А вот рыбы было всякой и дешевой, посмотришь сейчас на цену рыбы и видишь позолоту на рыбе


Что то мне кажется это манипуляция. Ссср пустили на газовый рынок чем подорвали до основания. Да если бы могли не пустить, мы бы там не оказались бы если бы даже и хотели. Чем обеспечили нам сладкую жизнь на много лет, а виной тому ошибка стран, допущенная по санкциям по поставке этих ресурсов странам поддерживающим израиль.
Вот им спасибо.
А по переработанным ресурсам все это красивая сказка. Ну ну если бы ссср поставлял бы все компьютеры это было бы круто, но это сказка.
Вот сейчас например они не хотят ввести санкции на наш газ. Почему? А нет возможности его заполнить другим газом. А мы их хамон почему то можем заполнить другим. Почему? Да потому что переработать могут все, а сам продукт поставить нет.
Вот им спасибо.
А по переработанным ресурсам все это красивая сказка. Ну ну если бы ссср поставлял бы все компьютеры это было бы круто, но это сказка.
Вот сейчас например они не хотят ввести санкции на наш газ. Почему? А нет возможности его заполнить другим газом. А мы их хамон почему то можем заполнить другим. Почему? Да потому что переработать могут все, а сам продукт поставить нет.

Не очень, к сожалению, мудрое руководство у страны было.
Надо было и со странами под санкциями как то договориться и свой интерес не упустить. А так запад схитрил, за счёт нас и обошел санкции, а потом и нас стравил.
Надо было и со странами под санкциями как то договориться и свой интерес не упустить. А так запад схитрил, за счёт нас и обошел санкции, а потом и нас стравил.

Алексей Балиев пишет:
...Но в тот период социально-экономическое положение СССР, по многим взаимосвязанным причинам, ухудшалось. Поэтому требовались сравнительно быстрые, точнее -"быстроэффективные" решения по исправлению ситуации. И прежде всего на потребительском рынке, где нарастал дефицит всё большего ассортимента качественных товаров и услуг...
Как же так? Этого не может быть! Не было проблем в СССР! В нём, дажесекса коррупции не было.
Алексей Балиев, не верю Вам! Выфсёврёте!
...Но в тот период социально-экономическое положение СССР, по многим взаимосвязанным причинам, ухудшалось. Поэтому требовались сравнительно быстрые, точнее -"быстроэффективные" решения по исправлению ситуации. И прежде всего на потребительском рынке, где нарастал дефицит всё большего ассортимента качественных товаров и услуг...


Как же так? Этого не может быть! Не было проблем в СССР! В нём, даже
Алексей Балиев, не верю Вам! Выфсёврёте!
----------
Если вы произнесёте достаточно большую ложь и будете часто её повторять, то люди в итоге в неё поверят. ( Й. Геббельс)
Шерше ля нефть. ( Н. Стариков)
Если вы произнесёте достаточно большую ложь и будете часто её повторять, то люди в итоге в неё поверят. ( Й. Геббельс)
Шерше ля нефть. ( Н. Стариков)

Uralsib, а Вы жили в СССР? Какие-то непонятные заявления делаете, мол в СССР коррупции не было, дефецита не было. Я жил и помню - всё это было.

коррупция конечно была, но меньше чем сейчас в Китае, т.е. можно сказать на нынешнем фоне что НЕ БЫЛО!
А жизнь была спокойнее и стабильнее. Так что вы ВРЁТЕ глубчик
А жизнь была спокойнее и стабильнее. Так что вы ВРЁТЕ глубчик

доля нефте-и газопроводных труб из "еврозарубежья" в общей протяженности нефте- и газопроводов в РФ ныне превышает 60%...
С ловкостью наперсточника автор подменяет и системы координат и системы отсчёта.
В эти 60% входит всё со времён царя гороха.
а вот если бы автор натужился бы и выдал нам динамику 2009-2015гг :
сколько из нового в процентном отношении доля российского производства (плюс поставки с росс.капиталом) и запада...
И не только оборудования, а и капиталовложений.
С ловкостью наперсточника автор подменяет и системы координат и системы отсчёта.
В эти 60% входит всё со времён царя гороха.
а вот если бы автор натужился бы и выдал нам динамику 2009-2015гг :
сколько из нового в процентном отношении доля российского производства (плюс поставки с росс.капиталом) и запада...
И не только оборудования, а и капиталовложений.

Статья то от 09 декабря 2008г. См. источник.

СССР пустили на газовый рынок Европы. Плохо ли это само по себе? Нет, не плохо, а уж как распорядится валютными поступлениями в казну должны были руководители страны.
Вложить их в науку и высокие технологии -все было в их руках. Но избрали другой путь. Уже никому ничего кроме сытой спокойной жизни не нужно было.
Вложить их в науку и высокие технологии -все было в их руках. Но избрали другой путь. Уже никому ничего кроме сытой спокойной жизни не нужно было.
----------
Убедит судью любого,
даже полк отборных судей,
ослепительно сурова,
правда башенных орудий.
Убедит судью любого,
даже полк отборных судей,
ослепительно сурова,
правда башенных орудий.

да потому что они и не настоящие КОММУНИСТЫ были! Жаль Сталин не успел сделать систему фильтров от приживальщиков.

Хорошая статья. Спасибо.

Тут наглядненько немного. А на восток страны то ничего и не идёт...
Надо бы с Китаем плотнее работать, глядишь и над ДВ обеспечим попутно.

Тут наглядненько немного. А на восток страны то ничего и не идёт...
Надо бы с Китаем плотнее работать, глядишь и над ДВ обеспечим попутно.

Надо бы с Китаем плотнее работать, глядишь и над ДВ обеспечим попутно.
Шутите? Мы с Китаем тогда , как кошка с собакой дружили. Даманский совсем недавно случился.
----------
Убедит судью любого,
даже полк отборных судей,
ослепительно сурова,
правда башенных орудий.
Убедит судью любого,
даже полк отборных судей,
ослепительно сурова,
правда башенных орудий.

Знаю. Причём здесь прошлое? Я говорю про сейчас.
После площади Тань ин Мей (или как там )) ), развала СССР и Югославии, я думаю Китайцы поняли где их видели их прежние союзнички....
Да и в политике. Все видели как пиндосы поочерёдно наезжали на Ирак, Ливия, Иран, Сирия, теперь вот мы, а потом то - КИТАЙ!!!
После площади Тань ин Мей (или как там )) ), развала СССР и Югославии, я думаю Китайцы поняли где их видели их прежние союзнички....
Да и в политике. Все видели как пиндосы поочерёдно наезжали на Ирак, Ливия, Иран, Сирия, теперь вот мы, а потом то - КИТАЙ!!!

Просто в статье 70-80 годы обсуждаются, а союзниками с Китаем в то время мы не были. Еще при Хруще разругались. Хорошо большой войны с Китаем тогда не случилось. А сейчас то работаем, тянем им "Силу Сибири".
----------
Убедит судью любого,
даже полк отборных судей,
ослепительно сурова,
правда башенных орудий.
Убедит судью любого,
даже полк отборных судей,
ослепительно сурова,
правда башенных орудий.

Ну так и я написал "Надо бы с Китаем плотнее работать" не в прошедшем времени. А вот пока тянем, так бы и страну НАШУ попутно газифицировать и в т.ч. вкладывать! А не только в интересах и за счёт покупателя

Да уж, газифицировать собственную страну нам всегда некогда. Деревенька моя всего в 150 км от МКАД -до сих пор не газифицирована. Хотя газовая магистраль в 5 км проходит мимо.
----------
Убедит судью любого,
даже полк отборных судей,
ослепительно сурова,
правда башенных орудий.
Убедит судью любого,
даже полк отборных судей,
ослепительно сурова,
правда башенных орудий.

Статья напомнила анекдот:Стоит Ванька на рынке и продаёт варёные яйца по рублю десяток. Его другой спрашивает: А в чём смысл? Ты покупаешь их сырыми по рубль десять и продаёшь за рубль десять?
Ванька гордо: Во-первых, у меня остаётся яичный навар,во-вторых, и сам при деле
Ванька гордо: Во-первых, у меня остаётся яичный навар,во-вторых, и сам при деле


1973г. - 43 года назад, а не 35.

Внимательней читать надо
Начало статьи: В этом [2008] году остался незамеченным ряд круглых дат
Источник:https://www.stoletie.ru/geopolitika/na_gazovoy_igle_2008-12-09.htm

Начало статьи: В этом [2008] году остался незамеченным ряд круглых дат
Источник:https://www.stoletie.ru/geopolitika/na_gazovoy_igle_2008-12-09.htm

Хм. У автора желчи больше, чем знаний. В газотранспортной системе России не только "трубы" работают. Если бы не были заключены такие контракты для кого работали бы геологи? А трубопроводы строили тоже жители "запада"? Дороги, посёлки обслуживающего персонала с луны к нам упали? В стоимости газа заложена стоимость трубы. А обслуживание не заложено? Может автор представляет себе добычу и транспортировку газа следующим образом. Случайно нашли бьющую из под земли струю газа, накинули на неё упавшую с неба трубу до западной германии и айда чай с бубликами пить. Не стоит всё упрощать. Так же не стоит судить с высоты сегодняшнего дня о событиях тридцатилетней давности. Не было технологий производства труб большого диаметра, так как они попросту не нужны были от слова вообще. Кстати стоимость всех труб сегодня не сильно превышает стоимость десятка ракетных двигателей.

Po4enok, желание видеть позитив понятно. Но плюсики, которые Вы назвали, не перевешивают проблему в целом. Кроме того, в газодобывающей отрасли ХОЗЯЕВА сейчас кто? Газпром платит рабочим достаточно? Я была в Ханты-Мансийске и люди жаловались на заработную плату, жилья там строится мало... Супер инфраструктура под нужды московской верхушки, а нормальным людям что? Спортом, правда, можно заниматься, спортивных сооружений там много... было бы только желание
----------
Женщина — с нами, когда мы рождаемся, Женщина — с нами в последний наш час. Женщина — знамя, когда мы сражаемся, Женщина — радость раскрывшихся глаз.
Женщина — с нами, когда мы рождаемся, Женщина — с нами в последний наш час. Женщина — знамя, когда мы сражаемся, Женщина — радость раскрывшихся глаз.

Желчи у автора, я не заметил. А заметил озабоченность тем, что мы давно являемся страной донором по откачке ресурсов. Причём, действительно на внутреннем рынке ощущается дефицит магистралей газа.Автору спасибо, что показал, как давно мы в этой ситуации, её истоки. А то у нас куча желающих рассказать, что ВВП страну расспродаёт, а раньше наши правители всё в дом, всё в дом).

Статья 2008 года. Как-то указывать нужно, прежде чем публиковать. А автора почитать можно тут https://www.fondsk.ru/authors/aleksej-baliev-281.html

Цитата: Spheroid
Да уж, газифицировать собственную страну нам всегда некогда. Деревенька моя всего в 150 км от МКАД -до сих пор не газифицирована. Хотя газовая магистраль в 5 км проходит мимо.
валюту с вас не получить, а её много надо на закуп товаров для населения, своих то практически не производим, да и недвижимость за бугром на рубли не купишь.
----------
хочу назад в родной ссср
где было все для счастья человека
хочу назад в родной ссср
где было все для счастья человека

Все согласно пословице. Сапожник без сапог! А хотелось бы.

Как бы западные истерички ни выпендривались, без нашего газа им не обойтись

Да на хрен надо! Продавать своё богатство,когда будут последующие поколения! Идиоты. Прожили бы без "их" технологий и нефтебаксов. И ничё бы не случилось.
----------
Владимир Владимирович,дайте приказ!
Мы ждём не дождёмся вашего ФАС!
____________________________________
Я Советский Человек!
Не стоит недооценивать всю предсказуемость тупизны.
Думать надо меньше,а соображать больше!
Украинец это Русский,живущий у края! а за ним одни "уроды"!
Русскоговорящие! Используйте букву "Ё" !!!
Je suis Mohammed
Уважайте старших,помните предков,знайте ИСТОРИЮ,ибо в ней ПРАВДА. А ПРАВДА ОДНА!
Владимир Владимирович,дайте приказ!
Мы ждём не дождёмся вашего ФАС!
____________________________________
Я Советский Человек!
Не стоит недооценивать всю предсказуемость тупизны.
Думать надо меньше,а соображать больше!
Украинец это Русский,живущий у края! а за ним одни "уроды"!
Русскоговорящие! Используйте букву "Ё" !!!
Je suis Mohammed
Уважайте старших,помните предков,знайте ИСТОРИЮ,ибо в ней ПРАВДА. А ПРАВДА ОДНА!

Спасибо за проделанную работу по поиску и подбору фактов и бескомпромисность. За отсутствие слащавости, присущей многим здесь окопавшимся авторам.

Статья вредная, так как привносит отрицательный дух в отношении России. Например, "Россию пустили на газовый рынок..." - снизошли к беднягам, а то что у них газа просто нет это не важно. Главное Россия как всегда в дерьме. Вот основной, слегка прикрытый смысл статьи от автора/врага. А что автор предлагает взамен? Ну он не утруждает себя такими мелочами.
Теперь о газе.
Освободительная борьба стран Африки и на других континентах привела к тому, что Западная Европа и Англия растеряли все свои заморские богатства и сегодня быстро проедают их. "Плохой Сталин" и "плохой Хрущев" очень сильно помогали и помогли колониальным странам избавиться от западного ига. Вследствие этого Западная Европа как перезревший плод очень скоро просто упадет, причем упадет в подставленный Россией карман, превратившись в собственность России.
И так будет!
Теперь о газе.
Освободительная борьба стран Африки и на других континентах привела к тому, что Западная Европа и Англия растеряли все свои заморские богатства и сегодня быстро проедают их. "Плохой Сталин" и "плохой Хрущев" очень сильно помогали и помогли колониальным странам избавиться от западного ига. Вследствие этого Западная Европа как перезревший плод очень скоро просто упадет, причем упадет в подставленный Россией карман, превратившись в собственность России.
И так будет!

vilks49, плюс за волю к победе 

----------
Женщина — с нами, когда мы рождаемся, Женщина — с нами в последний наш час. Женщина — знамя, когда мы сражаемся, Женщина — радость раскрывшихся глаз.
Женщина — с нами, когда мы рождаемся, Женщина — с нами в последний наш час. Женщина — знамя, когда мы сражаемся, Женщина — радость раскрывшихся глаз.

Странная логика у автора. Если страна продает газ, значит сидит на газовой игле. Строит АЭС, продает ядерное топливо, утилизирует ядерные отходы - на атомной игле. Торгует оружием - на военной игле. Запускает чужие спутники - на космической игле.
Автор ничего не попутал? Кто сидит на игле - покупатель или продавец, наркоман или наркодилер?
Автор ничего не попутал? Кто сидит на игле - покупатель или продавец, наркоман или наркодилер?

Для начала РФ надо обеспечить газом своё население, а уж, потом, ЕС, но кто об этом думает

Gна сайте фст напмсали, что Пякин появится 14 ноябрч

Админ меня несколько раз забанил. Теперь только с телефона. Когда исправляю ошибки пропадает все. Посылаю как есть. Извиняйте

Пякин будет только 14 ноября

Про семидесятые - конечно не было заговоров кроме фрг-ссср, фрг стремилась вырваться из оккупации, освободиться от средних ракет под будущие Хельсинки как и ссср с колхозами прогоревший.
Да и а-рабы вспомнили что они первичней рабинов, и европа на них единым не наляжет, цены можно гнуть как понравится.
И в ссср потянулись фины за водкой и ржаным и шведы за посудой из нержавейки
Да и а-рабы вспомнили что они первичней рабинов, и европа на них единым не наляжет, цены можно гнуть как понравится.
И в ссср потянулись фины за водкой и ржаным и шведы за посудой из нержавейки

Обладание богатыми природными ресурсами дорогого стоит. Пока есть спрос – будет предложение. Отказываться от экспорта – немыслимо. Даже несмотря на все политические разногласия, Европа будет пользоваться северными и южными нитями нашего газопровода. Когда ресурсы во всем мире будут заканчиваться, спрос и цены еще вырастут, и тогда "газовая игла" принесет еще больше доходов. Кстати, именно благодаря нефтяным и газовым деньгам удалось создать стабилизационный фонд и с помощью него преодолеть кризис с наименьшими последствиями, а так же до сих пор удается сохранять политическое равновесие в мире и отрезвлять различных недоброжелателей.
Легко так спустя время оглядываться назад и говорить, что какая-то концепция была выбрана неправильно. История не терпит сослагательного наклонения. Развивать новые отрасли хозяйства можно и нужно, но резко отказываться от того, что есть сейчас, тоже нельзя.
Легко так спустя время оглядываться назад и говорить, что какая-то концепция была выбрана неправильно. История не терпит сослагательного наклонения. Развивать новые отрасли хозяйства можно и нужно, но резко отказываться от того, что есть сейчас, тоже нельзя.

что с декабря 1973 года - 35 лет тому назад
43 года тогда уж)))
43 года тогда уж)))
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Убедит судью любого,
даже полк отборных судей,
ослепительно сурова,
правда башенных орудий.