Обсуждаемое
Опрос
Популярное
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Рейтинг
Видео

Необразованщина

Необразованщина

— Почему в стихотворении «Скачка на приз Будённого» жокей у вас затягивает на лошади супонь и после этого садится на облучок? Вы видели когда-нибудь супонь?

— Видел.

— Ну, скажите, какая она!

— Оставьте меня в покое. Вы псих!


Илья Ильф и Евгений Петров, «Двенадцать стульев».


В повести Сергея Довлатова «Заповедник» орудует презанятный фигурант – Боря Алиханов, в котором без особого труда угадывается сам автор. Ироничная судьба распорядилась таким образом, что этот персонаж завис на территории Пушкинского заповедника – в качестве экскурсовода. Довлатовский лирический герой – это всегда мятущийся горе-интеллигент, то есть знаток всего... и ничего. Плюс-минус приблизительно. Немножко обо всём, но «…с учёным видом знатока». Алиханов напорист и оживлён: «Я окончил среднюю школу. Потом – университет. (Тут я немного преувеличил. Меня выгнали с третьего курса.) Кое-что прочёл. В общем, разбираюсь... Да и претендую всего лишь на роль экскурсовода...» Всего лишь. Проходная мелочь буйной биографии. People проглотит, ибо сам – глуповат и поверхностен. Так казалось самоуверенному Боре. Однако ж мы становимся свидетелями курьёзных ситуаций. «Когда родился Бенкендорф?» – спросила въедливая, малосимпатичная экскурсантка. «Году в семидесятом, – ответил я. – В допущенной мною инверсии звучала неуверенность…». После того как гостья торжествующе объявила правильные цифры, Боре Алиханову сделалось мерзковато, но при этом – ничуть не стыдно. Он даже умело оправдал себя: какая разница – когда, ибо «…не такая уж великая радость – появление на свет Бенкендорфа». Циничный, хотя и не лишённый обаяния, Бориска далее констатирует: «С этой минуты она не переставала иронически улыбаться. Так, словно моё равнодушие к Бенкендорфу говорило о полной духовной нищете». Я неспроста вспомнила этот эпизод. Точнее – я его вспоминаю довольно часто, если смотрю наши костюмно-развлекательные сериалы или, например, читаю нечто историческое, околонаучное, псевдохудожественное и якобы документальное. Создаётся впечатление, что все эти киношки, брошюрки и книжонки клепает коллективный Боб Алиханов – бесстыдный, ухмыляющийся и неизменно оптимистичный. С наглым рефреном: «Какая разница? Пиплу-то всё равно, в каком году родили Бенкендорфа».

Включила я тут намедни телеящик – решила в кои-то веки насладиться пышным сериалом про Екатерину Великую. Благо реклама прошла феерическая, да и парики-фижмы-кружева, мелькавшие в анонсе, выглядели внушительно и – дорого. Замечу, что уборы действительно оказались на высоте: никакие куафюры «с кораблями», кои вошли в моду намного позже, но которые так искренне любят художники по костюмам, в фильме не обнаружились. Но увы. В том смысле, что моя радость от созерцания выверенных платьев со «складками Ватто» и с рукавами «а-ля пагода» оказалась преждевременной. С первых же кадров мы понимаем: с историческими датами у сценаристов вышла промашка (прямо как у Бори Алиханова), ибо в 1739 году у них на прусском троне уже посиживает Фридрих II. С какой креативной целью они раньше срока закопали предыдущего монарха – неясно. И для чего мать принцессы Фике – будущей Екатерины – выдаёт диковинную с точки зрения XVIII века мыслеформу: «Вот тогда немцы будут править миром»? Напомню: в галантном осьмнадцатом столетии немцы не ощущали себя единой нацией. Восприятие шло на ином уровне – германский мир был населён пруссаками, вестфальцами, саксонцами, курляндцами... Список при желании можно продолжить. Тем паче сии добрые подданные многообразных курфюрстов (да и сами курфюрсты) не размышляли столь специфическими категориями, как «мировое господство». Мне могут возразить: это делается для вящей современности контента и для приближения оного к «простому народу». А даты? Отвечаем в стиле Бори Алиханова: «Не такая уж это великая радость – коронация Гогенцоллерна». Тоже мне – событие. И потом… широкие массы всё равно не в курсе. Им главное, чтобы красиво, понятно и про любовь. Альковные тайны, царские загулы и прочий «цирк с конями». Но сериал «Великая» хотя бы выдержан в патриотическом духе, а придурок Пётр III глаголет мерзости в духе наших псевдолибералов: о европейской цивилизации, свободе и культурно устроенной Пруссии, с коей нужно не воевать, а поскорее объединяться. Параллельно сдавая все завоёванные рубежи.

Необразованщина

…Приведу пример похлеще – обложка книги, посвящённой Александру I, на которой красуется портрет его брата – Николая. В духе Ильфа с Петровым: «Узнаю брата Колю!» Разумеется: какая разница? Подумаешь, царя перепутали! Не Гитлера же вам приляпали! Читатель всё равно слабо разбирается в этих Романовых: они все в сапогах, эполетах и при бакенбардах. Сойдёт и так. Вот и дивное дамское издание «Мадам Бовари» с хорошенькой головкой на обложке. Всё бы мило, только это – фотография знаменитой балетной примы Серебряного века Клео де Мерод. Замечу: она жила несколько позже, чем злосчастная Бовари, а кроме того, ещё и… слыла куртизанкой. Вы можете сколько угодно говорить о том, что это – ерунда и никому, кроме дотошных фанатов Belle Époque, сие неинтересно. А в это время «…волны перекатывались через мол и падали вниз стремительным домкратом».

А теперь я поведаю развесёлую быль из жизни нашей пишущей братии. Одна знакомая публицистка сдуру согласилась написать книгу по истории быта и стиля жизни: костюмы, нравы, дизайн, мечты, характеры… Или, как там у старика Жванецкого: «Теперь духовная пища: книги, фильмы, эстрада, керамика». Издатели, ориентированные на вкусы и чаяния гипотетического «простого народа», состряпали пафосно роскошный, но при этом – безграмотный иллюстративный ряд. Исходили они из генерального принципа: «Надо, чтобы красиво. Иначе мы не продадим. А предоставленные вами картинки хотя и согласуются с вашим же текстом, но не впечатляют». В результате вместо фотоизображений керогазов и девушек-пролетарок с механосборочного завода тиснули прелестницу Мэри Пикфорд, сердцееда Рудольфа Валентино и куколку Луизу Брукс. Хотя речь шла именно о керогазах и прочих бытовых занятностях эпохи конструктивизма, а не о параллельно существовавшем Голливуде. И не о дансингах, бриллиантах, бонбоньерках да эгретках мисс Мюриэл Вандербильт.

Далее текст, посвящённый 1960-м годам, украсили картинками из… западногерманских модных журналов 1970-х. У создателей макета, видите ли, образовалось много пустующего места, а мегашедевров с «красивыми» шестидесятниками не нашлось. (Фотки непричёсанных походников и бедноватых студентов МЭИ оказались забракованы, как и вышеозначенные керогазы). Так вот, основным тезисом издателей было: «Сойдёт и так! Никто, кроме профессионалов, не в курсе! Зато красиво!» Кроме того, решили убрать все ссылки и сноски – мол, сие отягощает процесс расслабляющего чтения. Получив pdf-файл макета, моя знакомая сильно ругалась (по-моему, даже с применением непечатных слов и оборотов). По счастью, в тот год грянул экономический кризис и проект благополучно завернули – он даже с открыточно-гламурным контентом выглядел чересчур «заумным»… Да, наверное, никто не пострадает, если вместо 1965 года где-нибудь черканут 1975-й или даже 1748-й. Солнце не рухнет. Океан не высохнет. Портал в параллельную реальность – не разверзнется. Вася-охранник и Лана с ресепшн – вообще не заметят. Точнее – даже не сунутся. Их уже воспитали на комиксах, стрелялках, сериалах «про любовь» и книжечках с Николаем вместо Александра на обложке. Если уж многоопытным издателям - без разницы, то ресепшен-гёрлз да охрана-бойз и вовсе не обязаны думать-понимать.

Однако именно так рождается тотальное, всепроникающее незнание. С дурацких статеек о том, что эсэсовскую форму разработал кутюрье Хьюго Босс (каждый раз хочется спросить – кто же его принял в Синдикат Высокой моды, если он для вас – кутюрье?). К тому же ту самую форму «сочинил» Карл Дибич – фигура скучная и, безусловно, не брендовая. С лёгоньких исторических романчиков, где в XIII веке едят картошку. Хорошо, что не с баночной тушёнкой. С портрета Жанны Самари при «Евгении Гранде». С Джеймса Тиссо – при Фицджеральде. С эрцгерцогинь Винтерхальтера – при «гордостях», «предубеждениях», Эммах и Мэнсфилд-парках. С фильмов, где перепутаны даты и смыслы. Ибо – какая разница? Пипл-то хавает и даже причмокивает. Всё начинается с фразы: «Сойдёт и так». Сойдёт-и-такеры – вездесущи. И как там у Ильфа – Петрова? «Почему у вас в стихотворении "Кантон" пеньюар – это бальное платье? Почему?!» – «Вы – мещанин, – сказал Ляпис хвастливо». Ситуация усугубляется ещё и тем, что нынче каждый блогер (даже не топовый) и любая содержанка могут написать свою книгу. Высказаться. Протрубить. Навонять. Скажу больше: в наши презабавные времена не писать книг – это уже гуманитарный подвиг. Не-е-е-т – выпендрёж и снобизм. Маня и Люся – пишут, а ты – игнорируешь. Может, ты ещё и читаешь, гадюка? И не про любовь Монтесумы – к Монтеспан, и не «Похождения Антидюринга», а какую-нибудь «Историю античной эстетики» Алексея Лосева. Правда, есть шанс нарваться на волшебные иллюстрации, но всё-таки... Есть вещи, которые сложно испортить даже современным дизайном и креативным прочтением.

В своё время Александр Солженицын (он враг, но непреложно – талантливый враг) ввёл в оборот термин «образованщина». Он писал: «По словарю Даля, образовать в отличие от просвещать означает: придать лишь наружный лоск. Сей образованный слой, всё то, что самозванно или опрометчиво зовётся сейчас "интеллигенцией", называть образованщиной». Исаич сокрушался, что грамотке обучились, а дух и смысл русской интеллигенции не приобрели. Не так живут, не тем дышат, не туда рулят. Бог ему судья. Так вот сегодня мы видим повсеместную, многоликую и горластую необразованщину. Одни её представители клепают «креативы», другие – потребляют оные. Когда родился Бенкендорф и как выглядел Николай I? Всем до лампочки. Впрочем, скоро и лампочку вкручивать разучимся. Подождём, пока нас не накроет… стремительным домкратом. По самую маковку.

Но если бы дело было в одних спутанных датах правления! Необразованщину формируют и подпитывают особыми «знаниями». Причём безголовый человек всегда агрессивен – он будет защищать усвоенные тезисы со звериной злобой и с истеричностью роковой женщины эпохи Art Nouveau – мол, я-то в курсе, что Ив Монтан вывез советские панталоны с начёсом, дабы выставить коммунячий ширпотреб на потеху француженкам! Это все знают! Если вы не читали об этом в журнале NN и не смотрите познавательные передачи на канале WG – вам же хуже! Необразованцу вы никогда не докажете, что всё это было невозможно по ряду причин. Да в Париже попросту не проводилось той «знаменитой выставки», о которой всё время болтает медиаплебс. Типический набор штампов, коими оперирует любой «необразованец», можно отыскать в развлекательных (то бишь – отупляющих) передачах, в глянцевых журналах, в статьях на интернет-порталах, да и просто – в личной беседе. Так, необразованец твёрдо уверен, что в Средние века люди вообще не мылись и завсегда приведёт в примёр… книжку братьев Стругацких «Трудно быть Богом». Причём Средневековье у необразованца будет простираться далече – вплоть до наполеоновских войн, поэтому фраза: «В их средневековых париках водились мыши» также является визитной карточкой необразованца. Он в курсе, что Николай I спал с женой Пушкина, а Берия насиловал малолеток. Тема половых влечений и сексуальных девиаций – любимая у необразованца. Он алчет, смакует, пережёвывает. Посему вот вам ещё один любимый его тезис: «В СССР не было секса». Зато его было много у Екатерины II. Кажется, с Распутиным… Необразованец судит о Гражданской войне – по шансон-песне о поручике Голицыне. О Третьем рейхе – по «Семнадцати мгновениям…» и унылой порнухе Тинто Брасса. Об СССР – по сериалам об СССР. Чем страшен необразованец? Он – коллективный. Его – много. Он подстерегает нас везде – то явится симпатичным телеведущим, то – гламурной писательницей, то – автором сценария. Создав медийный фастфуд, они бегут в бухгалтерию – расписываться в ведомости. А массы – хавают. Они-то уж точно уверены, что Николай спал с Натали, у Гейдриха была сексуально-порочная униформа, что Берия отравил Сталина, а сам Сталин придушил дедушку Ленина. «Правда, мы-прекрасные уже не знаем, как выглядели все эти люди – а нам и не надо. Нас и так неплохо кормят… Если вместо Дзержинского покажут Троцкого – скушаем. Даёшь Мерлезонский балет Юрского периода!» И домкратом их всех, домкратом!

Галина Иванкина
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
99 мнений. Оставьте своё
№1 Stone 16 ноября 2015 13:14
+21
Ярко! Образно! Правдиво! Очевидно(т.е. очами видно)! Вывел всех на чистую воду и?
----------
Не принимай активность за продуктивность, а движение за действие.
№2 Дикий Прапор 16 ноября 2015 14:20
+6
Всю вот эту статейку - да единым бы камментом под вчерашний псевдоисторический бред "За что их прозвали Великими" некоей Елены Любимовой.
----------
В человеке всё должно быть прекрасно: погоны, кокарда, исподнее. Иначе это не человек, а млекопитающее.
№3 Stone 16 ноября 2015 14:30
+2
Добавлю: к эн плюс одной статье. За единицу можно принять статью указанную вами.
----------
Не принимай активность за продуктивность, а движение за действие.
№4 Дикий Прапор 16 ноября 2015 15:46
0
Пожалуй. Просто вчерашняя свежа в памяти.
----------
В человеке всё должно быть прекрасно: погоны, кокарда, исподнее. Иначе это не человек, а млекопитающее.
№5 greg_sv 16 ноября 2015 14:42
-7
Ха!Единственно,чё иванкину по настоящему возмущает,что никто толком не в курсе секс предпочтений кого-то уже давно дохлого.Остальное-рюшечки и охи-ахи об узкопроф вопросах))а статейки ругательные помогут условно..пишите книжки.умные и интересные tongue
----------
Krack_sv
№6 Stone 16 ноября 2015 14:51
0
Думаете будут читать? belay
----------
Не принимай активность за продуктивность, а движение за действие.
№7 anna_ni 16 ноября 2015 16:11
+6
Наш человек привык доверять написанному, тем более, если под этим стоят подписи историков и других "образованных"людей. Понятно, что ляпы с соответствием исторических личностей времени в котором они жили, непростительны. А в остальном, как то: убивал ли Сталин Ленина или Берия Сталина и насиловал ли он,Берия, малолеток... Пусть автор скажет , где искать "правдивую"информацию на эту тему? Или нам всем поголовно предлагают обращаться в засекреченные архивы НКВД?
Что-то мне подсказывает, что нас туда и не пушечный выстрел не подпустят.
Считаю это произведение демагогией. Мы все необразованцы по сути. Верить можно только тому, что видел всоими глазами, да и то с натяжкой. Остальное-чьи-то пересказы, и штампа правдивости на них нет и быть не может.Кто теперь что докажет?! Вот фото и видеодокументы -другое дело. Но в наше время и их можно подделать. Так что нам теперь делать?Просто кому-то и чему-то надо верить-только и всего. Принято верить Библии, Слову о полку Игореве и т.д. и т.п. А как жить , не веря ни во что?
№8 Stone 16 ноября 2015 17:25
+2
"Мы все необразованцы по сути."

Смелое обобщение. Не думаю что многие подпишутся под этим заявлением.

Вы бы ещё написали: "Мы, гусские, все необразованцы по сути." О был бы блеск!
----------
Не принимай активность за продуктивность, а движение за действие.
№9 газмяс 16 ноября 2015 13:17
+19
Автор браво! applodisment Не в бровь,а в глаз. applodisment
№10 Лукич 16 ноября 2015 13:56
-10
Автор, вне всякого сомнения, прав, однако, мне статья показалась злой. Интересно - автор замужем?..
№11 коллега 16 ноября 2015 14:12
+11
Так ведь "глянцевые" достали уже. Причем здесь - замужем или нет?
№12 greg_sv 16 ноября 2015 15:34
0
О!Это очень важно! biggrin
----------
Krack_sv
№13 Дикий Прапор 16 ноября 2015 15:57
+5
Кстати, о творчестве Довлатова, как об одном из светочей либеральной позднесоветской мысли.

Для того, чтобы лучше понять суть творчества Довлатова, нужно знать основные факты его биографии: мальчик из культурной еврейско-армянской семьи, вертевшийся под ногами взрослых из интеллигентно-диссидентской тусовки, дитя питерских дворов и улиц, вылетевший из универа за раздолбайство, попавший на время срочной службы во внутренние войска, ставший вертухаем и на собственном опыте познакомившийся ВНЕЗАПНО с огромным миром нестоличного негламурного некультурного небогоизбранного народа, практически неразличимого по обе стороны колючей проволоки и повергшим йуного Серёжу в полный ахyй культурный шок, от которого он до самого конца жизни так и не оправился.

После дембеля кто-то из квазибогемной тусовки, ознакомившись с дневниковыми записями отставника, совершил подлейший поступок, внушив юноше мысль, что он, таки, пейсатель 80-го уровня, априорно невостребованный в совке, отчего у Серёжи сформировалась жуткая неизлечимая пожизненная попоболь, а графоманский зуд в ладонях и пристрастие к зелёному змию только усилились.
При совке, конечно, почти не печатался, а затем и вовсе предпочёл эмигрировать в этувашу Эльфляндию; впрочем, как выяснилось позже, и в Эльфляндии подобные персонажи трижды нахрен никому не нужны - настолько не нужны, что в один не слишком прекрасный день автор скончался прямо на улице от жестокого разочарования в демократических ценностях сердечного приступа, так и не дождавшись вызванной кареты неотложки.

После всего вышесказанного, думаю, никто не будет удивлён тем фактом, что всё творчество Довлатова примечательно постоянным скулёжем о его недооценённости и невостребованности в совке, мечтах об эмиграции, да и в американский период тоже оптимизмом не блещет. Чувствуется, написать об Америке своими словами, что и там такое же говно, как и в совке, если не хуже, он по очевидным причинам не смог, но настроение сквозит в каждом рассказе.

С художественной же точки зрения, как писатель, Довлатов, конечно, ниже среднего. Собственно, он вообще не писатель, а мемуарист. Ни одной цельной реально творческой вещи - четыре тома кое-как обработанных дневниковых записей и собранных по жизни анекдотов.

Из всего творчества могу порекомендовать, разве что, "Зону", как произведение, написанное по свежим впечатлениям армейской юности. Всё остальное - на уровне утреннего плача в жилетку свежепохмелившегося хронического диссидентствующего алкоголика.
----------
В человеке всё должно быть прекрасно: погоны, кокарда, исподнее. Иначе это не человек, а млекопитающее.
№14 NoNaMe 16 ноября 2015 22:43
-1
Довлатова не читал, но осуждаю.:)))))
Не смотрели "Конец прекрасной эпохи" Говорухина?
№15 perscom 16 ноября 2015 13:17
+5
что тут говорить орфография даже на Россия 24 хромает! а тут про "художественную" белиберду...
№16 The High Priestess 16 ноября 2015 13:48
+1
И орфография, и орфоэпия...
№17 Андрей Морщинер 16 ноября 2015 16:21
+2
И орфография, и орфоэпия...

и смысл. На днях журналист сообщил "... собственноручно провел совещание."
№18 РиоДеКамыши 16 ноября 2015 18:22
+1
(зловещим шёпотом) ...и акцентология...
№19 The High Priestess 16 ноября 2015 21:31
0
(тоже шепотом):"Это и есть орфоэпия"...
№20 РиоДеКамыши 17 ноября 2015 14:16
0
Ну, не совсем. Акцентология (наука о постановке ударений, грубо говоря) может рассматриваться как один из разделов орфоэпии (наука о правильном произношении звуков (опять-таки грубо говоря). winked
№21 Юджин 16 ноября 2015 14:28
+1
Согласен на 100%! Иногда в новостях на центральном канале диктор(-ша) такое ляпнет!
В "эпоху исторического материализма"(О.Бендер(с)) за это с работы выгоняли!
№22 Apolitikus 16 ноября 2015 13:23
+4
Цитата: ger_etc48
плиииз

Необразованщина
№23 pollar 16 ноября 2015 13:46
0
"Имя, сестра, назови имя", please!
№24 Apolitikus 16 ноября 2015 14:04
+4
по-русски же сложно написать. демоны глубоко сидят, не дают говорить на родном языке.
№25 Белый Кит 16 ноября 2015 14:50
+5
Заместо плиз - пжст, заместо ок - якши. Повышайте свою культуру речи, граждане!
Я щас с турками работаю, и у них там в сотрудниках русский грек и русский гастарбайтер с Запорожья. Так у них через слово - окей, окэй, аж противно. Я уже говорю - ребята, что за окей, вы же в турецкой компании работаете, говорите уже якши, нормально будет звучать.
№26 РиоДеКамыши 16 ноября 2015 18:23
0
Это который "в натуральную величину"? biggrin
№27 скептик183 16 ноября 2015 13:17
+30
Автору applodisment applodisment applodisment
давно не смотрю фильмы, а читаю только исторические книги, мемуары. Ненавижу фильмы о войне Михалкова и Бондарчука. Я из того поколения, которому в школе, дома, на работе о войне рассказывали УЧАСТНИКИ. А эти глянцы голливудские просто достали!!!
№28 Boriss73 16 ноября 2015 13:38
0
Во-во! Опись гаешная бозна халабудит!
№29 НВП 16 ноября 2015 14:07
+4
"Я из того поколения, которому в школе, дома, на работе о войне рассказывали УЧАСТНИКИ."

Да! Аналогично! good
№30 Юджин 16 ноября 2015 14:34
+2
Поддерживаю! Например, о штурме Берлина мне рассказывал командир танка Т-34, полный кавалер орденов Славы.
№31 Александр3 16 ноября 2015 14:40
+3
Понято, что в фильмах часто бывают ошибки, которые возникают из-за невнимательного отношения создателей к деталям и компетентности консультантов. Более того, в художественных фильмах очень много вымысла, иначе их было бы не интересно смотреть. Поэтому глупо воспринимать фильмы как действительные исторические события. Американские, так вообще далеки от источника. Но и многие книги, претендующие на истину, не являются ею. Это часто отражение субъективного взгляда автора. Например, трудно назвать историей книги Акунина, хотя он позиционирует себя как историк. Чтобы реально разбираться в деталях событий необходимо изучать труды исследователей, которые их пишут на основе первоисточников. Так что основная масса людей, за не имением желания и времени, будет основывать свои взгляды на суррогатах, в том числе, таких как Википедия.
№32 скептик183 16 ноября 2015 15:05
+7
Читайте Гроссмана, Бондарева. А от фильма Сталинград Бондарчука - ощущение плевка в лицо. Голливудщина. Смотрел как раз после посещения Мамаева кургана.
У меня так много книг и мемуаров: Жуков, Рокоссовский, Василевский, Конев, Попель...много просто воспоминаний фронтовиков.
Сейчас вот Жукова перечитываю "Воспоминания и размышления"
№33 lokonst 16 ноября 2015 13:18
+11
К сожалению прав автор
№34 Старичок_Боровичок 16 ноября 2015 13:22
+2
Истина. Печальна, но увы...
№35 газмяс 16 ноября 2015 13:32
+6
Так надо не вздыхать печально,а исправлять ситуацию.Если окружающие будут с насмешкой и презрением относиться к верхоглядам,то это заставит их либо глубже изучить вопрос по которому они высказываются,либо просто рот держать на замке.Либо уж на крайний случай предупреждать окружающих о том,что вопрос они знают поверхностно,могут ошибаться,и высказывают иключительно свою личную точку зрения,и никак не претендуют на истину в последней инстанции. smile
№36 Старичок_Боровичок 16 ноября 2015 14:35
+4
Может подскажете, как бы направить на путь истинный людей, типа Михалкова, Ливанова и иже с ними? Ну, повозмущались мы здесь в комментариях, расставили плюсики-минусики, и что? Если сверху вся эта идеология идет... Я воспитал дочь, выучил (преподаватель русского и литературы) и что? Как говорится - свою роль сыграл. А она? Завалили учителей сотнями всяких отчетов, сократили и продолжают сокращать количество часов на предмет, что ни год - новая программа по изучению материала. И такое не только в школе, а во всей системе образования.
№37 Черный пес 17 ноября 2015 02:26
0
Цитата: Старичок_Боровичок
как бы направить на путь истинный людей, типа Михалкова, Ливанова и иже с ними?

Как то Вы всех под одну гребенку.
"Бесогон" Михалкова сравнивать с вредительством Ливанова...
----------
"Чем лучше узнаю людей,
тем больше нравятся собаки"
К России не относится.
№38 Старичок_Боровичок 17 ноября 2015 11:34
0
У Михалкова, кроме "Бесогона" есть еще масса публичных выступлений в защиту русского мата и внедрения его в литературу и в кино. Или гадость под названием "Утомленные солнцем". Если у человека есть много хорошего - это не значит, что надо закрывать глаза и на имеющееся плохое.
№39 Селянка 16 ноября 2015 13:26
+9
К сожалению, невозможно знать и помнить все. Преподающие историк и филолог несомненно узнают Николая, но не узнают основ механики, как тракторист Вася, который кормит умных историков хлебом.... Каждому свое. Доля правды есть, но она слишком высокомерна. Мне не понравилось.
№40 Дочь Бориса 16 ноября 2015 13:45
+15
А автор и не требует ни от Вас, ни от меня, ни от кого другого знать всё. Она лишь просит выверять даты, иллюстрации и т.п. и т.д. от людей, которые выпускают в массы печатно-кино-телепродукцию. И в этом она бесконечно права.
№41 BONNIE 16 ноября 2015 14:54
+5
Я не претендую на знание всех тонкостей исторических событий, но частенько от ляпов ТВ и литературных опусов - коробит. Причем часто не в дебрях 300 -летней давности, а времен которые застали и помнят ныне живущие...
Хочется сказать создателям подобных "шедевров"... не надо ничего ПРИДУМЫВАТЬ!!!
Просто спуститесь к людям и поговорите...У них найдутся и панталоны с начесом родом из СССР(многие) были очень запасливыми и бережливыми) и мебель любых годов годов... и фото вековой давности...
А то даже в самом домохозяечном сериале ни предметы быта, ни одежда не соответствует времени...Или девиз необразоващины- "Проглотят и так...лишь бы оплатили"
№42 anna_ni 16 ноября 2015 16:39
+3
Кстати, панталоны с начёсом, видимо, создавались не для ублажения чьего-то взгляда и функцию свою выполняли, так же как и ватник. Можно было, конечно, к ним кружавчики приделать, но сомневаюсь, что это помогло им выполнять свою функцию. Эстетический вид, скажете вы? А кто и когда их видел? Обладательница оных в момент надевания?
Мы придаём слишком большое значение вещам, которые в итоге никакой роли не играют. Обустраиваем жилище, покупаем красивую мебель,т.е.удовлетворяем свой эстетический вкус и..через месяц перестаём всё это замечать. А если жизнь повернётся другим боком, так будем жить в лачуге и приспособимся, как та же Скарлет, например. Всё относительно.
№43 anna_ni 16 ноября 2015 16:24
0
Не " лишь". Автор указывае кроме этого на некую историческую правду, а кто по её мнению этот правдивый источник?
№44 alexfirst 16 ноября 2015 16:07
+2
зря- точность ответственность и доскональность -признаки ПРОФЕССИОНАЛИЗМА,а остальное от лукавого, желание выдать дилетантизм за некое новое видение....
№45 Пипа Суринамская 16 ноября 2015 13:28
+13
увы, всё это так... не могу спокойно видеть, когда вот такие "образованцы" ваяют нетленку о годах не совсем далёких...70х-80х...я то хорошо помню, что было в те года, а о чём и не слышали...а они без проблем всё валят в одну кучу и молодёжь принимает все эти байки, как должное.
№46 fdr1341 16 ноября 2015 13:28
+6
Яркая и точная статья!
№47 следящий 16 ноября 2015 13:28
+1
Если человек интересуется историей, то он не будет судить о ней по художественным произведениям, где всегда присутствует вымысел. Хотя, по большому счёту, история самая неточная из наук.
----------
USA должны быть разрушены ! Сделаем из США ША !
№48 moltstina 16 ноября 2015 13:30
+8
решила в кои-то веки насладиться пышным сериалом про Екатерину Великую. Благо реклама прошла феерическая, да и парики-фижмы-кружева, мелькавшие в анонсе, выглядели внушительно и – дорого.
facepalm
Не могу пропустить , гвоздик бы в голову костюмеров !!! Гипюр, тюдь, вшитые молнии !!! И фата , фата !!! Панталоны ! Историю костюма не знают , от слова совсем ! А мужские костюиы !!! Убожество и непрофессионализм girl_mad
----------
"Я человек весьма терпимый, могу выслушать и чужие мнения." Гашек
№49 Дикий Прапор 16 ноября 2015 14:26
+7
— Ваше высочество, может, всё дело в нашем левом крыле? Оно ненадёжно.
— Меня и центр беспокоит…
— Может, стоит всё-таки в данном случае поднять верх сверху и понизить низ снизу?
— Так и сделаем! Два ряда выточек слева, два справа. Всё решение — в талии! Как вы думаете, где мы будем делать талию? На уровне груди!
— Гениально! Гениально, как всё истинное.
— Именно на уровне груди. Шестьдесят шесть. Я не разрешу опускать линию талии на бёдра. Сто пятьдесят пять. В конце концов, мы — центр Европы, я не позволю всяким там испанцам диктовать нам условия. Хотите отрезной рукав — пожалуйста. Хотите плиссированную юбку с выточками — принимаю и это. Но опускать линию талии не дам!
(С)
----------
В человеке всё должно быть прекрасно: погоны, кокарда, исподнее. Иначе это не человек, а млекопитающее.
№50 Селянка 16 ноября 2015 13:31
+3
Как раз сейчас имею в папочке портреты Бенкендорфа и Николая, и Александра (прошли с детьми Пушкина, заканчиваем Лермонтова). Если бы не преподавала, Бенкендорфа бы не узнала в лицо. По поводу Средневековья: разве антисанитария, чума и прочее не является визитной карточкой этого времени? Я не согласна здесь с автором.
№51 газмяс 16 ноября 2015 13:38
+3
Сам лично видел средневековые западно-европейские гравюры на которых изображены общественные городские бани и моющиеся в них люди.А уж о длинной истории русской бани,думаю,знают все. smile
№52 Селянка 16 ноября 2015 13:48
+4
Про русские бани знают все. А понятие средневековье обычно используется применяемо к Европе. Крестовые походы, инквизиция, пояса верности. Что касается Руси - болезни, распространяемые иконами мы учитываем? Или только хорошее помним? Не смотря на гравюры, средневековье, все-таки, самая грязная и заразная эпоха мракобесия. Особенно в сравнении с античностью, возрождением и другими.
№53 газмяс 16 ноября 2015 14:12
+2
Ну во первых,я и не спорю с тем что гигиена в средние века сильно отличалась от нынешней,причём в худшую сторону.Но утверждать что все поголовно не мылись это абсурд.А во вторых я сам знаю людей которые и сейчас крайне редко моются,и от которых,мягко говоря пахнет не камильфо.Но Вы же не будете утверждать что сейчас в нашем обществе все поголовно не соблюдают гигиену.
Мне доводилось бывать на экскурсии в старинном средневековом замке и там стояла ванна(в виде огромной деревянной бадьи).Причём вода для неё подогревалась.Был там и туалет в виде кресла с дыркой.Под ним горшок который выносили специально приставленные люди.
Что-же касается распространения болезней через целования икон,то подобная информация о Руси мне не встречалась.А вот о таком случае в Греции я читал.И даже не средневековье,а начало двадцатого века. winked
№54 Петровна 16 ноября 2015 14:33
+2
Что касается Руси - болезни, распространяемые иконами мы учитываем?

Источник: https://politikus.ru/articles/63007-neobrazovanschina.html
Politikus.ru

Это о чем, простите?
№55 Росич 16 ноября 2015 14:59
+1
Я думаю, комментатор имел в виду распространение болезней, особенно в период эпидемий, которое было спровоцировано лобызанием икон.
Именно поэтому, в эпидемию чумы в Москве, Екатерина Вторая и повелела закрыть храмы, чтобы как-то остановить распространение инфекции.
№56 konkar 16 ноября 2015 14:19
+3
Недавно проходил материал, в котором объяснялись причины возникшей в средние века антисанитарии: в какой-то момент медики выдвинули теорию, что болезни проникают в тело человека через поры кожи. Соответственно, поскольку баня приводит к очистке пор (и их расширению от тепла) она вредна. Правда эта теория существовала только часть времени, которое называют Средневековьем, но как раз тогда начались активные контакты с Россией... Так рождаются мифы.
№57 anna_ni 16 ноября 2015 16:45
+1
Не знаю как там болезни проникают, но общеизвестно, что всё хорошо вмеру. Излишнее чистоплюйство приводит к тому, что люди просто-напросто теряют иммунитет, их организм не может противостоять микробам.
№58 pollar 16 ноября 2015 13:51
+2
Автор говорит о том, что те, кто якобы пытаются нести "разумное и вечное", сами даже не пытаются хотя бы в первом приближении соответствовать исторической правде, а втюхивают то, что считают наиболее продаваемым для "пипла". Как-то так...
№59 konkar 16 ноября 2015 13:36
+14
Согласен с автором, "Сойдет и так" стало движущей силой во многих сферах. Свобода слова обернулась неряшливостью в его использовании. Если раньше "радио ОБС" и пресса были "две большие разницы", то теперь политики на полном серьезе считают полновесным доказательством информацию из социальных сетей, журналисты считают возможным цитировать приблизительно и не проверять авторство. Что уж говорить про Интернет, где участники, прежде чем выложить свое мнение на всеобщее обозрение, не дают себе труда прочесть свое творение и исправить ошибки, хотя бы грамматические. Сойдет и так!
№60 pollar 16 ноября 2015 13:55
+7
В советское время был популярным мультфильм "Вовка в тридевятом царстве". В начале персонаж был именно таким - "и так сойдет", но к концу фильма, попав в компанию "двоих из ларца, одинаковых с лица", понял, что был неправ и стал интересоваться первоисточниками.
№61 Селянка 16 ноября 2015 13:44
+1
А вообще, и по поводу Натали я бы поспорила. Учитывая, что не прошло и полгода, как она вышла замуж за Ланского (на минуточку, двоюродного брата Дантеса), дала детям фамилию нового мужа (лишь позже детям вернули фамилию Пушкина), и что семья находилась под плотным патронатом царя.... Версия имеет место быть, на мой взгляд. Другое дело, что точно я не могу утверждать, т.к. документов (личных писем и проч.) плотно не изучала. одним словом, автор упивается своим знанием в определенной сфере, а покажи ему двигатель комбайна - сделает круглые глаза, мол, а зачем ЭТО грамотному человеку...
№62 konkar 16 ноября 2015 14:09
+3
"...точно я не могу утверждать..." но "...я бы поспорила" - это как? Нам интуиция заменяет информацию?
№63 Селянка 16 ноября 2015 14:21
-3
Я бы поспорила на основании известной мне информации, которую я изложила (поведение Натали). Точно не могу утверждать, так как конкретно этот вопрос не изучала (письма современников), не было необходимости.
№64 Yasna 16 ноября 2015 14:59
0
Цитата: Селянка
Я бы поспорила на основании известной мне информации, которую я изложила (поведение Натали).


Вы держали канделябр или за ноги?
№65 Петровна 16 ноября 2015 15:10
+4
(поведение Натали)

Источник: https://politikus.ru/articles/63007-neobrazovanschina.html
Politikus.ru

За 6 лет брака С Пушкиным А.С. Наталья Николаевна родила 4 детей. О каком, в данном контексте, плохом поведении идет речь? Практически постоянно беременная женщина с малышами на руках.
№66 Селянка 16 ноября 2015 16:20
+1
О скорой свадьбе с Ланским после брака, о присвоении детям Пушкина фамилии двоюродного брата убийцы их отца.
№67 Yasna 16 ноября 2015 17:49
+1
Селянка лучше знает - видать, постель стелила... biggrin
№68 The High Priestess 16 ноября 2015 14:18
+5
Наталья Гончарова познакомилась с Петром Петровичем Ланским зимой 1844 года. Свадьба состоялась 16 июля 1844 года- через 7 лет после гибели мужа. Нового мужа- П.П.Ланского друзья и близкие (в том числе и А.С.Пушкина) характеризовали как человека достойного и доброго! Откуда у Вас сведения о его родстве с Дантесом?
№69 Yasna 16 ноября 2015 14:32
+6
Вы в своем уме или белены объелись???!!!

Пушкин, умирая в 1837 году (напишу специально для вас, завещал ей хранить траур по его смерти ДВА года - это вам каждый экскурсовод говорит при посещении музея набережная Мойки 12), а она вышла замуж за Ланского в 1944 году - т.е. через СЕМЬ лет.

Про родство с Дантесом это вАще из серии - видимо слышим звон... Замуж за самого ДАНТЕСА в 1837 году вышла родная СЕСТРА Натальи - ЕКАТЕРИНА Гончарова..

Прежде чем кукарекать - учите матчасть.
№70 konkar 16 ноября 2015 14:45
+2
Это как раз в тему: прежде чем привести какой-либо факт, проверь его по первоисточникам. В качестве примера тщательной работы с фактами https://www.e-reading.by/chapter.php/1005470/11/Eydelman_Natan_-_Tvoy_vosemnadcatyy_vek.html
№71 Селянка 16 ноября 2015 16:22
+1
Спасибо за свежие знания. Проверю, по возможности. Отдельное спасибо за "кукарекать". Вы давно это знаете, или пять минут назад освоили? И не надо мне врать, что писали коммент по памяти, не поверю, особенно после "кукарекать".
№72 Yasna 16 ноября 2015 17:46
+3
Видите ли, Селянка, кто-то двигатель комбайна по памяти знает, а кто-то вот такие вот факты из жизни действительно ВЕЛИКИХ (кстати - я - технарь)... Кто-то сериальчики смотрит, а кто-то книги читает и в музеи иогда ходит... А "кукарекать" - так это для тех, для кого главное... кукарекнуть...и погромче...

№73 Селянка 16 ноября 2015 20:25
+1
Вы знаете, Яша, я расстроилась сначала своему малознанию, с ваших слов. Но тут выяснила, что так же как я кукарекают про Натали Анна Ахматова и пушкинист Вересаев.. И как-то мне лучше стало в их компании..
№74 Yasna 17 ноября 2015 00:22
0
Во первых, смена пола в мои сегодняшние планы не входит, поэтому я уж как нибудь останусь Ясной - меня зовут Ясна, вам ясно?

Во вторых , если вам становится лучше в компании г жи Ахматовой, которая была сама невинность, заявляя, "Культура женщины определяется количеством ее любовников", побывала в постели достаточно большой группы особей мужества пола, в тч в койке Модильяни (сама писала) и, по некоторым данным, в койке самого амператора ники2 https://www.bibliotekar.ru/gumilev-lev/67.htm, то о чем тогда вести речь?

Что касается вересаева, то у меня таки тот же вопрос- он за что держался - за канделябр или за ноги?

Учите таки матчасть
№75 Петровна 16 ноября 2015 14:37
+2
Другое дело, что точно я не могу утверждать,

Источник: https://politikus.ru/articles/63007-neobrazovanschina.html
Politikus.ru

Но поспорила бы.
№76 Igorevna 16 ноября 2015 14:41
+7
Вот выпила водички, теперь могу говорить. Натали вышла замуж за Ланского спустя 7 (!) лет после гибели Пушкина, хотя сам поэт на смертном одре завещал ей вдовствовать 2 года и благословил на следующий брак: "Поезжай в деревню. Носи по мне траур два года, а потом выходи замуж, но только за порядочного человека" (свидетельство Жуковского). Ланской - российский дворянин без примеси французской крови. Дать детям фамилию отчима Наталия Николаевна не могла никак, так как тогда отсутствовал институт усыновления и дети просто не могли носить другую фамилию, только родного отца. Ланской воспитывал детей Пушкина как родных, после смерти жены взял на себя заботу о детях дочери Пушкина Наталии фон Меренберг.
После смерти Пушкина остались огромные долги, которые оплатил Николай 1 из личных средств. Но... Это обычная практика того времени заботится о семье безвременно умершего придворного, да ещё и которого при жизни объявили "солнцем русской поэзии".
Не пишите больше ерунды
№77 Daryana 16 ноября 2015 15:16
+5
Первоначально Зимний дворец освещался свечами. С 1861 года - газовыми светильниками. К 1888 году была построена внутренняя электростанция и освещение стало электрическим (4888 ламп накаливания и 10 ламп Яблочкова при праздничном освещении, 520 тонн угля в год уходило). После 1918 года Зимний дворец подключили к городской электросети.

Отсюда делаем вывод, что во времена правления Екатерины Второй (1762-1796) Зимний дворец освещался свечами. Кстати, современное здание (пятое по счету) Зимнего дворца построено как раз к 1762 году (архитектор Растрелли).
Зимний дворец
№78 Андрей Владимиров 16 ноября 2015 13:49
+3
Замечательная статья и очень актуальная. Этой "необразованщины" ныне везде хоть пруд пруди. А как с ней бороться? Вот ведь в чем проблема...
№79 Некрасова_Вера 16 ноября 2015 13:52
+19
Да что там фильмы про эпоху русских царей, когда не могут соответствовать даже тому, что было 30-40-50 лет назад. Как-то начала смотреть фильм по ТВ, сюжет из советского прошлого, и как любят - размазано на несколько поколений, а как жа??? Сначала вроде ничего, но когда на экране пошли 80-е, а герои и героини щеголяют в нарядах ближе к 60-м, и пуще того, в 80-е показывают, что народ трепещет от одного упоминания КГБ, ну это просто финиш! 80-е - годы моей молодости, я их помню не просто хорошо, а отлично! А уж совсем не обращает внимания снимающая братия на речь своих героев, вот и слышишь, как в военной картине герой вдруг произносит фразы и словечки типа "ты достал!" и подобные (некогда сейчас вспоминать, но таких ляпов удручающе много, практически в каждой исторической картине), которые ну никак не могли присутствовать в речи, т.к. их появление относится к сленгу определенных временных отрезков. Так что автор актуален!!! applodisment
№80 bad1dab 16 ноября 2015 13:55
+6
История - это фундамент. Если фундамент крепок (знания истории достаточны), то можно заниматься логической игрой ума, потребляя романы в стиле альтернативной истории или же художественных исторических книг, которые даже историк по профессии (а по совместительству и призванию - писатель-фантаст) Кир Булычев называл фантастикой.
Если же фундамента нет, то при потреблении различной "альтернативщины" происходит каша в голове и душевные терзания.
№81 kursk-444 16 ноября 2015 17:54
0
Статья как раз о том, что душевных терзаний то, увы, нет ...
sad
№82 Uzh0sss 16 ноября 2015 14:04
+1
Намешанность аргументов списываю на излишнюю эмоциональность автора, как я понимаю, искусствоведа или культуролога. В целом - увы... увы... увы.
№83 Бусыпсаки 16 ноября 2015 14:30
+6
Давно ждал статьи с подобным анализом. Достали все эти недонеточности в книгах, фильмах, кино. Сплошь и рядом-дилетантизм, в надежде- "пипл схавает". Достало!
№84 a.ustinov57 16 ноября 2015 14:38
+4
увы ,увы...автор показал лишь верхушку айсберга....то ,что сейчас происходит с образованием (если таковое можно назвать образованием) даст свои плоды через несколько лет ,касательно каждого из нас...
и на "Алихановых" мы еще будем молиться ,как на "светочей" ,так же как сейчас мы почитаем осколки советской культуры ,потому как грядет агрессивный дебилизм ,ломая историю ,традиции ,обычаи ...
вы только приглядитесь ,ЧТО именно вкладывают в наших детей и внуков в "образовательном" процессе ???
во ЧТО превращаются школы ???
№85 Yasna 16 ноября 2015 14:42
+2
А мне еще интересно следущее:
- мать принцессы Фике говорит на каком языке с придворными Елизаветы - в фильме - на русском, а знала ли его герцогиня Ангальт Цербстская?
- Екатерина II до конца своей жизни говорила с немецким акцентом (Его великолепно передала в фильме Царская охота Светлана Крючкова, игравшая Екатерину II) - в фильме Великая Екатерина II говорит без акцента вообще. Акцент в РУССКОМ из уст Фике звучит только в начальные моменты фильма - а владела ли она к тому моменту русским языком вообще?
№86 The High Priestess 16 ноября 2015 15:28
0
Нет, язык учила уже в России.
№87 Yasna 16 ноября 2015 17:40
+1
Ну так вот и еще целых Два ляпа...
№88 Yasna 16 ноября 2015 14:46
+2
Цитата: Селянка
А вообще, и по поводу Натали я бы поспорила. Учитывая, что не прошло и полгода, как она вышла замуж за Ланского (на минуточку, двоюродного брата Дантеса), дала детям фамилию нового мужа (лишь позже детям вернули фамилию Пушкина), и что семья находилась под плотным патронатом царя.... Версия имеет место быть, на мой взгляд. Другое дело, что точно я не могу утверждать, т.к. документов (личных писем и проч.) плотно не изучала. одним словом, автор упивается своим знанием в определенной сфере, а покажи ему двигатель комбайна - сделает круглые глаза, мол, а зачем ЭТО грамотному человеку...


Вы в своем уме или белены объелись???!!!

Пушкин, умирая в 1837 году (напишу специально для вас, завещал ей хранить траур по его смерти ДВА года - это вам каждый экскурсовод говорит при посещении музея набережная Мойки 12), а она вышла замуж за Ланского в 1944 году - т.е. через СЕМЬ лет.

Про родство с Дантесом это вАще из серии - видимо слышим звон... Замуж за самого ДАНТЕСА в 1837 году вышла родная СЕСТРА Натальи - ЕКАТЕРИНА Гончарова..

Прежде чем кукарекать - слезьте с колен комбайнера - учите матчасть.
№89 alexfirst 16 ноября 2015 16:16
+1
в 1844 а так все верно плюсую...
№90 Yasna 16 ноября 2015 17:40
0
ну да, есс=но в 1844... skalka
№91 Селянка 16 ноября 2015 16:28
-1
Надеюсь, вы получили удовольствие? Только хлебушек Вы по прежнему кушаете тот, который добывает так неуважаемый Вами комбайнер... И когда вдруг станете голодать, расскажите ему о Ваших знаниях, может накормит.
№92 Yasna 16 ноября 2015 17:39
+1
Претензии не к комбайнеру, а к вам - Селянка - отойдете от деревенского менталитета - не носите сплетни по сети - вляпаетесь. Да и интеллект лучше бы приподнять от уровня койки хотя бы чуть чуть повыше.
№93 Н.Желудов 16 ноября 2015 15:54
+1
полностью согласен с автором!....противно смотреть уже телевизор из за этой лапши на уши...
№94 The High Priestess 16 ноября 2015 21:41
-3
Так что там с ангелом? Питерцы-то молчат!
№95 dracula 16 ноября 2015 17:03
0
Да.согласен.на все сто.
----------
Я не последняя скотина.За мной же кто-то занимал!
№96 скептик183 16 ноября 2015 18:25
0
Статья хороша. А телек тоже не смотрим много лет, кроме новостей (хотя, зачастую это тоже уже чей-то взгляд и подача). ТВ-жирная зловонная помойка, особенно пельменное пойло и почти все остальное. Последняя капля, переполняющая наше терпение –перекрытие (торрентов)кислорода, интеллектуального развития без помощи телевертухаев.
№97 holyoleg 16 ноября 2015 19:48
0
№98 konkar 16 ноября 2015 21:53
+3
1.Вот только откуда уверенность, что 100 000 лет назад юго-западные отроги Башкирского взгорья выглядели как на современных картах Генштаба?
2.Какое отношение эта информация имеет к обсуждаемой статье?
№99 kasak70 17 ноября 2015 12:06
0
Все правильно.Только что,в Европе в Средние века шибко мылись?И при чем тут Стругацкие?Есть много разных источников.У Зюскинда в "Парфюмере"-"Король вонял как дикий зверь,королева воняла как старая коза..."И документальные источники существуют,или о блохоловках на платьях придворных дам уже в наше время необразованцы придумали,и о пудре,скрывающей на лице следы кожных заболеваний в результате отсутствия элементарных мер гигиены?